Какие действия из средств борьбы против России могут быть предприняты потенциально США и их союзниками в ответ на изменение политики ЦБ Российской Федерации? Предлагаемый перечень соотносится с реальной политической практикой и возможностями стран Запада. Одновременно учитываются точки уязвимости современной России. Предлагается также рецептурный концепт российских ответов на сформулированные угрозы
Табл. 1. Потенциальные меры антироссийской политики Запада и способы противодействия со стороны России
№№
| Возможные действия США и их союзников
| Каким образом осуществляется воздействие
| Концепт противодействия со стороны России
|
| Убийство главы государства, национального лидера России.
| Устранение Президента России может реально изменить ресуверенизационный курс. Рассредоточение во властных институтах лиц прозападной ориентации создает в случае смерти Президента вероятную перспективу прихода на высший государственный пост фигуры, которая бы пошла на системные уступки в отношении Запада.
Убийство главы государства представителями другого государства неизбежно приведет к межгосударственной войне. Поэтому, если такая акция будет проведена, то смерть Президента может быть объявлена следствием несчастного случая, или болезни. Возможно использование новых приемов отравления, или иного поражения здоровья. Как пример, такого убийства может быть квалифицирована смерть Уго Чавеса, причастность к которой спецслужб США оценивается экспертами как весьма вероятная.
| Усиление охраны Президента России, особенно в зарубежных поездках.
Кадровая ротация осуществляется таким образом, чтобы в случае смерти Президента путинский ресуверенизационный курс был бы продолжен.
|
| Инициирование попыток государственного переворота по технологии «цветных революций»
| Актором такого переворота может быть стать часть элиты, ориентированной на Запад и недовольной курсом ресуверенизации. Ее интерес состоит к возвращению ситуации к доминантам 1990-х годов. Такие интересанты существуют, очевидно, и части высшей политической элиты. Попытки государственного переворота могут быть синхронно поддержаны уличными манифестациями, репетиционные акции которых в перспективе развертывания во всероссийском масштабе уже проведены.
|
|
| Полное эмбарго на торговые отношения с Россией и российскими компаниями.
| Речь может идти не о частичном, как в настоящее время, а полном разрыве экономических отношений с Россией, организации экономической блокады. Такая блокада была исторически организована в 1918 году решением Лиги наций. Для России по-прежнему, в значительной мере, зависящей от торговли со странами ЕС, запрет на российский экспорт (прежде всего, экспорт нефти и газа) может иметь крайне тяжелые последствия. При этом, от стран ЕС потребуется нахождение альтернативных путей поставки энергоресурсов.
| Приоритетность в новой экономической стратегии стратагемы опоры на собственные силы. Изменение геоэкономических векторов международного сотрудничества. Работа на подрыв единого фронта экономической блокады.
|
| Отказ от обменных операций с рублем.
| Запрет менять рубли на иностранную валюту может нанести удар как российскому бизнесу, ориентированному на международное сотрудничество, так и для выезжающих за рубеж граждан. Отсутствие притока долларов и евро дестабилизирует основанную на иностранной валюте финансовую систему Российской Федерации.
| Курс дедоллоризации – симметричный отказ использования долларов и евро в качестве валюты в международных расчетах и резервной валюты. Ответный запрет свободной покупки валюты иностранных государств. Расширение рублевой расчетной зоны на внешних рынках.
|
| Прекращение импортных поставок в Россию жизненно-важных для населения товаров.
| Запрет на поставку определенных видов продовольствия может усилить настроения социального недовольства, канализируемые в движение политического протеста. Особенно тяжелые последствия может вызвать прекращение поставок лекарственных товаров, что содержит угрозы увеличения смертности и роста эпидемиологической опасности. Провокативным образом может сказаться прекращение поставок табачных изделий, учитывая зависимость значительной части населения России от потребления табака.
| Курс на полное продовольственное и лекарственное самообеспечение. Преференции отечественным производителям продовольственных и лекарственных препаратов. Заключение договоров о поставке на переходный период альтернативных лекарственных препаратов из стран, не входящих в группу государств, проводящих антироссийские санкции.
|
| Прекращение поставок в Россию высокотехнологичных товаров и услуг, запрет на импорт программного обеспечения, продукции автомобильной промышленности.
| Зависимость от поставок программного обеспечения может в случае принятия соответствующих мер парализовать работу большинства учреждений. Введенные ограничения могут быть поддержаны критиками режима, говорящими об остывании России в развитии постиндустриальных производств и «цифровой экономики». Запрет на импорт в Россию автомобильной продукции вызовет недовольство автолюбителей при сохраняемом сравнительно низком качестве автомобилей отечественного производства.
| Форсированное создание отечественных центров высокотехнологичного производства. Целевая поддержка отечественной науки. Разработка и внедрение в широкое производство конкурентных моделей отечественного автомобилестроения. Преференции бизнесу за разработку внедрение высоких технологий. Создания на переходный период посреднических схем доставки высокотехнологичных товаров программного обеспечения, продукции автомобильной промышленности в Россию.
|
| Ограничения на получение Россией финансовых дивидендов от транзита за счет изменения траектории транспортных путей.
| Тема создания транспортных путей в обход России давно находится в фокусе обсуждения экспертов (примеры – проекты газопроводов «Набукко», «Белый поток» и др. На настоящее время могут быть предприняты попытки в выстраивании в обход России основной магистрали путей, соединяющих Европу и Азию в рамках проекта Нового шелкового пути.
| Реализация россиецентричного проекта ТЕПР – Транс-Евразийский пояс развития. Обоснование экономических преимуществ российских маршрутов. Развитие российско-китайских связей в создании системы евразийских транспортных магистралей.
|
8.
| Полная транспортная блокада России.
| Полная транспортная блокада подразумевает прекращение железнодорожных, автомобильных, морских и воздушных коммуникаций. Фактически это будет означать и полное прекращение торговых отношений, и прекращение зарубежных выездов российских граждан. Для той части общества, которая связана с постоянными перелетами Россия – Запад, нахождение транзитных маршрутов с пересадками в других странах, вызовет существенные неудобства.
| Ответный запрет транзитных перелетов через территорию России. Переориентация векторов международного сотрудничества в восточном направлении.
|
| Отказ от российских услуг в реализации международных экономических проектов - строительстве АЭС, ГЭС, транспортных инфраструктур (трубопроводов, железнодорожных пути), оборонных заводов, оказанию услуг по поставке вооружения, ремонту и эксплуатации военной техники
| Указанные меры могут стать дополнительным фактором вытеснения российской экономической субъектности из мировой экономики.
| Отказ от передачи российских технологий, которые бы позволяли продолжать соответствующие проекты без участия российских специалистов. Создание мировой инфраструктуры по образцу Совета экономической взаимопомощи с установкой приоритетного сотрудничества с политически дружественными странами.
Принятие Федерального закона «О режиме наибольшего благоприятствования в торговле».
|
| Арест российских государственных активов за рубежом (в том числе, части золото-валютного резерва России, хранимого в ценных бумагах и валютных депозитах).
| Арест российской дипломатической собственности в США показывают реальность такого шага. Удар по международным финансовым ресурсам, ввиду факта вложения их в банки западных государств, может быть крайне тяжелым. На настоящее время ЦБ РФ хранит свои валютные резервы в банках иностранных государств в следующих пропорциях: Франция – 31,4 %, США – 30,9 %, Германия – 19,2 %, Великобритания – 9,4 %, Канада – 3,2 %, Межгосударственные финансовые институты – 1,7 %, Австралия – 1,5 %, Швеция – 1 %, Нидерланды – 0,8 %, Япония – 0,5 %, Норвегия – 0,3 %, прочие – 0,1 %. Все страны из обозначенного списка применяют в отношении России санкции, что создает соответствующие угрозы в отношении российских финансовых ресурсов. Основанием для ареста могут стать претензии по различным международным искам (например, по Крыму).
| Валютные резервы России должны быть изъяты из зарубежных банков и размещены в банках Российской Федерации.
|
11.
| Арест активов представителей российской элиты за рубежом.
| Слова З. Бжезинского иллюстрируют действенность указанного механизма: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы ещё разберитесь: это ваша элита или уже наша?». Очевидно, что угроза ареста условных «500 миллиардов долларов» может канализировать российскую элиту на борьбу с российской государственностью и курсом ресуверенизации.
| Системная ротация элит. Новые российские элиты не должны быть инкорпорированы в западные сообщества. Главным критерием новой элитарности должно стать государственное служение.
|
| Отключение России от SWIFT.
| Отключение России от SWIFT способна остановить на какое-то время и дестабилизировать работу российских финансовых институтов. По оценке бывшего министра финансов Алексея Улюкаева, отключение России от SWIFT равносильно военному удару. На настоящее время Россия — один из самых активных участников SWIFT, а российские банки стоят на втором месте после американских по количеству осуществляемых в рамках системы операций. Прецедент отключения от SWIFT уже имел место при введении санкций в отношении Ирана.
| Превентивный переход к собственной платежной финансовой системе. Создание аналога SWIFT в БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС.
|
| Отключение России от Интернет
| Технологически сценарий отключения России от глобальной сети Интернет возможен. Советник президента по интернету, председатель совета Института развития интернета Герман Клименко заявил, что Россия должна быть готова к ситуации, при которой ее отключат от мирового интернета. Согласно другим экспертным оценкам, отключение в собственном смысле невозможно, но возможно блокирование доступа к определенной доменной зоне. Демонстрация возможности блокирования доменной зоны была предъявлена в 2011 году при блокировке доменной зоны Ливии.
| Создание альтернативной национальной интернет-сети, подключаемой к глобальной паутине. При попытках внешнего отключения автономная национальная сеть продолжает функционирование, так как будет запущена альтернативная система адресации. Решения в этом направлении уже реализованы в Китае и Белоруссии.
«Высока вероятность, - говорит советник президента Г.С. Клименко, - «тектонических сдвигов» в наших отношениях с Западом в сторону ухудшения. Поэтому перед нами стоит задача – отрегулировать российский сегмент интернета, чтобы защититься от подобных сценариев. Важно, чтобы в России продолжали работать электронная почта, телеграф, телефон, социальные сети. Критическая инфраструктура, включая копию доменной зоны, должна находиться на нашей территории, чтобы никто не мог отключить. Регулирование обычных пользователей этот закон не затрагивает».
|
| Отключение GPS
| Отключение GPS может создать определенные технологические трудности в системах навигации, снизит точность работы навигационных систем, чревато определенными аварийными ситуациями. Однако применительно к России эта мера наименее эффективна, ввиду наличия собственной альтернативной навигационной системы
| Развитие системы ГЛОНАСС. Превентивный переход от GPS к ГЛОНАСС.
|
15.
| Политическая изоляция России - лишение права вето в Совете Безопасности ООН, исключение из Совета Безопасности ООН, Группы двадцати и ряда других международных структур.
| Прецедент такого исключения имел место в 1939 году при исключении СССР из Лиги Наций по обвинению в агрессивных действиях против Финляндского государства. Лишить Россию статуса постоянного члена совета безопасности ООН и права вето – одна из главных стратагем в ревизии системы Ялтинско-Потсдамских договоренностей. На настоящее время – это затруднительно, ввиду отсутствия консолидированной позиции государств мира в отношении России, в частности, блокирование в Совбезе ООН РФ и КНР.
| Создание системы политических союзов на платформе несогласия с моделью однополярного мироустройства. Активная пропаганда российских ценностных подходов в мире.
|
16.
| Провоцирование этнических или конфессиональных конфликтов (убийства на национальной почве, погромы, сепаратистское движение)
| Может быть реализована за счет финансовой и информационно-пропагандисткой поддержки сепаратистского и религиозно-экстремистского подполья. Имеет особую опасность для России в силу ее многоэтничности и многоконфессиональности. Может стать детонатором геополитического распада. Уже в настоящее время создано множество объединений, группируемых вокруг различных сепаратиских идеологем, включая русский сепаратизм (сибирский, поморский, казацкий и т.п.).
| Целевая политика формирования гражданской и цивилизационной идентичности России. Внедрение установок формирования дружбы народов в образовательной, воспитательной и просветительской деятельности. Контрпропаганда о нарушении прав этнических и религиозных меньшинств в государствах – противниках России в информационно-психологических кампаниях, практическая поддержка сепаратистов и дискриминируемые этнические меньшинства в соответствующих сообществах.
|
17.
| Запрет на проведение в России мероприятий: а. спортивных, б. культурных, в. научных, г. образовательных. Исключение от участия в международном движение представителей России: а. спортсменов, б. деятелей культуры, в. ученых. Запрет на обучение в России, или обучение россиян за рубежом.
| Кампании по обвинению российских спортсменов показали, что такая политика возможна, и существуют потенциалы ее усиления. Тактика, примененная к спортсменам, может быть применена и к деятелям культуры (возможное обвинение – поддержка российской экспансии) и к ученым (возможное обвинение – системный плагиат, нарушение авторского права). Изоляция соответствующих групп вызовет недовольство групп населения, обладающих значимыми медийными возможностями.
| Создание собственных систем спортивного, культурного, научного, образовательного международного движения. Может быть применен, в частности, позитивный опыт создания такого рода движений в СССР в период изоляции (Спартакиады как альтернатива Олимпиад). Исключение численности иностранных студентов из показателей эффективности российских высших учебных заведений. Корректировка участия России в Болонском процессе. Отказ от внедрения рейтингования российских ученых на основе представленности в международных, фактически западных, базах цитирования.
|
18.
| Активация территориальных претензий к России со стороны сопредельных государств. Производная от этих территориальных претензий военная эскалация. Продвижение военных сил НАТО к границам России.
| Территориальные претензии к России имеют почти все сопредельные государства. Эти претензии могут быть предъявлены, в частности, со стороны Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Украины, Грузии, Японии, Китая. При соответствующей поддержке Запада эти претензии могут перерасти в военную эскалацию и даже стать причиной военных столкновений. Не исключается и возможность спровоцировать на основе территориальных разногласий (улаженных только частично) столкновение позиций России и Китая.
| Поддержка пророссийски ориентированных сил в сопредельных с Россией государствах. Через поддержку специальных исследованиях в рамках исторической географии создать убедительную систему аргументации, обосновывавшую соответствующие территориальные права России.
|
19.
| Новая гонка вооружений.
| Активизация нового витка гонки вооружений определяется представлением, что современная Россия длительное соперничество, ввиду отсутствия необходимых финансовых и экономических ресурсов, не выдержит. США и Запад, развернув гонку вооружений, согласно этому плану, принудят Россию через какое-то время капитулировать.
| Принципиальная реорганизация экономики России под приоритетную задачу обеспечения национальной безопасности. Повышение значения ОПК в новой экономической модели. Использование вложений в ОПК в качестве двигателя гражданских сфер.
|
20.
| Латентная поддержка терроризма.
| Как известно, многие террористические группировки в своем генезисе представляли западные проектные разработки. При соответствующих усилиях Запада основная направленность международного терроризма, как уже это было в 1990-е годы, может быть перенесена против России. Террористическая угроза может вызвать панические настроения среди населения и привести к дестабилизации ситуации.
| Опубличивание данных о западных корнях террористических организаций. Усиление системы превентивных мер по предупреждению террористических актов.
|
| Проведение операций «под ложным флагом» в целях дезавуирования России и продуцирования ее конфликтов с другими странами.
| Операции «под ложным флагом» проводятся для обоснования агрессивности государства, маркер которого используются при обвинении в совершенной агрессии. Технологии операций «под ложным флагом» устойчиво используются как характерный прием на протяжении всей истории Соединенных Штатов Америки: при начале войны с Испанией, при подготовке общественного мнения к вступлению США в Первую мировую войну, для обоснования вторжения во Вьетнаме, для обоснования вторжения в Ирак. Сегодня эта же тактика применяется в Сирии при выдвижении обвинений режима Асада. Вполне вероятно ее применение для провоцирования военного конфликта с участием России.
| Усиление системы контроля, в том числе и используя возможности российской космической техники, за действиями вооруженных сил, развитие системы военной коммуникации
|
22.
| Активизация информационной кампании в целях представления России как аномального государства криминального типа, требующего международной изоляции и декриминализации.
| Россию будут представить в качестве криминального и угрожающего всему остальному человечеству государства. Для обоснования того, что это не случайно и вопрос не сводится к персоналиям нынешней властной команды, особое внимание в этой пропаганде уделяется дискредитации российской истории. Сама по себе российская цивилизация представляется как воплощение антицивилизационных начал, сосредоточие сил варварства.
| Создание россиецентричной версии истории и ее трансляция остальному миру. Создание серии учебников, просветительской литературы, художественных произведений, представляющих привлекательный образ России. Деконструкция и критика антироссийских исторических и политических мифов.
|
Безусловно, антироссийские действия Запада, неизбежно последующие за обнулением ЦБ РФ ставки кредитования, вызовут серьезные трудности в функционировании государственных и общественных институтов. Российская Федерация на настоящее время должным образом не готова к конфронтации с Западом высокой степени напряжения. Однако, как показал, проведенный анализ, ни одна из возникающих проблем не является неразрешимой. Разрешение их видится в создании комплексной системы обеспечения национального суверенитета.
Серьезным испытанием станет ухудшение социального положения населения. Но уже в среднесрочной перспективе, по мере формирования институтов национального суверенитета, качество жизни большинства населения улучшится. Для того же, чтобы выдержать в среднесрочной перспективе необходимо помимо перечисленных мер сосредоточить внимание на развитии духовных потенциалов населения, патриотическом воспитании и просвещении, преодолении ориентиров потребительской культуры.