Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смоленско-черниговская школа




АРХИТЕКТУРА УДЕЛЬНОЙ РУСИ

XII - XIV вв.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ

Эпоху XII—XVI вв. принято называть периодом феодальной раздробленности. Киевская Русь фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств.

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации.

С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. Во внутренние дела Галича иногда вмешивалась Венгрия. В 1237 — 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

 

В процессе сложе­ния и роста новых административных и экономических центров, созрели условия, при которых нужда в собственных кадрах строителей стала актуальной для нескольких крупных русских городов, превратившихся в столицы мощных княжеств. Начинается новый этап в развитии русской архитектуры - период сложения самостоятельных региональных архитектурных школ (киевской, полоцкой, галицко-волынской, смоленско-черниговской, новгородской, псковской, владимиро-суздальской, московской).

 

Объекты монументального строи­тельства возводились, как правило, по заказам светских или духовных властей определенной территории - княжества. Естественно, что в тех случаях, когда в княжестве не было собственных строителей, приглашали мастеров из той земли, с которой данное княжество находилось в наиболее тесных отношениях. Поэтому архитектурные связи различных русских земель оказыва­лись зависимыми от военно-политических или династиче­ских союзов княжеских родов. В результате картина расчленения более или менее единой киевской архитек­туры на различные архитектурные школы очень близко соответствовала политической обстановке, сложившейся в то время на Руси. Там, где политические связи продол­жали оставаться достаточно прочными, расхождение между архитектурными школами шло медленно. Разрыв этих связей и установление враждебных отношений между княжествами почти всегда отражались и на архитектуре.

 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ

 

На смену сложным сооружениям с лестничными башнями, галереями, боль­шим количеством глав, обладавшим живописной и дина­мичной композицией, пришли крайне простые здания с четко ограниченными плоскостями фасадов. Даже в том случае, когда постройки имели наружные галереи, общий характер простоты объема не нарушался.

Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.

Старая крестовокупольная система сводов сохранилась, но основным типом становятся трехнефные храмы без промежуточных аркад между столбами и с хорами, расположенными лишь в западном членении.

Стремление к простому и компактному объему привело к отказу от лестничных башен и замене их узкими лестницами в толще стены.

Если в храмах эпохи Киевской Руси зодчий стремился сделать интерьер по возможности более живописным и многообразным, с большим количеством различных аспектов, то в памятниках XII в. интерьеры делали такими четкими и ясными, чтобы их можно было охватить взглядом сразу из одной точки.

КИЕВСКАЯ ШКОЛА

 

Новый тип киевского храма - очень простая по объем­ному решению четырехстолпная церковь. На первых порах она имела с запада нартекс, который обычно был открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. Поэтому по плану храм носил характер шестистолпного. Позднее, во второй половине XII в., чаще стали строить храмы без нартекса. На хоры, занимавшие западное членение, вела лестница, размещенная в толще стены; полностью отказа­лись от лестничных башен. Храмы завершаются зако­марами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой.

Измени­лась строительная техника: на смену кладке со скрытым рядом пришла равнослойная техника, при которой все ряды плинф выходят на поверхность стены. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды.

 

- церковь Успения Богородицы Пирогощи на Подоле, 1135 г.

ГРОДНЕНСКАЯ ШКОЛА

 

Строительство каменных памятников в Городенском княжестве длилось недолго, не более одного-двух десятилетий (1180-е гг.).

Архитектурная школа в Гродно в основном продолжала византийско-киевские традиции, однако имела несколько характерных особенностей. Характерной приметой гродненской архитектуры являлись скошенные под 45° наружные углы храмов.

В традиционную кладку из плинфы вводились разноцветные валуны неправильной формы, отшлифованные заподлицо с наружной поверхностью стен, а также живописные вставки в виде крестов и декоративных орнаментов из цветных майоликовых плиток. Активное многоцветие фасадов было совершенно необычно и для киевско-византийской традиции, и для русской архитектуры того времени. Именно колористическое богатство оформления фасадов придаёт гродненским храмам чрезвычайное своеобразие и отличает их от других архитектурных школ.

- церковь Бориса и Глеба на Коложе, кон. XII в.

 

СМОЛЕНСКО-ЧЕРНИГОВСКАЯ ШКОЛА

Зодчество Чернигова, Переяславля, Волыни, Смоленска и Рязани развивалось в русле киевских традиций. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове.

В XII веке на смену «полосатой» кладке (в технике утопленного ряда) приходит новая, порядовая равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Фасады скромно украшают аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами.

В сформировавшейся архитектуре смоленско-черниговской школы небольшие по размерам трехнефные одноглавые четырёхстолпные церкви имеют устремленную ввысь башнеобразную композицию. Стены стремительно нарастают вверх рядами арок над основным объемом. Например, в церкви Параскевы Пятницы подпружные арки, несущие барабан купола, подняты значительно выше уровня сводов центрального креста. Такого приёма византийская архитектура не знала, в византийской традиции арки всегда были ниже сводов. Это позволило создать дополнительные, ступенчато повышающиеся своды.

Вертикальность сооружений подчеркивается пучковыми пилястрами сложного профиля. Вертикальные и криволинейные элементы (трёхлопастное покрытие), которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон, рядами декоративных ниш. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются короткими, но энергичными штрихами карнизов.

 

- церковь Петра и Павла на Городянке, 1146 г.

- церковь Михаила Архангела (Свирская), 1180-1197 гг.

- церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, кон. XII – нач.XIII вв.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...