Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адвокатура России в период судебной реформы 90-ых годов

Социальные предпосылки появления защиты и представительства

История российской дореволюционной адвокатуры

Адвокатура советского периода

Адвокатура России в период судебной реформы 90-ых годов

1. Социальные предпосылки появления защиты и представительства

Индивид не всегда мог или желал отстаивать свои нарушенные либо находящиеся под угрозой нарушения правд самостоятельно, что было вызвано различными причинами. Например, развитие транспортных коммуникаций, расширение морской торговли привели к тому, что человек мог попросту отсутствовать в месте нарушения его права (собственник товара при торговых операциях с другими государствами мог пребывать не по месту нахождения самого товара; владелец недвижимости мог находиться в длительном отъезде и т.д.). Наконец, человек мог тяжело пострадать в результате преступления, т.е. нарушения его права, и просто физически не иметь возможности самостоятельно отстаивать свою правоту при разрешении спора; могло быть нарушено право малолетнего, слабоумного, тяжелобольного.

Таким образом, появились социальные предпосылки возникновения института представительства. Складывались и правовые механизмы, позволившие переложить функцию защиты права с самого правообладателя на иных лиц, представлявших его интересы. Первоначально это были родственники, близкие люди, формировался институт: родственного представительства. Затем эти функции стали брать па себя посторонние лица, действовавшие ради собственного интереса или за вознаграждение. Постепенно, в связи с ростом числа правовых предписаний, усложнением их содержания представительство и защита чужих интересов начали осуществляться на профессиональном уровне, т.е. адвокатами.

Это были люди, способные разъяснить лицу, право которого нарушено или подвергается угрозе нарушения, смысл, значение и последствия всех его действий, раскрыть содержание правовых норм, регулирующих соответствующее общественное отношение.

Традиционно исследователи при анализе института адвокатуры делают акцент па ее роли при рассмотрении и разрешении судом уголовных и гражданских дел. Тем не менее, значение этого правового института гораздо шире. Его наличие следует расценивать как необходимое условие существования правового государства и гражданского общества. Адвокатура позволяет декларированные государством права воплотить в жизнь, защитить от нарушений. Не являясь государственным органом и будучи в силу этого свободной от давления властей, навязывания конъюнктурных соображений, она способна абстрагироваться от сиюминутных потребностей ложно понятой политической целесообразности. Совершенно правы те исследователи, которые отмечают, что «если общество заинтересовано в том, чтобы в нем был правовой порядок, a не хаос произвола властей, оно должно быть заинтересовано и в том, чтобы существовала независимая от властей правозащита, критикующая власти и убеждающая их в ограничении своей карательной активности. Реальным осуществлением, плотью правозащиты является адвокатура»[6].

Наконец, следует отметить, что зарождение адвокатуры имело и моральные, лежащие вне сферы права предпосылки. Восстанавливаемая в процессе судопроизводства справедливость, — категория нравственная, законодательно не определяемая. В большинстве правовых систем справедливым считалось и считается такое решение суда, которое вынесено с точным соблюдением материальных и процессуальных норм. Правовые же нормы не всегда совершенны, они могут устаревать, иметь пробелы, противоречить друг другу. Кроме того, решения принимаются судьями по внутреннему убеждению, которое формируется под влиянием мнений участников процесса. Наличие в процессе адвоката, защищающего позицию доверителя, способствует выработке объективного и непредвзятого, а следовательно, справедливого решения суда. «... Справедливый суд невозможен без адвоката, но не просто без адвоката, а без лица, которое действительно будет воплощать собой голос совести на суде».

Таким образом, возникновение института адвокатуры имело объективные, исторически сложившиеся, предопределенные развитием общественных отношений предпосылки. Адвокатура была призвана стать той силой, которая эффективно осуществляет защиту прав и законных интересов не только граждан, но и всего общества в целом и, как следствие, обеспечивает существование правового, подлинно демократического государства.

Зародившись как одна их форм правозащиты, адвокатура сыграла большую роль в развитии судебной власти, в становлении институтов правосудия.

По мере того, как усложнялась политическая организация общества вследствие объединения отдельных племен под властью общего вождя, отправление правосудия становится не под силу одному лицу. Глава общины нуждался в помощниках; некоторые из них стали выполнять функции, сходные с отправлением правосудия. В древних государствах, например в Китае, родители или друзья защищали обвиняемого, тем самым, образуя первый уровень адвокатуры — родственную адвокатуру. В Древней Индии правосудие отправлялось царем как верховным судьей и коллегиальными судами. Процесс основывался па принципах гласности, устности, состязательности, как в гражданских, так и в уголовных делах. Уже известна самостоятельная адвокатура, причем функции правозаступничества и представительства совмещались в одном лице. В Древнем Египте судебный процесс носил письменный и тайный характер. Стороны дважды обменивались состязательными бумагами, после разбирательства которых, принималось решение. Тяжбы египтяне разрешали на основе формальных доказательств, считая, что искусные уловки и красноречие ораторов побуждали судей смягчить строгость законов и относиться с меньшим вниманием к требованиям справедливости. Несмотря на то, что формально в Древнем Египте адвокатура отсутствовала, одно то, что египтяне были знакомы с методами защитников, говорит о существовании там адвокатуры до введения письменного процессуального производства.

 

У древних иудеев право отождествлялось с религией. Судьи считались наместниками Иеговы. Они должны были быть беспристрастными и милосердными. Судопроизводство основывалось на принципах устности, гласности и состязательности. У подсудимых было право па защиту, что предопределило появление адвокатуры. Сначала в качестве защитника мог выступать любой человек, это считалось священной акцией. «Учитесь делать добро, — говорил пророк Иссая, — стремитесь к справедливости, помогайте угнетенным, воздайте право сиротам и защищайте вдов». В более позднее время при судах синедриона стали появляться лица, которые готовились быть судьями, они назывались кандидатами. Кандидаты присутствовали на судебных заседаниях и говорили речи в защиту обвиняемых. Таким образом, по сути, они выполняли роль адвокатов, но так как выступали не по приглашению подсудимых и без предварительного соглашения с ними, называть их таковыми все-таки нельзя. Впоследствии в еврейском языке появляется термин «адвокат», заимствованный из греческого. Собственно, история адвокатуры в классическом ее понимании начинается с Древней Греции, с Афин и с Древнего Рима.

Одна из важнейших задач адвокатской деятельности — судебное представительство. В государствах Древнего мира оно было развито в различной степени: в одних странах совмещалось с правозаступничеством (Индия, мусульманские страны), в других - вообще не допускалось (Египет, во всяком случае, после введения письменной формы процесса). В древних греческих государствах суд вершился или самими царями, или опытными мужами знатного происхождения. В судебном процессе господствовали принципы устности, гласности и состязательности. Тяжущиеся являлись на суд лично и сами защищали свои права.

2. История российской дореволюционной адвокатуры

Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. Из Псковской и Новгородской судных грамот известно, что обязанности судебных представителей тяжущихся, помимо их родственников, могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью. Судебных представителей той эпохи условно можно разделить на две группы: первую составляли так называемые естественные представители, вторую - наемные, из которых постепенно и начал формироваться институт профессиональных поверенных. По Новгородской судной грамоте поверенного мог иметь всякий (ст. ст. 15, 18, 19, 32), и стороны, чьи интересы в судебном процессе отстаивали такие нанятые представители, должны были иметь дело только с ними (ст. 5).

В России в отличие от западноевропейских стран, где правозаступничество и судебное представительство развивались параллельно, как два самостоятельных института, сначала возникло судебное представительство и только затем в качестве защиты родственное представительство, а вскоре и наемные поверенные, которых называли ходатаями по делам, или стряпчими. Их функции могли осуществлять все дееспособные лица.

Задача стряпчего, формальное участие которого в то время сводилось к сбору и составлению бумаг, заключалась в том, чтобы максимально запутать дело, затянуть его рассмотрение, воздействуя закулисными средствами на всемогущую, но неповоротливую судебную канцелярию. Граждане для этого и обращались к стряпчему, и только с такой позиции оценивались его знания и деловые способности.

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения о губерниях", по которому стряпчие становились помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации. Губернские стряпчие казенных и уголовных дел имели право давать заключение по делу, составлять и подавать жалобы.
Прогрессивно настроенная часть общества понимала ненормальность сложившегося положения и предпринимала определенные попытки хоть как-то урегулировать правозаступничество. Высочайше утвержденный 14 декабря 1797 г. Доклад Правительствующего Сената о ситуации в Литовской губернии констатировал, что люди, в судах по делам ходящие, злоупотребляют знанием законов и прав тамошних. Вместо того чтобы помогать тяжущимся в получении, а судам в отдании справедливости, часто умножают только ябеды, распри, ссоры и бывают причиной вражды и разорения фамилий. Для борьбы с подобными явлениями был увеличен сословный и имущественный ценз адвокатов. Адвокат должен был быть дворянином и иметь свои деревни в данном повете или по меньшей мере в Литовской губернии. Предусматривался ряд оснований, по которым полагалось отрешение от стряпчества, например, если стряпчий предстанет перед судом пьяный или, проведя время в пьянстве, пренебрежет тяжбу или будет изобличен в картежной игре.
Только в XIX столетии судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах.
Законом от 14 мая 1832 г. был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. В список лиц, которые могли заниматься практикой в коммерческих судах, включались только те, кто представлял аттестаты, послужные списки и другие свидетельства об их звании и поведении.

Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, они по-прежнему оставались в полной зависимости от судей.
К середине XIX в. необходимость проведения судебной реформы становилась все очевиднее. Ее органической частью должен был стать институт адвокатуры, неизвестный российскому судопроизводству. Поэтому вопрос о будущем адвокатуры в то время серьезно обсуждался общественностью, которая пыталась найти компромисс между неуважением к адвокатуре и неумолимыми требованиями времени о создании состязательного процесса в судах

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия, результатом работы которой стали Основные положения преобразования судебной части в России, утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: отделение суда от администрации, выборный мировой суд, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности.
Такое начало Основных положений, как образование судебной части в России, легло в основу Закона от 20 ноября 1864 г. "Учреждение Судебных установлений". Этим Законом в России была создана адвокатура - институт присяжных поверенных, без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом.
Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быстро завоевывать общественный авторитет. В Законе были определены предъявляемые к присяжным поверенным требования, совпадавшие с теми требованиями, которым должен был отвечать судья, - иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности.

В каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 поверенных, учреждался совет присяжных поверенных, число членов которого по решению общего собрания должно было быть не менее пяти и не более 15 человек.

Деятельность совета присяжных детально регламентировалась. Он образовывался для правильного и успешного надзора за всеми присяжными поверенными и совмещал обязанности административного и судебного характера Правовое положение совета присяжных поверенных сводилось к следующему. В его обязанности входило:
а) рассмотрение прошений лиц, желавших приписаться к числу присяжных поверенных либо выйти из этого звена, и сообщение судебной палате о приписке их или об отказе в этом;
б) рассмотрение жалоб на действия поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных правил;
в) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользовавшихся на суде правом бедности;
г) определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся или отсутствия между ними письменного условия;
д) определение взыскания с поверенных как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступавшим в совет.
Совет имел право подвергать присяжных поверенных дисциплинарному наказанию в виде предостережения, запрещать им отправлять обязанности поверенного в течение определенного советом срока, но не более одного года, исключать из числа присяжных поверенных, предавать уголовному суду в особенно важных случаях

Присяжные поверенные - это установленные в государственных интересах лица свободной профессии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку, за нарушение которого наступала определенная ответственность.

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских, но ни в тех ни в других они не были единственными правозаступниками: в гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли частные поверенные, а в уголовных - близкие родственники. Присяжные поверенные могли заключать письменные условия о гонораре за ведение дела по соглашению сторон.

3. Адвокатура советского периода

22 ноября 1917 г. Декретом № 1 пришедшее к власти правительство В.И. Ленина (Ульянова) упразднило ин­ституты частной и присяжной адвокатуры без какой-либо замены. В соответствии с терминологией, употреблявшейся в этот период времени, в роли защитников по уголовным делам или поверенным по гражданским мог выступить любой человек, пользовавшийся гражданскими правами. Таким образом, адвокатура стала свободной профессией, как и была до судебной реформы 1864 г.

Период с 1917 по 1991 гг., т.е. развитие советской адвокатуры, условно делится на следующие этапы:

1) с 1917 по 1922 г.;

2) с 1922 по 1939 г.;

3) с 1939 по 1962 г.;

4) с 1962 по 1991 г., т.е. на четыре периода, каждый из которых является исторической вехой развития на­шей страны.

Рассмотрим их более подробно.

 

Период с 1917 по 1922 гг.

Условно данный период именуется переходным от ста­рого строя к новому в условиях гражданской войны, бу­шевавшей в России.

Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Ин­струкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г. В соответствии с этой Инструкцией при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защит­ников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет № 2 «О суде» от 15 февраля 1918 г. гласил, что при Советах рабочих, солдатских и кресть­янских депутатов создавались коллегии правозаступни-ков, т.е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов.

По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обви­нителей и представителей сторон в гражданском процессе.

Они создавались, как указывалось в Положении, «для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в. гражданском процессе». Так же, как и коллегии правозаступников, они учреждались при Советах рабочих и крестьянских депутатов. Этот законо­дательный акт уже содержал отдельные положения, каса­ющиеся новой организации судебной защиты, обвинения и представительства, соответствовавшей духу времени.

Члены коллегии избирались Советами рабочих сол­датских и крестьянских депутатов и были должностны­ми лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход Республики по смете Народного комиссариата юс­тиции.

Таким образом, адвокатура была фактически инстру­ментом нового государства, и ни о какой самостоятельно­сти и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, т.к. по пути своей не подходила для тоталитарного государства.

11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-хдневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отде­лах по учету и распределению рабочей силы местных со­ветов, и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации эти лица объяв­лялись дезертирами и подлежали суду.

21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к По­ложению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

2.Период с 1922 по 1939 гг.

В ходе заседаний 25—26 мая 1922 г. Всесоюзный цент­ральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре, определившее общие черты корпорации и фун­кции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было приня­то Положение о коллегии защитников.

В соответствии с данным положением коллегии защит­ников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной орга­низацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за ис­ключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведе­ний. Положение не устанавливало образовательного цен­за для вступления в коллегии адвокатов.

Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключе­нию членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся суда­ми, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утвер­ждались президиумом. Стенограммы заседаний коллегий пе­редавались в губернский суд, а копия — в прокуратуру.

7 июня 1923 г. постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено отдельной главой в начало Положения о судоустройстве.

20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать пре­дельное число членов коллегий защитников.

8 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам-членам ВКП(б) запрещалась частная практи­ка. Долго шел спор о том, можно ли адвокатам занимать­ся частной практикой. В проектах Положения об адвока­туре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разреша­лось, и частная практика рассматривалась как альтерна­тива деятельности адвокатов в коллегиях. Период сомне­ний закончился принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР.

 

Период с 1939 по 1962 гг.

В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи на­селению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссари­атом юстиции СССР через народные комиссариаты юсти­ции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.

Юридическая помощь населению оказывалась путем:

а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);

б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и пред­приятий;

в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов от­ветчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Коллегиям были даны права юридических лиц. В соответствии с новым законом членами коллеги ад­вокатов могли быть лица:

а) имеющие высшее юридическое образование;

б) окончившие юридические школы при наличии ста­жа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;

в) не имеющие юридического образования, но прора­ботавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуро­ров, следователей и юрисконсультов.

Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Одна­ко они допускались к занятию адвокатской деятельнос­тью с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.

Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ра­нее судимые, лишенные избирательных прав, находящи­еся под следствием и судом.

Исключение из коллегии адвокатов также производи­лось президиумом коллегии адвокатов. Основанием к ис­ключению могло быть:

а) совершение преступления, установленного пригово­ром суда;

б) совершение проступков, порочащих звание совет­ского адвоката;

в) нарушение правил внутреннего распорядка колле­гии адвокатов.

Решение президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в ее члены или об исключении из коллегии адво­катов могло быть обжаловано народному комиссару юс­тиции соответствующей союзной или автономной респуб­лики.

Решение народного комиссара юстиции автономной рес­публики могло быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а реше­ние народного комиссара юстиции союзной республики — Народному комиссару юстиции СССР, решение которого являлось окончательным.

Народному комиссару юстиции СССР и народному ко­миссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов.

Прием в адвокатуру находился под постоянным кон­тролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан Приказ № 63 Народного комиссариата юсти­ции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». По­добные приказы издавались неоднократно. Особенно сле­дили за политической подготовленностью адвокатов.

Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена инструкция о порядке рассмотрения дис­циплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказ № 70 от 8 мая 1941 г. определил порядок наложения дис­циплин партийных взысканий.

Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. действовало до 1962 г., т.е. более 20 лет. Но в этот период наблюда­лось множество изъятий дел из нормального судопроиз­водства.

Во-первых, это период репрессий.

1 декабря 1934 г. было принято постановление,ЦИК СССР, определившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террорис­тических актах. 14 сентября 1937 г. новым постановле­нием ЦИК СССР был определен особый порядок судопро­изводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допуска­лись к участию в процессах.

Во-вторых, Великая Отечественная война 1941—1945 гг. наложила свой отпечаток на работу адвокатов. Так, в соответствии с Положением от 22 июня 1941 года, всем военным трибуналам было предоставлено право рассмот­рения дел по истечении 24 часов после вручения обвиня­емому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Пись­му НКЮ СССР №16-А от 25 декабря 1941 года должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела.

Количество адвокатов уменьшилось в связи с их ухо­дом в ряды армии на фронт.

Одной из важных задач для коллегий адвокатов в пе­риод военного времени было оказание юридической по­мощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны. Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом № Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвока­тов.

После смерти И.В. Сталина и окончания периода реп­рессий с наступлением хрущевской «оттепели» стала не­сколько меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов как участ­ников уголовного процесса. Так, Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отме­нены: Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декаб­ря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении изменений в действующие уголов­но-процессуальные кодексы союзных республик, которы­ми устанавливался исключительный порядок расследо­вания и судебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных статьями 587, 588, 589 УК РСФСР.

Адвокатура стала изменяться, и был необходим но­вый закон об адвокатуре.

 

Период с 1962 по 1991 гг.

В соответствии с принятым в СССР Законом о судоус­тройстве, коллегии адвокатов должны были действовать с основанием положений, утвержденных Верховными со­ветами союзных республик.

Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г.

В соответствии со ст. 1 Положения, коллегии адвока­тов определялись как добровольные объединения лиц, за­нимающихся адвокатской деятельностью. Республикан­ские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии ад­вокатов создавались в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, пред­приятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР.

Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов.

Организация, руководство и контроль за деятельнос­тью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Ми­нистров автономных республик, исполнительными коми­тетами краевых, областных, Московского и Ленинград­ского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществлялись Министерством юс­тиции РСФСР.

Размер платы, взимаемой за оказание юридической по­мощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юсти­ции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 фев­раля 1966 года № 155 была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой ад­вокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, сов­хозам, колхозам и другим организациям.

Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 По­ложения членами коллегии адвокатов могли быть граж­дане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения с разрешения Совета Министров ав­тономной республики, исполнительного комитета крае­вого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специально­сти юриста не менее 5 лет.

Государство продолжало осуществлять контроль за по­ступавшими в коллегии. Информацию о каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обя­зан в семидневный срок доводить до сведения Совета Ми­нистров автономной республики, исполнительного коми­тета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.

Совет Министров автономной республики, исполнитель­ный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в те­чение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов был вправе отчислить вновь приня­того.

Государство контролировало адвокатуру по ключевым вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправ­ляемыми организациями. Адвокатура вместе со всей стра­ной продолжала совершенствоваться.

XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование эко­номических отношений. В связи с этим важность роли юристов в управлении народным хозяйством стала при­знаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановле­ние «Об улучшении правовой работы в народном хозяй­стве». Адвокатура несла значительную нагрузку в право­вом обслуживании предприятий, учреждений, организа­ций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юри­дическая служба.

Наряду с участием в судах по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел адвокаты вели консультацион­ную работу.

Конституция СССР 1977 г. включала статью, в ко­торой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР об адвокатуре.

20 ноября 1980 года на основе данного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР.

Новое положение усовершенствовало положение от 1962 г., в общем организационно его повторяло и суще­ствовало до 1991 г., т.е. до распада СССР и РСФСР, а после распада СССР существовало в новой суверенной России.

4. Адвокатура России в период судебной реформы 90-ых годов

Судебно-правовая реформа 90-х годов XX в., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений.

Права адвоката и его правозащитные возможности расширялись в связи с формированием в стране судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных международных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законодательства.

Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993г. в главе «права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Статья 48 Конституции РФ 1993г. провозгласила: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Конституцией РФ созданы необходимые правовые предпосылки для активной защиты адвокатами прав и законных интересов граждан, оказания юридической помощи населению. Это, прежде всего, широкий перечень закрепленных в ней прав и свобод граждан. Это нормы о доказывании, ограничивающие обвинительный уклон и противозаконные способы подкрепления обвинений фальсифицированными доказательствами и др.

Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий должностных лиц и коллегиальных органов управления, закон о печати, о пенсиях, ГК, УПК, ГПК и др. - дают адвокату мощное оружие - оружие права.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002г. содержит относительно детальные положения, касающиеся и принципов организации адвокатуры, и гарантий её независимости, и структурных подразделений адвокатских сообществ.

Закон также расширил число оснований оказания бесплатной юридической помощи (ст.26). однако оплата труда адвокатов за счет средств федерального бюджета предусмотрена только для случаев защиты по назначению органов уголовного преследования и суда (ст.25 п.8).

Имеет значение для обеспечения интересов адвокатуры, повышения её престижа, правовой и социальной защиты адвокатов имело создание адвокатских объединений - союзов адвокатов, а по новому закону - объединение адвокатских палат субъектов Федерации в Федеральную палату адвокатов РФ.

Закон «об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расширяет гарантии независимости адвокатов, создаёт дополнительные возможности для создания новых организационных форм адвокатских объединений. Весьма спорные вопросы об адвокатском иммунитете, о так называемых параллельных коллегиях, о способах собирания адвокатами доказательств, о статусе помощника адвоката и т. д. находят в этом правовом акте достаточно детальное решение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...