Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационная структура управления педприятием

Субъекты управления и субъекты управленческого воздействия

Управление в любой системе может быть рассмотрено, как процесс воздействия субъекта (управляющей системы) на объект (управляемую систему) в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом управления, для вышестоящих руководителей.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Такому взаимодействию свойственны следующие процессы:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Такие импульсы называются управленческими командами;

- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием полученных команд.

В числе основных критериев отличающих субъект от объекта рассматриваются статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; очередность или инициатива воздействия; сила и интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию и целедостижению.

Коммуникации и Связь между субъектом управления и субъектом управленческого воздействия

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление.

Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта рычагов воздействия (мотивации) на объект, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды. Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

Основными функциями системы управления являются:

1) функции принятия решений - выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования и оперативного управления. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему связей, которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

Коммуникации

В соответствии с основными функциями современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

- решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;

- удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.).

Исходя из направления потока информации в организации, различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании - рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих).

При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

- источник информации;

- передатчик;

- приемник;

- получатель информации.

Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.

Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.

К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

Выделяют следующие основные при­чины неэффективной коммуникации.

» Недостаточное понимание руководителями важности ком­муникаций.

» Отсутствие у организации обратных связей.

» Неблагоприятный психологический климат в коллективе. К неверному восприятию информации и ее умыш­ленному искажению приводят недоброжелательные отношения между сотрудниками.

» Личностные моменты: предвзятость отдельных ра­ботников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к ин­формации, нарушенное эмоциональное состояние и др.

» Отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т.е. наличие семантических барьеров ком­муникативного взаимопонимания и взаимодействия.

» Большое количество промежуточных звеньев в коммуникативной цепи.

Коммуника­ция в системе управления - официально, юридиче­ски регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ни­ми определенной самостоятельности и индивидуальности.

Руководитель — это центр коммуни­кативного взаимодействия и информационных потоков, который вы­полняет ведущие информационные роли:

• пользователя информации — внешней и внутренней, посту­пающей в организацию;

• распространителя информации — не только через доку­ментооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.);

• предоставителя информации внешним организациям, за­интересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).

Выделяют шесть областей коммуникативного взаимо­действия руководителя с сотрудниками.

1. Прием на работу. Задача — убедить потенциального сотруд­ника в достоинствах работы в данной организации, получить оп­ределенное представление о новом сотруднике.

2. Ориентация. Задача — ознакомить с базовыми целями ор­ганизации, конкретными программами, условиями их выполне­ния, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллек­тивом задач.

3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача — сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в дея­тельность организации.

4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача — представить сотрудникам информа­цию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, при­нимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.

5. Обеспечение дисциплины. Задача — ознакомить сотруд­ников с действующими в организации правилами, инструкция­ми, традициями, контролировать их выполнение.

6. Функционирование. Задача — обеспечить сотрудников не­обходимой служебной информацией, оказывать необходимую ор­ганизационно-методическую поддержку.

Регулирование и координация индивидуальных усилий с по­следующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.

Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.

 

 

Организационная структура управления педприятием

Рассмотрим на примере конкретной организации «Организационную структуру управления» и выявим эффективность работы организации. Стоматология ОАО «СТОМАТОЛОГиЯ» применяет линейно-функциональная структура управления, которая включает в себя специальные подразделения помогающие выполнять задачи организации. То есть линейный руководитель всю полноту власти берет на себя, но при разработке конкретных вопросов и подготовки решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. (рисунок 1).

Директор
Руководитель
Главный врач стоматолог
Старшая медицинская сестра
Старший администратор
Главный бухгалтер

 


Ассистентка стоматолога-ортопеда
Стоматолог -пародонтолог
Стоматолог-ортопед

Администраторы

 


Ассистентки стоматологов
Стоматолог хирург
Стоматолог- ортодонт

 

 

Стоматолог терапевт
Детский стоматолог терапевт

 

 


Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления стоматологической клиники ООО «СТОМАТОЛОГиЯ».

Организационная структурасчитается жёсткой структурой, определяющей каркас всей деятельности учреждения стоматологического профиля. Её суть на этапе достижения поставленной цели заключается в её стабильности. Организационная структура - один из важнейших инструментов управления. С её помощью, в соответствии с задачами стоматология, формируют, во-первых, количество и качество исполнительных структур - составные элементы. Составными элементами являются отделения, диагностические подразделения и другие вспомогательные структуры, на их основе строиться структура системы управления, определяются связи между ними.

Связи выделяются вертикальные или линейные, определяющие отношения подчинения и горизонтальные (функциональные), предназначенные для согласования действия. Они существуют одновременно, что определяется как линейно-функциональные связи.

В организационной структуры стоматологического учреждения между его подразделениями распределяют ресурсы, а между работниками - задачи, обязанности, права и ответственность. При плохой организационной структуре, неадекватности распределения задач и ресурсов, несбалансированности прав, обязанностей и ответственности, при отсутствии надлежащей регламентации деятельности учреждения в целом и его подразделений часто возникают сбои, что существенно снижает эффективность деятельности всего коллектива.

Организационная структура стоматологической клиники «СТОМАТОЛОГиЯ» включает отделения терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии, ортопедической стоматологии.

Она обладает такими преимуществами как:

- можно достичь высокого уровня специализации;

- можно управлять и осуществлять контроль за каждым видом деятельности;

- относительно легче оптимизировать штат функциональных отделов;

- улучшение качества принимаемых решений и сокращение времени этого процесса;

- высшее руководство освобождается от повседневной рутинной работы и имеет больший простор для решения стратегических задач;

- появление уникального средства для подготовки управленческого персонала, которое может способствовать развитию преемственности на высшем уровне;

- появление более четкого представления об уровне прибыли и результатах деятельности фирмы;

- экономический рост путем "расщепления". Маленькие "организмы" имеют большую степень соприкосновения с рынком.

Но существуют также и недостатки:

- потребность в дополнительной координации работы подразделений, связующей их в одно целое;

- может быть снижена эффективность некоторых видов деятельности;

- может быть потерян эффект связи внутри компании, позволяющий ей, собрав все ресурсы, противостоять внешней среде;

- дистанция между центральным аппаратом и оперативными отделами корпорации может увеличиться;

- существует опасность того, что краткосрочные интересы подразделений могут взять верх над долгосрочными;

- могут возникнуть различия во мнениях должностных лиц как в отношении обязанностей, так и в отношении продуктовой и региональной политики.

В организационной структуре стоматологии «СТОМАТОЛОГиЯ» слабо развит аппарат управления. Отсутствуют или имеют недостачи такие отделы:

- финансовый;

- административный;

- отдела кадров;

- связей с общественностью.

Рекомендации стоматологической клиники «СТОМАТОЛОГиЯ»

Для того чтобы приток пациентов рос с каждым месяцем, необходимо открыть отдел маркетинга. Даже довольно зрелая компания со стабильными потребителями нуждается в рекламе, в положительных показателях конкурентно способности.

Большую популярность сейчас приобретают клиники, где присутствует отдел разработок, говоря современным языком инноваций. Этот фактор придает соответствующий статус стоматологиям на рынке.

Всем также известно, что люди посещают стоматологические учреждения не от большого желания. Многих людей охватывает страх и даже паника при виде уютных кресел. Поэтому необходимость присутствия психолога и расслабляющего-релаксирующего кабинета не может быть лишним.

Также стоматология может открыть аптечный киоск, занимающийся распространением и рекламой зубных паст, щёток и нитей, что тоже будет приносить доход.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...