Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Развитие аналитических техник




PHISICAL

DYNAMICS

OF CHARACTER

STRUCTURE

 

Александр Лоуэн

ФИЗИЧЕСКАЯ

ДИНАМИКА

СТРУКТУРЫ

ХАРАКТЕРА

 

 

_________________________________________

 

 

Перевод с английского Е.В.Поле под ред.А.М.Боковикова,

М.: Издательская фирма “Компания Пани”, 1996. -320с., илл.

 

ISBN 5-89338-001-0 (рус.)

ISBN 0-02-073310-2 (англ.)

 

__________________

 

 

Содержание:

 

К читателю

Предисловие

 

Часть первая

 

I Развитие аналитических техник

II Соматический аспект психологии Я

III Принцип удовольствия

IV Принцип реальности

V Биоэнергетическая концепция влечений

VI Биоэнергетические принципы аналитической терапии

VII Анализ характера

VIII Формирование и структура характера

 

Часть вторая

 

IX Оральный характер

X Мазохистский характер-1

XI Мазохистский характер-2

XII Истерический характер-1

XIII Истерический характер-2

XIV Фаллически-нарциссический характер

XV Пассивно-женственный характер

XVI Шизофренический характер

XVII Шизоидный характер

__________________

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

 

Жанр книги «Физическая динамика структуры характера» ее автор, известный американский психиатр, практикующий аналитик и телесно-ориентированный психотерапевт Александр Лоуэн определяет как биоэнергетический анализ. Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда, в частности на его положение, что «Я есть прежде всего выражение телесного Я», и вегетотерапию Вильгельма Райха, Лоуэн формулирует основные биоэнергетические принципы аналитической терапии, устанавливает связи и их закономерности между строением тела и особенностями личностных проявлений. Данные связи и определяют так называемую структуру характера. Вводя данное понятие, Вильгельм Райх рассматривал последнюю как своеобразную кристаллизацию (материализацию, воплощение) основных проблем и личностных особенностей человека. Энергетический аспект как особого рода реальность является основным в биоэнергетике, на что, собственно, и указывает само название - биоэнергетика. Та или иная структура характера в виде так называемого панциря характера (термин В. Райха специфицирует энергетические потоки внутри человеческого тела. В результате образуются паттерны поведения, характера, «мышечный панцирь» -места возникновения энергетических и мышечных блоков и зажимов. Таким образом, вся терапевтическая и энергетическая работа в биоэнергетике состоит из выяснения причин, приводящих к формированию конкретной структуры характера, и из body-work, работы с телом. Следует отметить, что выделенные Лоуэном характеры - крайние типы. Бессмысленно, ошибочно, а для ряда психотерапевтических ситуаций и опасно «втискивать» в эти прокрустовы ложа представления о себе и других. Гораздо более верным и продуктивным будет, уяснив логику, лежащую в основе образования данных структур (этой цели служат первые главы данной книги), и располагая достаточной и достоверной информацией о себе или другом, попытаться описать собственный характер или характер другого, то есть построить своеобразный «смешанный тип».

 

Говоря о работе с телом, необходимо иметь в виду, что биоэнергетический анализ Лоуэна-это законченная, в течение ряда лет тщательно отработанная и проверенная система. Описываемые в книге принципы и приемы работы с телом еще не есть практическое руководство по биоэнергетике. Следует учесть и очень специфичное в нашей культуре отношение к телу.

 

Биоэнергетическая работа столь же эффективна, сколь и жестка. Часто возникающая ошибка в группах биоэнергетики, которые проводились у нас в стране под руководством опытных иностранных специалистов, - это старание участников выстрадать и вытерпеть эту работу. Главная же задача в действительности состоит в обратном: максимально приблизиться к себе, своим возможностям и проблемам, отказаться от «российского паттерна» терпения и страдания и, оставаясь в контакте с самим собой, преодолеть себя (ср. гурджиевское «сверхусилие»). Только в этом можно найти объяснение и оправдание той кажущейся жесткости, расцениваемой подчас как жестокость, которая содержится в биоэнергетической работе.

 

На мой взгляд, благодаря книге Александра Лоуэна «Физическая динамика структуры характера» открывается наиболее эффективный и короткий путь в область биоэнергетического анализа и всей телесно-ориентированной терапии, тем более что сам термин «биоэнергетика» уже имеет особое звучание в нашей стране, не связанное с лоуэновским. Напомним, что биоэнергетика, по Лоуэну, - это «путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов».

 

В. Баскаков,

 

координатор Международной программы

«Культура тела»

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Экспрессивные движения лица и тела... прежде

всего служат коммуникации между матерью и ее

дитем... Экспрессивные движения придают живость

и энергию нашим словам. Они выдают мысли и на-

мерения других гораздо правдивее, чем это делают

слова, которые бывают лживы... Свободная экспрес-

сия внешних проявлений эмоции усиливает ее. С

другой стороны, подавление, насколько это возмож-

но, всех внешних проявлений ослабляет наши эмо-

ции, Кто дает дорогу проявлениям ярости, усилива-

ет свой гнев; кто не контролирует проявления стра-

ха, испытывает еще больший страх; а кто остается

пассивным, когда переполнен горем, упускает свой

лучший шанс вновь обрести эластичность ума.

 

Чарльз Дарвин, 1872

Выражение эмоций у человека и животных

 

Сегодня мы являемся свидетелями атаки на психоанализ со стороны

психиатров и других специалистов, не отрицающих его основные прин-

ципы. Критицизм проистекает скорее из разочарования результатами пси-

хоаналитической терапии. Даже если оставить в стороне серьезные про-

блемы, связанные со стоимостью, временем и доставляемыми неудобства-

ми, желанные изменения личности, чувств и поведения больного зачастую

не достигаются. Многим пациентам, правда, помогли; некоторым стало

лучше. Однако число пациентов, годами подвергающихся анализу или ко-

чующих от одного аналитика к другому без каких-либо заметных изме-

нений в своем недуге, своей неудовлетворенности или в своих реальных

проблемах, внушает тревогу.

 

Буквально на днях я консультировал молодую женщину, которая в

течение четырех лет посещала аналитика и более года подвергалась дру-

гой форме терапии. Ее комментарий по поводу полученного опыта явля-

ется типичным: «То, с чем я пришла, фактически не изменилось. Мне

всегда казалось, что я могу чувствовать гораздо больше, чем чувствовала

на самом деле. Хотя анализ помог мне понять многие вещи, я не стала

чувствовать больше. Этим я была разочарована».

 

Реакция психиатров-аналитиков на эту ситуацию неоднозначна. Одни

предлагают усовершенствованные формулировки, тогда как другие про-

сто полагаются на здравый смысл. К сожалению, ни один из этих подходов

не дает решения проблемы. Никто не вправе обвинить Фрейда, что

великие открытия, которые он дал миру, оказались относительно неэф-

фективными для преодоления тяжелых эмоциональных расстройств, от

которых страдают многие люди. Сам Фрейд таких обещаний не давал.

Он знал ограничения своей техники.

 

Ситуация, в которой находится сегодня психоанализ, ничем не отли-

чается от ситуации, в которой оказывается любая другая молодая меди-

цинская дисциплина. Можно ли сравнивать результаты, достигнутые в

кабинете врача теперь, с теми, что были сто лет назад? Прогресс есть

результат изменения техник, лучшего понимания проблем и лучших на-

выков. Если современный психоанализ обвиняют в нынешней ситуации,

то только за его нежелание менять свои традиционные процедуры,

 

В истории психоанализа были экспериментаторы и теоретики. Если

большинство посвятило себя развитию теории, то некоторые, прежде всего

Шандор Ференци и Вильгельм Райх, внесли существенные изменения в

технические процедуры. Своей «активной техникой» или «анализом сни-

зу» Ференци пытался подступиться к сложным проблемам характера,

которые в то время не поддавались психоаналитическому методу. Вклад

Райха более полно мы обсудим в дальнейшем.

 

Проблема, с которой сталкивается психоанализ, проистекает из того

факта, что аналитик имеет дело с телесными ощущениями и чувствами на

вербальном и психическом уровне; что касается предмета анализа, то им

являются чувства и поведение индивида. Его мысли, фантазии и мечты

исследуются исключительно с целью понять чувства и изменить поведение.

Разве мы не можем представить себе, что существуют и другие способы и

средства повлиять на чувства и поступки? В 1899 году в письме Флиссу Фрейд

проявил свой неизменный интерес к этому вопросу: «Время от времени я

отчетливо представляю себе вторую часть лечебного метода-провокацию

чувств и мыслей пациента, как будто это совершенно необходимо».

 

Фрейду не удалось изобрести метод лечения, который бы воплотил его

идею. Эту неудачу можно приписать сложности взаимоотношений меж-

ду душой и телом. До тех пор пока концепция дуализма души и тела

оказывает влияние на мышление, эта трудность непреодолима. Можно

предположить, что Фрейд всю свою жизнь бился над этой проблемой. В

этой борьбе возникли четкие формулировки, составляющие психологию

Я. Но та же проблема стоит перед нынешними аналитиками столь же

остро, как она стояла перед Фрейдом.

 

Я не намереваюсь в этом кратком предисловии предложить ответ на

этот громадный вопрос. Скорее я бы хотел пояснить тезис, который ле-

жит в основе данного исследования и указывает путь для решения этой

проблемы. Аналитики сознают идентичность многих соматических про-

цессов с психологическими феноменами. В области психосоматической

медицины полно таких примеров. В результате возникла идея, что живой

организм выражает себя в движении гораздо яснее, чем в словах. Но не

только в движении! В позе, осанке, мимике и жестах организм говорит

языком, который предвосхищает и превосходит его вербальное выраже-

ние. Более того, имеется множество специальных исследований, в кото-

рых показана связь между структурой тела и эмоциональными установ-

ками. Тело может быть столь же ценным объектом аналитической тех-

ники, как сновидения, обмолвки и свободные ассоциации.

 

Если структура тела и темперамент взаимосвязаны, как это может

установить всякий, кто изучает человеческую природу, вопрос тогда явля-

ется следующим; можно ли изменить характер индивида, не изменяя

структуру тела и его функциональную подвижность? Или наоборот: если

можно изменить структуру тела и улучшить его подвижность, нельзя ли

этим добиться необходимых для пациента изменений темперамента?

 

В своей эмоциональной экспрессии индивид представляет собой еди-

ное целое. Не разум злится, и не тело борется. Это индивид выражает

себя. Поэтому мы изучаем, как конкретный индивид выражает себя, каков

спектр его эмоций и в чем его ограничения. Это исследование подвиж-

ности организма вследствие эмоционального переживания основано на

способности «выдвигаться».

 

Здесь находится ключ к пониманию относительной неудачи психоана-

лиза. Он сравнительно мало помогает понять, почему человек ведет себя.

именно так, а не иначе. Человек, который боится войти в воду, может

прекрасно знать, что с ним ничего не случится. Мы должны понять и

научить преодолевать страх движения.

 

Если детерминанты личности и характера структурированы физичес-

ки, не должны ли терапевтические устремления равным образом быть

ориентированы и на тело? Знание есть прелюдия действия. Чтобы быть

более эффективной, аналитическая терапия должна способствовать как

осознанию, так и действию в терапевтической ситуации. Принципы тео-

рии и техники, используемые в рамках этого нового подхода, образуют

то, что мы называем биоэнергетическим анализом и терапией.

 

Одним из тех, кому принадлежит особая заслуга в расширении рамок

аналитической техники, был Вильгельм Райх, который ввел в анализ изуче-

ние физической экспрессии и активности пациента. Многие, возможно, не

согласны с поздними работами Райха, но его разработки являются важным

вкладом в психиатрию. Многочисленными ссылками на его идеи в этой книге

я выражаю свою признательность Вильгельму Райху, который был моим учи-

телем. С другой стороны, биоэнергетическая терапия появилась независимо

от Райха и его последователей и отличается от теорий и техник Райха во

многих важных аспектах - некоторые из них изложены в этой книге.

 

Пожалуй, будет интересно указать различия между биоэнергетической

терапией и традиционными психоаналитическими техниками. Во-первых

и прежде всего, исследование пациента является целостным. В биоэнер-

гетической терапии врач анализирует не только психологическую проблему

пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой

проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении

пациента. Во-вторых, все техники ориентированы на высвобождение

физического напряжения, которое проявляется в хронически контракти-

рованных и спастичных мышцах. В-третьих, отношения между терапев-

том и пациентом в сравнении с психоанализом имеют еще одно измере-

ние. Поскольку помимо анализа на вербальном уровне проводится рабо-

та и на физическом, возникающая в результате активность вовлекает

аналитика гораздо глубже, чем это делают традиционные техники.

 

Чем же являются в такой ситуации перенос и контрперенос? Они

являются мостом, по которому мысли и чувства от одного человека пере-

ходят к другому. В биоэнергетической терапии благодаря физическому

контакту перенос и контрперенос сфокусированы более строго. Это, од-

нако, требует от аналитика умения справляться с возникающим эмоцио-

нальным напряжением. Если эта способность отсутствует, аналитик не

готов к выполнению своей задачи. Только будучи скромным и честным,

можно осмелиться встретиться лицом к лицу с великими источниками

чувства, которые находятся в сердце человека.

 

Данная книга не претендует на полное изложение теорий и техник

биоэнергетического анализа и терапии. Эта область столь же обширна,

как и сам субъект жизни. В качестве введения в тему необходимо устра-

нить разрыв между психоанализом и концепцией физического подхода к

эмоциональным расстройствам. Дальнейшие исследования ведутся как в

теоретическом, так и в практическом аспекте этой работы.

 

Мне бы хотелось выразить признательность моему ассистенту доктору

Джону Пиерракосу, помощь которого в формулировке идей, представлен-

ных в этой книге, трудно переоценить, и доктору Джоэлу Шору за его

терпеливое и критическое изучение рукописи. Кроме того, я хотел бы по-

благодарить членов семинара по динамике структуры характера за советы

и критические замечания, которые сделали мои идеи более отточенными.

Благодарю также мисс Дору Акчим, любезно согласившуюся напечатать

рукопись этой книги.

 

Александр Лоуэн

Нью-Йорк

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

 

I. Развитие аналитических техник

 

 

История развития концепций и техник психоанализа-это своеобраз-

ный рассказ о неудачах терапии. Такая картина характерна для любой

научной деятельности; психиатрия и близкие ей дисциплины не состав-

ляют в этом смысле исключения. Движение вперед возможно только тог-

да, когда возникает проблема, которую нельзя охватить и решить, используя

прежние взгляды и методы.

 

Именно такая ситуация и положила начало психоанализу. Хорошо

известно, что до создания своего знаменитого метода исследования и

лечения Фрейд долгое время занимался неврологией и неврологичес-

кими заболеваниями. Поворотной точкой его карьеры стала специфи-

ческая проблема истерии. Фрейд, возлагавший надежды на «физичес-

кие методы лечения, был разочарован результатами практического

применения "электротерапии" Эрба». В дальнейшем, как известно, он

начал использовать гипноз, а именно «лечение внушением в глубоком

гипнозе», с которым познакомился у Льебо и Бернгейма. Позже он

пришел к выводу, что его не устраивает как эта система лечения, при

которой гипнотизера часто раздражало «сопротивление» пациента вну-

шениям, так и другие хорошо ему знакомые терапевтические методы

лечения истерии.

 

В статье «Психический механизм истерии», опубликованной совмест-

но с Брейером, Фрейд заложил основу научного исследования феноменов

психики. Хотя он по-прежнему пользовался гипнотическим методом, но

для направленного внушения применял аналитический подход. Это опи-

сано следующим образом: «Гипнотическое состояние вызывает у пациен-

та воспоминания, относящиеся к моменту первичного появления симп-

тома» (Freud 1893, р. 24).

 

Гипноз имеет свои ограничения. Во-первых, не каждого пациента

можно загипнотизировать. Во-вторых, Фрейда не устраивало ослабление

сознания пациента. По мере развития своего метода Фрейд стал рассмат-

ривать свободное ассоциирование под гипнозом как путь к бессознатель-

ному, а затем дополнил его интерпретацией сновидений - источником

знания о бессознательном.

 

Новые техники позволили в дальнейшем охватить динамику функци-

онирования психики. В 1914 году в очерке «Об истории психоаналити-

ческого движения» Фрейд писал, что «теория психоанализа -это стрем-

ление объяснить два рода явлений, которые отчетливо и неожиданно воз-

никают всякий раз, когда предпринимается попытка найти в прошлой

жизни пациента истоки невротического симптома. Речь идет о переносе

и сопротивлении» (р. 298). Таким образом, психоанализ «начался с но-

вой техники, которая обходится без гипноза».

 

Явления переноса и сопротивления столь значимы для аналитической

концепции, что Фрейд заметил: «Психоанализом можно считать всякое

исследовательское направление, которое признает оба эти явления и ис-

ходит из них, даже если полученные результаты отличаются от моих» (там

же, р. 291). Здесь необходимо уточнить определение этих терминов и

рассмотреть, как они влияют на терапевтическую ситуацию.

 

В статье о психотерапии Фрейд характеризовал сопротивление сле-

дующим образом: «Раскрытие содержания бессознательного и доведе-

ние его до сознания происходят при постоянном сопротивлении па-

циента. Этот процесс выведения на свет содержания бессознательного

ассоциируется со "страхом", и поэтому пациент снова и снова вытес-

няет воспоминания» (Freud 1904b, р. 261). В это время Фрейд рас-

сматривал психоанализ как процесс преобразования, в ходе которого

терапевт убеждал пациента принять вытесненный материал, преодо-

лев сопротивление.

 

Если рассмотреть характер этого страха, можно заметить, что он вы-

ражается как физически, так и психически. В статье «Психоаналитичес-

кий метод Фрейда» переживание вытесненного воспоминания описано

как чувство «актуального дискомфорта» (Freud 1904а, р. 267). Фрейд за-

метил, что пациент испытывал затруднения в том, что его лечение сопро-

вождалось беспокойством и проявлением той или иной степени тревож-

ности. В работе 1910 года Фрейд говорил, что основу психоаналитическо-

го метода лечения составляют два положения. Во-первых, «мы

предоставляем пациенту возможность осознать, какой вытесненный ма-

териал, вызывающий внутренний конфликт, содержит бессознательное».

Во-вторых, «более сильный прием состоит в использовании "переноса"»

(р. 286). В дальнейшем мы рассмотрим проблему переноса более под-

робно. Интересно отметить, что еще в 1910 году Фрейд считал анализ

сопротивления задачей терапии: «Сейчас наша работа непосредственно

нацелена на выявление и преодоление сопротивлений» (р. 288). В статье

о толковании сновидений он писал: «Самое важное в курсе лечения, что-

бы аналитик обязательно знал содержание поверхностного слоя психики

пациента в тот момент, когда можно точно понять, какие комплексы и

сопротивления активизированы и какая сознательная реакция на них будет

определять его поведение» (Фрейд 1912b, р. 306).

 

Несмотря на то что до полного понимания природы сопротивления

далеко, перейдем к рассмотрению проблемы переноса, чтобы увидеть, что

перенос и сопротивление-это два аспекта одной функции. В работе «О

динамике переноса» Фрейд отталкивался от основного предположения,

возникшего в результате его многолетнего аналитического опыта: «Каж-

дый человек обретает... особую индивидуальность в проявлении способ-

ности любить, то есть в создании форм проявления любви, в удовлетворе-

нии любовных побуждений и в достижении целей, связанных с ней» (Фрейд

1912а, р. 312). В аналитической терапии перенос на терапевта эксцесси-

вен, «он осуществляется не только через осознанные мысли и ожидания

пациента, но и через вытесненный, или бессознательный, материал». Кроме

того, в ходе анализа «перенос вызывает сильнейшее сопротивление лече-

нию» (там же, р. 314). Пытаясь найти решение этой проблемы, Фрейд

сформулировал понятие динамики переноса.

 

Фрейд различал два аспекта переноса; позитивный и негативный, от-

деляя таким образом «перенос любовных чувств от переноса враждебно-

сти» (там же, р. 319). Позитивный аспект позволил увидеть, что наряду

с сознаваемой частью здесь присутствует бессознательный элемент, корни

которого уходят в сексуальную потребность. Затем стало ясно, что

сопротивление определяется негативным аспектом и бессознательным

сексуальным компонентом позитивного переноса. Сознаваемый элемент

позитивного переноса стал инструментом терапевтического внушения. Все

это так, но что же вызывает негативный перенос и какова его функция,

ведь сексуальный компонент позитивного переноса может быть более

«выпуклым» и прочным?

 

Прежде чем двинуться дальше, уточним, какие приемы Фрейд исполь-

зовал для того, чтобы преодолеть «сопротивление». В начале лечения паци-

ент усваивал основную установку психоанализа: сообщать психоаналитику

обо всем, что происходит у него в голове, отказавшись от какого бы то ни

было сознательного выбора материала. При этом сопротивление проявля-

ет себя остановкой потока мыслей или ассоциаций. В редких случаях оно

выражается в отказе принять интерпретации. Опыт показал, что в обоих

случаях пациент переносит на личность терапевта какую-то часть «пато-

генного комплекса», либо удерживаясь от ее выражения, либо «защищая

ее с величайшим упрямством». Это и есть негативные силы, с которыми

аналитик может справиться, используя позитивный перенос и надежду

пациента на излечение. Конфликты, происходящие в процессе переноса,

повторяют реальные конфликты эмоциональной жизни пациента.

 

Трудно переоценить важность позитивной установки Фрейда на сек-

суальность как орудие терапии в период становления психоанализа. Что-

бы в полной мере оценить силу его позиции, нужно представить себе

моральную атмосферу между 1892 и 1912 годами, когда открытое обсуж-

дение сексуальности было почти невозможным. Откровенность и честность

фрейда в этом вопросе способствовали, образно говоря, прорыву подав-

ляемого полового влечения и сопровождающих его образов и аффектов.

Интерпретация, которая сегодня считается основой курса лечения, в те

годы встречала серьезное противодействие и не вызывала интереса. По-

явление фрейдовского метода напоминало струю пара, вырвавшуюся из-

под сдвинутой крышки кипящего котла. Даже в наши просвещенные дни

эффективная интерпретация сексуальных сновидений и фантазий обла-

дает потенциальной силой, хотя теперь, конечно, наша искушенность в

аналитических и сексуальных взглядах снижает прежнюю силу интерпре-

тации. Всем нам известны пациенты, которые переходят от одного ана-

литика к другому и которые знают «все» о своем эдиповом комплексе и

инцестуозных чувствах к матери.

 

Перенос был и есть, он основан на проекции вытесненных сексуаль-

ных влечений и страхов на личность терапевта, Фрейд хорошо понимал

это, обсуждая перенос нежных чувств. Опираясь на богатый опыт, он четко

проанализировал проблему и показал, как ее можно трактовать. Здесь

уместно привести одну его цитату: «В качестве основного принципа я

утвердил бы сохранение желания и страстного стремления пациента,

поскольку именно они служат движущими силами работы и вызванных

ею изменений» (Фрейд 1914, р. 383). Тот факт, что перенос заключает в

себе сексуальные желания и стремления, имеет отношение не только к

пациенткам. Пациент-мужчина также приходит к психоаналитику, пред-

полагая у него значительную сексуальную потенцию. Его притязания так-

же поддерживаются положительным отношением к сексуальности, кото-

рое, словно магнит, извлекает бессознательный материал.

 

Важно также понимать, что техника анализа сопротивления и пере-

носа наиболее эффективна при лечении истерии, неврозов навязчивых

состояний, а также таких эмоциональных отклонений, в которых тот или

иной симптом является основным элементом. Подобные проблемы, ха-

рактеризующиеся преобладанием конфликта на генитальном уровне, сто-

яли перед Фрейдом в ранний период его деятельности. Встречались и другие

проблемы, решение которых в меньшей степени поддавалось этому под-

ходу. Проблемы мазохизма, мании и депрессии, а также психозы первое

время считались нарушениями генитальной функции, но вскоре стало ясно,

что проблемы генитальной стадии развития отражают более глубокие

конфликты, которые возникают в период жизни пациента, предшеству-

ющий образованию эдипова комплекса. При таких глубинных наруше-

ниях техника анализа сопротивления с ее переносом сексуальных чувств

была малоэффективна.

 

С появлением новых, молодых аналитиков произошло изменение тра-

диционной техники с учетом более сложных случаев. Одним из новато-

ров стал Ференци с его «активной техникой». Известно, что идеи Ферен-

ци часто приводили его к конфликтам с Фрейдом, который противился

изменению традиционного метода психоанализа. Ференци, несомненно,

оставался верным фрейдовским традициям и основным идеям психоана-

лиза, хотя собственный опыт заставлял его изменять некоторые важные

положения терапевтических техник. Переиздание статей Ференци в Ан-

глии дает возможность должным образом оценить его вклад в технику

психоанализа.

 

В статьях и лекциях Ференци поражает его интерес к пациентам и

техническим сложностям терапии. Клара Томпсон во вступительной ста-

тье к его публикациям говорит, что Ференци «до конца своей жизни не-

утомимо искал пути совершенствования методов, стремясь к более про-

дуктивному и эффективному терапевтическому воздействию» (Thompson

1950). Уже в 1909 году в статье «Интроекция и перенос» Ференци проде-

монстрировал, сколь глубоко было его понимание терапевтических отно-

шений. Затем, в 1921 году, он представил свой взгляд на развитие актив-

ной терапии в рамках психоанализа.

 

Как и в предыдущих публикациях, в этой статье Ференци показал, что,

хотя аналитик в процессе лечения вроде бы занимает пассивную пози-

цию, его активность скрыта до того момента, когда проявится сопротив-

ление. Сама по себе интерпретация-это активное вмешательство в пси-

хику пациента; она задает мыслям пациента определенное направление

и облегчает осознание того материала, которому препятствовало бы со-

противление (Ferenczi 1921, р. 199). Нельзя отрицать, что обязательство

следовать основной установке заставляет аналитика косвенным путем

проявлять активность. Ференци ясно показал, что аналитик, несомненно,

активен в процессе терапии. Это не относится к пациенту. «Анализ не

требует от пациента никакой активности, кроме аккуратного появления

в часы лечебных сеансов» (там же, р. 200). Но и здесь делаются исклю-

чения для отдельных пациентов с фобиями и другими компульсивными

синдромами. Фрейд также всегда настаивал на этом.

 

Ференци предложил использовать метод, при котором «в число основ-

ных задач помимо основной установки» входило бы выполнение пациен-

том некоторых требований аналитика. Ранее, в «Технических трудностях

анализа истерии», он описывал случай, когда от пациента требовалось

«отказаться от определенных незамечаемых приятных действий», в ре-

зультате чего «успехи анализа появились гораздо быстрее» (Ferenczi 1919а,

р. 189-198). Этот случай является классическим примером работы с

истерической структурой характера.

 

Каких действий Ференци требовал от пациентов? В одном случае он

настаивал на том, чтобы пациент пел в сопровождении оркестра и играл

на фортепьяно. В другом приказывал записывать на бумаге поэтические

идеи, демонстрирующие сильный маскулинный комплекс. К проявлени-

ям, которые Ференци запрещал, относились «оправление нужды непос-

редственно до или после аналитического сеанса, причинение себе болез-

ненных ощущений, неуместные гримасы, щипание и поглаживание лица,

рук или других частей тела и т.д.» (Ferenczi 1919а, рр. 203, 206, 207).

Принцип активности, лежащий в основе этого подхода, пожалуй, более

важен, чем особенности техники. Позже, как мы увидим, этот принцип

значительно расширил ученик Ференци - Вильгельм Райх. Представляют-

ся важными следующее наблюдения Ференци: «Тот факт, что повторные

воспоминания, вызываемые из бессознательного, сопровождаются усиле-

нием эмоций или моторных проявлений, частично основан на взаимной

связи аффекта и идеи, о которой говорил Фрейд в "Толковании сновиде-

ний". Пробуждение воспоминания может - как при катарсисе - принес-

ти с собой эмоциональную реакцию, но активность позволяет увидеть, что,

когда пациент или эмоция освобождены, вытесненный материал, связан-

ный с этими процессами, проявляется в полной мере. Разумеется, доктор

должен иметь какое-то представление о том, какие аффекты или действия

нужно репродуцировать» (там же, р. 216).

 

В более поздней статье Ференци обсуждает некую противоположность

«активной техники», расширяя тем самым понятие активности. Обратим-

ся к цитате. «С тех пор я получил представление о том, что иногда полезно

рекомендовать релаксационные упражнения, чтобы человек смог преодолеть

психическое напряжение и сопротивление, возникающие в процессе ассо-

циирования» (Ferenczi 1923, р. 226). В статьях Ференци постоянное вни-

мание уделяется мышечной активности и телесной экспрессии. Представ-

ляет интерес статья «Мышление и иннервация мускулатуры», в которой

анализируется параллелизм и подобие этих процессов (Ferenczi 1919b). В

примечании к другой работе Ференци утверждает, что «способность к обыч-

ной релаксации мускулатуры и свободное ассоциирование прочно связаны

друг с другом», и рассматривает один из аспектов этого вида аналитичес-

кой техники (Ferenczi 1925а, р. 286). «Проще говоря, методика позволяет

пациентам убедиться, что, находясь в состоянии "страдания", они способ-

ны использовать его для достижения последующего состояния удовольствия

и, таким образом, устойчивого ощущения свободы и уверенности в себе,

которое явно отсутствует при неврозе» (там же, р. 267).

 

Поскольку я не преследую цель подробно осветить взгляды Ференци, а

хочу всего лишь сделать обзор его методов как части исторического разви-

тия психоаналитических техник, я воздержусь от дальнейшего цитирова-

ния его интереснейших работ. Здесь мы расстанемся с Ференци, который

значительно расширил понятие психоанализа, отметив, что «технику пас-

сивного ассоциирования, которое начинается с поверхностных слоев пси-

хики и постепенно выводит в предсознательное материал бессознательно-

го, можно назвать "анализом сверху" в противоположность "активному"

методу, представляющему собой "анализ снизу"» (Ferenczi 1925b, 288).

 

В то время как Ференци расширял рамки аналитической процедуры,

другие аналитики изучали и классифицировали паттерны поведения. Это

позволило определить типы характера, и приоритет здесь принадлежит

Абрахаму. Прежде процедуре анализа в основном подвергался симптом.

Психоаналитик как бы заключал договор с Я пациента о том, что ради

разрешения симптома можно не касаться характера. Он, конечно, отда-

вал себе отчет о характере пациента и должен был мириться с ним, пока

тот постепенно готовился принять болезненные моменты истины. Но

непосредственная работа с характером началась с публикации в 1933 году

Райхом работы «Анализ характера».

 

Проблемы характера в отличие от невротических симптомов «не со-

держат понятия заболевания». Ференци называл характер «личным пси-

хозом, который терпит и не признает нарциссическое Я, а его изменение

главным образом сопротивляется Я» (Ferenczi 1925b, р. 291). Это отчет-

ливо проявляется в тех нарушениях характера, которые Ференци считал

наиболее ценными и полезными в своей «активной технике». Поскольку

Я составляет неотъемлемую часть той самой структуры, которая демонст-

рирует основную проблему, «анализ снизу» может преодолеть создавае-

мую этим Я защиту. В последующих главах у нас будет возможность по-

нять, как анализ характера выстраивает мост между психологией Я сверху

и соматическими напряжениями и отклонениями снизу.

 

Хотя Ференци, Абрахам и Райх добились успехов, до разрешения про-

блемы эмоциональных нарушений человека было далеко, и требовались

дальнейшие методологические шаги. Нужна была более экстенсивная

разработка концепции и процедуры «активной техники», то есть «анали-

за снизу», или соматического подхода. Сам по себе характер -основа

гештальтистского пути понимания поведения -не был еще полностью

осмыслен ни с динамической, ни с генетической точки зрения. Мост ос-

тавался недостроенным, пока психические и соматические функции не

рассматривались как единая система. Функции либидо как психической

энергии должны коррелироваться с энергией процессов соматического

уровня. В сфере психологии эта задача в целом была решена, когда Фрейд

опубликовал работу «По ту сторону принципа удовольствия», где, несмотря

на некоторые спорные моменты, он описал два основных влечения и их

отношения между собой, а затем

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...