I. Развитие аналитических техник
Стр 1 из 12Следующая ⇒ PHISICAL DYNAMICS OF CHARACTER STRUCTURE
Александр Лоуэн ФИЗИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРА
_________________________________________
Перевод с английского Е.В.Поле под ред.А.М.Боковикова, М.: Издательская фирма “Компания Пани”, 1996. -320с., илл.
ISBN 5-89338-001-0 (рус.) ISBN 0-02-073310-2 (англ.)
__________________
Содержание:
К читателю Предисловие
Часть первая
I Развитие аналитических техник II Соматический аспект психологии Я III Принцип удовольствия IV Принцип реальности V Биоэнергетическая концепция влечений VI Биоэнергетические принципы аналитической терапии VII Анализ характера VIII Формирование и структура характера
Часть вторая
IX Оральный характер X Мазохистский характер-1 XI Мазохистский характер-2 XII Истерический характер-1 XIII Истерический характер-2 XIV Фаллически-нарциссический характер XV Пассивно-женственный характер XVI Шизофренический характер XVII Шизоидный характер __________________
К ЧИТАТЕЛЮ
Жанр книги «Физическая динамика структуры характера» ее автор, известный американский психиатр, практикующий аналитик и телесно-ориентированный психотерапевт Александр Лоуэн определяет как биоэнергетический анализ. Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда, в частности на его положение, что «Я есть прежде всего выражение телесного Я», и вегетотерапию Вильгельма Райха, Лоуэн формулирует основные биоэнергетические принципы аналитической терапии, устанавливает связи и их закономерности между строением тела и особенностями личностных проявлений. Данные связи и определяют так называемую структуру характера. Вводя данное понятие, Вильгельм Райх рассматривал последнюю как своеобразную кристаллизацию (материализацию, воплощение) основных проблем и личностных особенностей человека. Энергетический аспект как особого рода реальность является основным в биоэнергетике, на что, собственно, и указывает само название - биоэнергетика. Та или иная структура характера в виде так называемого панциря характера (термин В. Райха специфицирует энергетические потоки внутри человеческого тела. В результате образуются паттерны поведения, характера, «мышечный панцирь» -места возникновения энергетических и мышечных блоков и зажимов. Таким образом, вся терапевтическая и энергетическая работа в биоэнергетике состоит из выяснения причин, приводящих к формированию конкретной структуры характера, и из body-work, работы с телом. Следует отметить, что выделенные Лоуэном характеры - крайние типы. Бессмысленно, ошибочно, а для ряда психотерапевтических ситуаций и опасно «втискивать» в эти прокрустовы ложа представления о себе и других. Гораздо более верным и продуктивным будет, уяснив логику, лежащую в основе образования данных структур (этой цели служат первые главы данной книги), и располагая достаточной и достоверной информацией о себе или другом, попытаться описать собственный характер или характер другого, то есть построить своеобразный «смешанный тип».
Говоря о работе с телом, необходимо иметь в виду, что биоэнергетический анализ Лоуэна-это законченная, в течение ряда лет тщательно отработанная и проверенная система. Описываемые в книге принципы и приемы работы с телом еще не есть практическое руководство по биоэнергетике. Следует учесть и очень специфичное в нашей культуре отношение к телу.
Биоэнергетическая работа столь же эффективна, сколь и жестка. Часто возникающая ошибка в группах биоэнергетики, которые проводились у нас в стране под руководством опытных иностранных специалистов, - это старание участников выстрадать и вытерпеть эту работу. Главная же задача в действительности состоит в обратном: максимально приблизиться к себе, своим возможностям и проблемам, отказаться от «российского паттерна» терпения и страдания и, оставаясь в контакте с самим собой, преодолеть себя (ср. гурджиевское «сверхусилие»). Только в этом можно найти объяснение и оправдание той кажущейся жесткости, расцениваемой подчас как жестокость, которая содержится в биоэнергетической работе.
На мой взгляд, благодаря книге Александра Лоуэна «Физическая динамика структуры характера» открывается наиболее эффективный и короткий путь в область биоэнергетического анализа и всей телесно-ориентированной терапии, тем более что сам термин «биоэнергетика» уже имеет особое звучание в нашей стране, не связанное с лоуэновским. Напомним, что биоэнергетика, по Лоуэну, - это «путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов».
В. Баскаков,
координатор Международной программы «Культура тела»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экспрессивные движения лица и тела... прежде всего служат коммуникации между матерью и ее дитем... Экспрессивные движения придают живость и энергию нашим словам. Они выдают мысли и на- мерения других гораздо правдивее, чем это делают слова, которые бывают лживы... Свободная экспрес- сия внешних проявлений эмоции усиливает ее. С другой стороны, подавление, насколько это возмож- но, всех внешних проявлений ослабляет наши эмо- ции, Кто дает дорогу проявлениям ярости, усилива- ет свой гнев; кто не контролирует проявления стра- ха, испытывает еще больший страх; а кто остается пассивным, когда переполнен горем, упускает свой лучший шанс вновь обрести эластичность ума.
Чарльз Дарвин, 1872 Выражение эмоций у человека и животных
Сегодня мы являемся свидетелями атаки на психоанализ со стороны психиатров и других специалистов, не отрицающих его основные прин- ципы. Критицизм проистекает скорее из разочарования результатами пси- хоаналитической терапии. Даже если оставить в стороне серьезные про- блемы, связанные со стоимостью, временем и доставляемыми неудобства-
ми, желанные изменения личности, чувств и поведения больного зачастую не достигаются. Многим пациентам, правда, помогли; некоторым стало лучше. Однако число пациентов, годами подвергающихся анализу или ко- чующих от одного аналитика к другому без каких-либо заметных изме- нений в своем недуге, своей неудовлетворенности или в своих реальных проблемах, внушает тревогу.
Буквально на днях я консультировал молодую женщину, которая в течение четырех лет посещала аналитика и более года подвергалась дру- гой форме терапии. Ее комментарий по поводу полученного опыта явля- ется типичным: «То, с чем я пришла, фактически не изменилось. Мне всегда казалось, что я могу чувствовать гораздо больше, чем чувствовала на самом деле. Хотя анализ помог мне понять многие вещи, я не стала чувствовать больше. Этим я была разочарована».
Реакция психиатров-аналитиков на эту ситуацию неоднозначна. Одни предлагают усовершенствованные формулировки, тогда как другие про- сто полагаются на здравый смысл. К сожалению, ни один из этих подходов не дает решения проблемы. Никто не вправе обвинить Фрейда, что великие открытия, которые он дал миру, оказались относительно неэф- фективными для преодоления тяжелых эмоциональных расстройств, от которых страдают многие люди. Сам Фрейд таких обещаний не давал. Он знал ограничения своей техники.
Ситуация, в которой находится сегодня психоанализ, ничем не отли- чается от ситуации, в которой оказывается любая другая молодая меди- цинская дисциплина. Можно ли сравнивать результаты, достигнутые в кабинете врача теперь, с теми, что были сто лет назад? Прогресс есть результат изменения техник, лучшего понимания проблем и лучших на- выков. Если современный психоанализ обвиняют в нынешней ситуации, то только за его нежелание менять свои традиционные процедуры,
В истории психоанализа были экспериментаторы и теоретики. Если большинство посвятило себя развитию теории, то некоторые, прежде всего
Шандор Ференци и Вильгельм Райх, внесли существенные изменения в технические процедуры. Своей «активной техникой» или «анализом сни- зу» Ференци пытался подступиться к сложным проблемам характера, которые в то время не поддавались психоаналитическому методу. Вклад Райха более полно мы обсудим в дальнейшем.
Проблема, с которой сталкивается психоанализ, проистекает из того факта, что аналитик имеет дело с телесными ощущениями и чувствами на вербальном и психическом уровне; что касается предмета анализа, то им являются чувства и поведение индивида. Его мысли, фантазии и мечты исследуются исключительно с целью понять чувства и изменить поведение. Разве мы не можем представить себе, что существуют и другие способы и средства повлиять на чувства и поступки? В 1899 году в письме Флиссу Фрейд проявил свой неизменный интерес к этому вопросу: «Время от времени я отчетливо представляю себе вторую часть лечебного метода-провокацию чувств и мыслей пациента, как будто это совершенно необходимо».
Фрейду не удалось изобрести метод лечения, который бы воплотил его идею. Эту неудачу можно приписать сложности взаимоотношений меж- ду душой и телом. До тех пор пока концепция дуализма души и тела оказывает влияние на мышление, эта трудность непреодолима. Можно предположить, что Фрейд всю свою жизнь бился над этой проблемой. В этой борьбе возникли четкие формулировки, составляющие психологию Я. Но та же проблема стоит перед нынешними аналитиками столь же остро, как она стояла перед Фрейдом.
Я не намереваюсь в этом кратком предисловии предложить ответ на этот громадный вопрос. Скорее я бы хотел пояснить тезис, который ле- жит в основе данного исследования и указывает путь для решения этой проблемы. Аналитики сознают идентичность многих соматических про- цессов с психологическими феноменами. В области психосоматической медицины полно таких примеров. В результате возникла идея, что живой организм выражает себя в движении гораздо яснее, чем в словах. Но не только в движении! В позе, осанке, мимике и жестах организм говорит языком, который предвосхищает и превосходит его вербальное выраже- ние. Более того, имеется множество специальных исследований, в кото- рых показана связь между структурой тела и эмоциональными установ- ками. Тело может быть столь же ценным объектом аналитической тех- ники, как сновидения, обмолвки и свободные ассоциации.
Если структура тела и темперамент взаимосвязаны, как это может установить всякий, кто изучает человеческую природу, вопрос тогда явля-
ется следующим; можно ли изменить характер индивида, не изменяя структуру тела и его функциональную подвижность? Или наоборот: если можно изменить структуру тела и улучшить его подвижность, нельзя ли этим добиться необходимых для пациента изменений темперамента?
В своей эмоциональной экспрессии индивид представляет собой еди- ное целое. Не разум злится, и не тело борется. Это индивид выражает себя. Поэтому мы изучаем, как конкретный индивид выражает себя, каков спектр его эмоций и в чем его ограничения. Это исследование подвиж- ности организма вследствие эмоционального переживания основано на способности «выдвигаться».
Здесь находится ключ к пониманию относительной неудачи психоана- лиза. Он сравнительно мало помогает понять, почему человек ведет себя. именно так, а не иначе. Человек, который боится войти в воду, может прекрасно знать, что с ним ничего не случится. Мы должны понять и научить преодолевать страх движения.
Если детерминанты личности и характера структурированы физичес- ки, не должны ли терапевтические устремления равным образом быть ориентированы и на тело? Знание есть прелюдия действия. Чтобы быть более эффективной, аналитическая терапия должна способствовать как осознанию, так и действию в терапевтической ситуации. Принципы тео- рии и техники, используемые в рамках этого нового подхода, образуют то, что мы называем биоэнергетическим анализом и терапией.
Одним из тех, кому принадлежит особая заслуга в расширении рамок аналитической техники, был Вильгельм Райх, который ввел в анализ изуче- ние физической экспрессии и активности пациента. Многие, возможно, не согласны с поздними работами Райха, но его разработки являются важным вкладом в психиатрию. Многочисленными ссылками на его идеи в этой книге я выражаю свою признательность Вильгельму Райху, который был моим учи- телем. С другой стороны, биоэнергетическая терапия появилась независимо от Райха и его последователей и отличается от теорий и техник Райха во многих важных аспектах - некоторые из них изложены в этой книге.
Пожалуй, будет интересно указать различия между биоэнергетической терапией и традиционными психоаналитическими техниками. Во-первых и прежде всего, исследование пациента является целостным. В биоэнер- гетической терапии врач анализирует не только психологическую проблему пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении пациента. Во-вторых, все техники ориентированы на высвобождение физического напряжения, которое проявляется в хронически контракти- рованных и спастичных мышцах. В-третьих, отношения между терапев- том и пациентом в сравнении с психоанализом имеют еще одно измере- ние. Поскольку помимо анализа на вербальном уровне проводится рабо- та и на физическом, возникающая в результате активность вовлекает аналитика гораздо глубже, чем это делают традиционные техники.
Чем же являются в такой ситуации перенос и контрперенос? Они являются мостом, по которому мысли и чувства от одного человека пере- ходят к другому. В биоэнергетической терапии благодаря физическому контакту перенос и контрперенос сфокусированы более строго. Это, од- нако, требует от аналитика умения справляться с возникающим эмоцио- нальным напряжением. Если эта способность отсутствует, аналитик не готов к выполнению своей задачи. Только будучи скромным и честным, можно осмелиться встретиться лицом к лицу с великими источниками чувства, которые находятся в сердце человека.
Данная книга не претендует на полное изложение теорий и техник биоэнергетического анализа и терапии. Эта область столь же обширна, как и сам субъект жизни. В качестве введения в тему необходимо устра- нить разрыв между психоанализом и концепцией физического подхода к эмоциональным расстройствам. Дальнейшие исследования ведутся как в теоретическом, так и в практическом аспекте этой работы.
Мне бы хотелось выразить признательность моему ассистенту доктору Джону Пиерракосу, помощь которого в формулировке идей, представлен- ных в этой книге, трудно переоценить, и доктору Джоэлу Шору за его терпеливое и критическое изучение рукописи. Кроме того, я хотел бы по- благодарить членов семинара по динамике структуры характера за советы и критические замечания, которые сделали мои идеи более отточенными. Благодарю также мисс Дору Акчим, любезно согласившуюся напечатать рукопись этой книги.
Александр Лоуэн Нью-Йорк
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I. Развитие аналитических техник
История развития концепций и техник психоанализа-это своеобраз- ный рассказ о неудачах терапии. Такая картина характерна для любой научной деятельности; психиатрия и близкие ей дисциплины не состав- ляют в этом смысле исключения. Движение вперед возможно только тог- да, когда возникает проблема, которую нельзя охватить и решить, используя прежние взгляды и методы.
Именно такая ситуация и положила начало психоанализу. Хорошо известно, что до создания своего знаменитого метода исследования и лечения Фрейд долгое время занимался неврологией и неврологичес- кими заболеваниями. Поворотной точкой его карьеры стала специфи- ческая проблема истерии. Фрейд, возлагавший надежды на «физичес- кие методы лечения, был разочарован результатами практического применения "электротерапии" Эрба». В дальнейшем, как известно, он начал использовать гипноз, а именно «лечение внушением в глубоком гипнозе», с которым познакомился у Льебо и Бернгейма. Позже он пришел к выводу, что его не устраивает как эта система лечения, при которой гипнотизера часто раздражало «сопротивление» пациента вну- шениям, так и другие хорошо ему знакомые терапевтические методы лечения истерии.
В статье «Психический механизм истерии», опубликованной совмест- но с Брейером, Фрейд заложил основу научного исследования феноменов психики. Хотя он по-прежнему пользовался гипнотическим методом, но для направленного внушения применял аналитический подход. Это опи- сано следующим образом: «Гипнотическое состояние вызывает у пациен- та воспоминания, относящиеся к моменту первичного появления симп- тома» (Freud 1893, р. 24).
Гипноз имеет свои ограничения. Во-первых, не каждого пациента можно загипнотизировать. Во-вторых, Фрейда не устраивало ослабление сознания пациента. По мере развития своего метода Фрейд стал рассмат- ривать свободное ассоциирование под гипнозом как путь к бессознатель- ному, а затем дополнил его интерпретацией сновидений - источником знания о бессознательном.
Новые техники позволили в дальнейшем охватить динамику функци- онирования психики. В 1914 году в очерке «Об истории психоаналити- ческого движения» Фрейд писал, что «теория психоанализа -это стрем- ление объяснить два рода явлений, которые отчетливо и неожиданно воз- никают всякий раз, когда предпринимается попытка найти в прошлой жизни пациента истоки невротического симптома. Речь идет о переносе и сопротивлении» (р. 298). Таким образом, психоанализ «начался с но- вой техники, которая обходится без гипноза».
Явления переноса и сопротивления столь значимы для аналитической концепции, что Фрейд заметил: «Психоанализом можно считать всякое исследовательское направление, которое признает оба эти явления и ис- ходит из них, даже если полученные результаты отличаются от моих» (там же, р. 291). Здесь необходимо уточнить определение этих терминов и рассмотреть, как они влияют на терапевтическую ситуацию.
В статье о психотерапии Фрейд характеризовал сопротивление сле- дующим образом: «Раскрытие содержания бессознательного и доведе- ние его до сознания происходят при постоянном сопротивлении па- циента. Этот процесс выведения на свет содержания бессознательного ассоциируется со "страхом", и поэтому пациент снова и снова вытес- няет воспоминания» (Freud 1904b, р. 261). В это время Фрейд рас- сматривал психоанализ как процесс преобразования, в ходе которого терапевт убеждал пациента принять вытесненный материал, преодо- лев сопротивление.
Если рассмотреть характер этого страха, можно заметить, что он вы- ражается как физически, так и психически. В статье «Психоаналитичес- кий метод Фрейда» переживание вытесненного воспоминания описано как чувство «актуального дискомфорта» (Freud 1904а, р. 267). Фрейд за- метил, что пациент испытывал затруднения в том, что его лечение сопро- вождалось беспокойством и проявлением той или иной степени тревож- ности. В работе 1910 года Фрейд говорил, что основу психоаналитическо- го метода лечения составляют два положения. Во-первых, «мы предоставляем пациенту возможность осознать, какой вытесненный ма- териал, вызывающий внутренний конфликт, содержит бессознательное». Во-вторых, «более сильный прием состоит в использовании "переноса"» (р. 286). В дальнейшем мы рассмотрим проблему переноса более под- робно. Интересно отметить, что еще в 1910 году Фрейд считал анализ сопротивления задачей терапии: «Сейчас наша работа непосредственно нацелена на выявление и преодоление сопротивлений» (р. 288). В статье о толковании сновидений он писал: «Самое важное в курсе лечения, что- бы аналитик обязательно знал содержание поверхностного слоя психики пациента в тот момент, когда можно точно понять, какие комплексы и сопротивления активизированы и какая сознательная реакция на них будет определять его поведение» (Фрейд 1912b, р. 306).
Несмотря на то что до полного понимания природы сопротивления далеко, перейдем к рассмотрению проблемы переноса, чтобы увидеть, что перенос и сопротивление-это два аспекта одной функции. В работе «О динамике переноса» Фрейд отталкивался от основного предположения, возникшего в результате его многолетнего аналитического опыта: «Каж- дый человек обретает... особую индивидуальность в проявлении способ- ности любить, то есть в создании форм проявления любви, в удовлетворе- нии любовных побуждений и в достижении целей, связанных с ней» (Фрейд 1912а, р. 312). В аналитической терапии перенос на терапевта эксцесси- вен, «он осуществляется не только через осознанные мысли и ожидания пациента, но и через вытесненный, или бессознательный, материал». Кроме того, в ходе анализа «перенос вызывает сильнейшее сопротивление лече- нию» (там же, р. 314). Пытаясь найти решение этой проблемы, Фрейд сформулировал понятие динамики переноса.
Фрейд различал два аспекта переноса; позитивный и негативный, от- деляя таким образом «перенос любовных чувств от переноса враждебно- сти» (там же, р. 319). Позитивный аспект позволил увидеть, что наряду с сознаваемой частью здесь присутствует бессознательный элемент, корни которого уходят в сексуальную потребность. Затем стало ясно, что сопротивление определяется негативным аспектом и бессознательным сексуальным компонентом позитивного переноса. Сознаваемый элемент позитивного переноса стал инструментом терапевтического внушения. Все это так, но что же вызывает негативный перенос и какова его функция, ведь сексуальный компонент позитивного переноса может быть более «выпуклым» и прочным?
Прежде чем двинуться дальше, уточним, какие приемы Фрейд исполь- зовал для того, чтобы преодолеть «сопротивление». В начале лечения паци- ент усваивал основную установку психоанализа: сообщать психоаналитику обо всем, что происходит у него в голове, отказавшись от какого бы то ни было сознательного выбора материала. При этом сопротивление проявля- ет себя остановкой потока мыслей или ассоциаций. В редких случаях оно выражается в отказе принять интерпретации. Опыт показал, что в обоих случаях пациент переносит на личность терапевта какую-то часть «пато- генного комплекса», либо удерживаясь от ее выражения, либо «защищая ее с величайшим упрямством». Это и есть негативные силы, с которыми аналитик может справиться, используя позитивный перенос и надежду пациента на излечение. Конфликты, происходящие в процессе переноса, повторяют реальные конфликты эмоциональной жизни пациента.
Трудно переоценить важность позитивной установки Фрейда на сек- суальность как орудие терапии в период становления психоанализа. Что- бы в полной мере оценить силу его позиции, нужно представить себе моральную атмосферу между 1892 и 1912 годами, когда открытое обсуж- дение сексуальности было почти невозможным. Откровенность и честность фрейда в этом вопросе способствовали, образно говоря, прорыву подав- ляемого полового влечения и сопровождающих его образов и аффектов. Интерпретация, которая сегодня считается основой курса лечения, в те годы встречала серьезное противодействие и не вызывала интереса. По- явление фрейдовского метода напоминало струю пара, вырвавшуюся из- под сдвинутой крышки кипящего котла. Даже в наши просвещенные дни эффективная интерпретация сексуальных сновидений и фантазий обла- дает потенциальной силой, хотя теперь, конечно, наша искушенность в аналитических и сексуальных взглядах снижает прежнюю силу интерпре- тации. Всем нам известны пациенты, которые переходят от одного ана- литика к другому и которые знают «все» о своем эдиповом комплексе и инцестуозных чувствах к матери.
Перенос был и есть, он основан на проекции вытесненных сексуаль- ных влечений и страхов на личность терапевта, Фрейд хорошо понимал это, обсуждая перенос нежных чувств. Опираясь на богатый опыт, он четко проанализировал проблему и показал, как ее можно трактовать. Здесь уместно привести одну его цитату: «В качестве основного принципа я утвердил бы сохранение желания и страстного стремления пациента, поскольку именно они служат движущими силами работы и вызванных ею изменений» (Фрейд 1914, р. 383). Тот факт, что перенос заключает в себе сексуальные желания и стремления, имеет отношение не только к пациенткам. Пациент-мужчина также приходит к психоаналитику, пред- полагая у него значительную сексуальную потенцию. Его притязания так- же поддерживаются положительным отношением к сексуальности, кото- рое, словно магнит, извлекает бессознательный материал.
Важно также понимать, что техника анализа сопротивления и пере- носа наиболее эффективна при лечении истерии, неврозов навязчивых состояний, а также таких эмоциональных отклонений, в которых тот или иной симптом является основным элементом. Подобные проблемы, ха- рактеризующиеся преобладанием конфликта на генитальном уровне, сто- яли перед Фрейдом в ранний период его деятельности. Встречались и другие проблемы, решение которых в меньшей степени поддавалось этому под- ходу. Проблемы мазохизма, мании и депрессии, а также психозы первое время считались нарушениями генитальной функции, но вскоре стало ясно, что проблемы генитальной стадии развития отражают более глубокие конфликты, которые возникают в период жизни пациента, предшеству- ющий образованию эдипова комплекса. При таких глубинных наруше- ниях техника анализа сопротивления с ее переносом сексуальных чувств была малоэффективна.
С появлением новых, молодых аналитиков произошло изменение тра- диционной техники с учетом более сложных случаев. Одним из новато- ров стал Ференци с его «активной техникой». Известно, что идеи Ферен- ци часто приводили его к конфликтам с Фрейдом, который противился изменению традиционного метода психоанализа. Ференци, несомненно, оставался верным фрейдовским традициям и основным идеям психоана- лиза, хотя собственный опыт заставлял его изменять некоторые важные положения терапевтических техник. Переиздание статей Ференци в Ан- глии дает возможность должным образом оценить его вклад в технику психоанализа.
В статьях и лекциях Ференци поражает его интерес к пациентам и техническим сложностям терапии. Клара Томпсон во вступительной ста- тье к его публикациям говорит, что Ференци «до конца своей жизни не- утомимо искал пути совершенствования методов, стремясь к более про- дуктивному и эффективному терапевтическому воздействию» (Thompson 1950). Уже в 1909 году в статье «Интроекция и перенос» Ференци проде- монстрировал, сколь глубоко было его понимание терапевтических отно- шений. Затем, в 1921 году, он представил свой взгляд на развитие актив- ной терапии в рамках психоанализа.
Как и в предыдущих публикациях, в этой статье Ференци показал, что, хотя аналитик в процессе лечения вроде бы занимает пассивную пози- цию, его активность скрыта до того момента, когда проявится сопротив- ление. Сама по себе интерпретация-это активное вмешательство в пси- хику пациента; она задает мыслям пациента определенное направление и облегчает осознание того материала, которому препятствовало бы со- противление (Ferenczi 1921, р. 199). Нельзя отрицать, что обязательство следовать основной установке заставляет аналитика косвенным путем проявлять активность. Ференци ясно показал, что аналитик, несомненно, активен в процессе терапии. Это не относится к пациенту. «Анализ не требует от пациента никакой активности, кроме аккуратного появления в часы лечебных сеансов» (там же, р. 200). Но и здесь делаются исклю- чения для отдельных пациентов с фобиями и другими компульсивными синдромами. Фрейд также всегда настаивал на этом.
Ференци предложил использовать метод, при котором «в число основ- ных задач помимо основной установки» входило бы выполнение пациен- том некоторых требований аналитика. Ранее, в «Технических трудностях анализа истерии», он описывал случай, когда от пациента требовалось «отказаться от определенных незамечаемых приятных действий», в ре- зультате чего «успехи анализа появились гораздо быстрее» (Ferenczi 1919а, р. 189-198). Этот случай является классическим примером работы с истерической структурой характера.
Каких действий Ференци требовал от пациентов? В одном случае он настаивал на том, чтобы пациент пел в сопровождении оркестра и играл на фортепьяно. В другом приказывал записывать на бумаге поэтические идеи, демонстрирующие сильный маскулинный комплекс. К проявлени- ям, которые Ференци запрещал, относились «оправление нужды непос- редственно до или после аналитического сеанса, причинение себе болез- ненных ощущений, неуместные гримасы, щипание и поглаживание лица, рук или других частей тела и т.д.» (Ferenczi 1919а, рр. 203, 206, 207). Принцип активности, лежащий в основе этого подхода, пожалуй, более важен, чем особенности техники. Позже, как мы увидим, этот принцип значительно расширил ученик Ференци - Вильгельм Райх. Представляют- ся важными следующее наблюдения Ференци: «Тот факт, что повторные воспоминания, вызываемые из бессознательного, сопровождаются усиле- нием эмоций или моторных проявлений, частично основан на взаимной связи аффекта и идеи, о которой говорил Фрейд в "Толковании сновиде- ний". Пробуждение воспоминания может - как при катарсисе - принес- ти с собой эмоциональную реакцию, но активность позволяет увидеть, что, когда пациент или эмоция освобождены, вытесненный материал, связан- ный с этими процессами, проявляется в полной мере. Разумеется, доктор должен иметь какое-то представление о том, какие аффекты или действия нужно репродуцировать» (там же, р. 216).
В более поздней статье Ференци обсуждает некую противоположность «активной техники», расширяя тем самым понятие активности. Обратим- ся к цитате. «С тех пор я получил представление о том, что иногда полезно рекомендовать релаксационные упражнения, чтобы человек смог преодолеть психическое напряжение и сопротивление, возникающие в процессе ассо- циирования» (Ferenczi 1923, р. 226). В статьях Ференци постоянное вни- мание уделяется мышечной активности и телесной экспрессии. Представ- ляет интерес статья «Мышление и иннервация мускулатуры», в которой анализируется параллелизм и подобие этих процессов (Ferenczi 1919b). В примечании к другой работе Ференци утверждает, что «способность к обыч- ной релаксации мускулатуры и свободное ассоциирование прочно связаны друг с другом», и рассматривает один из аспектов этого вида аналитичес- кой техники (Ferenczi 1925а, р. 286). «Проще говоря, методика позволяет пациентам убедиться, что, находясь в состоянии "страдания", они способ- ны использовать его для достижения последующего состояния удовольствия и, таким образом, устойчивого ощущения свободы и уверенности в себе, которое явно отсутствует при неврозе» (там же, р. 267).
Поскольку я не преследую цель подробно осветить взгляды Ференци, а хочу всего лишь сделать обзор его методов как части исторического разви- тия психоаналитических техник, я воздержусь от дальнейшего цитирова- ния его интереснейших работ. Здесь мы расстанемся с Ференци, который значительно расширил понятие психоанализа, отметив, что «технику пас- сивного ассоциирования, которое начинается с поверхностных слоев пси- хики и постепенно выводит в предсознательное материал бессознательно- го, можно назвать "анализом сверху" в противоположность "активному" методу, представляющему собой "анализ снизу"» (Ferenczi 1925b, 288).
В то время как Ференци расширял рамки аналитической процедуры, другие аналитики изучали и классифицировали паттерны поведения. Это позволило определить типы характера, и приоритет здесь принадлежит Абрахаму. Прежде процедуре анализа в основном подвергался симптом. Психоаналитик как бы заключал договор с Я пациента о том, что ради разрешения симптома можно не касаться характера. Он, конечно, отда- вал себе отчет о характере пациента и должен был мириться с ним, пока тот постепенно готовился принять болезненные моменты истины. Но непосредственная работа с характером началась с публикации в 1933 году Райхом работы «Анализ характера».
Проблемы характера в отличие от невротических симптомов «не со- держат понятия заболевания». Ференци называл характер «личным пси- хозом, который терпит и не признает нарциссическое Я, а его изменение главным образом сопротивляется Я» (Ferenczi 1925b, р. 291). Это отчет- ливо проявляется в тех нарушениях характера, которые Ференци считал наиболее ценными и полезными в своей «активной технике». Поскольку Я составляет неотъемлемую часть той самой структуры, которая демонст- рирует основную проблему, «анализ снизу» может преодолеть создавае- мую этим Я защиту. В последующих главах у нас будет возможность по- нять, как анализ характера выстраивает мост между психологией Я сверху и соматическими напряжениями и отклонениями снизу.
Хотя Ференци, Абрахам и Райх добились успехов, до разрешения про- блемы эмоциональных нарушений человека было далеко, и требовались дальнейшие методологические шаги. Нужна была более экстенсивная разработка концепции и процедуры «активной техники», то есть «анали- за снизу», или соматического подхода. Сам по себе характер -основа гештальтистского пути понимания поведения -не был еще полностью осмыслен ни с динамической, ни с генетической точки зрения. Мост ос- тавался недостроенным, пока психические и соматические функции не рассматривались как единая система. Функции либидо как психической энергии должны коррелироваться с энергией процессов соматического уровня. В сфере психологии эта задача в целом была решена, когда Фрейд опубликовал работу «По ту сторону принципа удовольствия», где, несмотря на некоторые спорные моменты, он описал два основных влечения и их отношения между собой, а затем
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|