Эволюция сознания в многомерной вселенной
Андрей Лапин "Эзотерика (мистика)" РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА Ограниченному уму при поверхностном взгляде кажется, что религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признается добродетелью, в другой может считаться грехом. Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе. Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями могут показаться прямо противоположными, и таких примеров можно привести сотни. Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, как "устроена" каждая из них. Любая религия имеет а) культ и б) особое мировоззрение. Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении - это представления о сверхъестественном, нематериальном мире. Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает ее от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося свое поведение с определенными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.
Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чем говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании Солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего. Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлеченные чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - все это укрепляло веру и помогало поклонению. Однако всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приёмам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чем говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя целые школы. Итак, каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое - хорошо известное и массовое - внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ. Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвященных - внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика (от греч. "eso'terikos" - "внутренний", "скрытый"), позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашенными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.
Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определенных религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч. "mystikos" - "таинственный"). Мистика - это расширение границ своего восприятия за пределы материального мира. Мистику удается напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени. (N.B.: Разногласия, приводящие в итоге к конфликтам с убийствами, возникают между верующими, т.к. они спорят о своих различных верах (т.е. о разных фантазиях или интерпретациях священных текстов), а не о самой единой Истине. Спорить о ней невозможно, ее можно переживать.) Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют собой живую традицию. Такие школы были или есть в джайнизме (дигамбары), в индуизме (многие школы индуистской тантры и йоги), в бон (юнгдрунг бон), в буддизме (ваджраяна, дзогчен), в даосизме ("внутренняя" алхимия, некоторые школы цигун), в иудаизме (хасидизм, каббала), в христианстве (в православии - исихазм; в католичестве - последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе (многие суфийские ордена), в вуду, в коренных традициях американских индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г. И. Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции.
Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. А вот большинство представителей традиционной религиозности весьма негативно относятся к эзотерике, совершенно не понимая ее и поэтому считая вредной ересью. Они правы: ведь их заботят не поиски совершенства, а "защита веры". Такие "религиозные деятели" превращают свои религии в социальные организации, агрессивно борющиеся за власть над умами и базирующиеся на мертвых догмах. Будучи живыми словами в устах своих основателей, первоначальные идеи почти всегда быстро умерщвлялись их последователями, начисто лишенными харизмы и потому озабоченными распространением "истинной веры" и созданием соответствующих социальных институтов. Поэтому ни один яркий мастер не умещался в рамках существовавших в его время традиций (т.к. они были уже мертвы), а создавал новую, в свою очередь благополучно умертвленную его "последователями". Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с черной магией, однако ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далеком прошлом, рассказы о невидимых странах и т.п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне "белого" и "черного" начал. Такие теории обычно приводят человека к поискам темных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно, относят к представителям "светлых" сил). Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. "mesos" - "средний"), т.е. срединным учением между обычными знаниями – экзотерикой (от греч. "exo'terikos" - "внешний") и эзотерикой. Ведь если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нем. Так возникла мезотерика. Домашнее задание: назвать школы и наиболее видных представителей мезотерики (пользоваться признаками, которые изложены в первых трех предложениях данного абзаца).
Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя - внешний (обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя каждой религии (в идеальной "здоровой" религии) дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие мистические переживания. Однако одной из задач эзотерических практик является научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных состояний. Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а ее внутреннюю (эзотерическую) часть - с душой. Сама же эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится под водой и скрыта от взора непосвященных.
ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В МНОГОМЕРНОЙ ВСЕЛЕННОЙ Мистики всех времен примерно одинаково видели величественную картину того, как устроена, живет и развивается Вселенная. Согласно их открытиям, Вселенная многомерна. Кроме всем хорошо знакомого материального мира существует множество других миров, непохожих на этот. Они называются пространственными мерностями, пространствами или планами. Пространственные мерности различаются по степени своей "плотности". Так, есть более "плотные" миры, а есть более "тонкие". Миры существуют в пределах одного и того же объема и как бы вложены друг в друга. При этом различные планы обычно слабо взаимодействуют между собой. Наиболее "плотным" является материальный план, наиболее "тонким" - высшая пространственная мерность, называемая также Божественным планом. Каждая пространственная мерность наполнена, "населена" т.н. энергиями (не путать со значением слова "энергия" в физике), принадлежащими данному плану мироздания. Энергии непрерывно движутся, взаимодействуют друг с другом и видоизменяются. Все, что происходит в многочисленных мирах, в том числе в нашем, обусловлено движениями этих энергий. Сознание также является энергией особого рода. Высший, Божественный, план заполнен бесконечным сознанием, которое называют Божественным Сознанием Вселенной. Вселенную можно сравнить с человеком. Душа Вселенной - это Божественное Сознание, а тело - все миры, существующие в ней.
Жизнь Вселенной, как и жизнь человека, состоит из циклов. Вначале происходит сотворение миров, затем они живут и развиваются (этот период длится многие миллиарды лет), после чего исчезают. Исчезает все, кроме Божественного Сознания, и в какой-то период времени существует только оно. Затем следует новое сотворение миров; все повторяется, причем очередная Вселенная не похожа на предыдущие. Нынешняя Вселенная, кстати, находится в начале своего развития (это огорчение для тех, кто вдохновенно опасается скорого конца света). Процесс творения происходит следующим образом. Некоторая часть Божественного Сознания уплотняется так, что последовательно образует из себя все миры вплоть до материального. Другая часть Сознания рассеивается в сотворенной Вселенной, для последующего образования индивидуальных душ. Большая же часть Божественного Сознания остается неизменной и пребывает в высшей пространственной мерности. После сотворения Вселенной начинается процесс эволюции сознания. Вся Вселенная похожа на "поле для выращивания сознания". На планетах, подобных нашей родной Земле, рассеянная энергия Божественного Сознания оседает в виде сгустков в твердых породах, на их кристаллических решетках, образуя, таким образом, зачатки будущих душ - индивидуальные единицы сознания. Благодаря ним камни обладают памятью. Проходят миллионы лет, и камни разрушаются. Но образовавшиеся в них крошечные души воплощаются в растения. Находясь в телах растений, сгустки индивидуального сознания развиваются и растут. Растения имеют не только память, но и способны переживать эмоции - радость, страх и т.п. (вспомним опыты К. Бакстера). Когда растение умирает, сознание переходит в следующее растение, продолжая свой рост и развитие. Так, постепенно совершенствуясь, сознание воплощается в тела растений много раз. Исчерпав возможности развития в растениях, сознание воплощается в тело животного. Там душа получает гораздо больше возможностей для дальнейшего совершенствования. Это происходит благодаря сложному организму, позволяющему находящемуся в нем сознанию интенсивно расти, а также благодаря обилию разнообразных ситуаций, в которых оказывается животное в течение своей жизни. Животные обладают не только памятью и эмоциями, но и зачатками интеллекта (есть животные, у которых этих зачатков больше, чем у некоторых людей). Индивидуальная душа каждый раз воплощается в тело более высокоразвитого животного. Наконец сознание впервые воплощается в тело человека и становится человеческой душой. Этот момент связан не с количеством предыдущих воплощений, а с ростом и развитием сознания. Но это только начало следующего большого этапа. У человека кроме памяти, эмоций и интеллекта есть способность к осознанному самосовершенствованию. Цель эволюции индивидуального сознания - его слияние с бесконечным Божественным Сознанием, т.е. возвращение к своему источнику, но уже не в качестве зачатка души, а в качестве совершенного сознания, подобного Божественному Сознанию. Интересно, что один из переводов латинского слова "религия" означает "возвращение к источнику". Точно так же переводится с санскрита слово "йога". Чтобы сознание человека стало совершенным, требуются многие жизни и огромные усилия по его развитию. Достигнув состояния совершенства, сознание растворяется в бесконечном океане Божественного Сознания и больше не воплощается. Когда Вселенная подходит к концу своего существования, все миры со всем своим содержимым, начиная с материального, последовательно исчезают. Они превращаются в высшую энергию, которая поглощается Божественным Сознанием. Это происходит и с теми индивидуальными сознаниями, которые еще не успели достичь состояния совершенства. Мистики древности заметили, что в течение жизни в теле сознание человека может как эволюционировать, так и деградировать. Большинство людей медленно эволюционирует. Эволюция может происходить сразу в двух направлениях. Сознание может расти - увеличивать свою "массу", т.е. количество энергии сознания; так сознание становится "сильней". Это возможно благодаря поглощению энергии извне, ее переработке и усвоению в процессе жизнедеятельности. Одновременно может изменяться качество сознания, оно может становится более развитым, высокоорганизованным, совершенным, текучим, утонченным. Однако сознание человека, например впадающего в гнев, теряет свою "массу", прежние достижения и деградирует. В результате эволюции количество энергии сознания может увеличиваться за счет 3-х источников. 1. Часть энергии поступает с пищей. В организме эта энергия отделяется от вещества пищи и поддерживает жизнь в теле. Но некоторая доля этой энергии может, изменяясь, переходить в энергию сознания, питая собой растущую душу. 2. Другая часть энергии поступает с вдыхаемым воздухом. Этот вид энергии легче переходит в энергию сознания. 3. Еще одним источником энергии являются впечатления, получаемые в течение жизни. Энергия, которая содержится во впечатлениях, непосредственно усваивается сознанием, растущей душой. Каковы впечатления, таким и становится растущее сознание: если они грубые, сознание грубеет. Важным открытием мистиков было следующее: оказывается, качество впечатлений зависит не от того, что человек видит или слышит, а от того, как он это воспринимает и что из этого извлекает. А последнее зависит от состояния сознания. В эзотерике главное отличие людей друг от друга определяется не возрастом их тел, не национальностью или полом, а состоянием их сознания, души. Состояние души зависит от того, какими качествами и в какой степени она обладает. Чем больше раз сознание воплощалось, тем больше у него было времени и возможностей, чтобы выработать те или иные качества. Таким образом, состояние души зависит от ее возраста. Мистики обнаружили, что сознание развивает свои качества в определенной последовательности, а выработка одного качества иногда может занимать даже несколько жизней. В ряду воплощений этот процесс выглядит примерно так. Вначале человек является "учеником" и "исполнителем". На этом этапе он учится жить в материальном мире. При этом реальностью для него является только материальный план. Все, что за его пределами, для него нереально, абстрактно. В конкретных жизненных ситуациях (не всегда приятных) человек развивает способность любить и сострадать, оттачивает свой ум, вырабатывает решительность. Приобретя самостоятельность и независимость, он начинает ощущать, что кроме материального существуют и другие планы мироздания. Религиозные истины для него становятся все более реальными и обретают значимость. В конце концов (может быть, через много-много жизней) наступает этап, когда человек посвящает всего себя осознанному самосовершенствованию. Эзотерики установили, что для этого не требуется изолировать себя от людей и прекратить социальную активность. Наоборот, они считают, что подобные крайности уводят человека в сторону от реальной жизни и не позволяют ему развить ряд необходимых качеств. Когда человек умирает, его сознание освобождается от тела и некоторое время пребывает в одном из пространств за пределами материального мира. Затем следует очередное воплощение. При этом сознание сохраняет все качества, которые были выработаны в течение прошлых жизней (например, развитый ум, волю, способность к бескорыстной любви или жадность, трусость, лень и т.п.). Однако ситуации, в которых происходило развитие этих качеств, стираются из памяти. Таким образом, память о прошлой жизни не осложняет очередную новую жизнь. После того как душа воплотится в новое тело, необходимо, чтобы выработанные качества проявились и реализовались. Обычно это время примерно равно времени достижения физического совершеннолетия (реального, а не юридического). Затем начинается выработка новых качеств, дальнейшее совершенствование человека. Так как некоторые переживают одно из своих первых воплощений в теле человека, а другие имели уже много таких воплощений, то для всех них будет актуальным развивать разные качества с помощью разных ситуаций. Поэтому у каждого человека своя судьба. Но кто определяет, в какое тело человеку воплотиться, кто знает, какие качества ему теперь необходимо развить, кто создает все ситуации? Одним из великих открытий древних эзотериков было то, что все во Вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей собой все миры. Когда человек в процессе жизни совершает какие-то действия, он тем самым влияет на окружающий мир. От этого мир немного изменяется и в свою очередь воздействует на человека, меняет обстоятельства его жизни. Иногда человеку кажется, что некая разумная сила влияет на его жизнь, то награждая, то наказывая. Но это не так. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует свое будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие - через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни. Для мистиков очевидно, что к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире. Мысли, эмоции, желания, настроения являются особыми видами энергии. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных мерностях. И эти поступки также влияют на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека. То, что обычно называют грехом, для эзотерики является простым невежеством. Грешный человек - это невежественный человек по двум причинам. Во-первых, он не осознает всех отрицательных последствий своего поведения для себя самого. Во-вторых, он не умеет приводить в порядок те внутренние энергии (скорее всего даже не чувствует их), которые своим движением заставляют его совершать греховные поступки. Однако, как обнаружили древние мистики, все-таки иногда в жизнь человека вмешивается посторонняя сила. Эта сила исходит от Божественного Сознания и проявляется только тогда, когда требуется дополнительная энергия для дальнейшей эволюции человека. Ни в каких других случаях Божественное Сознание не проявляет себя. Оно не обладает качествами личности или судьи, которые наказывают или поощряют. Никогда "добро" или "зло" в человеческом понимании не исходят от высшего плана мироздания.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Эзотерики обнаружили, что в процессе своего развития человек должен довести до совершенства некоторые качества. К ним относятся любовь ко всему существующему и сострадание, ясный ум, а также внутренняя сила с ее главным аспектом - волей. Существует две группы методов самосовершенствования. К первым относятся экзотерические (внешние, открытые), т.е. все ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Ситуации могут быть как обычными, заурядными, так и экстремальными, стрессовыми. Одной из находок мистиков было то, что можно воспринимать все ситуации как учебные. С этой точки зрения, любая ситуация, в которой оказывается человек, в той или иной степени его меняет (даже если он не осознает этого). В том случае, если человек это осознает, он извлекает из каждой ситуации гораздо больше пользы, и его развитие идет быстрее. Было обнаружено, что чем более сложной, трудной или неблагоприятной является ситуация, тем большему в ней можно научиться. Некоторые качества можно развить, только находясь в особых условиях, поэтому эзотерики специально искали или создавали необходимые ситуации. При этом им иногда приходилось даже рисковать жизнью. К другой группе относятся методы совершенствования, которые называются эзотерическими, т.е. закрытыми для непосвященных. Чтобы понять, как они работают, необходимо знать многомерное строение человека. Тысячи лет назад мистики установили, что человек - это сознание, живущее в теле, а организм человека так же сложен и многомерен, как и Вселенная. Кроме материальных органов организм человека имеет особые, нематериальные, находящиеся в пределах тела, но в других пространственных измерениях. В этих "органах", или энергетических центрах, циркулируют энергии, обеспечивающие жизнь всего организма и существование в нем сознания. Важным открытием эзотериков было то, что энергетические центры влияют на состояние сознания. Если изменяется работа какого-нибудь энергетического центра, и он начинает вырабатывать другую энергию, то незамедлительно меняется состояние человека. Понять, как это происходит, можно с помощью такого примера. Человек, настроение которого нейтральное, выглядывает в окно и видит мелкий осенний дождь. В результате настроение его может ухудшиться: погода влияет на настроение. Точно так же на состояние сознания влияет "погода" внутри организма. А эта "погода", т.е. состояние энергии внутри тела, зависит от работы энергетических центров тела. Мистики обнаружили, что долго работающий в каком-то одном режиме энергетический центр закрепляет соответствующее состояние сознания. Такими состояниями могут быть любовь или страх, решительность или гнев, спокойствие ума или беспорядочные мысли, а также многое другое. Оказалось, что положительные и отрицательные качества человека часто связаны с исправной или неисправной работой этих центров. Открыв это, древние эзотерики научились использовать свои энергетические центры для самосовершенствования. Чтобы достичь этого, им пришлось овладеть искусством управления их работой. Эзотерики нашли очень много способов влияния на работу энергетических центров, а через них - на состояние своего сознания и выработку необходимых им качеств. С этой целью применяют специальные методы концентрации, дыхания, движения, произносят звуки (мантры, имена богов, молитвы), слушают специальную музыку, придают своему телу нужные положения, используют особые запахи, созерцают некоторые изображения, используют отдельные ритуалы, сновидения, пребывают в особых местах и многое-многое другое. Такие практики помогают мистику не только устранять собственные недостатки, но и развивать добродетели, соответствующие религиозным идеалам. Это происходит "само собой", т.е. естественным образом. Более того. Благодаря специальным техникам в минуты высочайшего экстаза можно переживать такие вершины духа, когда вы перестаете существовать в качестве отдельного существа, растворяетесь в океане Божественного и в бесконечном блаженстве ощущаете только течение Вечности. В некоторых эзотерических школах (например, в индуистской тантре, даосских школах "внутренней" алхимии, в дзогчене, в коренных традициях Африки и древней Руси и др.) наиболее выдающиеся мистики достигали настолько глубокой трансформации своего сознания, что это сказывалось даже на их физическом теле. Материя тела, как бы пропитанная сознанием, достигшим Божественного совершенства, возвращалась к исходному состоянию чистой энергии. Мистик покидал этот мир, дематериализуя свое тело. Это могло выглядеть либо как постепенный процесс, в течение которого тело становилось все более прозрачным и медленно исчезало, либо как мгновенная вспышка света, после которой не оставалось ничего. Иногда это происходило как медленное уменьшение тела в течение нескольких дней вплоть до его полного исчезновения (при этом остаются только волосы и ногти)... Основным методом мистических практик является медитация, т.е. особое состояние сознания, при котором ум молчит, его нет, а внимание максимально обострено - сознание бодрствует. Это означает, что процесс мышления остановлен, ум пуст, нет абсолютно никаких мыслей, а есть только восприятие и осознавание. Во время медитации сознание осознает само себя. Так, предоставленное само себе, ничем не занятое и очищенное от обыденной деятельности, сознание входит в свое реальное бытие, обычно заслоненное мыслями, памятью, мечтами, эмоциями. Сознание как бы "вспоминает" о своем изначальном происхождении из океана Божественного Сознания и приближается к нему, достигая все более высоких состояний. Не следует путать настоящую медитацию с довольно распространенной сейчас "медитацией" как средством "успокоить нервы", поднять настроение или добиться социального успеха. Другой важный метод - это нахождение здесь и сейчас. Что бы ни делал эзотерик, он старается быть "здесь и сейчас" и концентрируется только на том, что происходит в нем и рядом с ним. В нем – означает во всей системе, называемой человеком - в его теле, мыслях, эмоциях, настроениях вплоть до той бесформенной глубины, которая своими корнями уходит в бесконечный океан Божественного Сознания. Такое состояние называют состоянием присутствия. Работа в любой эзотерической школе всегда начинается с коренного пересмотра своей прежней жизни и осознания важнейших этических принципов. Без глубокой проработки этих этапов ученика никогда не допускают к дальнейшей работе. Если это правило не соблюдается, на следующих этапах работы может расстроиться здоровье ученика и пострадать психика, либо последующая работа приводит к взращиванию эгоистических черт характера. Иногда перед началом работы в некоторых эзотерических школах принято изучать обрядово-религиозную часть соответствующей религии, проходя этот этап в качестве монаха или религиозного мирянина. Человек подобен Вселенной. Мистики использовали этот факт, применяя к своему внутреннему миру истины, касающиеся мира внешнего. Внешняя истина, понимаемая эзотерически, становится духовным наставлением. Известно, что когда Пророк Мухаммад вошел в Мекку, он уничтожил идолов вокруг и внутри Каабы. Для мистика смысл этой истории таков: человек должен убрать из своей души всех идолов, очистить ее от всего, что не есть Бог. Кааба - символ души, идолы - символ всего, что занимает внутреннее внимание, отвлекая его от поисков совершенства. Мистики часто применяли для описания эзотерических практик и мистических состояний особый язык, понятный только посвященным. В некоторых эзотерических школах (алхимических) исходное состояние человека называли свинцом, а конечное состояние совершенства - золотом. При этом все промежуточные этапы превращения свинца в золото обозначались как алхимические реакции превращения одних элементов в другие. Поэтому если некоторые алхимические тексты понимать буквально, то они могут показаться неграмотными из-за неосуществимости тех химических реакций, которые в них описаны. Однако если знать, что обозначают эти символы, - "внутренняя" алхимия становится наукой о духовном преобразовании человека.
МИРОВАЯ ЭТИКА Существующие религии можно сравнить со зданиями различных архитектурных стилей. Внешний вид и форма зданий различны, но любое здание имеет фундамент, несущие конструкции и крышу. Так же и многие религии, поражающие обилием обрядов, различным устройством, убранством храмов и многообразием ритуалов, имеют сходные составляющие: "фундамент" и "несущие конструкции", представленные в вероучении. "Фундамент" большинства религий един - это мистический опыт. Мистики и пророки всех времен и народов рассказывают о своем мистическом опыте нередко одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстает как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство. Что касается вероучения, то и здесь основными "несущими конструкциями" часто являются единые принципы. Устройство внешнего и внутреннего мира человека, пути, ведущие к Богу и спасению, обладают общими чертами. Многие религии признают в качестве единственного пути к Богу путь отказа от своих эгоистических устремлений, путь любви, а своим последователям предписывают выполнять этические правила, подобные новозаветной заповеди: "...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (Рим. 12: 9). Если рассмотреть главные принципы этики основных направлений христианства, индуизма, даосизма, буддизма и других религий, окажется, что все они, так или иначе, дополняют друг друга. Например, Новый Завет говорит, что "Бог есть любовь"; санскритские сутры признают Бога "источником всех знаний и всякой любви"; даосизм отмечает, что "Дао - существо нежное"; а Коран утверждает: "Аллах Милостив, Милосерден". Это подразумевает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь и приблизиться к Богу можно, только развивая в себе все более совершенную любовь. "Неустанно развивайте в себе бодхичитту" (т.е. совершенное сострадание ко всем живым существам), - призывают буддийские монахи. "Сие заповедую вам, да любите друг друга" (Ин. 15: 17), - учил Иисус Христос. А для мистиков ислама Всевышний "есть Любовь, Любящий и Возлюбленный". Многие религии предлагают подробные разъяснения относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь. Это происходит по мере того, как человек учится любить весь окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление Воли и Любви Бога. Другие предписания и правила, вытекающие из этого главного завета многих религий, также очень похожи. Они включают в себя принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, т.е. предписания "не убий", "не укради" и т.д. Так, в индуистской и буддийской традициях принципу "не убий" соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а принципу "не укради" – астея (отсутствие стремления к обладанию чужими вещами) и т.д. Сходство основных религиозных моральных предписаний приводит к тому, что многие философы, богословы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, "космической этике", в той или иной степени представленной в моральном своде той или иной религиозной традиции. Того же, кто отвергает все религии, кроме собственной, известный религиозный реформатор XX столетия Свами Вивекананда сравнивал с собакой, не узнающей любимого хозяина, переодевшегося в другую одежду.
ИСТИНА Источник всех религий един и постоянен, хотя учения разных религий и кажутся на первый взгляд совершенно различными, не стыкующимися друг с другом... Мудрец знает, что главной основой всех религий и верований является одно - Истина. Истина всегда была закрыта двумя одеждами: тюрбаном - ее голова, плащом - тело. Тюрбан - это тайна, известная под именем мистицизма, а плащ - нравственность, называющаяся религией... Те, кто видел ее [Истину] без всяких покровов, не знают больше разума и логики, добра и зла, высокого и низкого, нового и старого - иными словами, перестают различать все имена и образы. Весь мир для них - только Истина. В их понимании Истина едина, но, представляясь человеческим взорам, она принимает множество форм, причем разница в представлениях о ней возникает благодаря её проявлению в различных местах и временах. Истину можно уподобить фонтану, который бьет вверх одной струей, а вниз падает многими каплями в разное время и на разные места. (Из книги известного суфийского мастера Инайат-хана "Суфийское послание о свободе духа".) ПОЗНАЙ СЕБЯ Познай самого себя - таков был первый принцип и первое требование древних эзотерических школ. Мы запомнили эти слова, но утратили их подлинный смысл. Мы думаем, будто познать самого себя означает постичь наши особенности, желания, вкусы, способности и стремления, тогда как в действительности это означает знание своего механизма, т.е. знание структуры своей собственной машины, ее частей, функций различных частей, условий их работы и т.д. Если говорить об обычном автомобиле, то мы не знаем его, пока не изучим. Это нужно помнить и относительно самих себя. Мы должны изучать свой организм, как машину. Это изучение есть самонаблюдение. Иного пути нет, и никто не выполнит за нас этой работы. Мы должны проделать ее сами. (Из книги П.Д. Успенского, ученика известного мистика Г.И. Гурджиева, "Психология возможной эволюции человека".)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|