Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие внимания памяти и воображения




В подростковом возрасте внимание, память и воображение становятся самостоятельными. Подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. Именно в этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция, т.е. каждый ребенок может сам определить, какая из функций является для него наиболее значимой.

Подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушение дисциплины на уроке носят скорее социальный характер и никак не определяются особенностями внимания. Подросток может хорошо концентрировать свое внимание в значимой для него деятельности. Оно становится хорошо управляемым и контролируемым процессом. Однако на уроке внимание подростка нуждается в поддержке со стороны учителя.

Развитие памяти характеризуется тем, что подросток уже способен управлять произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более бурный рост памяти. В отрочестве память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается и сама логическая память, она приобретает опосредованный характер, в нее обязательно включаются процессы мышления. Становится более доступным запоминание абстрактного материала. В процессах памяти огромную роль играет речь.

В подростковом возрасте воображениепревращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, развитие которой идет по двум направлениям. С одной стороны подросток проигрывает мыслительные задачи с математическими знаками, оперирует значениями и смыслами языка, соединяя при этом две высшие психические функции: воображение и мышление. С другой стороны подросток строит свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживания, одни и те же чувства до тех пор, пока не исчезнут внутренние проблемы.

Мир подросткового воображения - особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения: он управляет временем и пространством, свободен от причинно-следственных связей. Свобода переживаний во внутреннем психологическом пространстве продвигает подростка в развитии.

Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

 

Вопрос 4. Развитие личности

Одним из основных направлений развития личности подростка является идентификация с собственным «Я». При этом важнейшей особенностью личности является самосознание, посредством рефлексии. Причем, чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может подолгу заниматься самоанализом на свои характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие может приводить к интересным открытиям относительно собственной персоны. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в своих собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Именно поэтому одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в отрочестве – застенчивость.

Благодаря рефлексии происходит изучение своих особенностей. Размышляя о себе в настоящем, прошлом, будущем, анализируя свою деятельность и общение с противоположным полом подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации.

Огромное значение в формировании личности имеет внешность. Идентификация с физическим телом у подростка, как правило, затруднена, так как он начинает претерпевать быстрые изменения в физической и духовной конституции. Привлекательность, соответствие прически и одежды референтной группе имеет чрезвычайное значение. При этом любые новообразования во внешности смущают подростка, так как идентификация с прежним образом нарушается и подросток испытывает неуверенность в себе.

Подростковый самоанализ дает основания предполагать, что именно в отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым качествам, восхищаясь собой и своим потенциалом, отроки принимают себя вместе со своими недостатками. Принятие своих недостатков рассматривается как нормальная идентификация с собственным «Я».

Подростковый возраст характеризуется одним из самых серьезных и длительных кризисов личности. В подростковом возрасте могут с чрезвычайной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он обращается за помощью к близким.

Многие подростки попадают под зависимость от физического состояния, начинают сильно переживать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются и, как правило, формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст – период отчаянных попыток «попробовать все». При этом подросток по большей части начинает с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. В возрастной психологии выделены 4 основных направления так называемой «взрослой жизни» в отрочестве.

1. Подражание внешним признакам – курение, взрослые игры, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой одежде и прическам, украшения, приемы кокетства, способы отдыха и развлечений. Подражание стилю веселой жизни называется низкой культурой досуга. При этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время.

2. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности. Там фактически подросток занимает положение взрослого. Многие подростки стремятся овладеть разными взрослыми умениями. Считается, что это направление «взрослой жизни» является очень благоприятным для личности подростка. Поэтому родителям необходимо включать подростков как помощников в занятиях взрослых.

3. Интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

4. Равнение мальчиков подростков на качества «настоящих мужчин» (сила, смелость, мужество и т.д). Средством самовоспитания которых часто становятся занятия спортом. В последнее время многие девушки так же хотят обладать качествами, которые раньше считались мужскими.

Одно из направлений подросткового кризиса связано с духовным ростом и изменением психического статуса. В этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности) основным фактором, влияющим на возникновение кризиса, является глубокая неудовлетворенность собой, как следствие рефлексии. Основным содержанием отроческих переживаний является потеря идентичности с самим собой и несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть настолько сильной, что появятся навязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействиям другому и противостоянии родителям. Задача родителей при этом включиться в проблемы ребенка и постараться облегчить его жизнь в этот период.

Однако, не всякий подросток проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно. Близкие им люди нередко не догадываются о душевных бурях своих детей.

 

Вопрос 5. Половая идентификация

 

Именно в отрочестве ребенку предстоит интенсивно осваивать мужские и женские роли. Подростки бессознательно и сознательно наблюдают за взрослыми, чтоб усвоить внешнее поведение духовный статус мужчины или женщины. При этом им нужны не только образцы поведения представителей каждого определенного пола, но и образцы взаимодействий мужчин и женщин.

Помимо поведения, связанного с общением мужчин и женщин, подросток ориентируется на их профессиональные виды деятельности. Однако в последнее время практически каждая профессия может быть деятельностью как мужчины так и женщины, что ставит подростка в позицию индивидуального выбора своего дела в жизни.

 

Вопрос 6. Притязание на признание

 

Притязания на признания в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании собственной уникальности при одновременной психологической зависимости от сверстников.

Завышенные притязания и возможности их реализации находятся в постоянном противоречии. При этом подросток испытывает неуверенность в себе, которая вступает в противоречие с чувством собственной уникальности.

Подростки весьма озабочены собственной духовной, интеллектуальной и волевой сферой. Специфичной для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. При этом оценки, выражающие отсутствие достоинств и положительных качеств, выступают на первый план самооценки подростка. Сравнения со сверстниками, которые делает подросток, чаще всего оборачиваются против него. Все это дают информацию для самоанализа, направленную на переживания по поводу своего несовершенства.

В отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания подростка. Именно оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру; определяет специфическое направление и содержание его активности, систему новых стремлений и эмоциональных реакций.

Особенности самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

Особое влияние на поведение подростка оказывает его семейное положение. Подростки из полных семей в ситуациях невозможности реализовать свои притязания, гораздо чаще проявляют адекватное агрессивное и игнорирующее поведение. Подростки, воспитываемые матерью без отца, более пассивны по сравнению со сверстниками из полных семей. В то же время они проявляют большую мобильность поведения, они более ориентированы на поведение, направленное на преодоление сложных ситуаций.

 

Основными новообразованиями этого возраста являются:

1. Самосознание, которое рассматривается как социальное сознание, перенесенное внутрь. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. На ее основе становится возможным более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.

2. Самоопределение. Оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед выбором своего будущего. Оно основывается на интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, что связано с выбором профессии. Подросток начинает присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает различные виды деятельности с точки зрения интересов и склонностей.

Таким образом, основными психологическими особенностями подросткового возраста являются:

· Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

· Неустойчивая познавательная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.

· Самоутверждение в своей самостоятельности и индивидуальности; возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми.

· Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками, освоение новых форм поведения и отношений с людьми на основе необходимости завоевать признание, расположение и уважение сверстников к себе.

· Формирование самооценки и черт характера.

· Возможности возникновения акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения.

· Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы.

· Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам.

· Развитие логического мышления, способность к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями.

· Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено.

· Склонность к риску, агрессивности как к приемам самоутверждения.

· Появление сексуальных влечений и интересов.

· Формирование самосознания и идентичности с собственным «Я».

· Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, «Я» - концепцией, но и местом в жизни. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения образования, в зависимости от этого, ориентируясь либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности и межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...