Методические рекомендации «Технология выполнения контрольных работ по Теории и методике избранного вида спорта» составлена для студентов заочного отделения направлений подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профиль: «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».
Рецензент: Крякина Е.В., к.п.н., доцент кафедры Теории и методики физического воспитания и спорта
Рассмотрено на заседании кафедры, протокол от «____» __________20__г. №__
Зав. кафедрой__ Спорта __ ___________________ / Шустова Е.В./ __
Методические рекомендации рассмотрены на заседании учебно-методической комиссии
Факультета (института)______ Физическая культура_______ ______
(наименование)
И рекомендованы к использованию в образовательном процессе (протокол от «___» ____20___№__).
Председатель УМК ФФК:
к.п.н., доцент Е. В. Крякина
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………….….4
2. Технология выполнения контрольной работы………………………….…4
3. Задания для выполнения контрольных работ……………………………..5
4. Требования к оформлению списка используемых литературных источников………………………………………………………………………………8
5. Список литературы…………………………………………………………...9
Пояснительная записка
В методической разработке излагаются основные требования к содержанию, оформлению, оценке, защите и технологии написания контрольных работ по Теории и методике избранного вида спорта.
Задания и содержание контрольных работ соответствуют требованиям рабочей программы дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» направления подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профиль6 «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»..
Студенты заочного отделения факультета физической культуры, в соответствии с учебным планом, обязаны выполнить и защитить контрольную работу по Теории и методике избранного вида спорта на 1 курсе (1 семестр).
Цель написания контрольной работы – подведение итога проводимой студентом теоретико-практической и методической работы по изучаемой дисциплине. Работа выполняется в форме письменного отчета о приобретенных навыках, умения обобщать материалы научно-методических исследований, работать с литературными источниками, профессионально излагать свои знания.
Контрольная работа представляет собой реферат-изложение одного из интересующих студента вопросов истории, теории и методики избранного вида спорта.
Поставленные в контрольной работе вопросы должны быть весьма актуальны и связаны с активной мыслительной и профессиональной деятельностью студента. Содержание ответов должно быть тщательно продумано, необходимые для этого знания отобраны, отфильтрованы, систематизированы и в определенной форме выражены на языке соответствующей специализации (термины, обороты, понятия и т. д.).
В методических рекомендациях представлены образцы оформления литературных источников в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80.
Контрольная работа должна содержать не менее 10 страниц машинописного текста, отпечатанного 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, оформлена соответствующим иллюстрационным материалом (графики, рисунки, таблицы).
Контрольная работа должна содержать следующие части:
· титульный лист;
· план контрольной работы;
· текст контрольной работы:
1. введение;
2. основную часть;
· заключение;
· список сокращений и условных обозначений (при необходимости);
· список литературы;
· приложения (при необходимости).
Технология выполнения контрольной работы
При выполнении контрольной работы необходимо составить план работы по избранной теме.
Определить литературные источники, документальные материалы и тщательно их изучить.
Подготовить необходимый иллюстративный материал.
Провести глубокий анализ и сделать заключение по каждому вопросу контрольной работы.
Письменно изложить изученный теоретический и методический материал в форме реферата.
При выборе темы контрольной работы студент должен иметь четкие
профессиональные представления и знания в этой физкультурно-спортивной области.
Приводимые при выполнении контрольной работы литературные источники должны соответствовать ее содержанию.
Необходимость использования дополнительных материалов, полученных в результате анкетирования, постановлений различных физкультурно-спортивных организаций диктуется конкретным содержанием избранной темы.
Изложение материала контрольной работы должно быть самостоятельным, терминология - современной и корректной.
Приводимые в работе высказывания авторов должны быть использованы как цитаты или выдержки с указанием литературных источников.
Автоматически переписанные материалы литературных источников или данных интернета недопустимы и не засчитываются.
При работе с литературными источниками следует тщательно отбирать тот материал, который содержит наиболее современную трактовку основных положений контрольной работы. Желательно использовать передовой опыт практиков отечественного и зарубежного спорта, а также материалы дискуссионного характера.
Положительной стороной контрольной работы будет являться использование личного опыта работы в физкультурно-спортивных организациях.
Контрольная работа должна быть тщательно вычитана, оформлена с соблюдением всех редакционных требований.
Во время своего сообщения студент должен продемонстрировать хорошие знания по избранной теме, достаточную осведомленность в теории и практике избранного вида спорта, владение материалом, который он предоставляет, уметь обосновывать и отстаивать выдвигаемые положения и выводы.
В случае если контрольная работа оценивается «не удовлетворительно» студенту предоставляется право выполнить работу по новой теме или основательно переработать первую, дополнить ее новыми данными или сведениями в соответствии с полученными замечаниями. Контрольная работа должна быть выполненная в запланированный срок.
Задания для выполнения контрольных работ
по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»
ЗАДАНИЕ № 1
1.Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Особенности его практической реализации. 2. Методика направленного развития силовой выносливости спортсмена (задачи, средства, методы).
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию скоростных способностей спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 2
1 Принцип углубленной индивидуализации. Особенности его практической реализации.
2. Общая характеристика структуры макроциклов. Причины выделения периодов макроцикла, их разновидности, продолжительность. 3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию собственно силовых способностей спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 3
1.Принцип направленности к высшим достижениям. Особенности его практической реализации.
2. Методика направленного развития собственно силовых способностей спортсмена (задачи, средства, методы).
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию силовой выносливости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 4
1. Принцип углубленной специализации. Особенности его практической реализации.
2. Практическое направление тактической подготовки. Особенности подбора упражнений тактической направленности.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию подвижности в плечевых суставах спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 5
1. Принцип цикличности тренировочного процесса. Особенности его практической реализации.
2. Методика направленного развития анаэробной выносливости спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию быстроты простых реакций спортсмена на звук.
ЗАДАНИЕ № 6
1. Средства спортивной подготовки. Физическое упражнение как основное специфическое средство спортивной тренировки.
2. Структура тренировочных занятий и динамика работоспособности.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию способности спортсмена к произвольному мышечному расслаблению.
ЗАДАНИЕ № 7
1.Принцип индивидуально максимального достижения.
2. Методика направленного развития быстроты движений спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию пассивной гибкости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 8
1. Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Особенности его практической реализации.
2. Методика сокращения латентного времени сложных двигательных реакций спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих совершенствованию помехоустойчивости техники спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 9
1. Принцип волнообразности динамики нагрузок. Особенности его практической реализации.
2. Методика направленного развития аэробной выносливости спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию активной гибкости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 10
1. Принцип непрерывности тренировочного процесса. Особенности его практической реализации.
2. Основы методики направленного развития координационных способностей.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих увеличению массы мышц туловища спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 11
1. Соревновательные упражнения, их разновидности и область применения.
2. Функции спорта в современном обществе.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих увеличению массы мышц нижних конечностей спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 12
1. Характеристика разновидностей метода строго регламентированного упражнения при обучении двигательным действиям (метод разучивания упражнения в целом и метод разучивания по частям).
2. Методика сокращения латентного времени простых двигательных реакций спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих увеличению массы мышц рук и плечевого пояса спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 13
1. Специально-подготовительные упражнения, их разновидности и область применения.
2. Характеристики техники упражнений (основа, определяющее звено, детали техники, фазы двигательного действия).
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию общей гибкости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 14
1. Виды скоростных способностей (латентное время двигательных реакций, скорость и частота движений) и их характеристика.
2. Основы методики направленного развития способности сохранять равновесие.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию аэробной выносливости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 15
1. Общеподготовительные упражнения и задачи, решаемые с их помощью.
2. Характеристика переходного периода макроцикла тренировки.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию статической гибкости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 16
1. Виды силовых способностей и их характеристика. Режимы работы мышц.
2. Характеристика массового спорта и спорта высших достижений.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию точности движений спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 17
1. Аксиомы соревновательной деятельности.
2. Характеристика этапа начального разучивания в технической подготовке спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию динамической гибкости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 18
1. Характеристика разновидностей метода строго регламентированного упражнения при направленном развитии двигательных способностей (методы стандартного, вариативного, непрерывного, интервального упражнения и другие).
2. Характеристика соревновательного периода макроцикла тренировки.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию способности спортсмена перестраивать деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.
ЗАДАНИЕ № 19
1. Игровой метод. Особенности его использования в спортивной тренировке.
2. Основы методики направленного развития гибкости спортсменов.
3. Приведите 2 – 3 примера тестов для оценки уровня развития различных видов выносливости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 20
1. Соревновательный метод. Особенности его использования в спортивной тренировке.
2. Характеристика спортивного отбора.
3. Приведите 2 – 3 примера тестов для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 21
1. Физиологические и биомеханические основы проявления гибкости спортсмена. Факторы, определяющие максимальную амплитуду движений.
2. Основы методики регулирования психического состояния спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих сокращению времени реакции выбора спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 22
1. Виды гибкости и их характеристика.
2. Общая характеристика структуры микроциклов. Причины их выделения, разновидности, продолжительность.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию анаэробной выносливости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 23
1. Спортивная техника как эффективный способ решения двигательной задачи. Двигательные умения и навыки.
2. Характеристика этапа углубленного разучивания в технической подготовке спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию скоростной выносливости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 24
1. Характеристика подготовительного периода макроцикла тренировки. 2. Педагогический контроль в спорте.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию способности спортсмена сохранять динамическое равновесие.
ЗАДАНИЕ № 25
1. Краткая характеристика целей и содержания физической, технической, тактической и психической подготовки спортсмена.
2. Педагогическое наблюдение в теории спорта.
3. Приведите 2 – 3 примера тестов для оценки уровня развития силовых способностей спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 26
1. Виды спортивной тактики и их характеристика.
2. Спортивная подготовка как многолетний процесс (этапы, стадии).
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию скоростно-силовой выносливости спортсмена.
ЗАДАНИЕ № 27
1. Соревновательный потенциал и характеристика его компонентов.
2. Общая характеристика структуры мезоциклов. Причины их выделения, разновидности.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию прыгучести спортсмена., продолжительность.
ЗАДАНИЕ № 28
1. Виды координационных способностей и их характеристика.
2. Характеристика этапа закрепления и совершенствования в технической подготовке спортсмена.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию способности спортсмена сохранять статическое равновесие.
ЗАДАНИЕ № 29
1. Факторы, определяющие уровень развития выносливости спортсмена. Основные механизмы энергообеспечения физической работы и их характеристика.
2. Педагогический эксперимент в теории спорта.
3. Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих развитию быстроты реакций спортсмена на движущийся объект.
ЗАДАНИЕ № 30
1. Виды выносливости и их характеристика.
2. Основы методики направленного развития скоростно-силовых способностей спортсмена.
3. Приведите 2 – 3 примера тестов для оценки уровня развития различных видов гибкости спортсмена.
Требования к оформлению списка используемых
литературных источников
Примеры библиографических записей документов в списке литературы:
(библиографические записи оформляются в соответствии с требованиями
ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80)
Книги
Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 464 с.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001.-39с.
Стандарты
ГОСТ Р 7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.. – М.: Стандартинформ,2012.-11с.
Статья из журнала
Степанов, В. 400 метров с барьерами / В.Степанов, М.Степанова// Легкая атлетика. - 1996. - №5. – С. 2-7.
Авторефераты диссертаций
Ахапкин, В.Н. Начальная спортивная подготовка школьников 10-12 лет с целью отбора и ориентации в виды спорта скоростно-силовой направленности: афтореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 /Ахапкин Василий Николаевич. – М., 2013. – 22 с.
Диссертация
Махов, А.С. Управление развитием адаптивного спорта в России: дис. …д-ра. пед. наук: 13.00.04 / Махов Александр Сергеевич. – Москва, 1982. – 238с.
Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [электронный ресурс]. – М.: Большая Рос. Энцикл.,1996. – 1 электрон. Опт. Диск (СD-ROM).
Основная литература
1. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта. - В 3-х частях. Часть 1: Минск: Четыре четверти, 1996. – 131 с.
2. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта. - В 3-х частях. Часть 2: Минск: Четыре четверти, 1997. – 180 с
3. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта. - В 3-х частях. Часть 3: Минск: Четыре четверти, 1997. – 240 с.
4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
6. Матвеев, Л.П. Теория спорта. – М.: Воениздат, 1997. – 304 с.
7. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсмена. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 320 с.
8. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М.: Известия, 2001. – 333 с.
9. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
10. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
11. Теория спорта: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – 424 с.
Дополнительная литература
1. Алабин, В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов: (На прим. скоростно-силовых видов). – Мн.: Высш. школа, 1981. – 207 с.
2. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости. – К.: Олимпийская литература, 2001. – 424 с.
3. Бондарчук, А.П. Тренировка легкоатлета. – К.: Здоров'я, 1986. – 160 с.
4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 144 с.
5. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 192 с.
6. Бунин В.Я. Основы теории соревновательной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Минск, 1986. – 31 с.
7. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
8. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. Изд 2-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 215 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.
10. Войнар, Ю., Бойченко, С.Д. Методология программирования спортивной тренировки: Монография. – АФВиС РБ, 2000. – 202 с.
11. Волков, В.М., Филин, В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
12. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
13. Годик, М.А. Контроль тренировочных соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 136 с.
14. Губа, В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. – М.: Терра –Спорт, 2003. – 208 с.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
16. Келлер, В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. – Киев: Здоровья, 1977. – 184 с.
17. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. – Минск: Вышэйшая школа, 1972. – 120 с.
18. Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям. – Киев: Здоровья, 1986. – 216 с.
19. Малиновский, С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 192 с.
20. Обучение движению: Монография / Е.Эйдер, С.Д.Бойченко, В.В.Руденик. – Барановичи: РУПП "Барановичская укрупненная типография, 2003. – 291 с.
21. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.
22. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Вища школа, 1984. – 240 с.
23. Попов В.П. Подготовка спортсменов-подводников высокой квалификации.- М.: ДОСААФ, 1982. – 158 с.
24. Ступень, М.П. Скоростно-силовая подготовка в спорте (учебно-методическое пособие). – Мн.: АФВиС РБ, 1994. – 25 с.
25. Теория спорта: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры / Сост. Л.П.Матвеев. – М.: Спорткомитет СССР, 1980. – 24 с.
26. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144 с.
27. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки) / Под ред. Д.Харре.- М.: Физкультура и спорт. 1971. – 326 с.
28. Филин, В.П., Фомин, Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
29. Хартманн, Ю., Тюннеманн, Х. Современная силовая тренировка. Теория и практика. – Берлин: Шпортферлаг, 1988. – 355 с.
30. Шолих, М. Круговая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 174 с.
31. Юшкевич, Т.П. и др. Тренажеры в спорте // Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.