Определите среду обитания растений и животных предложенных вам для исследования.
Тема: «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Цель: Сформировать знания о роли ферментов в живых тканях, закрепить умение делать выводы по наблюдениям. Оборудование: Н 2 О 2, 6 пробирок, ткани растений (сырой и варёный картофель), ткани животных (сырое и варёное мясо), песок, ступка, пестик. Ход работы: 1)Приготовить 5 пробирок. В 1-ую поместить песок, во 2-ую пробирку сырой картофель, в 3-ю пробирку варёный картофель, в 4-ую пробирку сырое мясо, в 5-ую пробирку варёное мясо. Капните в каждую пробирку Н 2 О 2, пронаблюдайте, что будет происходить в каждой пробирке. 2) Размельчить в ступке сырой картофель с песком, перенесите измельченную структуру в 6-ую пробирку, и капнуть туда Н 2 О 2, сравните активность измельченной и целой растительной ткани. 3) Наблюдения занесите в таблицу.
4) Выводы: Белок содержится только в живых продуктах, а в варёных продуктах белок разрушен, поэтому никакой реакции с варёными продуктами и песком не происходит. Если же ещё и размельчить продукты, то реакция будет проходить быстрее.
5) Вопросы: №1) В каких пробирках проявилась активность ферментов (почему?): Активность проявилась во 2,4,6 пробирках, потому что в этих пробирках были сырые продукты, а в сырых продуктах содержится белок, а в остальных пробирках были варёные продукты, а, как известно в неживых - варёных продуктах белок при варении разрушался, и реакции не проявил. Поэтому организмом лучше усваивается продукты, содержащие белок. №2) Как проявляется активность ферментов в живых и мёртвых тканях: В мёртвых тканях активность ферментов отсутствует, т. к. белок в этих тканях был разрушен при варке, а в живых тканях при взаимодействии с перекисью водорода из ткани выделялся кислород, белок расщеплялся до первичной структуры и превращался в пену. №3) Как влияет измельчение ткани на активность ферментов: При измельчении живой ткани активность происходит в два раза быстрее, чем у не измельченной, т. к. растёт площадь соприкосновения белка и Н 2 О 2. №4) Различается ли активность ферментов в живой и растительной клетке: В растительных клетках реакция происходит медленнее, чем в животных, т. к. в них меньше белка, а в животных белка больше и реакция в них протекает быстрее. №5) Как бы вы предложили измерить скорость разложения Н 2 О 2 (математическая или физическая формула)? v = S / t №6) Как вы считаете, все ли живые организмы содержат белок фермент, обеспечивающий разложение Н 2 О 2 на воду и кислород ответ обоснуйте и запишите уравнение реакций: Да во всех живых организмах содержится белок, т. к. из белка состоят мышцы, гемоглобин и гормоны. Белок + 2Н 2 О 2 2Н 2 О + О 2
Лабораторная работа №2 Тема: Строение растительной и животной клетки. Цель: Закрепить умения распознавать растительные и животные клетки, особенности строения, сравнивать их между собой. Оборудование: Рисунки растительной и животной клетки. Ход работы: 1)Сравнить клетки между собой, зарисовать их, обозначить их органоиды и не органоиды.
Животная клетка: Растительная клетка: 1) Плазматическая мембрана 1) Клеточная стенка 2) Пиноцетозные пузырьки 2) Плазматическая мембрана 3) Цитоплазма 3)Ядро Ядро 4)Ядерный сок Ядрышко 5)Хромосомы Ядерный сок 6)Цитоплазма Хромосомы 7)Клеточный центр Клеточный центр 8)ЭПС ЭПС 9)Рибосомы Рибосомы 10)Вакуоль с клеточным соком Аппарат Гольджи 11)Хлоропласты Лизосомы 12)Включения 13) Митохондрии 13)Поры Включения Подчёркнутые – это не органоиды. 2)Сходства и различия занесите в предлагаемую таблицу:
Ядро Цитоплазма Ядерный сок Клеточный центр Включения Хромосомы Рибосомы Плазматическая мембрана ЭПС | Растительная: | Животная: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1)Клеточная стенка 2)Поры 3)Вакуоль с кл. соком 4)Хлоропласты | 1)Аппарат Гольджи 2)Пиноцетозные пуз. 3)Лизосомы 4)Ядрышко 5)Митохондрии |
Вывод: Растительная и животная клетки в основном похожи друг на друга, различны они только теми частями, которые отвечают за питание клетки.
Вопросы:
|
|
№1) В чём причина сходства и различия растительной и животной клетки: Причина сходства в том, что обе клетки живые, а различия в том, что они питаются по- разному.
№2) Попытайтесь объяснить, как шла эволюция растительной и животной клеток: Мне кажется, что в процессе эволюции клетки старались выжить и приспособиться к окружающей среде и разделились на живую и растительную клетку.
Практическая работа №3
Тема: Решение задач на моногибридное скрещивание.
Цель: Сформировать умение и навыки по определению фенотипа и генотипа.
Оборудование: карточки с заданием.
Ход работы:
1)Определить свой генотип и фенотип по данным признакам: А - тёмный цвет волос, а – светлый цвет волос. Запишите первую схему скрещивания по цвету волос.
2)Запишите схему скрещивания по цвету глаз. А – карие, а – зелёные.
Задача №1:
Задача№2:
А – серебристо чёрный, а – платиновый
Здесь в потомстве произошла изменчивость, поэтому из 30 детей 14 платиновых.
Лабораторная работа №5
Тема: Построение вариационного ряда и прямой, изменчивость.
Цель: Познакомитьучащегося со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости данного признака.
Оборудование: Сантиметр.
Ход работы:
1)Измерить рост каждого учащегося в группе, округлить цифры.
2)Количество учащихся с повторяющимся ростом, полученные данные запишите в таблицу.
3)Постройте вариационный ряд роста учащихся, а так же вариационную кривую, откладывая по горизонтали рост в сантиметрах, а по вертикали количество повторов с данным ростом.
4)Вычислите средний рост учеников вашей группы по формуле.
|
|
5)Вычислите и отмерьте на графике средний рост.
6)После ваших исследований сделайте вывод и ответьте на вопросы:
а) Какой рост учеников вашей группы встречается часто, какой редко.
б) Какие отклонения встречаются в росте учащихся.
в) Каковы причины разного роста.
Учащиеся:
Число учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
160 | ||||||
165 | ||||||
170 | ||||||
175 | ||||||
180 | ||||||
185 |
Ответы:
а) Самый частый рост это 180, самый редкий 160.
б) Низкий и высокий рост.
в) Наследственный рост, условия жизни, влияние вредных привычек (курение, алкоголь), влияние положительных или отрицательных факторов (радиация).
Вывод: Я понял, что рост у всех разный, т. к. у всех разные условия жизни.
Лабораторная работа №6
Тема: Приспособленность организмов к среде обитания, и её относительный характер.
Цель: Установить приспособленность организма к среде обитания, и её относительный характер, закрепить умение выявлять черты приспособленности к среде обитания.
Оборудование: Гербарии растений, рисунки животных представленных на наглядных пособиях.
Ход работы:
Определите среду обитания растений и животных предложенных вам для исследования.
|
|