Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному селу

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о селе, районе, крае, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение: природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Можно рассказать детям о своих любимых местах в селе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня села или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице и т. п.

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи)

Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (село раньше и теперь, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой.

Вид проекта: образовательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение учебного года).

Участники проекта: дети МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда, родители, педагоги, социальные партнеры.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гражданской ответственности, целостных представлений о прошлом, настоящем и будущем своего села.

Задачи.

Образовательная:

- систематизировать, расширить и обобщить знания детей о родном селе, о его истории;

- формировать познавательный интерес к знаменитым землякам;

- закрепить с детьми такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг»;

- активно привлекать семью к патриотическому и гражданскому воспитанию своих детей.

Развивающая:

- развивать чувство любви к своей малой и большой Родине.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к истории села и патриотические чувства гордости и любви к родному краю;

- воспитывать любовь к родным и близким людям;

- вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов;

- воспитывать доброту, умение дружить.

Ожидаемый результат:

- дети приобретут знания об истории своего села;

- дети будут знать великих людей родного села;

- закрепят знания о современных защитниках Российской Армии, в том числе тех, кто служит Родине из родного села, родах войск, видах военной техники;

- у детей сформируется эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;

- у родителей воспитанников повысится заинтересованность в формировании чувства патриотизма у детей;

- будут любить свою малую и большую Родине.

Этапы проекта:

Этап. Подготовительный.

Изучение материалов по истории села и патриотическому воспитанию.

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов.

Подбор презентаций для просмотра.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций, семейных фотографий, словарей (толковый, фразеологический).

Формирование тематических выставок на полочке «Умных книг».

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Реализация проекта.
Работа с детьми.

Чтение художественных произведений:

1. Чтение стихов Судинских поэтов:

- Н. Рязановой (выпускницы Судинской школы) «Ты, Суда моя родная»;

- Касьяновой Людмилы Ивановны;

- Курбатова Валерия;

2. Чтение очерков Валерия Яковлевича Ковина об истории села Суда;

3. «Мы - военные» С. Маршака;
4. «Твои защитники» и «Про нашу пехоту» Л. Кассиля;
5. «Наша Армия» С. Михалкова и другое.

Рассматривание:

1. Фотоальбома о селе Суда.

2. Фотоальбома «Знаменитые земляки».

3. Фотоальбома «Ветераны Великой Отечественной войны».

4. Рассматривание армейских фотографий разных времен: прадедушек, дедушек, пап.

5. Военных наград.

6. Иллюстраций отражающих боевые подвиги и мирные будни воинов.

7. Альбома «Все работы хороши» с акцентом на профессии мужчин.

8. Экспозиции в сельской библиотеке имени Ф.Ф. Павленкова.

9. Экспозиций в Судинской средней школе.

10. Просмотр презентаций:

- «Достопримечательности села Суда»;

- «Место в селе, которое я люблю»;

- «Село, район, край, страна»;

- «Природа родного края»;

- «Ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» 15.02.2017 года.

11. Просмотр мультфильма «Три богатыря».

Игры с детьми:
1. Сюжетно ролевые игры: «Путешественники», «Художники», «Мы военные», «Парашютисты», «Мы – военные разведчики».
2. Подвижные игры «Пограничники», «Снайперы», «Самолеты».
3. Дидактические игры «Узнай место по описанию», «Мы их знаем (люди села)», «Кто такие военные», «Назови слова – приятели», «Слушай команду!» и другие.

4. Музыкальная игра «Наша армия» и др.

Продуктивная деятельность:

1. Изготовление коллажей: «Растительный мир села Суда»; «Животный мир села Суда», «Поляна», «Пруд» и д р.

2. Изготовление макетов «Школы», «Детского сада», «Библиотеки», «Улицы, по которой мы ходим», «Памятника воинам Великой Отечественной войны».

3. Тематическое рисование.

4. Изготовление открыток для пап и дедушек, ветеранов Вов, местных знаменитостей.
5. Изготовление коллективной поделки «Военная техника».

6. Создание экспозиции «Славные дети Отечества», посвященной Дню защитников Отечества.


Взаимодействие с родителями:


1. Консультация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».

2. Выставка детско - родительских рисунков «Я-защитник Отечества!».

3. Оформление газеты «Мы гордимся вами».

4. Развлечения «Зимние забавы» ко Дню защитника Отечества.
5. Выпуск листовок «Воспитываем толерантность».

6. Встречи с интересными людьми:

- папами, мужчинами, у которых есть интересное хобби;

- местными знаменитостями: Курбатовым Валерием - поэт, Бурмасовой Зоей Максимовной – заслуженный врач, Мальчановым Иваном Кузьмичом – ветеран Вов и др.

7. Экскурсии по территории села Суда.

8. Участие в Бессмертном полку.

9. Участие в митинге, посвященному Великой Отечественной войне.

10. Ежегодная традиция: взаимопосещение между МКДОУ д/с «Солнышко» с. Чайка и МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда на праздник День Земли, где д/с «Солнышко» является татарским детским садом.

 

Развивающая предметно-пространственная среда:

1. Театрально-музыкальный уголок – внесение атрибутов военной формы, иллюстраций с музыкальными инструментами, используемые в армии (труба, барабан, их оригиналы).

2. Уголок ИЗО-деятельности – внести альбомы поэтапного рисования и аппликации военной техники, формы, раскраски, репродукции художников: Васнецов «Три богатыря», А. Иткин «Шёл по улице солдат».

3. Уголок познавательного развития – внести альбомы «Все работы хороши», «Рода войск». Альбомы и фотоальбомы «Растительный мир села», «Животный мир села», «Местные знаменитости», «Ветераны Великой отечественной войны», «Село в прошлом и настоящем». Сюжетные картинки на военную тематику. Карта Пермского края. Символы села, района, края, страны.

4. Уголок физического развития: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.

5. Посещение и пополнение мини-музея «Русская изба».

3 этап. Презентация проекта.
1. Итоговое НОД по ОО «Познавательное развитие» по данной проблеме в соответствии с образовательной программой МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда.

2. Презентация – отчет о реализации проекта.

 

Список литературы:

1. Авторское фото.

2. Архивные данные бывшего директора Уинского народного музея М.Е. Игошева. с. Уинское.1986 г.

3. Воспоминания очевидцев.

4. Гризик Т.И. Познаю мир: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2001.

5. Гризик Т.И. Познаю мир.-М.:Издательский дом «Воспитание дошкольника».-2004.

6. Книга «Уинск-многоликий», 2016.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений.-3-е изд., исправ. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.

8. Легенды и были земли Уинской. – Пермь 6 ООО «Студия «Зёбра», 2008

9. Материалы из районной газеты «Родник» от19.03.1998г.Уинского района.

10. Образовательная программа МКДОУ д/с «Семицветик» с. Суда.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...