Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинская стерилизация человека




 

Правовое осмысление проблем, связанных с репродукцией человека, традиционно вызывает немалое затруднение. В его основе лежат определенная размытость границ правового регулирования, а также неоднозначная оценка социумом той группы общественных отношений, которые полагаются здесь как предмет правового регулирования.

Исключительная сложность формирования законодательства в сфере репродукции обусловлена также необходимостью создания оптимального баланса между интересами общества в целом и правом личности. При этом сам по себе вопрос возможности присутствия публичной составляющей в правоотношениях в сфере репродукции справедливо вызывает немало дискуссий. Опасность, лежащая в основе расширения публичного компонента в данных отношениях, заключена в том, что теоретические основы регулирования репродукции могут быть сведены лишь к евгенической проблематике, к оценке права на продолжение рода лишь с позиций национального или расового интереса. В свете изложенного наиболее дискуссионным до настоящего времени остается вопрос собственно о возможности лишения лиц права на продолжение рода, а также о добровольном отказе от такого права, т.е. соответственно о принудительной и добровольной стерилизации.

В целом, полагаем, не вызывает сомнения тот факт, что сама по себе физиологическая способность зачать ребенка не тождественна праву зачать или не зачинать ребенка. Вместе с тем границы этой репродуктивной правоспособности в законодательстве и правоприменительной практике представляются достаточно размытыми.

Сравнительно-правовой анализ показывает, что в подавляющем большинстве государств законодательно предусмотрено право дееспособных лиц на добровольную стерилизацию как метод контрацепции. Обязательным условием проведения такой операции, как правило, выступает добровольное информированное согласие пациента. Так, например, согласно ст. L2123-1 Кодекса здравоохранения Франции стерилизация в целях контрацепции может быть проведена только совершеннолетнему лицу, которое выразило свою волю свободно, мотивированно и обдуманно. Сходные требования для проведения добровольной стерилизации установлены в ЮАР Актом о стерилизации 1998 г. №44 и в Швейцарии Федеральным законом об условиях и процедуре проведения стерилизации лица от 17 декабря 2004 г.

При этом свободное и обдуманное решение о проведении стерилизации должно быть независимым. В отдельных случаях доступ к добровольной стерилизации может быть ограничен рядом дополнительных требований к лицу, желающему подвергнуться такой процедуре. Добровольная стерилизация разрешена в Финляндии, однако Законом от 28 июня 2002 г. №564, внесшим изменения в разделы 1 и 4 Закона о стерилизации от 24 апреля 1970 г. №283, установлен ряд дополнительных условий, при которых добровольная стерилизация может быть проведена. К таким условиям законодатель отнес, в частности, опасения, что потомство может страдать серьезными заболеваниями, а также случаи, когда лицо воспринимает себя как представителя другого пола и живет в соответствии с такими представлениями.

Существуют, однако, государства, где к лицу, желающему быть подвергнутым стерилизации, законом не предъявляется специальных требований, а также не устанавливается отдельного возрастного ценза.

В соответствии со ст. 57 <consultantplus://offline/ref=8C8847C8B03DA6A0B938C534A9D3FD49022A829D1DFDEC5240A0DAD9AAF52E3E4120F2BF99D114LEMAP> Закона об охране здоровья граждан медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом <garantF1://10064072.29> порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным. Перечень <garantF1://12066678.1000> медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем следует отметить определенное теоретическое противоречие, имеющее место в данном вопросе. По общему правилу гражданская дееспособность физического лица в полном объеме возникает согласно ст. 21 <consultantplus://offline/ref=8C8847C8B03DA6A0B938C534A9D3FD4902218F9F11FDEC5240A0DAD9AAF52E3E4120F2BF99D212LEM8P> ГК РФ с 18-летнего возраста, а право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (любое без исключения) согласно ст. 54 <consultantplus://offline/ref=8C8847C8B03DA6A0B938C534A9D3FD49022A829D1DFDEC5240A0DAD9AAF52E3E4120F2BF99D21ALEMDP> Закона об охране здоровья граждан - с 15-летнего. Принимая во внимание тот факт, что медицинская стерилизация является медицинским вмешательством, в отношении которой справедливо применение общих положений здравоохранительного законодательства, установление специального правового режима ее осуществления вызывает дискуссии.

Логично заключить, что причиной установления относительно высокого возрастного ценза для стерилизации может быть своеобразное презюмирование законодателем тезиса о необдуманности и незрелости решения о такой процедуре и, следовательно, высокая вероятность его пересмотра в будущем. В известной степени сходные теоретические предпосылки лежат в основе ст. L2123-1 Кодекса здравоохранения Франции, согласно которой между первичной консультацией с получением письменного согласия лица, желающего быть стерилизованным, и самой операцией должно пройти не менее четырех месяцев.

Не вполне ясно также, стоит ли разрешать стерилизацию в тех случаях, когда человек сознательно выбирает бездетность в качестве одного из идеологических составляющих своей жизни (например, движение Child free).

Ввиду изложенного, на наш взгляд, в случае принятия решения о пересмотре положений законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы добровольной стерилизации, концептуальный пересмотр их мог бы коснуться в первую очередь увеличения разумной гибкости норм закона, не ориентированного всецело на высокий возрастной ценз. При этом наиболее важным при наполнении норм закона конкретным содержанием представляется учет демографической обстановки в стране и детальный анализ гендерного поведения населения. Весьма целесообразным видится также установление различных требований к стерилизации мужчин и женщин, а также установление приоритета использования обратимых ее методов.

Говоря о принудительной стерилизации, следует отметить следующее. Началом эры принудительной стерилизации в США принято считать решение Верховного Суда по делу Buck v. Bell (1927), в котором судья Оливер Венделл Холмс, кроме прочего, указал: "Будет лучше для всего мира, если вместо того, чтобы ждать приговоров в отношении дегенеративных отпрысков за их будущие преступления, или позволять им страдать от своего слабоумия, общество может препятствовать в продолжении своего рода тем, кто очевидно не годен для этого". Последствиями указанного решения стало то, что каждый резидент Соединенных Штатов, страдающий душевным заболеванием, задержкой умственного развития или врожденной глухотой (последнее касалось только женщин), должен был быть признан не имеющим права на репродукцию. Кампания по стерилизации достигла своего пика в Калифорнии, где за первые пять лет после указанного решения было стерилизовано около восьми тысяч человек.

Затем последовало принятие законов о стерилизации в Швейцарии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Эстонии, Финляндии, Мексике, Венгрии и других государствах, самым печально-известным из которых стал Закон о предупреждении наследственно больных потомков от 14 июля 1933 г. в Германии.

Несмотря на сложную этическую составляющую, актуальное законодательство большинства государств сохранило институт стерилизации недееспособных граждан. При этом детализация процедуры принятия решения о стерилизации недееспособного гражданина в разных странах достигает различной глубины.

В отличие от большинства государств, действующим федеральным законодательством в России не предусмотрено особых условий недобровольной стерилизации недееспособного лица. Основания недееспособности гражданина, как правило, совпадают или корреспондируют с медицинскими показаниями к стерилизации, давая возможность провести медицинскую стерилизацию согласно ст. 57 <consultantplus://offline/ref=8C8847C8B03DA6A0B938C534A9D3FD49022A829D1DFDEC5240A0DAD9AAF52E3E4120F2BF99D114LEMAP> Закона об охране здоровья граждан вне зависимости от возраста гражданина. Что же касается процедурной стороны, то особого порядка принятия решения о необходимости принудительной стерилизации недееспособного лица в российском федеральном законодательстве не установлено. Единственным процессуальным условием, соблюдение которого необходимо, является получение добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство, которое в соответствии со ст. 57 <consultantplus://offline/ref=8C8847C8B03DA6A0B938C534A9D3FD49022A829D1DFDEC5240A0DAD9AAF52E3E4120F2BF99D114LEMAP> Закона об охране здоровья граждан в отношении граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им соответствующих сведений.

В рамках рассматриваемого вопроса невозможно обойти стороной еще один важный и актуальный аспект рассматриваемых проблем. В последнее время активно обсуждается вопрос о возможности законодательного закрепления принудительной стерилизации дееспособных граждан, совершивших преступления против половой свободы. В частности, предлагается внедрить институт обязательной химической стерилизации насильников, педофилов и других категорий лиц, совершивших преступления против половой свободы. Бесспорен тот факт, что указанные граждане должны нести заслуженное и, несомненно, суровое наказание. Вместе с тем сам вопрос о законодательном закреплении принудительной стерилизации, необходимость которой однозначно исключена быть не может, на наш взгляд, нуждается в детальной и многоплановой проработке.

Следует отметить, что принудительная стерилизация как часть уголовного наказания в историческом аспекте уже имела место. Так, например, Закон штата Оклахома о стерилизации привычных преступников (1935) предполагал стерилизацию за деяние, доходящее до фелонии, включающей моральную развращенность ("amounting to felonies involving moral turpitude"), совершенное три и более раза. Однако в деле Skinner v. Oklahoma Верховный Суд США указал, что исключительное применение стерилизации как наказания по отношению к отдельным преступлениям, без распространения ее на "преступления белых воротничков" (мошенничество, присвоение имущества и др.), противоречит Поправке XIV к Конституции США в части права на равную защиту.

Таким образом, вопрос законодательного регулирования принудительной стерилизации должен быть исключительно детально проработан как в части принудительной стерилизации недееспособных лиц, так и принудительной стерилизации дееспособных, с тем чтобы максимально соблюсти деликатный баланс общественных интересов и права личности на саму себя.

Истории известно немало ошибок и преступлений, связанных с регулированием рождаемости: память о преступлениях врачей нацистской Германии в сфере репродукции, несомненно, еще жива. Говоря об актуальных проблемах, следует особо отметить опубликованный ранее доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае "Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края", одним из наиболее острых мест которого стал отмеченный Уполномоченным факт того, что в Озерском психоневрологическом интернате было принудительно стерилизовано 14 молодых женщин на основании решения администрации указанного лечебного учреждения. Правовая составляющая выводов, к которым пришел Уполномоченный в своем докладе, изложена не вполне последовательно, что, однако, нисколько не ослабляет его общественной значимости, выражающейся прежде всего в демонстрации необходимости детальной проработки законодательства Российской Федерации в части регулирования вопросов медицинской стерилизации недееспособных граждан.

Сравнительно-правовой анализ законодательства о стерилизации показывает, что в целом правовой институт добровольной и принудительной стерилизации в той или иной степени детализации присутствует в большинстве государств. При изучении вопроса о регулировании принудительной стерилизации исключительно важно рассматривать его прежде всего через телеологическую призму, т.е. с учетом того, с какой целью проводится стерилизация.

Кроме того, с нашей точки зрения, требуют также уточнения условия проведения принудительной стерилизации. Среди последних целесообразно установить: невозможность воспрепятствовать зачатию ребенка другими способами контрацепции, окончательность принятия решения о недееспособности гражданина и отсутствие всякой вероятности восстановления его дееспособности, проведение операции по возможности обратимым способом и некоторые другие, носящие более специализированный характер.

Таким образом, вопрос нормативного регулирования репродуктивной правосубъектности лица в законодательстве Российской Федерации нуждается в детальной проработке с целью его комплексного совершенствования с учетом возможности введения института принятия судебного решения о принудительной стерилизации, внедрения дополнительных критериев и условий стерилизации на основании имеющегося зарубежного опыта нормотворчества и социальных особенностей России, а также создания новых организационных механизмов на различных уровнях формирования здравоохранительной политики, направленных на обеспечение прав и законных интересов лиц при проведении медицинских манипуляций, затрагивающих аспекты фертильности человека.

 

2.2 Донорство и трансплантация органов и тканей человека

 

Произошедшие за последнее время значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи потребовали существенного пересмотра законодательства в сфере охраны здоровья.

Принятие нового Закона об охране здоровья граждан заложило фундаментальные основы для функционирования современной системы российского здравоохранения в целом и донорства и трансплантации органов и тканей человека в частности.

Донорство и трансплантация органов и тканей человека регулируются специальным федеральным законом - Законом <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA24927O6X1P> РФ от 22 декабря 1992 г. №4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - Закон о трансплантации), который на протяжении уже 20 лет не подвергался существенным изменениям и требует более тщательной доработки в части регламентации донорства органов и тканей человека как необходимого условия их дальнейшей пересадки.

Помимо федеральных законов, правовой институт донорства и трансплантации содержит ряд подзаконных актов, определяющих Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека), Инструкция <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29139F9B3D8A3FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C9DO8XCP> о выдаче медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека, порядок констатации смерти человека, Перечень <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF1B5DFAAF5FB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9C8FO8X7P> органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечень <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF1B5DFAAF5FB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9D8EO8X4P> учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Трансплантация невозможна без донорства, равно как и донорство бессмысленно без последующей пересадки, поэтому указанные сферы общественных отношений тесно взаимосвязаны и подлежат общему правовому регулированию.

Это нашло воплощение в ст.47 Закона об охране здоровья граждан, которая дала более полную, по сравнению с ранее действовавшими Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF2B2D1A7F7FB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9F8FO8X3P> "Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации"), правовую регламентацию рассматриваемых общественных отношений. Данная статья <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9884O8X6P> Федерального закона содержит некоторые положения, дублирующие нормы действующего Закона <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA24927O6X1P> о трансплантации, а также предусматривает новые, требующие более детального правового регулирования в специальном законе.

Одной из новелл Закона об охране здоровья граждан явилось закрепление требования о необходимости испрошенного согласия родителей на изъятие для трансплантации органов и тканей из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным (ч. 8 ст. 47) <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C998DO8X4P>. Указанное положение противоречит ст. 8 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C9FO8X8P> Закона о трансплантации, закрепляющей презумпцию согласия на изъятие органов и тканей после смерти у любого лица.

Коллизию действующих норм необходимо устранить путем включения в ст. 8 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C9FO8X8P> специального Закона исключения из презумпции согласия, предусмотренного ч. 8 ст. 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C998DO8X4P> общего Закона.

Научно-прикладное значение имеют нормы ст. 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9884O8X6P> Закона об охране здоровья граждан, впервые закрепляющие порядок выражения несогласия на изъятие органов и тканей после смерти.

При разработке указанных положений были учтены рекомендации Конституционного Суда, который в Определении <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913BF6B6D1A5FEA68FEEA24927O6X1P> от 4 декабря 2003 г. №459-О отметил, что в целях соблюдения баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов, вопросы, связанные с реализацией гражданином либо его близкими родственниками или законными представителями права заявить письменно или устно о несогласии на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации, требуют более детальной регламентации (как на законодательном уровне, так и в подзаконных нормативных актах), а механизмы информирования граждан о действующем правовом регулировании - развития и совершенствования.

Часть 6 ст. 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9884O8XCP> Закона об охране здоровья граждан закрепила следующие формы выражения волеизъявления о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки):

) устная форма в присутствии свидетелей;

) письменная форма, заверенная руководителем медицинской организации;

) нотариальная форма.

В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют: супруг (супруга), при отсутствии супруга (супруги) - один из близких родственников: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка.

Информация о наличии волеизъявления о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации вносится в медицинскую документацию гражданина.

Однако подзаконного акта, закрепляющего порядок и форму волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из тела, на сегодня нет.

Отдельного внимания требует рассмотрение вопроса порядка и форм получения согласия (отказа) на определенные виды медицинского вмешательства при осуществлении прижизненного донорства и трансплантации.

В соответствии со ст. 20 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9E88O8X7P> Закона об охране здоровья граждан необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина (или его законного представителя) на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Порядок дачи и формы информированного добровольного согласия донора на изъятие органа и (или) ткани и согласия реципиента на их трансплантацию (порядок и формы отказа) должны быть утверждены для каждого вида медицинского вмешательства.

В действующем законодательстве в сфере донорства и трансплантации остается нерешенной проблема регламентации прижизненного донорства несовершеннолетних.

Единственным исключением из нормы федерального законодательства о необходимости достижения живым донором восемнадцатилетнего возраста является донорство костного мозга.

При этом по правилу ст. 11 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C98O8X8P> Закона о трансплантации донор костного мозга и реципиент могут не находиться в генетической связи, что может повлечь различные злоупотребления, нарушающие права и свободы несовершеннолетних доноров.

Однако действующим специальным законом не закреплен особый механизм донорства несовершеннолетних.

Данный пробел правового регулирования необходимо устранить путем включения в Закон <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA24927O6X1P> о трансплантации норм, регламентирующих правовые условия и ограничения для изъятия костного мозга у несовершеннолетнего, гарантии реализации права самого несовершеннолетнего на участие в принятии решения о донорстве, усложненный порядок получения согласия на изъятие костного мозга у несовершеннолетнего донора.

Очевидным недостатком ст. 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9884O8X6P> Закона об охране здоровья граждан является отсутствие содержащегося в ст. 1 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C9DO8XDP> Закона о трансплантации и соответствующей статье <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF2B2D1A7F7FB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9F8FO8X3P> ранее действующих Основ об охране здоровья граждан 1993 г. запрета купли-продажи и иных коммерческих сделок с органами и тканями человека. Коммерциализация донорства противоречит благородной и гуманной идее донорства - пожертвование органа (ткани) ради спасения жизни человека.

Торговля органами и трансплантационный туризм являются острой международной медико-социальной проблемой, которая должна однозначно и унифицированно решаться во всех странах мира.

Одним из шагов в этом направлении явилось принятие в 2008 г. Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами TTS и ISN, многие положения которой необходимо учесть при разработке российского законодательства в сфере донорства и трансплантации органов и тканей человека.

Закрепление запрета коммерческих сделок с органами и тканями человека и трансплантационного туризма в фундаментальном законе в сфере здравоохранения значительно повысит уровень правовой гарантии соблюдения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, все рассмотренные выше правовые пробелы в сфере донорства и трансплантации, требуют выработки новых подходов к их решению и урегулированию, как на законодательном, так и подзаконном уровне.

Создание единой, непротиворечивой правовой базы, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи методом трансплантации в условиях конфликта интересов донора и реципиента - сложная совместная задача, которую должны решать специалисты в области медицины, биоэтики и права.

 


Заключение

 

Анализ проведенного в рамках настоящей работы исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы.

Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. На современном этапе рыночной экономики медицинская деятельность становится предпринимательской деятельностью, что позволяет отдельным ученым говорить об медицинском праве как подотрасли предпринимательского права. Вместе с тем, в настоящее время медицинское право в современной России формируется и развивается как самостоятельная отрасль права. Медицинское право складывается de facto, оставаясь непризнанным de jure.

Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются: соответствующие положения Конституции <consultantplus://offline/ref=2ECA88A39481295763474537120E1B81EEDA7ED516ECBD5CFFDA66A9BFO> РФ и конституций республик в составе РФ; ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и другие законы РФ; указы и другие нормативные акты Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития РФ; правовые акты субъектов РФ.

В свете вышесказанного необходимо отметить следующее:

. Соотношение Федерального закона <consultantplus://offline/ref=7D1C62DD31B1DF65DF6C36A23D0189DC269C357E7429EF4897C7BE24DFi0t2N> "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и других законов, для которых Закон об охране здоровья граждан является системообъединяющим актом медицинского права. Законодательство о здравоохранении нуждается в совершенствовании, но предполагаемую реформу не нужно подменять количеством принимаемых законов.

. Содержание законов и иных нормативных актов субъектов РФ в сфере здравоохранения. В субъектах РФ принято достаточно много нормативных актов в области здравоохранения. Содержательный анализ отдельных нормативных актов показывает, что на уровне субъекта РФ предпочтительнее развитие законодательства с учетом региональных особенностей, прежде всего, это должна быть разработка территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъекта РФ. Кроме того, заслуживает внимания принятие нормативных актов, касающихся отдельных заболеваний, с учетом специфики региона, обстановки, статистики и прочих факторов.

. Применение судебного прецедента (решений Европейского суда по правам человека) как источника правового регулирования.

. Применение правил о биоэтике как нетрадиционного источника права в медицинской деятельности.

Обоснование медицинского права как комплексной отрасли законодательства способствует формированию единой политики по отношению к источникам правового регулирования здравоохранительных отношений, правилам их применения и их оптимальному содержанию.

Правовые основы отдельных видов медицинской помощи включают в себя множество разнообразных нормативных правовых актов. В рамках настоящего исследования нами были проанализированы правовые основы медицинской стерилизации человека, а также донорства и трансплантации органов и тканей человека.

Правовое осмысление проблем, связанных с репродукцией человека, традиционно вызывает немалое затруднение. В его основе лежат определенная размытость границ правового регулирования, а также неоднозначная оценка социумом той группы общественных отношений, которые полагаются здесь как предмет правового регулирования.

Исключительная сложность формирования законодательства в сфере репродукции обусловлена также необходимостью создания оптимального баланса между интересами общества в целом и правом личности.

В настоящее время вопрос нормативного регулирования репродуктивной правосубъектности лица в законодательстве Российской Федерации нуждается в детальной проработке с целью его комплексного совершенствования с учетом внедрения дополнительных критериев и условий стерилизации на основании имеющегося зарубежного опыта нормотворчества и социальных особенностей России, а также создания новых организационных механизмов на различных уровнях формирования здравоохранительной политики, направленных на обеспечение прав и законных интересов лиц при проведении медицинских манипуляций, затрагивающих аспекты фертильности человека. Среди условий проведения принудительной стерилизации целесообразно установить: невозможность воспрепятствовать зачатию ребенка другими способами контрацепции, окончательность принятия решения о недееспособности гражданина и отсутствие всякой вероятности восстановления его дееспособности, проведение операции по возможности обратимым способом и некоторые другие, носящие более специализированный характер.

Донорство и трансплантация органов и тканей человека регулируются специальным федеральным законом - Законом <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA24927O6X1P> РФ от 22 декабря 1992 г. №4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", который на протяжении уже 20 лет не подвергался существенным изменениям и требует более тщательной доработки в части регламентации донорства органов и тканей человек как необходимого условия их дальнейшей пересадки.

Среди основных пробелов и недостатков правового регулирования данного медицинского вмешательства отметить следующее:

) Часть 8 статьи 47 Закона об охране здоровья граждан закрепляет требование о необходимости испрошенного согласия родителей на изъятие для трансплантации органов и тканей из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным. Указанное положение противоречит ст. 8 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C9FO8X8P> Закона о трансплантации, закрепляющей презумпцию согласия на изъятие органов и тканей после смерти у любого лица. Коллизию действующих норм необходимо устранить путем включения в ст. 8 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA2492761F852DE5344871B5E2C9FO8X8P> специального Закона исключения из презумпции согласия, предусмотренного ч. 8 ст. 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C998DO8X4P> общего Закона.

) Необходимо принять подзаконный акт, закрепляющий порядок и форму волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из тела, который в настоящее время в России отсутствует.

) Действующим специальным законом не закреплен особый механизм донорства несовершеннолетних. Данный пробел правового регулирования необходимо устранить путем включения в Закон <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B29138F2B9DCA2FEA68FEEA24927O6X1P> о трансплантации норм, регламентирующих правовые условия и ограничения для изъятия костного мозга у несовершеннолетнего, гарантии реализации права самого несовершеннолетнего на участие в принятии решения о донорстве, усложненный порядок получения согласия на изъятие костного мозга у несовершеннолетнего донора.

) Дополнить стать 47 <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B1DEA6FDFB85E6FB452566F70DC9540D8B1A5E2C9884O8X6P> Закона об охране здоровья граждан запрета купли-продажи и иных коммерческих сделок с органами и тканями человека, что послужит дополнительной правовой гарантии соблюдения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, все рассмотренные выше правовые пробелы в сфере донорства и трансплантации, требуют выработки новых подходов к их решению и урегулированию, как на законодательном, так и подзаконном уровне. Создание единой, непротиворечивой правовой базы, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи методом трансплантации в условиях конфликта интересов донора и реципиента - сложная совместная задача, которую должны решать специалисты в области медицины, биоэтики и права.


Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

.   Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 (с изм. на от 30.12.2008) // Российская газета.- 1993. №197.

.   Всеобщая декларация прав человека (1948) // Российская. газета.- 1995.- № 67.

3. Конвенция <consultantplus://offline/ref=7D1C62DD31B1DF65DF6C36A23D0189DC249F367A732AB2429F9EB226iDt8N> о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ.- 1998.- №20.- ст. 2143.

.   Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30.11.1994 №51-Ф3 (с изм. на 21.12.2013) // СЗ РФ.- 1994.- №32.- ст. 3301.

.   Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2012.- №30.- ст. 4176.

.   Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2011.- №48.- ст. 6724.

.   Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2010.- №49.- ст. 6422.

.   Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. на 02.07.2013) // СЗ РФ.- 1996.- №3.- ст. 145.

.   Закон РФ от 22.12.1992 №4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изм. на 29.11.2007) // ВСНД РФ и ВС РФ.- 1993.- №2.- ст. 62.

.   Указ Президента РФ от 07.05.2012 №598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" // СЗ РФ.- 2012.- №19.- ст. 2335.

.   Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (с изм. на 15.04.2013) // СЗ РФ.- 2012.- №17.- ст. 1965.

.   Постановление <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913EF3B5DEA0F1FB85E6FB452566OFX7P> Правительства РФ от 20.09.2012 №950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека" // СЗ РФ.- 2012.- №39.- ст. 5289.

.   Приказ Минздрава России от 31.10.2012 №567н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)" // Российская газета.- Спецвыпуск.- 2013.- №78/1.

.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.05.2007 №358 "О медицинском заключении о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека" // СПС "Консультант-плюс".

.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 25.05.2007 №357/40 "Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека" // СПС "Консультант-плюс".

Судебная практика

16. Определение <consultantplus://offline/ref=7E60DEB59729B71731B144EE29E0B2913BF6B6D1A5FEA68FEEA24927O6X1P> Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 №459-О // СПС "Консультант-плюс".

Научная и иная литература

.   Белов В.А. Правовые проблемы развития медицинского права в России / В.А.Белов // Материалы международной конференции РУДН: Сборник.- М.: Изд-во РУДН, 2003.- С.55-73.

.   Гиппократ. Избранные труды / Пер. В.И. Руднева.- М.: Сварог, 1994.- 736с.

.   Иванюшкин А.Ю. От этики Гиппократа к биоэтике / А.Ю. Иванюшкин // Медицинское право и этика.- 2004.- №1.- С.47-60.

.   Капица С.П. Медицина XXI века: этические проблемы / С.П. Капица, Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение.- 2005.- №3.- С. 75-79.

.   Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Социология права / Д.А. Керимов.- М.: Современный гуманитарный университет, 2001.- Т. 1.- 265с.

.   Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В.А. Лаптев // Медицинское право.- 2013.- №3.- С. 15-18.

.   Малеина М.Н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...