Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алексеева Ольга Эдуардовна

 

 

Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых детей

 

 

Квалификационная работа на высшую квалификационную категорию

 

Челябинск-1999

Содержание

 

    Стр.
Введение   3 - 9  
Глава 1. Психолого- педагогические основы работы с одарёнными детьми.  
  1.1 Специфика работы с одарёнными детьми.    10 - 12
  1.2 Выявление и работа с одарёнными детьми.     13 - 16
Глава 2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых детей.    
  2.1 Педагогические идеи, цели программы.    17- 20
  2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества.    21- 38
  2.3 Проверка предлагаемой программы на практике.   39 - 44
Заключение     45
Литература     46 - 49
Приложение     50 – 61

 

 


Введение

 

Актуальность темы исследования.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

 Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

 Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

 

    Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

 

    Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

 Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

 

Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Учителя считают их выскочками, осаживают, в лучшем случае такие дети получают дополнительное задание на уроке.

 

    Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.

 Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание, давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «выскочка».

 В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть домашние задания.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.

 

    Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

 

    В связи с этим возникла необходимость в проведении специального исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема- работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.

 

    Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Такое слово-употребление принято в американской психологии, а теперь- хорошо это или плохо- получает распространение и у нас. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия- одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. Раньше советские психологи усматривали в понятиях «задатки», «одарённость» нечто идеалистическое, вредное. На положение дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

 

    Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

 В зарубежном опыте весьма поучительна разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьёзные накопления в области изучения способностей и одарённости. Такие учёные, как Б.М Теплов и С.Л Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одарённости.

 

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы. Нас заинтересовал вопрос развития речи, творческого воображения одарённых детей, их литературного творчества. Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно отметить, что одной из общепедагогических проблем является проблема речевой деятельности. Она пока мало исследована.

Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека.

Особенности речевой деятельности состоят:

- в восприятии человеческой речи других

- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

   - в активном воздействии на слушателей, собеседника

Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития.

 

      В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по строго выработанному плану для всего класса.

Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим. Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков одарённости.

        Главное: организовать умственное воспитание одарённого ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.

       К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к литературному творчеству одарённых.

 

    Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.

Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных классов, частные школы.

Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных программ.

 

 Нами была сформулирована тема работы: индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых детей.

В связи с актуальностью проблемы обучения одарённых детей, нами была выдвинута гипотеза.

 

Согласно гипотезе исследования если:

-подготовить и разработать индивидуальную    программу развития речи и литературного творчества одарённых детей

-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность

-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся

-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы

 

то повышается:

    а) качество знаний и умений

    б) уровень самостоятельности уч-ся

    в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

    г) развиваются творческие возможности ребёнка

Задачи исследования:

1. Изучить мнения педагогов и психологов по проблеме.

2. Разработать индивидуальную программу

3.  Раскрыть наиболее эффективные формы работы на индивидуальных занятиях, приёмы, методы.

4. Выявить познавательный интерес уч-ся, необходимый уровень нагрузки.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические и практические методы:

 

Теоретические:

Анализ специальной методической, психолого-педагогической литературы.

 

Эмпирические:

а) собеседование

б) знакомство с работами школьников

 

Практические:

а) Для оценки эффективности выдвинутых в ходе исследования положений проводились эксперементальные занятия во 22 классе школы №1. Занятия проводились один учебный год 1998-1999гг.

б) анализ полученных результатов, рекомендации психолога.

 

Структура работы отражает логику исследования.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

        

 


 

Глава 1.

Психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми.

 

1.1 Специфика работы с одарёнными детьми.

 

 

В теоретическом плане российская психология имеет свои накопления в области изучения одарённых детей (Теплов, Рубинштейн), но разработкой вопросов обучения и воспитания незаурядных детей занимались мало. В основном эта литература зарубежных авторов.

 

Интересным показался подход к самому термину –одарённые дети. Кого мы можем так назвать? Где найти точное определение этого понятия? Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко.

 

Например, Матюшкин А.М, Меде В, Гильбух Ю.З считают, что если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым. Если у ребёнка необыкновенно быстрый темп умственного развития и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. Но можно ли считать, что у этого ребёнка есть все предпосылки, чтобы со временем стать одарённым взрослым?

 

 Лейтес Н.С, Бурменская Г.В, Крутецкий В.А убеждены, что по отношению ко многим детям этого сказать нельзя. Надёжно определить значение детских свойств, выявить таких детей, у которых выдающиеся св-ва выступают действительным залогом их будущих возможностей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке ещё весьма далека от решения. Поэтому слова «одарённый ребёнок», «одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

Анализ литературы показал, что под одарённостью следует понимать более высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

    Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Возникает вопрос, в каких семьях рождаются одарённые дети?

Американские учёные считают, что одарённый ребёнок может родиться в любой семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, независимо от культурного уровня. В какой мере будут реализованы задатки, какого уровня способности сформируются на их базе, зависит от культурно-педагогических факторов.

    На уроке, как считают Богоявленская Д.Б, Голубева Э.А, основная проблема - оптимально загрузить умственные способности, обеспечить безостановочное движение вперёд, поэтому необходимо разнообразить программу с учётом потребностей высоко одарённых детей.

Для создания программы необходимо знать: какими чертами обладают одарённые дети?

 Бабаева Ю.Д, Лейтес Н.С, Марютина Т.М, Мелик-Пашаев А.А в основном выделяют 3 основные черты:

 

1. Познавательная потребность.

    а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

    б) потребность в самом процессе умственной деятельности

    в) удовольствие от умственного напряжения

 

2. Интеллект.

 

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

    а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

    б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

    в)богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

 

3. Креативность(творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения


 

 

1.2 Выявление и работа с одарёнными детьми.

 

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

В дальнейшем будет проанализирована литература по творческой одарённости детей.

 

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления.(Голлах, Коган, Джаксон и Мессик, Гилфорд, Торранс).

 

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:

 

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в     котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов (книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур (круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку.

 

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.

   О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.

Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.

    Что же это за качества?

1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении (мимика, пантомимика).

2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.

3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.

4. Словесное замещение предметных игровых действий.

5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.

        

Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь границу между игрой и искусством, если не создать определённых педагогических условий.

    Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления, развития их речи.

 

    При работе с одарёнными детьми:

· Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя.

· Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.

· Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.

· Учёба должна приносить ребёнку удовольствие

· Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно.

· Поощрение настойчивости, активности.

· Не снижать самооценку ученика

· Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.

· Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.

 

Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.

При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.

 Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

    Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.

 


 

Глава 2

Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых детей.

 

 2.1 Педагогические идеи, цели программы.

 

1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из основных целей программы является развитие устной и письменной речи детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а именно общению.

 

2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей.

  Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое.

В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт определённую направленность.

Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих, в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в подчинённости эстетической позиции.

На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить чудеса".

Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности, признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это требует творчества и от детей, и от учителя.

4. Речь и её значение в жизни.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, т.е. речь как средство общения, обмена чувствами и мыслями между людьми; передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества; организации и планирования деятельности людей; воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

 

5. Продолжается знакомство с текстом.           

Речевые понятия даются в программе в определённой системе.

Центральным понятием является понятие " текст", так как конечная цель работы по развитию речи - научить выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах текста, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

 

6. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы.

Эмоция характеризуется как отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Художественные произведения рассчитаны на то, чтобы пробудить в человеке эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных образов, изобразительно-выразительных средств языка. Особое внимание уделяется пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается путём собственного выразительного чтения детьми произведений, при обсуждении произведений, при инсценировании произведений.

 

7. Исследовательская работа детей с целью расширения активного словарного запаса.

Образ, создаваемый силой воображения, уточняется и реализуется в ходе литературной деятельности и для успешной его реализации необходимо достаточно полное овладение языком. Уделяется большое внимание обогащению речи средствами художественной выразительности.

Идёт ознакомление детей со средствами художественной выразительности. Дети учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и ненаглядные свойства объектов. Ведётся работа по ознакомлению с синонимами, антонимами.

 

8. Побуждение учащихся к литературному творчеству.

Создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.

Педагог ничего не навязывает, не отрабатывает с детьми план будущего произведения, а создаёт такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.

        

2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества детей.

 

Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному творчеству детей приведена в таблице 1.

Таблица 1

Этап работы Методические рекомендации Название тем занятий Литература Кол-во часов
1. Знакомство с понятием – речь На первых занятиях дети вместе с учителем стараются глубже познакомиться с понятием речь. Что это такое? Какое значение в жизни человека играет речь? Какая бывает речь? На занятии важно, чтобы дети старались высказывать свою точку зрения, свои предположения, приводить свои примеры. Идёт знакомство со средствами звуковой выразительности (тон высказывания, темп, громкость, паузы), логическими ударениями. Работая над различными произведениями, дети учатся находить главное и выделять в высказывании важные по смыслу слова. На занятиях дети знакомятся со стилями речи, учатся узнавать эти стили в произведениях, которые предлагает учитель и стараются сами подобрать свои примеры. На занятиях включаются инсценирования отрывков произведений с целью работы над средствами звуковой выразительности. 1. Речь – какая она бывает? Для чего человеку речь? 2. Путешествие в страну устной и письменной речи. 3. В гостях у логического ударения. 4. Стили речи.   1.Барто А.  Увлекательная речь. 2.Васильев Н. Г. Летом на реке. 3.Пантелеева Н Две лягушки. 4.Паустовский К Заячьи лапы. 5. Сладков Н. Пустыня ночью. 6.Драгунский В Денискины рассказы. 7.Носов Н Рассказы. 8.Михалков С. Бездельник светофор.   Можно использовать аудио записи рассказов. 12 часов
2.Знакомство и работа с понятием текст. Дети узнают, что текст нужен людям для выражения своих мыслей. Признаком любого текста является тема, которая подчинена основной мысли. Обучение детей пониманию текста идёт вместе с созданием школьниками своих речевых произведений, подчинённых основной мысли. Затрагивается вопрос о широких и узких темах текста. Можно использовать разные виды работ: и игры, и наблюдение, исследование. Обращается внимание на различные жанры. 1.Мир текста. 2.Где живёт основная мысль? 3.Широкие и узкие темы текста. 4.Что такое жанр? Какие бывают жанры? 1.Толстой Л.Н Умная галка. 2.Сухомлинский В.А Поющее пёрышко. 3.Носов Н Незнайка в солнечном городе. 4.Пушкин А.С Сказка о рыбаке и рыбке. 5.Пермяк Первый снег. 6.Паустовский Кот-ворюга. Резиновая лодка.   10 часов
3.Этикет в споре. На занятиях столкнулись с тем, что дети не умеют вести дискуссию, не слышат друг друга, не могут воспринять чужое мнение. Возникла необходимость ввести понятие этикета в споре. Дети анализируют ситуации в различных произведениях и делают для себя выводы. Используется учителем подбор картинок для словесного описания, разыгрывание сценок детьми.   1.Не надо ссориться. 2.Учимся быть вежливыми в любом споре. 3.Сколько людей - столько мнений. 1.Моргунов А Мой друг Вовка. 2.Носов Н Телефон. 3.Михалков Вежливый индюк. 4.Васильев Н. Горькая обида. 4 часа
4.Знакомство со сказками. На занятиях используются народные и авторские сказки, это могут быть и сказки о животных, о людях и т. д. Сказка помогает превратить замкнутый мир ребёнка в разнообразный окружающий мир, поднять ребёнка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к драматическим сторонам бытия. Работа строится ступенчато: · Чтение большого количества сказок на занятии и дома. На этом этапе после прочтения рекомендуется непринуждённая беседа в связи с прочитанным. Дети сами раскрывают свои мысли и чувства, высказывают своё отношение к героям, к событиям. Главное внимание не столько содержанию, сколько эмоциональной сфере. Учитель поощряет самостоятельные ответы и коллективное обсуждение. Дети анализируют поступки героев, стремятся понять их смысл. При общении учителю важно тактично исправлять речевые обороты уч-ся, которые построены неверно. · Наблюдение за законами построения сказки: дети замечают и троекратное повторение, зачин, сказочных героев, героев-помощников. Наблюдая за многими сказками, они без труда делают вывод о том, что автор закладывает определённое нравоучение. · Развитие эмоциональной отзывчивости. Достигается путём выразительного чтения. · Работа над средствами художественной выразительности. Разбираются незнакомые слова, составляется словарь архоизмов, можно предложить составить словарь сказочных героев, словарь зачинов. При объяснении нового слова не используется подбор синонима, так как это стирает своеобразие значения слова. Приём подстановки синонима приводит к бедности, штампованности высказываний детей, препятствует развитию речи. Объяснение незнакомого слова надо строить на раскрытии своеобразия его значения. Полезно раскрыть не только значение слова, но и сопоставить его со словом, близким по значению. Обращается внимание на речевые обороты, используемые в сказках.. · Инсценирование сказок. Эта работа идёт после разбора чувств, поступков главных героев, мотивов этих поступков. В распределении ролей участвуют сами дети. Инсценирование помогает ребёнку эмоционально раскрыться. · Заключительным этапом идёт попытка детьми создать свою сказку. Если предварительная работа проведена успешно, дети испытывают потребность в написании. Это главный показатель сопричастности ребёнка, ему это интересно. Перед написанием учитель не проводит специальной подготовки, не прорабатывает содержание сочинения, не проводит словарной и орфографической подготовки. Сочинения пишутся без плана. Специальная подготовка и план ограничивают индивидуальное воплощение содержания в той речевой форме, которая соответствует индивидуальным особенностям ребёнка. После написания дети читают свои сказки, это имеет значение прежде всего для того, чтобы разбудить в детях любование искусством слова, желание писать. Главное – предоставить простор индивидуальности ребёнка. 1.Что за чудо эти сказки! 2.Сказки о животных. 3.Бытовые сказки. 4.Волшебные сказки. 5.Фантастические сказки. 6.Законы построения сказок. 7.Сказочные герои - кто они? 8.Конкурс: лучший рассказчик. 9.Играем сказку. 10.Сочиняем сказку. 11.Мир волшебных сказок (прочтение собственных произведений). 1.Василиса прекрасная. 2.Хитрая наука. 3.Девушка- сирота. 4.Летучий корабль. 5.Волшебный конь. 6.Купеческая дочь и служанка. 7.Белая уточка. 8.Гусыня и осёл. 9.Бык Быкович. 10.Учёный пёс. 11.Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. 12.Андерсен. Снежная королева. Глупый слуга. Оле-Лукое. 13.Лира Э. Чики - Рики – воробей. 14.Киплинг Р. Сказки. 15.Перро Ш. Сказки. 16.Мамин- Сибиряк Д.Н. Алёнушкины сказки 17.Гримм Бр. Горшок каши. 18 часов
5.Знакомство с былинами. Работа над былинами строится аналогично предыдущей: · Выясняется происхождение былин, их значение. Чтение былин, обсуждение прочитанного. Учитель стремиться предварительной беседой, отрывками аудио записей создать эмоциональный настрой для восприятия их детьми. · Выразительное чтение. · Работа над структурой былин. · Работа над средствами выразительности: составление словаря старинных слов, употребляющихся в былинах: Ой, ты, гой еси; перст, уста, добрый молодец; смертушка и т. д.   1.История древней Руси, быт людей. 2.Былина, её рождение, герои. 3.Старинные слова. 4.Былина – источник познания жизни наших предков. 1. Былины о Добрыне, Ваське Буслаеве, Чуриле, Илье Муромце, Дюке, Алёше Поповиче. 8 часов
6.Учимся писать стихи. Главная цель работы со стихотворениями: приобщить детей к классическим произведениям. На занятиях разбирается много стихотворений, готовится выразительное чтение, стихи учатся наизусть. Дети знакомятся с размером стиха, с понятием рифма. Не стоит думать, что таким образом можно научить детей писать стихи, можно показать им как «сочинить стишок» на заданный размер. Нельзя научить художественной логике лирического стихотворения. Для возникновения потребности в написании стихов необходимы новые жизненные впечатления и литературные. Школа, домашние уроки, поглощая большую часть времени, поневоле ограничивают приток новых впечатлений, в повседневной жизни школьника много однообразия. Бедность впечатлениями отрицательно сказывается на детском творчестве. Новые жизненные впечатления, новые открытия дают детям не только конкретный материал для стихов, но и обеспечивают новизну восприятия, необходимую для творчества. Эти занятия старались проводить на природе, выходили на кратковременные прогулки, экскурсии. Знакомство со стихами известных поэтов побуждает детей к собственному творчеству. Необходимо учиться слышать и понимать поэзию. Чем больше дети будут читать и слушать стихи, читать сосредоточенно, с большим вниманием к слову, тем лучше они будут чувствовать поэзию и писать сами. На занятиях используются различные игры со словами, игры в рифму, игра: я вижу, я слышу. Главное, чтобы ребёнок не просто подбирал и рифмовал слова, а стремилс
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...