Вопрос 67 Хабеас Корпус акт 1679
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Хабеас корпус акт, или “Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем”. В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного до суда, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний. Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданским делам. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Хабеас корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, история которой развивалась под влиянием таких компромиссов.
Вопрос 68 Формирование парламентарной монархии в Англии. Система ответственного кабинета.
В ХVIII в. развитие капитализма в Англии завершилось промышленной революцией, и Англия превратилась в «мастерскую мира». Значительно возросло экономическое могущество промышленности буржуазии, которая стала контролировать не только сферу законотворчества и финансов, но и исполнительную власть. Необходимость этого объяснялось изменением формы государственного устройства, в результате чего унии Англии и Шотландии стали называться Великобританией. Были упразднены звание шотландского короля и шотландского парламента. Соответственно, шотландские аристократы вошли в палату лордов английского парламента. В начале ХIХ века в состав Великобритании вошла Ирландия – соединились королевства Великобритании и северной Ирландии. Кроме того, Великобритания стала центром «метрополии», огр. британскими колониями империи. Установление контроля над кабинетом министров со стороны парламента способствовали не только объективные условия, но и историческая случайность. После смерти королевы Анны – немецкий принц из династии Ганноверов, который не знал английского языка, поэтому перестал посещать заседания кабинета министров и подписывал все акты, не читая их, поэтому сложился обычай и прецедент – король не участвует в заседании совета министров. В ХVIII в. стало складываться другое правило: во избежании частых конфликтов между кабинетом министров и парламентом, король стал назначать лидера той партии, которой им. большинство в палате общин – премьер-министром; если большинство изменилось, то сложилась практика возражения недоверия правительству с его отставкой (окончательно это сложилось в ХIХ веке). Т.о., к концу ХVIII в. дуалистическая монархия в Великобритании была заменена на парламентскую, и кабинет министров стал отвечать не перед королем, а перед парламентом. Король формально сохранил звание главы государства, но де-факто стало действовать правило «король царствует, но не правит».
В 1871 г. центральный чиновничий аппарат приблизился к 50.000 человек. В 1914 г. 280.000 человек. Это объясняется тем, что завершилась теория классического капитализма, когда государство играло роль «ночного сторожа». Монополистическая буржуазия стала требовать от государства более активной и оперативной внешней и внутренней политики. Английские предприниматели стали уступать своим американским, французским и немецким конкурентам, поэтому возникла необходимость в жесткой протекционистской политике. Развернулись жестокая борьба за распределение сфер влияния. Внутри страны рост рабочего движения и угроза социальной революцией потребовали от государства проведения широкомасштабной социальной политики по смягчению теневых сторон рыночной экономики. К началу ХХ века в Великобритании возникли министерства труда, пенсий, сельского хозяйства… Парламент, будучи медлительным и громоздким органом, не мог обеспечить должную оперативность в принятии государственных решений. В этих условиях происходит резкое усиление роли кабинета министров. Так возникло делегированное законотворчество, т.е. те вопросы, которые ранее решались в парламенте, были вопросами законотворчества и теперь решались в актах исполнительной власти. Основным органом законодательной инициативы становится правительство. Более того, кабинет министров стал контролировать парламент, используя партийные рычаги. Это объясняется тем, что к концу ХIХ века политические партии стали строиться на принципах строгого членства и дисциплины. В основные решения стали приниматься верхушкой партии и, если партия имеет большинство в палате общин, то его контролирует кабинет министров. Так, в палате общин появляется особая категория людей – «кнуты» – партийные функционеры, следящие за членами палаты общин, за тем, как голосуют члены их партии. Но вне партийного контроля была верхняя палата парламента – лордов. Поэтому закономерным стал вопрос о парламентской реформе и изменении порядка формирования палаты лордов. Разумеется, палата лордов отказалась подписать этот закон, тогда плата общин и правительство использовали короля, который предложил лордам лишить их звания. В качестве временного компромисса и был принят акт о парламенте 1911 г.:
1. все финансовые законопроекты вступали в силу после их утверждения в палате общин без учета мнения палаты лордов. 2. Все остальные законопроекты вступали в силу, если в течении не менее 2 лет они утверждались трижды в палате общин, те.е палата лордов имела возможность дважды отклонить законопроект. 3. Срок полномочий членов палаты общин был уменьшен с 7 до 5 и было введено жалование членам палаты общин. 4. Этот акт был принят в качестве временного, но до сих пор продолжает действовать.
69 вопрос. Избирательные реформы 1832 и 1876 годов. В Англии
По форме правления в начале ХIХ в. Великобритания представляла собой конституционную буржуазную монархию, но политический режим трудно назвать демократическим. Это объясняется тем, что оставалось неизменным сложившееся в средние века система выборов парламента, по которому преобладает часть взрослого мужского населения, в т.ч. и средняя буржуазия вообще не имели право голоса.
Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. «Гнилые» – те населенные пункты, которые еще в средние века получили право избирать в палатной общине 1 или 2 депутатов, но к началу XVIII в. обезлюдели. В результате промышленной революции возникли новые крупные города, которые вообще не избирали ни 1 члена палаты общин. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы — с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция — магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30—60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" — право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|