Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рождаемость и плодовитость

Рождаемость в демографии – центральная проблема. В современных условиях относительно низкой смертности воспроизводство населения в целом определяется исключительно уровнем и динамикой рождаемости.

Рождаемость – это частота рождений в определенной социальной среде, составляющая поколение, или совокупности поколений. Рождаемость, взаимодействуя со смертностью, образует воспроизводство населения.

Современная демография исходит из того, что уровень и характер рождаемости зависят от социально-экономической структуры общества, а ее закономерности носят исторический характер.

Биологической основой рождаемости является способность человека к воспроизведению потомства (оплодотворению, зачатию и вынашиванию плода). Потенциальная возможность деторождения – плодовитость, реализуется в совокупности женщин в результате репродуктивного поведения, которое взаимодействует с поведением в других сферах жизнедеятельности и с функционированием социальных институтов, прежде всего брака и семьи.

Плодовитость – биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению живых детей. Следует отличать способность к деторождению от фактического деторождения, которое характеризуется численностью рожденных детей. Плодовитость зависит от генетических особенностей и состояния здоровья обоих супругов и от сочетания свойств супругов в браке. Плодовитость бывает:

– женской, которая характеризуется способностью к зачатию, вынашиванию плода и рождению живого ребенка;

– мужской – свойственна способность к оплодотворению.

Однако более правильно говорить о плодовитости брака или супружеской пары, т. к. иногда зачатие не наступает из-за биологической несовместимости.

Кроме женской и мужской плодовитости можно выделить индивидуальную и среднюю видовую. Индивидуальная плодовитость может варьироваться в широких пределах. Однако на практике она редко реализуется полностью. Средняя видовая плодовитость, т.е. плодовитость человека как биологического вида, составляет 10–12 живорождений за всю жизнь или 12 – 15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически средние показатели продуктивности брака очень редко превышают восемь живорождений за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет.

В демографических исследованиях плодовитость изучается как один из факторов рождаемости и репродуктивного поведения. Ее оценивают косвенно, по показателям рождаемости в группах населения, не ограничивающих деторождения, и по показателям распространенности бесплодия. Сведения о плодовитости получают путем социологических опросов, путем включения в анкеты соответствующих вопросов. Впервые такие вопросы были включены в программу выборочного обследования факторов рождаемости, проведенного в 1941 г. Индианаполис, с 1950 гг. они становятся обязательными для любого исследования факторов рождаемости и репродуктивного поведения.


Структура репродуктивного поведения личности

Репродуктивное поведение

 

Репродуктивное поведение людей одного поколения на протяжении плодовитости определяет реальность рождаемого поколения.

Рождаемость в населении в определенный момент времени обусловлена репродуктивным поведением одновременно живущих поколений.

Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, определяющих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака.

Термин «репродуктивное поведение» применяется, прежде всего, для обозначения тех действий и отношений, которые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют другую сторону репродуктивного поведения и традиционно обозначаются как «регулирование рождаемости», «планирование семьи». В теории репродуктивного поведения эти моменты иногда объединяются понятием «контрацептивное поведение».

Репродуктивное поведение имеет своим непременным условием физиологическую сторону деторождения – плодовитость. При нормальной плодовитости и таком репродуктивном поведении, при котором становится ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развертывается последовательно и заканчивается живорождением.

При пониженной плодовитости затягивается наступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т.е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или нескольких предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений.

Типы репродуктивного поведения:

1) многодетное – потребность в пяти и более детях;

2) среднедетное – потребность в 3–4 детях;

3) малодетное – потребность не более чем в 2 детях.

4) Средне ожидаемое (планируемое) число детей характеризуется реальными намерениями, репродуктивными планами людей и семей с учетом конкретных обстоятельств.

Анализ структуры репродуктивного поведения личности и семьи позволяет понять, как складывается главный результат репродуктивного поведения – итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни.

Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране.

Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействие текущих условий жизни и условий прошлых лет.

Условия жизни непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, которые становятся условиями реализации потребности в детях.

Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность – степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая, как правило, остается неизменной на протяжении жизни одного человека.

Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации репродуктивного поведения личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного числа детей и принятые в различных социальных и социально-психологических группах. Изучение репродуктивного поведения производится с помощью социологических и социально-психологических методов при проведении выборочных опросов населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...