Продолжается активное фортификационное строительство по всей территории государства.
В 1484-1499 гг. была проведена практически полная перестройка морально устаревшего каменного Новгородского детинца в соответствиями с требованиями использования огнестрельного оружия. В 1495 г. проведена коренная перестройка каменных укреплений Ладожской крепости. Было построено пять каменных башен, приспособленных для размещения артиллерии, и новые стены 5-7-метровой толщины из крупных каменных блоков, облицованные плитняком. В 1496 г. расширена крепость Ивангород. Общая длина стен крепости увеличилась в несколько раз (достигнув примерно 800 м). Уже в 1502 г. крепость оправдала своё строительство, успешно выдержав осаду шведами. В этот период, одновременно со строительством Ивангорода, была осуществлена реконструкция и усиление крепости Ям. Под прикрытием крепости был создан Ивангородский порт. Производится реконструкция и расширение Псковского Крома, полностью перестроена стратегически крайне важная каменная крепость Орешек (Орехов), расположенная на острове в истоке Невы из Ладожского озера, реконструированы крепости Копорье, Изборск, Великолукская крепость, укрепления Владимира, Галича, Чухломы и др.
В ноябре 1480 г. в противостоянии на реке Угре с войском ордынского хана Ахмата родилось новое независимое государство. В этот период времени под влиянием своей супруги Великой княгини Софьи Палеолог (племянницы последнего императора Византии Константина XII) Иван III утверждает новый государственный герб (золотого византийского двуглавого орла на красном поле) и официально провозглашает новую государственную идеологическую концепцию развития государства (Москва – Третий Рим). С изменением политического статуса Москвы в ней начинаются большие строительные работы. В 1479-1505 гг. в столице было построено около 25 церквей, обновлён кремлёвский ансамбль.
В Москву приглашены итальянские зодчие, которые знакомят русских мастеров с достижениями европейской строительной техники: Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди) — архитектор и дипломат итальянского происхождения, работавший в России в 1469—1488. Родом из из Виченцы, прибыл в Москву в 1469 г.в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Ивана III и Софьи Палеолог. В 1471 г. вернулся из Ватикана, установив дипломатические отношения между Ватиканом и Москвой. Помогал дяде тайно провезти через Москву венецианского посла в Орду Тревизана, был на этом пойман. Иван Фрязин был посажен в тюрьму, а Антон Фрязин направлен обратно в Венецию добиваться извинений. Построил первую башню обновлённого (кирпичного) Московского кремля, Тайницкую в 1485 году и угловую Свиблову башню (Водовзводную) в 1488 году. Пьетро Антонио Солари (Пётр Фрязин, ок. 1445-1493) — итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля. Родился в Кароне в швейцарском кантоне Тичино и работал подмастерьем у отца — архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 был нанят строителем миланского собора. Однако ректоры собора не утвердили выбора Пьетро Антонио главным строителем собора после смерти его отца. Построил несколько зданий в Милане, а также ему приписываются две работы в области скульптуры: гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485). Был приглашён приехать в Москву русскими послами греческого происхождения Дмитрием и Мануилом Ралевыми. В 1490 г. прибыл в Москву в сопровождении своего ученика Цанантонио, литейщика орудий Джакобо и серебряника Христофора с двумя учениками. По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Ивана III, который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер».
Марко Руффо (Марк Руффо, Марк Фрязин) — известный итальянский архитектор XV века, работавший в России. В конце 1400-х гг. работал военным архитектором в Милане. Там же произошла его встреча с венецианским послом, искавшим по поручению Ивана III архитекторов для работы в Москве. Так начался путь Марко Руффо, ставшего одним из создателей Кремля, в Россию. Работал в Москве в период между 1485 и 1495 гг. и принял активное участие в замене деревянных дворцовых зданий каменными. В 1485 г. построил Казённый двор — здание для хранения казны (между Благовещенским и Архангельским соборами). Казённый двор представлял собой кирпичное здание, состоявшее из двух частей: одна из них, «Казённая палата», примыкала к апсиде Благовещенского собора, невысока, с двухскатной тесовой кровлей; вторая, собственно «Казённый двор», была больших размеров и завершалась шатром. Переходы соединяли Казённый двор с другими частями Теремного дворца. В 1487 г. по проекту Марко Фрязина была построена Малая Набережная палата – двухэтажное кирпичное здание (с третьим подвальным этажом) со сводами. На втором этаже размещались Столовая и Ответная палаты; каждая имела отдельный выход. Фасад палаты был отделан деталями, новыми для русской архитектуры элементами: над окнами первого этажа расположены треугольные сандрики, второй этаж украшен арками, здание венчает широкий карниз. Этажи разделены горизонтальными тягами, сохранены большие свободные плоскости стен между окнами. Этими цитатами из итальянской архитектуры, Марко Фрязин предвосхитил или даже повлиял на архитектуру Арсенала в Кремле. По проектам Марка Руффо были построены многие Кремлевские башни, в том числе Спасская, Беклемишевская и Никольская. В 1491 г., вместе с Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо завершил возведение Грановитой палаты. Аристотель Фиораванти (ок. 1415 — ок. 1486 г) — итальянский архитектор, инженер. Аристотель Фиораванти впервые упоминается в хронике Болоньи в 1436 г. С 1447 г. продолжал работы отца, вместе с дядей-архитектором работал над рядом сложных инженерно-строительных проектов. Под его руководством в 1455 г. была передвинута колокольня Св. Марка в Болонье, за что городской совет присвоил ему звание старшины ложи каменщиков родного города и назначил пожизненное обеспечение. Тогда же Фиораванти выпрямил колокольню в городе Ченто и башню при церкви Св. Ангела в Венеции. В 1458 г. он отреставрировал древний мост в Павии, а в 1459-1460 гг. устроил Пармский канал.
В июне 1473 г. Фиораванти был неожиданно арестован и обвинён в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и в 1474 г. состоялась встреча его с русским послом Семёном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве. Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 г. в Московском Кремле рухнул почти достроенный новый Успенский собор, возводимый московской строительной артелью. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись. Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством. Камень из древних разработок белого камня в Мячкове под Москвой был сочтен пригодным для возведения собора, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества и поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был качественнее старого и имел единый стандарт.
Есть основания полагать, что именно ему был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо старых, обветшавших белокаменных. Также Аристотелю приписывают устройство Пушечного двора. Также молвой ему приписывалось создание тайного подземного хранилища на территории Московского Кремля для легендарной Библиотеки Ивана Грозного. Алевиз Фрязин (Алевиз Старый, Алевиз Миланец, иногда просто Алевиз) — итальянский архитектор Алоизио да Карезаноработавший в России в конце XV-начале XVI века. С 1494 по 1499 гг. достраивал укрепления Московского кремля, которые не успел завершить Солари, в 1499—1508 гг. строил Большой Кремлёвский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508—1519 гг. работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны реки Неглинной, в том числе над Троицкой башней. Одно из летописных упоминаний об Алевизе Старом связано с тем, что в 1499 г. «князь великий велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до Боровитскиа стрелници». Это строительство было завершено к 1508 г., когда Василий III переехал в построенный дворец. В 1508 г. «князь великий велел вкруг града Москвы ров делати камением и кирпичем и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину». Летописи приводят и более конкретные сведения об этих работах, начавшихся в 1507 и оконченных в 1519 г., — строились стены, башни, плотины и ров вдоль реки Неглинной. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна. Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, вторая половина XV — ок.1531 г.) — итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Прибыл в 1504 г. в Москву в составе группы мастеров из Италии. По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем, где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца. Способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор (1505-1508), церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. Являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмов Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе. Таким образом специфика его работы как храмоздателя оставалась приоритетной. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.
Бон Фрязин — итальянский архитектор, вначале XVI века работал в России. Источники не сообщают о его происхождении, работах, выполненных до приезда в Москву, времени приезда в Великое княжество Московское. Документально подтверждена единственная московская постройка Бона Фрязина — Колокольня Ивана Великого в Кремле, самое высокое здание Москвы до XIX века: Бон Фрязин построил два нижних восьмигранных яруса и часть третьего в 1505-1508 годах (нынешний вид колокольня приобрела столетием позже). Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами. Некоторые источники считают, что Бон Фрязин — это итальянский зодчий Мастробан, позднее (в 1508-1509 гг.) посланный вместе с Бартоломеем в Дорогобуж для постройки крепости.
К 1495 г. завершается строительство новых кирпичных стен Кремля, которым руководили итальянские зодчие. Кремль превращён в одну из самых сильных крепостей того времени. Масштабное оборонительное строительство проводилось и в других частях страны: в 1490-1500 гг. был перестроен новгородский кремль; в 1492 г. на границе с Ливонией, напротив Нарвы, была возведена крепость Ивангород. Обновлялись также крепостные сооружения Пскова, Старой Ладоги, Яма, Орехова, Нижнего Новгорода; в 1485 и 1492 годах были проведены масштабные работы по укреплению Владимира. Были построены крепости и на окраинах страны: в Белоозере (1486 г.), в Великих Луках (1493 г.).
Московский Кремль Строительство стен Кремля возглавляли итальянские зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Общая протяжённость стен - 2235 м, высота - от 5 до 19 м, толщина - от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют неправильный треугольник. Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены - 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения. Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Для строительства использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда. Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.
Строительство под руководством иностранцев ведётся согласно русским традициям каменного зодчества, свои собственные вкусы и привычки они могли проявлять лишь в некоторых конструктивных и декоративных элементах. Активное строительство ведётся и на самой территории Кремля. Возводятся новые храмы на месте обветшавших постпроек времён Ивана Калиты. После пожара 1488 года, уничтожившего половину Москвы, в т.ч. Великокняжеский дворец и др. кремлёвские постройки, появилась возможность расширить дворцовые помещения. Формируется ансамбль Соборной площади Московского Кремля.
Грановитая палата 1487-1491 гг. Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Одно из старейших гражданских зданий Москвы. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Первоначально имела двойные стрельчатые («византийские») окна. Грановитая плата выстроена в стиле флорентийского палаццо, но в плане сохраняет структуру русской срубной избы. К палате примыкает открытая парадная лестница, которая вела с Соборной площади в обширные сени, расположенные рядом с главным залом. Верхнее помещение – тронный зал площадью 460 м2, - перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на квадратный в плане центральный столб. Так как жилая палата по древней традиции воплощала собой образ мироздания, столб занимал в ней то место, которое в мироздании отводилось Богу — центру и опоре всего сущего. Для человека в таком интерьере отводились периферийные участки — вдоль стен ставились лавки и столы, вдоль стен же расстилались ковровые дорожки. Почетным местом считался «красный угол»: там держали иконы и сажали особо уважаемых гостей. Эта неевропейская особенность русских светских интерьеров привлекала внимание иностранцев. Величественный и просторный интерьер Грановитой палаты соответствовал назначению парадного зала, предназначенного для торжественных приемов иностранных послов, государственных совещаний и важнейших дворцовых церемоний. Церковь Ризоположения 1484-1485 гг. На архитектуру храма оказали влияние ранние московские и псковские традиции. Небольшой одноглавый трёхапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Кубической формы основной объём покрыт по закомарам. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решён без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведёт высокое крыльцо. С трёх сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Благовещенский собор 1484-1489 гг. Построен псковскими мастерами на белокаменном подклете кон. XIV – нач. XV вв, оставшегося от старого собора. Основа - четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Окружен со всех сторон галереями-папертям. Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы. Первоначально собор венчали три главы - центральная и две над восточными углами храма. Во второй пол. XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть "златоверхим". Стены собора и барабаны украшены аркатурным поясом. На апсидах аркатурного пояса не было, их украшал пояс терракотовых балясин. Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника (северная апсида) смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь оказывался недостаточно освещен, возможно поэтому над ним были устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты. Верх барабанов украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском и новгородском зодчестве. Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций - коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. На хоры ведут два хода: снизу - винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход - непосредственно из дворца, опирающийся на арку. Успенский собор 1475-1479 гг. Арх. Аристотель Фьораванти. В Успенском соборе объединены традиции русской архитектуры и технические достижения итальянского Возрождения. Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень». Фундамент собора заложен на глубине двух саженей (то есть около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством. Основной инженерной идеей Фиораванти было включение в каменную технику кирпичных элементов. Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») внутреннего объёма. Скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы Успенского собора — полностью кирпичные. Круглые столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Сами стены собора были выложены в полубутовой технике из белого камня. Архангельский собор 1505-1509 гг. Арх. Алевиз Новый. В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, с узким, отделённым стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы. Выстроен храм из кирпича, декорирован белым камнем. Фасады разделены стройными пилястрами и украшены карнизами, которые делят здание на два этажа. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, детали из белого камня констрастировали с краснокирпичным фоном стен. При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый также впервые внес в интерьер храма ордерную декорацию. Колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг. Арх. Бон Фрязин. Стройная восьмигранная башня, первоначальная высота которой была около 60 м, явилась первым высотным сооружением Кремля и главной сторожевой, наблюдательной, башней кремлевской крепости. Колокольня построена на месте церкви Иоанна Лествичника (1329 г.). Фундамент башни представляет собой усеченную ступенчатую пирамиду, сложенную из тщательного отесанных плит белого камня на известковом растворе, и имеет более 10 м глубины. Цоколь выложен из белого камня, а стены - из большемерного кирпича, на толстом слое известкового раствора. Толщина стены нижнего яруса более 5 м, в следствие чего площадь внутренних помещений очень мала. Все сооружение тщательно укреплено железными связями, еще более усиливающими его прочность. Карнизы и другие архитектурные детали выполены из белого камня. Постройка такого высотного сооружения была большим техническим достижением древнерусской архитектуры. Верхний цилиндрический ярус здания окруженный в основании кокошниками был надстроен позднее. В 30-х годах XVI в. с севера к башне примкнули церковь и звонница, а в 1624 г. была добавлена шатровая, так называемая «филаретовская» пристройка. Архитектурная композиция колокольни построена на постепенном переходе от массивных объемов снизу к более легким и стройным вверху. Каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и одновременно убывает по высоте, благодоря чему ярусная композиция башни как бы растет ввысь, чему также способствует применный здесь прием конического утонения каждого яруса. Эти композиционные приемы придают всему сооружению легкость и стройность.
Храмы Московского Кремля служили образцом для подражания. Успенский собор позднее был повторен в целом ряде огромных городских и монастырских соборов. В целом начиная с этого времени можно говорить не об искусстве отдельных школ, как в предыдущий период, а о русском общенациональном искусстве. В конце XV века артелью мастеров из Ростова были построены первые каменные храмы на Русском Севере: Спасо-Преображенский собор в Спасо-Каменном монастыре (1481 г.), собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1490 г.), Успенский собор в Кирилло-Белозёрском монастыре (1497 г.). Строительство началось не без поддержки Великого Князя Ивана III. Ранее, на протяжении всего XV в., монастыри Севера играли важную роль в качестве опорных пунктов Московского государства в северных землях. После присоединения новгородских земель к Москве роль северных монастырей ещё более возросла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|