Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в условиях среднего профессионального образования

Использование технологии мнемоники

Для освоения учебного материала по математическим дисциплинам

в условиях среднего профессионального образования

 

 

Кудлай Юлия Петровна, преподаватель математических дисциплин

Волгоградского филиала ФГБОУ ИВО

«Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

 

 

Описание: Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» студентов от науки на уровень житейских пониманий, воображения и фантазии. Это позволяет разгружать сложную для запоминания математическую информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Статья предназначена для преподавателей и учителей.

 

Максим Горький однажды сказал: «Помнить - это все равно, что понимать…».

В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на студента. Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове обучающегося на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги.

Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить студенту. А ведь память, являясь фундаментом в системе получения знаний и профессиональных навыков, напрямую влияет на успешность студента, его удовлетворенность образовательными услугами.

Работая десять лет в среднем профессиональном учебном заведении, анализируя свой педагогический опыт, пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности. Моя задача как преподавателя математических дисциплин - организовать успешное освоение содержания учебного предмета. Я уверена, что сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать обучающихся, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов. Считаю себя не только преподавателем, но и творцом, воспринимающим действительность, преломляющим ее в себе, превращая в нечто индивидуально-значимое, общественно-ценное.

Пытаясь найти эффективные приемы развития памяти студента, обратилась к мнемонике. История мнемотехники берет начало с имени древнегреческой богини памяти, матери девяти муз, - Мнемозины. Мыслитель Пифагор использовал имя богини, введя термин «мнемоника» в науку. Первый сохранившийся труд по мнемонике принадлежит Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения обычной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

В материалах Википедии мнемотехника трактуется как «совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)». Есть и другое определение. Мнемотехника - это «система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации».

В современной педагогической литературе имеются материалы по использованию мнемонических приемов, в том числе и на математических дисциплинах.

Применение мною техники мнемоники в образовательной деятельности было подкреплено следующим рассуждением. Известно, что человек в своей жизни зачастую запоминает интересные события. Значит, память студента ориентирована соответственно на позитивный интерес. На учебных занятиях при объяснении новых тем по математике стала использовать жизненные (чувственные в том числе) ассоциации. Ведь для того, чтобы запомнить что-то новое, необходимо соотнести это новое с чем-то знакомым, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактом. При этом активизируется наше воображение. Ассоциации использовала разные: по контрасту, форме, звучанию, дополняющие и даже странные, нелогичные. Они «включались» мною в канву занятия неожиданно, отличаясь новизной сочетаний, неся яркие образы.

Заметила, что применение мнемотехники дало возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» студентов от науки на уровень житейских пониманий, воображения и фантазии. Это позволяло разгружать сложную для запоминания математическую информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Качество знаний по математике (уровень успеваемости) значительно повысилось.

Так, в группе 2 курса (25 человек) за 10 учебных месяцев в 2014/2015 учебном году уменьшилось количество студентов, имеющих отметку «удовлетворительно» по математике, с 19 человек до 7 (на 55%). Увеличилось число студентов, занимающихся на «хорошо», с 4 до 13 человек (на 36%); на «отлично» - с 2 до 5 человек (на 10,4%). (См. рисунок 1).

Рисунок 1

Качество знаний по математике студентов 2 курса.

 

 

При изучении темы «Тригонометрические уравнения» одной из первых ошибок, которую совершают студенты, является сложение аргументов одинаковых тригонометрических функций. И это выглядит так:

 

Решить уравнение: sin5 x + sin x =0.

Решение: sin6x=0,

.

При разборе этого примера студент обычно не может осознать своей ошибки, не может понять, почему так решать нельзя.

В этом случае необходимо, например, вызвать ассоциацию с тем, как один человек несет сумки в обеих руках. Он может освободить себе одну руку, переложив сумку из левой руки в правую. Поясняю так: это его сумки, он как хочет, так их и несет!

А вот два человека, совершенно чужих, идущих рядом и неся по одной сумке, не могут отдать в чужие руки свою сумку.

Объясняя данный случай, преподаватель показывает правильное решение.

 

Решить уравнение: sin5 x + sin x =0.

 

Решение. Преобразовав сумму синусов в произведение, получим

Значит, либо , откуда находим ,

либо cos2 x =0, откуда находим

Для того чтобы правило стало для студента более понятным, легче запомнилось, он должен его самостоятельно открыть для себя, то есть сделать его собственным опытом. И здесь зрительная память приходит на помощь, она эффективней, чем слуховая. Зрительные образы, как мнемонический прием, являются более продуктивными в процессе обучения. Они помогают не только воспринимать и усваивать математические правила неформально, но и привлечь студента к самостоятельному формулированию новых правил.

Зачастую обучающегося, независимо от его психологических особенностей, «пугают» громоздкие логические рассуждения и терминология, а как следствие этого – происходит потеря интереса к занятию и к предмету в целом.

Объясняя значения тригонометрического круга, преподаватель сталкивается с проблемой в объяснении: одна и та же точка имеет несколько значений.

 

 

 

Давая возможность ассоциативной памяти рассмотреть пружину и длину пружины в разных точках (в одной точке под другим ракурсом), студенту приходит к осознанию 3Д –формат изображения.

 

 

 

В курсе «Математика: Алгебра и начала анализа, геометрия» одной из ведущих тем является «Тригонометрия». Все, кто когда-то изучал математику, знают, что достаточно много формул содержится в этой теме. Их сложно запомнить, еще труднее эти формулы правильно применить. При изучении темы «Формулы приведения» учащиеся зачастую затрудняются в запоминании сложного правила. На этом этапе применяю ассоциацию с игрушкой «Ванька-встанька» (прием «неваляшка»).

 

 

Игрушка кивает двумя способами. Сверху – вниз, что соответствует слову «да». Слева – направо, соответствует слову «нет». Как же «неваляшка» может помочь при изучении тригонометрических формул приведения?

 

1800 – находится на оси Ох, «водим» вдоль этой оси и «неваляшка» показывает «нет», т.е. наименование функции менять не нужно.

900 – лежит на оси Оу, «водим» вдоль этой оси головой, и «китайский болванчик» показывает «да», т.е. наименование функции нужно поменять.

 

Опыт показал, что большая часть студентов с легкостью вспоминает мнемоприемы. Использование технологии мнемоники способствует запоминанию студентами нового тематического материала, позволяет экономить время на занятиях повторения и систематизации пройденного. Главное, мнемотехника в педагогике - условие успешности обучающихся.

Невозможно не согласиться с выказыванием Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».

 

 

Использованные литературные источники

 

1. Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. М.: Питер, 2011.

2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. М.: Высшая школа.-2007.

3. Зиганов Марат - МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления Издательство: Школа рационального чтения Серия: Интеллект, эрудиция, карьера, 2000г.

4. Смирнов С.Д.: Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2009

5. Тайны Пифагора или Мастер арифметики. Учебно-методический комплекс, Винница. Издательство «Розвиток», 2014

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...