Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях. Порядок обжалования решений органов регулирования естественных монополий.




Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия

Органы регулирования естественных монополий

1. Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется его руководителем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

Статья 10. Функции органов регулирования естественных монополий

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;

вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Статья 11. Полномочия органов регулирования естественных монополий

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Органы регулирования естественных монополий вправе:

принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;

принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;

осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

2. Субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом цен (тарифов).

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявления о рассмотрении спора в досудебном порядке подаются в орган регулирования естественных монополий в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Порядок рассмотрения указанных споров в досудебном порядке утверждается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях. Порядок обжалования решений органов регулирования естественных монополий.

За нарушение Федерального закона “О естественных монополиях” виновные несут различную юридическую ответственность. Поскольку его нормы относятся к гражданскому и административному праву, то и нарушения влекут последствия, включая юридическую ответственность, предусмотренную обеими названными отраслями права.

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение, предписывающее возместить причиненные убытки, может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Само собой разумеется, возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо — субъект гражданского права.

Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае, если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона “О естественных монополиях”, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

2. Узаконены серьезные меры административной ответственности. Действенной санкцией, применяемой к нарушителям Федерального закона “О естественных монополиях”, является наложение штрафов на виновных. Решение вопросов об административной ответственности разделено между ФАС и ФСТ. О соответствующих полномочиях ФАС сказано выше в § 4 темы 10. ФСТ применяет меры ответственности за нарушение законодательства о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

В КоАП РФ есть две статьи, прямо относящиеся к ФСТ: невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100, а на юридических лиц — от 2000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 19.5); непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25, на должностных лиц — от 30 до 50, на юридических ЛИЦ — от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.8). Рассматривать дела вправе: руководитель федерального органа регулирования естественных монополий и его заместители; руководители территориальных органов федерального органа регулирования естественных монополий и их заместители.

Реализация норм об административной ответственности предполагает взаимодействие между ФАС и ФСТ. В случае, если в ходе проверки антимонопольные органы выявят применение необоснованных цен (тарифов), не установленных органами по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, они сообщают о них органу регулирования естественных монополий. Органу регулирования естественных монополий, в свою очередь, надо информировать федеральные антимонопольные органы о выявленных им или ставших ему известными нарушениях законодательства субъектами естественных монополий, реагирование на которые входит в компетенцию этих органов.

3. Законодательство, как мы видим, различает две правовые формы реагирования органов регулирования естественных монополий — решения и предписания. Соотношение их таково: предписание выдается органом регулирования естественных монополий на основе своих решений. Но выдается оно не по каждому решению. В частности, предписания не выписываются по решениям, предусматривающим совершение определенных действий самим органом регулирования естественных монополий, скажем, о введении регулирования субъектов естественной монополии, о включении их в реестр естественных монополий и т.п.

Предписание — акт внешнего воздействия. Оно должно содержать: место и дату его вынесения; наименование органа, выдавшего предписание; реквизиты дела и наименование лица, в отношении которого выдано предписание; срок исполнения и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения нарушения или от которых необходимо воздержаться; дату и форму представления доказательств исполнения предписания. Предписание выдается, когда для выполнения решения другим заинтересованным лицам необходимо совершить определенные действия, например, субъекту естественной монополии — заключить или изменить договор, государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления — отменить или изменить принятые ими акты и т.д. Поэтому обжалование предписания означает одновременно и обжалование решения, по поводу которого выдано предписание.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...