Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с суждением историка

Тренинг по теме

«РОССИЯ в период правления Александра II»

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Введение всеобщей воинской повинности  
2. Вторая «Земля и воля»  
3. Городская реформа  
4. Денонсация Россией Парижского мира  
5. Заявление Александра II о необходимости отменить крепостное право «сверху»  
6. Земская реформа  
7. Начало правления Александра II  
8. Парижский мир  
9. Пекинский и Айгунский договора с Китаем  
10. Первая «Земля и воля»  
11. Подписание Александром II Манифеста об освобождении крестьян (точная дата)  
12. Покушение Д.В. Каракозова на Александра II  
13. Польское восстание  
14. Продажа Аляски  
15. Раскол второй «Земли и воли»  
16. Русско-турецкая война  
17. Сан-Стефанский мир и Берлинский трактат  
18. Судебная реформа  
19. Убийство Александра II  
20. «Хождение в народ»  

 

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
А.М. Горчаков   1.  
В.И. Засулич   1.  
Г.В. Плеханов   1.  
Д.А. Милютин   1.  
Д.В. Каракозов   1.  
Кавелин, Чичерин, Петрункевич    
М.А. Бакунин   1.  
М.Д. Скобелев   1.  
М.Т. Лорис-Меликов   1.
Михайлов, Желябов, Перовская   1.
Н.К. Михайловский   1.  
Осман-паша      
Отто Бисмарк      
П.Л. Лавров   1.  
П.Н. Ткачев   1.  
Рысаков, Гриневицкий   1.  
С.Г. Нечаев   1.  
Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Писарев    

Работа со схемой

1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.

 

2. Заполните схему «Народничество».

 

 

Работа с картой

Найдите на карте:

1) территориальные изменения в Европе после Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса;

2) Молдавию, Валахию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Восточную Румелию;

3) Шипкинский перевал, Плевну, Сан-Стефано, Адрианополь, Батум;

4) территории, утраченные и полученные Россией на Дальнем Востоке в результате договоров с Китаем, Японией и США в 1850-е—1870-е гг.;

5) территориальные приобретения России в Средней Азии;

6) города Коканд, Бухара, Хива, Ташкент.

 

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Уставные грамоты —

 

2. Мировые посредники —

 

3. Отрезки —

 

4. Временнообязанные —

 

5. Земские собрания —

 

6. Земские управы —

 

7. Земские гласные —

 

8. Курии —

 

9. Присяжные заседатели —

 

10. Присяжные поверенные —

 

11. Вердикт —

 

12. Прокурор —

 

13. Мировой суд —

 

14. Реальное училище —

 

15. Либерализм —

 

16. Народничество —

 

Работа с источниками

К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?

1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример».

2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством…».

4. Русский мужик – «бунтарь по природе».

5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе».

 

Работа с суждением историка

Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?

 

«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной.

В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность… Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» − его главное опасение».

 

Проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

 

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1

 

 

Какой ряд дат отражает важнейшие реформы в России?

 

 

  1861 г., 1866 г.
  1864 г., 1874 г.
  1870 г., 1877 г.
  1871 г., 1881 г.

 

A2

 

 

Внешняя политика Александра II характеризуется

  намерением с помощью вооруженного вмешательства не допустить объединения Германии
  поддержкой революционной борьбы против правительств западных стран
  стремлением вернуть выход России к Черному морю
  большими территориальными приобретениями

 

A3

 

 

Последствие отмены крепостного права в России

 

  ускорение экономического развития страны
  быстрое разрушение крестьянской общины
  ликвидация помещичьего землевладения
  упадок русской промышленности

 

A4

 

 

Народовольчество характеризуют суждения

  Участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны
  Террор нужен для дезорганизации правительства
  Крестьянство – не революционная, а консервативная сила
  В России развивается капитализм

 

 

A5

 

 

В решениях Берлинского конгресса в отличие от Сан-Стефанского мира

 

  Россия не получила право строить крепости на Черном море
  Сербия, Черногория и Румыния получили независимость
  была уменьшена территория Болгарии
  создавалась независимая Албания

 

A6

 

 

Петрункевич и Чичерин – это

  революционные демократы 1860-х гг.
  революционные народники
  первомартовцы
  либералы

 

A7

 

 

И революционное, и либеральное народничество характеризуют суждения

 

  Индивидуальный террор необходим для дезорганизации правительства
  Русская буржуазия — враг революции и служанка самодержавия
  Нужен прочный союз крестьянства с рабочими
  Интеллигенция должна «уплатить долг» народу

 

A8

 

 

В Средней Азии Россия ликвидировала государство

 

  Кокандское ханство
  Хивинское ханство
  Бухарский эмират
  Ташкентский эмират

 

A9

 

 

Земские управы – это

 

  распорядительные органы земского самоуправления, избиравшиеся населением
  суды по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб.
  исполнительные органы земского самоуправления
  собрания земских гласных

 

A10

 

 

Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

 

               

 

A11

 

 

Н.Г. Чернышевский

 

  создал подпольную террористическую организацию
  проповедовал свои взгляды в основном через легальную печать
  был казнен по приговору царского суда
  организовал «Хождение в народ»

 

A12

 

 

Обе организации с названием «Земля и воля» объединяло то, что они

 

  действовали в тесном союзе с европейским рабочим движением
  возлагали главную надежду на крестьянскую революцию
  занимались террористической деятельностью
  были раскрыты и уничтожены полицией

 

A13

 

 

Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II

 

  выборность
  независимость
  всесословность
  публичность

 

A14

 

 

Польское восстание

 

  1855-1858 гг.
  1863-1864 гг.
  1874-1875 гг.
  1879-1881 гг.

 

A15

 

 

Генерал Гурко командовал

 

  подавлением Польского восстания
  взятием Ташкента
  обороной Шипки
  осадой Плевны

 

A16

 

 

Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II?

 

А Туркмения
Б Армения
В Камчатка
Г Забайкалье
Д Приморье
Е Батум

 

Укажите верный ответ.

 

  АБД   АДЕ   АВД   ВГЕ

 

 

A17

 

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Вопрос о… разделе был поставлен, наконец, ребром и решен утвердительно… По соглашению, ни одна из двух фракций… не должна была пользоваться прежним названием, уже завоевавшим известность и симпатии в революционных кругах; обе стороны оспаривали друг у друга это право, и ни одна не хотела уступить другой всех преимуществ продолжателя и наследника раньше действовавшей организации».

 

  1862 г.   1876 г.   1879 г.   1881 г.

 

A18

 

 

Последствие судебной реформы в России при Александре II

 

  замена суда присяжных судом народных заседателей
  создание Верховного Суда
  появление прокуратуры
  создание адвокатуры

 

A19

 

 

С. Халтурин совершил покушение на императора

 

  в ходе заграничного путешествия в 1864 г.
  во время прогулки в 1866 г.
  в Зимнем дворце в 1880 г.
  1 марта 1881 года

 

A20

 

 

Не относится к оппозиционным организациям периода правления Александра II

 

  Северный союз русских рабочих
  Южнорусский союз рабочих
  Союз освобождения
  Земский союз

 

 

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события внешней политики России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________

А) денонсация Парижского мира

Б) русско-турецкая война

В) «Союз трех императоров»

Г) сближение России с Наполеоном III

B2. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и тем, какие течения общественной мысли они возглавляли. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Течение
  1. Н.К. Михайловский А. Бунтарское
  2. М.А. Бакунин Б. Заговорщическое
  3. П.Л. Лавров В. Либеральное
  4. К.Д. Кавелин Г. Либеральное народничество
    Д. Пропагандистское

B3. Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева и назовите фамилию человека, к которому обращается поэт.

Да, вы свое сдержали слово,

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

_________________________

B4. Установите соответствие между общественным деятелем и организацией, к которой он принадлежал. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Организация
  1. С.Г. Нечаев А. Первая «Земля и воля»
  2. Г.В. Плеханов Б. Редакция журнала «Современник»
  3. А.Д. Михайлов В. «Черный передел»
  4. Н.А. Добролюбов Г. «Народная расправа»
    Д. «Народная воля»

B5. Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию автора.

«Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное…».

______________________

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из письма очевидца событий и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто понять не мог… Сидит Антон в избе … читает без запинки: «Помещичьи земли – горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им – ни прута. Переступит он шаг с своей земли – гони добрым словом. не послушался – секи ему голову, получишь от царя награду» Народу такая воля понравилась».

C1. Определите время и место событий.

C2. Какое «Положение» упоминается в тексте?

C3. Какие последствия имели описанные события?

 

ОТВЕТЫ

Тренинг

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Введение всеобщей воинской повинности  
2. Вторая «Земля и воля» 1876-1879
3. Городская реформа  
4. Денонсация Россией Парижского мира  
5. Заявление Александра II о необходимости отменить крепостное право «сверху»  
6. Земская реформа  
7. Начало правления Александра II  
8. Парижский мир  
9. Пекинский и Айгунский договора с Китаем 1858, 1860
10. Первая «Земля и воля» 1862-1863
11. Подписание Александром II Манифеста об освобождении крестьян (точная дата) 19 февраля 1861
12. Покушение Д.В. Каракозова на Александра II  
13. Польское восстание 1863-1864
14. Продажа Аляски  
15. Раскол второй «Земли и воли»  
16. Русско-турецкая война 1877-1878
17. Сан-Стефанский мир и Берлинский трактат  
18. Судебная реформа  
19. Убийство Александра II  
20. «Хождение в народ»  

 

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
А.М. Горчаков министр иностранных дел, канцлер 1. Добился денонсации Парижского мира  
В.И. Засулич революционерка-народница 1. Совершила террористический акт, положивший начало народовольческому террору, оправдана судом присяжных
Г.В. Плеханов революционер-народник 1. После раскола «Земли и воли» возглавил «Черный передел»
Д.А. Милютин военный министр 1. Провел военную реформу
Д.В. Каракозов революционер-террорист 1. Совершил покушение на императора в 1866 г.
Кавелин, Чичерин, Петрункевич либералы  
М.А. Бакунин революционер-народник 1. Лидер бунтарского течения в народничестве
М.Д. Скобелев генерал 1. Герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
М.Т. Лорис-Меликов руководитель Верховной распорядительной комиссии с диктаторскими полномочиями 1. Пытался сочетать подавление революционного движения с уступками либералам
Михайлов, Желябов, Перовская революционеры-народовольцы 1. Казнены за организацию убийства императора
Н.К. Михайловский общественный деятель 1. Один из лидеров либеральных народников
Осман-паша руководитель обороны Плевны  
Отто Бисмарк канцлер Германии  
П.Л. Лавров революционер-народник 1. Лидер пропагандистского течения в народничестве
П.Н. Ткачев революционер-народник 1. Лидер заговорщического течения в народничестве
Рысаков, Гриневицкий метальщики бомб в императора 1. Рысаков казнен, Гриневицкий погиб при взрыве
С.Г. Нечаев революционер-народник 1. Отличался крайней революционностью
Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Писарев революционные демократы конца 1850-х – начала 1860-х гг.  

Работа со схемой

1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.

 

2. Заполните схему «Народничество».

1 – революционные демократы 1850-х—1860-х гг.; 2 – народничество; 3 – революционное народничество; 4 – либеральное народничество; 5 – бунтарское течение (Бакунин); 6 – пропагандистское течение (Лавров); 7 - заговорщическое (Ткачев); 8 – «хождение в народ»; 9 – «Земля и воля», «Черный передел»; 10 – «Народная воля», революционный террор.

Работа с картой

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Уставные грамоты — соглашения между крестьянами и помещиками, на основе которых производился раздел земли.

2. Мировые посредники — посредники из числа дворян для урегулирования земельных споров между крестьянами и помещиками.

3. Отрезки — часть земли, которой крестьяне пользовались до реформы 1861 г., отошедшая к помещикам.

4. Временнообязанные — крестьяне, обязанные нести прежние повинности до перехода на выкуп.

5. Земские собрания — распорядительные органы земского самоуправления, созданные в уездах и губерниях.

6. Земские управы — исполнительные органы земского самоуправления, избиравшиеся земскими собраниями.

7. Земские гласные — депутаты земских собраний.

8. Курии — группы (разряды) избирателей.

9. Присяжные заседатели — выборные представители населения, выносившие в ходе судебного заседания вердикт о виновности.

10. Присяжные поверенные — адвокаты (защитники) в состязательном судебном процессе)

11. Вердикт — решение присяжных (традиционные формулы: виновен; не виновен; виновен, но заслуживает снисхождения).

12. Прокурор — сторона обвинения в состязательном судебном процессе.

13. Мировой суд — суд по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб. (мировой судья разбирал дела единолично).

14. Реальное училище — средние учебные заведения, уделявшие внимание естественно-научной подготовке.

15. Либерализм — идеология, сторонники которой в качестве высшей ценности провозгласили права и свободы человека.

16. Народничество — общественно-политическое движение, сторонники которого считали возможным для России прийти к социализму через крестьянскую общину революционным (революционное народничество) или мирным (либеральное народничество) путем.

 

Работа с источниками

К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?

1 — пропагандистское; 2 — анархистское (бунтарское); 3 — заговорщическое; 4 — анархистское (бунтарское); 5 — заговорщическое.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...