Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строительные материалы и техника




Основными строительными материалами при возведении монументальных сооружений (дворцов, церквей, ворот и пр.) были камень и кирпич.

Для Киева и многих других городов камень был привозным материалом. Его привозили по воде иногда за сотни километров — с Припяти, Поросья и др. В X—XI вв. обычно применялся не тесаный, а колотый камень, который добывали в каменоломнях при помощи клиньев. Употреблялись главным образом мягкие породы камня — песчаник и известняк, но зачастую кладку фундаментов и стен вели из кварцита разных пород. В кладке (особенно со второй половины XI в.) использовался и булыжник. Из камня обычно возводили фундаменты.

Кирпич - плинфа был основным материалом, применявшимся для возведения конструкций зданий, особенно тех, в которых действовали изгибающие усилия (столбы, арки, своды, купола, аркбутаны, простенки). Плоский прямоугольной формы кирпич (средние размеры 22x30x3 см) изготовлялся из огнеупорных и каолиновых глин, иногда местных, а иногда привозных.

Основными конструкциями X—XI вв. были полуциркульные арки, коробовые и купольные своды, которыми перекрывались все помещения. Иногда устраивались разгрузочные полуарки (аркбутаны). Арки, своды и купола обычно делали в один кирпич. Толщина сводов составляла обычно около 40 см.

 

Культовая архитектура

Древнейшие памятники Киева строили греческие мастера, византийские зодчие неоднократно приезжали на Русь и вели здесь строительство. И все же, несмотря на это, памятники зодчества Киевской Руси не совпадают с византийскими, очень существенно от них отличаясь. Каково византийское влияние на русскую архитектуру? Насколько самостоятельным было зодчество Киевской Руси?

Сходства

Византийские зодчие имели за своими плечами огромный опыт в строительном ремесле и в создании культовых зданий и привнесли в зарождавшееся древнерусское каменное зодчество следующие элементы:

1) крестово-купольный тип храма, система перекрытий; в отличие от романского Запада, в ряде областей лишь постепенно переходившего от деревянных конструкций к каменным сводам, Киевская Русь уже на самом раннем этапе развития каменного зодчества получила от Византии готовую систему сводчатых и купольных перекрытий.

2) планировочная и объёмная стуктура и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой

3) византийская техника кладки стен: применение плинфы, цемянки, техника каменной кладки с утопленным рядом

4) элементы усиления стен – деревянные лежни в основании

5) декоративные атрибуты (мозаика, наборные мраморные полы, шиферные карнизы и парапеты и т. д.)

6) двухступенчатые глухие арки и ниши фасадов, оформление барабанов, меандры и т.д.; верхние части стен снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов

7) свободная асимметричная композиция

Различия

Приехав на Русь, византийские мастера столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые для них задачи:

1) византийские храмы того времени небольшие, трехнефные, одноглавые; на Руси от строителей требовалось возведение огромных по размерам храмов, что привело к добавлению ещё двух нефов и устройство с трёх сторон храма дополнительных галерей. Это вызвало появление многоглавия, связанного с необходимостью хорошо осветить внутреннее простанство и в особенности хоры

2) для лучшей передачи распора и придания большей устойчивости конструкции зодчие применяли ступенчатое повышение сводов, перекрывающих ветви креста, что отразилось на композиции наружного объёма, получившего динамическую устремлённось вверх

3) требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, охватывавшими иногда и боковые нефы, что не было характерно для византийских церквей того времени.

4) на Руси, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален.

5) применение непривычных строительных материалов: кирпичные столбы большого сечения вместо мраморных колонн, известняковых плит вместо плинфы, и т.д.

6) нехватка отпытных каменщиков отразилась на конструкциях сводов: применялись цилиндрические своды с подпружными арками, повлекшая применение не квадратных, а крестообразных в плане столбов, поскольку лопатки столбов служили опорами для этих арок; лопатки также появляются на наружных стенах храмов в местах притмыкания к ним арок.

7) чаще всего все прясла (участки стен между лопатками) завершаются закомарами (от др.-рус. комар, комора - свод), образуя на фасадах непрерывную волнистую линию (позакомарное покрытие), такое решение фасада сильно отличалось от византийских образцов, где пластически выделялся только свод центрального креста.

8) византийские храмы этого времени имеют скорее горизонтальную композицию, это подчёркивается полосатой кладкой и горизонтальным завершением боковых прясел; древнерусские храмы приобретают вертикальную устремлённость.

9) купола – яйцевидные (древнейшие, заимствованные из Византии), шлемовидные (форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла), луковичные (символ пламени свечи). Количество куполов имело символическое значение: 2 – проявление божественного и человеческого начал в Христе, 3 – Божественная Троица, 5 – Христос и четыре евангелиста, 13 – Христос с двенадцатью апостолами.

 

Храм всегда строился алтарем на восток, имел нечетное количество апсид (1, 3, 5 в зависимости от размеров храма). В главной алтарной апсиде происходило богослужение.

Храм имеет три входа, которые располагаются в середине стен – западной, северной и южной. Главным был западный вход, оформленный перспективными порталами.

В западной части храма (иногда также над южным и северным нефами) располагались хоры – балкон предназначенный для высшей знати. Присутствие хоров характерно для придворных княжеских храмов, предназначавшихся для князя, его семьи и придворной знати, они как бы возвышали и отделяли их от общей массы присутствующих в храме.

С западной стороны устраивали притвор (нартекс). Он отделялся от остального пространства глухой стеной с дверью посередине.

Нередко к основному сооружению храма пристраивали приделы для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т. к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же, как и священник не может совершать более одной литургии в день). По сути дела это были небольшие храмы, имеющие

свой алтарь с престолом и отмеченные снаружи главкой.

Алтарь в восточной части храма отделен от основного пространства иконостасом. Перед ним небольшое возвышение – солея. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. Солея служит проскениумом для богослужения, где по сторонам устраивают клиросы – места для певчих. Средняя часть солеи, выступающая в середину храма, называется амвон (греч. ambōn – возвышение) – возвышенное место перед средней частью иконостаса. Отсюда во время богослужения читается Евангелие, произносятся проповеди. В глубине алтаря находится главная святыня храма – престол – четырехугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В южной части алтаря находится диаконник, где перед началом службы священник и диакон облачаются в ризы. Здесь же ризы обычно хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.

В северо-восточной части алтаря располагается жертвенник – по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время литургии на нем готовят священные дары для совершения таинства причащения; в северо-восточной части храма имелись глубокие подвальные помещения – подклети, где устраивались захоронения знатных людей.

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол.

В здании храма была резиденция митрополита. В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...