Работа с суждением историка
Тренинг по теме «РОССИЯ в период правления Александра II» Работа с хронологией Заполните таблицу.
Работа с персоналиями Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемой
1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.
2. Заполните схему «Народничество».
Работа с картой Найдите на карте: 1) территориальные изменения в Европе после Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса; 2) Молдавию, Валахию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Восточную Румелию; 3) Шипкинский перевал, Плевну, Сан-Стефано, Адрианополь, Батум; 4) территории, утраченные и полученные Россией на Дальнем Востоке в результате договоров с Китаем, Японией и США в 1850-е—1870-е гг.; 5) территориальные приобретения России в Средней Азии; 6) города Коканд, Бухара, Хива, Ташкент.
Работа с понятиями Дайте определение понятий. 1. Уставные грамоты —
2. Мировые посредники —
3. Отрезки —
4. Временнообязанные —
5. Земские собрания —
6. Земские управы —
7. Земские гласные —
8. Курии —
9. Присяжные заседатели —
10. Присяжные поверенные —
11. Вердикт —
12. Прокурор —
13. Мировой суд —
14. Реальное училище —
15. Либерализм —
16. Народничество —
Работа с источниками К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат? 1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример». 2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».
3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством…». 4. Русский мужик – «бунтарь по природе». 5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе».
Работа с суждением историка Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?
«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной. В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность… Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» − его главное опасение».
Проверочный контроль Структура работы На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий. Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр). Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
Какой ряд дат отражает важнейшие реформы в России?
Внешняя политика Александра II характеризуется
Последствие отмены крепостного права в России
Народовольчество характеризуют суждения
В решениях Берлинского конгресса в отличие от Сан-Стефанского мира
Петрункевич и Чичерин – это
И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения
В Средней Азии Россия ликвидировала государство
Земские управы – это
Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена. «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Н.Г. Чернышевский
Обе организации с названием «Земля и воля» объединяло то, что они
Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II
Польское восстание
Генерал Гурко командовал
Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II?
Укажите верный ответ.
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите дату событий, о которых идет речь. «Вопрос о… разделе был поставлен, наконец, ребром и решен утвердительно… По соглашению, ни одна из двух фракций… не должна была пользоваться прежним названием, уже завоевавшим известность и симпатии в революционных кругах; обе стороны оспаривали друг у друга это право, и ни одна не хотела уступить другой всех преимуществ продолжателя и наследника раньше действовавшей организации».
Последствие судебной реформы в России при Александре II
С. Халтурин совершил покушение на императора
Не относится к оппозиционным организациям периода правления Александра II
Часть В Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр. B1. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________ А) денонсация Парижского мира Б) русско-турецкая война В) «Союз трех императоров» Г) сближение России с Наполеоном III B2. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и тем, какие течения общественной мысли они возглавляли. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B3. Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева и назовите фамилию человека, к которому обращается поэт. Да, вы свое сдержали слово, Не двинув пушки, ни рубля, В свои права вступает снова Родная русская земля. И нам завещанное море Опять свободною волной, О кратком позабыв позоре, Лобзает берег свой родной. _________________________ B4. Установите соответствие между общественным деятелем и организацией, к которой он принадлежал. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
B5. Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию автора. «Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное…». ______________________
ЧАСТЬ 3 Прочтите отрывок из письма очевидца событий и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений. «Какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто понять не мог… Сидит Антон в избе … читает без запинки: «Помещичьи земли – горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им – ни прута. Переступит он шаг с своей земли – гони добрым словом. не послушался – секи ему голову, получишь от царя награду» Народу такая воля понравилась». C1. Определите время и место событий. C2. Какое «Положение» упоминается в тексте? C3. Какие последствия имели описанные события?
ОТВЕТЫ Тренинг Работа с хронологией Заполните таблицу.
Работа с персоналиями Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Работа со схемой 1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.
2. Заполните схему «Народничество». 1 – революционные демократы 1850-х—1860-х гг.; 2 – народничество; 3 – революционное народничество; 4 – либеральное народничество; 5 – бунтарское течение (Бакунин); 6 – пропагандистское течение (Лавров); 7 - заговорщическое (Ткачев); 8 – «хождение в народ»; 9 – «Земля и воля», «Черный передел»; 10 – «Народная воля», революционный террор. Работа с картой Работа с понятиями Дайте определение понятий. 1. Уставные грамоты — соглашения между крестьянами и помещиками, на основе которых производился раздел земли. 2. Мировые посредники — посредники из числа дворян для урегулирования земельных споров между крестьянами и помещиками. 3. Отрезки — часть земли, которой крестьяне пользовались до реформы 1861 г., отошедшая к помещикам. 4. Временнообязанные — крестьяне, обязанные нести прежние повинности до перехода на выкуп. 5. Земские собрания — распорядительные органы земского самоуправления, созданные в уездах и губерниях. 6. Земские управы — исполнительные органы земского самоуправления, избиравшиеся земскими собраниями. 7. Земские гласные — депутаты земских собраний. 8. Курии — группы (разряды) избирателей. 9. Присяжные заседатели — выборные представители населения, выносившие в ходе судебного заседания вердикт о виновности. 10. Присяжные поверенные — адвокаты (защитники) в состязательном судебном процессе) 11. Вердикт — решение присяжных (традиционные формулы: виновен; не виновен; виновен, но заслуживает снисхождения). 12. Прокурор — сторона обвинения в состязательном судебном процессе. 13. Мировой суд — суд по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб. (мировой судья разбирал дела единолично). 14. Реальное училище — средние учебные заведения, уделявшие внимание естественно-научной подготовке. 15. Либерализм — идеология, сторонники которой в качестве высшей ценности провозгласили права и свободы человека. 16. Народничество — общественно-политическое движение, сторонники которого считали возможным для России прийти к социализму через крестьянскую общину революционным (революционное народничество) или мирным (либеральное народничество) путем.
Работа с источниками К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат? 1 — пропагандистское; 2 — анархистское (бунтарское); 3 — заговорщическое; 4 — анархистское (бунтарское); 5 — заговорщическое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|