литература. Театр, музыка, кинематограф
литература В центре внимания писателей в 1950-е гг. оказался человек, его духовные ценности, повседневные жизненные коллизии. Научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами были посвящены романы Д. А. Гранина (" Искатели", " Иду на грозу" ). В центре внимания Ю. П. Германа (роман-трилогия " Дело, которому ты служишь", 1957, " Дорогой мой человек", 1961, " Я отвечаю за всё", 1964) - формирование человека высокой идейности и гражданской активности. Появились интересные произведения о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина " Районные будни" и " Записки агронома" Г. Н. Троепольского). В жанре деревенской прозы писали в годы " оттепели" В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин. Произведения молодых писателей (Ю. В. Трифонов, В. В. Липатов) о молодых же современниках сформировали «городскую" прозу. В. Шукшин и В. Белов Продолжала развиваться " лейтенантская" проза. Писатели, прошедшие войну ( Ю. В. Бондарев, К. Д. Воробьев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Г. Я. Бакланов, К. М. Симонов ), переосмысливавшие свой опыт, размышляли о мироощущении человека на войне, о цене победы. В процессе десталинизации в литературе была поднята тема репрессий. Большой резонанс общественности вызвали роман В. Д. Дудинцева " Не хлебом единым", 1956, повесть А. И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича", 1962. 18 ноября 1962 г. журнал " Новый мир" публикует повесть " Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына Росла популярность молодых поэтов: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы, Б. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественского. В своем творчестве они обращались к современникам и современным темам. Большую притягательность в 1960-е гг. имели вечера поэзии в Политехническом музее в Москве. Поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. собрали 14 тыс. человек.
Е. А. Евтушенко Б. А. Ахмадулина А. А. Вознесенский Оживление культурной жизни способствовало появлению новых литературно-художественных журналов: " Юность", " Нева", " Наш современник", " Иностранная литература", " Москва". Журнал " Новый мир" (глав. ред. А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. Именно на его страницах увидели свет произведения Солженицына (" Один день Ивана Денисовича", 1962, " Матренин двор" и " Случай на станции Кречетовка", 1963). Журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом " шестидесятников", органом легальной оппозиции советской власти. Были реабилитированы некоторые деятели культуры 1930-х гг.: И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, в печати появились запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой. Однако " оттепель" в культурной жизни страны имела определенные рамки, установленные властью. Любые проявления инакомыслия уничтожались цензурой. Так произошло с B. C. Гроссманом, автором " Сталинградских очерков" и романа " За правое дело. Рукопись романа " Жизнь и судьба" о трагедии ввергнутого в войну народа в 1960 г. была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки. Из документа (Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства): …Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…
В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат - машинописные или рукописные издания, не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов, и тамиздат - печатавшиеся за границей произведения советских авторов. Роман Б. Л. Пастернака " Доктор Живаго" о судьбе интеллигенции в годы революций и Гражданской войны сначала распространялся в самиздатовских списках. После запрещения публикации романа в журнале " Новый мир" книга была передана за границу, где издана в ноябре 1957 г. в итальянском переводе. В 1958 г. Пастернак получил за роман Нобелевскую премию по литературе. В СССР не без ведома Н. С. Хрущева была организована кампания травли писателя. Его исключили из Союза писателей СССР, потребовали покинуть страну. Пастернак отказался уехать из СССР, но под давлением властей был вынужден отказаться от премии. На даче Пастернаков в день присуждения Нобелевской премии: Е. Ц. и К. И. Чуковские, Б. Л. и З. Н. Пастернаки. Переделкино. 24 октября 1958 " Дело Пастернака" стало сигналом к новому ужесточению цензуры. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы, проявилось еще большее нетерпение к инакомыслию. В 1963 г. на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Хрущев выступил с резкой критикой в адрес поэта А. Вознесенского и предложил ему эмигрировать из страны. Театр, музыка, кинематограф В Москве начали работать новые театры " Современник" под руководством О. Н. Ефремова (1957)и Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова (1964), спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. В театральных постановках молодых коллективов " Современника" и " Таганки" нашли отражение настроения эпохи " шестидесятников": обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция. Театр " Современник" Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли фильмы об обыкновенной судьбе человека на войне: " Летят журавли" (реж. М. К. Калатозов), " Баллада о солдате" (Г. И. Чухрай). " Летят журавли" Калатозова стали единственным советским полнометражным фильмом, получившим в 1958 г. приз " Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля.
Кадр из фильма " Летят журавли" В лучших кинофильмах начала 1960-х гг. поднималась тема поиска жизненного пути молодым поколением: " Я шагаю по Москве" (реж. Г. Н. Данелия), " Застава Ильича" (реж. М. М. Хуциев), " Девять дней одного года" (реж. М. И. Ромм). Многие артисты смогли побывать за границей. В 1959 г. было возобновлено проведение Московского кинофестиваля. После Карибского кризиса усилилось разоблачение " идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Так, неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева " Застава Ильича", один из символов эпохи " оттепели" о молодёжи шестидесятых годов. Из документа (С. Н. Хрущев. Трилогия об отце): Как это случается с сильными натурами, отец, казалось, сам ощущал слабость своей позиции и от этого становился еще резче и непримиримее. Я присутствовал однажды при разговоре о фильме " Застава Ильича" режиссера Марлена Хуциева. Весь стиль, агрессивность этого разбора произвели на меня тягостное впечатление, которое я помню и по сей день. По дороге домой (заседание проходило в Доме приемов на Воробьевском шоссе, мы жили рядом, за забором) я возражал отцу, мне казалось, что ничего антисоветского в фильме нет, более того, он именно советский и одновременно высококачественный. Отец промолчал. На следующий день разбор " Заставы Ильича" продолжился. Взяв слово, отец посетовал, что идеологическая борьба идет в трудных условиях и даже дома он не всегда встречает понимание. - Вчера Сергей, мой сын, убеждал меня, что в своем отношении к этому фильму мы не правы, - заявил отец и, оглядев темноту зала, спросил: -Правильно? Я сидел в задних рядах. Пришлось встать. - Так, верно, фильм хороший, - заикаясь от волнения, произнес я. Это был мой первый опыт участия в столь большом собрании. Однако мое заступничество только подлило масла в огонь, ораторы один за другим клеймили режиссера за идеологическую недозрелость. Фильм пришлось переделать, лучшие куски вырезать, он получил новое название " Нам двадцать лет".
Постепенно я все более убеждался, что отец трагически ошибается, теряет свой авторитет. Однако сделать что-нибудь было далеко не просто. Нужно было выбрать момент, осторожно высказать ему свое мнение, попытаться убедить его во вредности столь безапелляционных суждений. В конце концов он должен понять, что бьет по своим политическим союзникам, по тем, кто поддерживает его дело. С конца 1950-х гг. в советской музыке развивался неофольклоризм. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление " Об исправлении ошибок в оценке опер " Великая дружба", " Богдан Хмельницкий", " От всего сердца". Были сняты идеологические обвинения с композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов: Д. Ф. Ойстраха и М. Л. Ростроповича. Популярностью у советских людей пользовались песни, написанные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов: " Подмосковные вечера" (В. Соловьев-Седой, М. Матусовский) в исполнении В. Трошина и Э. Пьехи, " Если бы парни всей Земли…" (В. Соловьев-Седой, Е. Долматовский), " Зори московские…" (А. Островский, М. Лисянский), " Звенит гитара над рекою…" (Л. Ошанин, А. Новиков) и др. В этот период начинается творческая деятельность композиторов Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Эшпая. Огромной популярностью пользовались произведения Г. Свиридова и песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова. В становлении духовной атмосферы рубежа 1950—60-х гг. важную роль сыграло авторское песенное творчество. Аудиторией Б. Ш. Окуджавы, Н. Н. Матвеевой, Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, А. А. Галича стало молодое поколение " физиков" и " лириков", спорившие о проблемах научно-технического прогресса и гуманистических ценностях.
Б. Окуджава А. Галич
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|