Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному селу
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы. Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда. На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о селе, районе, крае, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение: природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной. Родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов и площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Можно рассказать детям о своих любимых местах в селе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня села или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице и т. п. Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи) Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники. Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (село раньше и теперь, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой. Вид проекта: образовательный. Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение учебного года). Участники проекта: дети МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда, родители, педагоги, социальные партнеры. Цель: формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гражданской ответственности, целостных представлений о прошлом, настоящем и будущем своего села.
Задачи. Образовательная: - систематизировать, расширить и обобщить знания детей о родном селе, о его истории; - формировать познавательный интерес к знаменитым землякам; - закрепить с детьми такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг»; - активно привлекать семью к патриотическому и гражданскому воспитанию своих детей. Развивающая: - развивать чувство любви к своей малой и большой Родине. Воспитательная: - воспитывать интерес к истории села и патриотические чувства гордости и любви к родному краю; - воспитывать любовь к родным и близким людям; - вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов; - воспитывать доброту, умение дружить. Ожидаемый результат: - дети приобретут знания об истории своего села; - дети будут знать великих людей родного села; - закрепят знания о современных защитниках Российской Армии, в том числе тех, кто служит Родине из родного села, родах войск, видах военной техники; - у детей сформируется эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными; - у родителей воспитанников повысится заинтересованность в формировании чувства патриотизма у детей; - будут любить свою малую и большую Родине. Этапы проекта: Этап. Подготовительный. Изучение материалов по истории села и патриотическому воспитанию. Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов. Подбор презентаций для просмотра. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций, семейных фотографий, словарей (толковый, фразеологический). Формирование тематических выставок на полочке «Умных книг». Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. 2 этап. Реализация проекта. Чтение художественных произведений: 1. Чтение стихов Судинских поэтов: - Н. Рязановой (выпускницы Судинской школы) «Ты, Суда моя родная»; - Касьяновой Людмилы Ивановны; - Курбатова Валерия;
2. Чтение очерков Валерия Яковлевича Ковина об истории села Суда; 3. «Мы - военные» С. Маршака; Рассматривание: 1. Фотоальбома о селе Суда. 2. Фотоальбома «Знаменитые земляки». 3. Фотоальбома «Ветераны Великой Отечественной войны». 4. Рассматривание армейских фотографий разных времен: прадедушек, дедушек, пап. 5. Военных наград. 6. Иллюстраций отражающих боевые подвиги и мирные будни воинов. 7. Альбома «Все работы хороши» с акцентом на профессии мужчин. 8. Экспозиции в сельской библиотеке имени Ф.Ф. Павленкова. 9. Экспозиций в Судинской средней школе. 10. Просмотр презентаций: - «Достопримечательности села Суда»; - «Место в селе, которое я люблю»; - «Село, район, край, страна»; - «Природа родного края»; - «Ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» 15.02.2017 года. 11. Просмотр мультфильма «Три богатыря». Игры с детьми: 4. Музыкальная игра «Наша армия» и др. Продуктивная деятельность: 1. Изготовление коллажей: «Растительный мир села Суда»; «Животный мир села Суда», «Поляна», «Пруд» и д р. 2. Изготовление макетов «Школы», «Детского сада», «Библиотеки», «Улицы, по которой мы ходим», «Памятника воинам Великой Отечественной войны». 3. Тематическое рисование. 4. Изготовление открыток для пап и дедушек, ветеранов Вов, местных знаменитостей. 6. Создание экспозиции «Славные дети Отечества», посвященной Дню защитников Отечества.
2. Выставка детско - родительских рисунков «Я-защитник Отечества!». 3. Оформление газеты «Мы гордимся вами». 4. Развлечения «Зимние забавы» ко Дню защитника Отечества. 6. Встречи с интересными людьми: - папами, мужчинами, у которых есть интересное хобби; - местными знаменитостями: Курбатовым Валерием - поэт, Бурмасовой Зоей Максимовной – заслуженный врач, Мальчановым Иваном Кузьмичом – ветеран Вов и др. 7. Экскурсии по территории села Суда. 8. Участие в Бессмертном полку. 9. Участие в митинге, посвященному Великой Отечественной войне.
10. Ежегодная традиция: взаимопосещение между МКДОУ д/с «Солнышко» с. Чайка и МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда на праздник День Земли, где д/с «Солнышко» является татарским детским садом.
Развивающая предметно-пространственная среда: 1. Театрально-музыкальный уголок – внесение атрибутов военной формы, иллюстраций с музыкальными инструментами, используемые в армии (труба, барабан, их оригиналы). 2. Уголок ИЗО-деятельности – внести альбомы поэтапного рисования и аппликации военной техники, формы, раскраски, репродукции художников: Васнецов «Три богатыря», А. Иткин «Шёл по улице солдат». 3. Уголок познавательного развития – внести альбомы «Все работы хороши», «Рода войск». Альбомы и фотоальбомы «Растительный мир села», «Животный мир села», «Местные знаменитости», «Ветераны Великой отечественной войны», «Село в прошлом и настоящем». Сюжетные картинки на военную тематику. Карта Пермского края. Символы села, района, края, страны. 4. Уголок физического развития: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток. 5. Посещение и пополнение мини-музея «Русская изба». 3 этап. Презентация проекта. 2. Презентация – отчет о реализации проекта.
Список литературы: 1. Авторское фото. 2. Архивные данные бывшего директора Уинского народного музея М.Е. Игошева. с. Уинское.1986 г. 3. Воспоминания очевидцев. 4. Гризик Т.И. Познаю мир: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2001. 5. Гризик Т.И. Познаю мир.-М.:Издательский дом «Воспитание дошкольника».-2004. 6. Книга «Уинск-многоликий», 2016. 7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений.-3-е изд., исправ. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. 8. Легенды и были земли Уинской. – Пермь 6 ООО «Студия «Зёбра», 2008 9. Материалы из районной газеты «Родник» от19.03.1998г.Уинского района. 10. Образовательная программа МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|