Средства и способы учебной деятельности
Практическая Гностическая Рисование, плавание, написание текста рассматривание, слушание, наблюдение Внешняя Внутренняя В процессе учения практическая и гностическая виды деятельности обычно тесно переплетены. Работы многих психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации. Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Благодаря интериоризации, предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки, разъединения вещи замещается действием «в уме» (расчленением вещи на основе ее образа или понятия о ней). Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность. Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете. Обучение – это профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учениками ЗУН________________________________________________________________________________ов. Научение – это процесс и результат приобрет_________________________ения человеком ЗУНов.
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых. Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящ__их в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности». Функции учебной деятельности обучающая развивающая воспитывающая. Т.о. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как на ее субъекта — с целью совершенствования, развития, формирования его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практичес___________________________кой деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
*Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека? 2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры. 3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю? 4. Чем обучение отличается от научения? 5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность? Вопрос 2. Предмет, средства и продукт учебной деятельности Предмет учебной деятельности Предмет - т.е. то, на что направлена деятельность: на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам об________________________________________________________учающийся. Средства и способы учебной деятельности Средства учебной деятельности – это то, с помощью чего она осуществляется: - интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и другие); - вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт; - фоновые знания, т.е. тезаурус обучающегося. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими: - репродуктивные действия, - проблемно-творческие действия, - исследовательско-познавательные действия. Продукт учебной деятельности, ее результат: - знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики; - внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах; Продукт учебной деятельности является частью индивидуального опыта. От его глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание (проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|