Цель работы: Определение идеала человека в Древнем Риме по произведениям римских авторов.
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Министерство образования РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна
Методические указания По организации и выполнению практических работ обучающихся По учебной дисциплине «История» По специальности 38. 02. 05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»»
Уфа 2015
РассмотреноУтверждаю На заседании ПЦК Общеобразов. дисциплин Заместитель директора по УР Протокол №____ _________М.Г. Платонова _____________Г.А. Алмаева
«___»___________2015 г. «___» ___________ 2015 г.
Составитель: Преподаватель ГАОУ СПО УКПЭД ____________ Р.Н. Мингазов (подпись) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка с. 4 Критерии оценок с. 5 Практическая работа с. 6 Практическая работа № 2 с. 11 Практическая работа № 3 с. 14 Практическая работа № 4 с. 16 Практическая работа № 5 с. 18 Практическая работа № 6. с. 20 Практическая работа № 7 с. 22 Практическая работа № 8 с. 24 Практическая работа № 9 с. 26 Практическая работа № 10 с. 31 Практическая работа № 11 с. 33 Практическая работа № 12 с. 35 Практическая работа № 13 с. 37 Практическая работа № 14 с. 39 Практическая работа № 15 с. 41 Практическая работа № 16 с. 44 Практическая работа № 17 с. 47 Практическая работа № 18 с. 49 Практическая работа № 19 с. 51 Практическая работа № 20 с. 56 Практическая работа №21 с. 63 Практическая работа № 22 с. 65 Практическая работа № 23 с. 71
Практическая работа № 24 с. 77 Практическая работа № 25 с. 81 Практическая работа № 26 с. 87 Практическая работа № 27 с. 94 Практическая работа № 28 с. 102 Практическая работа № 29 с. 103
Пояснительная записка
Методические указания представляют собой дополнение к Рабочей программе по дисциплине «История», что позволит полнее усвоить теоретический материал и приобрести практические навыки. Методические указания состоят из двадцати девяти практических работ. При изучении выше указанной УД, учебным планом предусмотрено 58 часов практических занятий. Для успешного выполнения практических работ обучающийся должен знать/понимать: · основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; · периодизацию всемирной и отечественной истории; · современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; · особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; · основные исторические термины и даты; уметь: · анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); · различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; · устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; · представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; · использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; · осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Критерии оценки:
Практическая работа № 1 Исследование и анализ законов царя Хаммурапи. Цель работы: На основе исследования законов Хаммурапи показать особенности торговли и особенности семейно-имущественных отношений Вопросы и задания 1. Прочитать тексты 1 и 2 2. Ответить на следующие вопросы: а) Какие торговые пути пролегали через Вавилонию в эпоху правления царя Хаммурапи? б) Что предполагал общий принцип партнерства в торговых отношениях? Найдите сходства и различия с сегодняшним днем?
в) Какую роль играло государство в торговых отношениях и с чем это было связано? г) Как возмещался по закону ущерб торговцу, если его ограбили? д) Как рассматривался в законах вопрос о супружеской неверности? Справедливы ли были в этом отношении законы? Ответ свой обоснуйте. е) Как в законах решался вопрос об имущественных отношениях между супругами? Какими имущественными правами обладали женщины? 3. Сделайте вывод о специфике торговли в Вавилонии и своеобразии семейных отношений. Ход работы: 1. Прочитать тексты 1 и 2 Торговля Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло. К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов. Сначала устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99): «Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну». (скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов). Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако, оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии с вкладом каждого. Дело, скорее всего, заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам. Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись шамаллумами - торговыми агентами и тамкарами - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот.
Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье. «Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара»[1]. Участие в торговых операциях было выгодным делом. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не случайно в п. 103 предусмотрено снятие с шамаллума всякой ответственности, если он по пути сделался жертвой грабежа. «Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности»[2]. Если он был ограблен на той территории, куда простиралась власть вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно. Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром ишамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.
Семья, семейные отношения Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т. к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания, поэтому на них стоит остановиться подробнее. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128). Неверность со стороны жены каралась смертью (129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (130 - 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна»[3]. То есть, здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п.135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п.133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). · Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, " ходить из дома в дом ", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142). В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (159 - 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (151 - 152), об имуществе жены, о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать»[4]. Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако, вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа. Наследству также уделялась большая роль и лишение оного допускалось только в исключительных случаях, а именно если сын дважды совершил тяжкий грех против отца (п. 167 - 168).
2. Ответить на вопросы задания 3. Сделать вывод по анализу тестов
Практическая работа №2. Определение идеала человека в Древнем Риме по произведениям римских авторов Цель работы: Определение идеала человека в Древнем Риме по произведениям римских авторов. Вопросы и задания 2. Ответьте на следующие вопросы: а) В какое время писали свои произведения Цицерон и Сенека? б) Дайте краткую характеристику двух эпох. в) Определите главные черты образа идеального человека, который описан Цицероном Как соотносятся в его представлении понятия «человек» и «гражданин»? г) Какую роль, по мнению Цицерона, должно играть государство в жизни людей? д) Как Цицерон относится к честолюбию, стремлению к славе. е)Что, с точки зрения Цицерона, должно определять поведение идеального человека — его желания или рассудок. ж) Почему не поощряется стремление к роскоши, развлечениям? з) Чем объясняется отрицательное отношение к толпе Сенеки? и) Что, с его точки зрения, является самым ценным в жизни человека? к) Как философ призывает.строить отношения с людьми, с государственной властью? Чем это можно объяснить? л) Понравился бы Цицерону такой стиль поведения? Почему? 3. Подведите общий итог и расскажите, какие изменения претерпели идеалы римского общества
Ход работы: 1.Прочитайте тексты 1 и 2
Цицерон. Об обязанностях Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?...Но если этот душевный подъем, который бывает виден в опасностях и в трудах, чужд справедливости и борется не за общее благо, а ради своей выгоды, то он порочен....Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве... всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты... ...Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно. Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела....Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|