Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное самоопределение

Ранняя юность — начало практической реализации жизнен­ных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессиональ­ного и личностного самоопределения, и юношеский возраст ис­покон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллель- ! но и взаимозависимо. Объединяющим их направлением разви­тия является движение от детской зависимости к взрослой от­ветственности.

В ходе исследования, проведенного Т.В.Снегиревой1, выявле­ны следующие шесть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие личностного само­определения детей раннего юношеского возраста и выражающи­еся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в рав­ной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъектив­ное гармоническое представление человека о себе.

2. Наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. «Я» — прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Налич­ное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопре­делении.

3. Будущее «Я» оторвано от настоящего. Все три времени существования «Я» мыслятся как совершенно различные. С иде­альным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущим и идеальным «Я». Обладателей такого сочетания лич­ностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Оно оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответ­ствует и идеальному «Я».

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается второй из перечисленных выше вариантов. Вероят­но, он в большей степени соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемо­сти в этом возрасте находится первый вариант. На третьем месте, соответственно, располагается третий вариант. Остальные в дан­ном возрасте составляют исключение и, по-видимому, представ­ляют собой возрастные психологические аномалии.

Данные этого исследования указывают на отчетливую тен­денцию, характерную для ранней юности: сочетание критиче­ского отношения к себе в прошлом и устремленность в буду­щее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный в начале этой главы, — о частичной гармонизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по сравнению с подростковым.

Хотя переход из подросткового возраста в ранний юношеский происходит с такими сопровождающими его психологическими симптомами, которые указывают на значительные индивиду­альные различия, тем не менее наблюдается ряд общих тенден­ций. Одна из них состоит в том, что в ранней юности по срав­нению с отрочеством значительно снижается острота межлич­ностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улуч­шается общее физическое и эмоциональное самочувствие де­тей, повышается их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это гово­рит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стаби­лизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в сни­жении уровня тревожности от подросткового до раннего юно­шеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношеско­му возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не при­ходится. Ранний юношеский возраст — это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый воз­раст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахож­дения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических пси­хологических контрастов, которые характеризуют как внутрен­ний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. ° юности больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непред­сказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подав­ленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недоста­точно продуманным поступкам.

Для юности характерно повышенное внимание к внутренне­
му миру человека, определенная возрастная интровертирован-
ность
. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это,
как правило, мысли обо всем, о людях, о мире, о философских,
бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают и
волнуют старших школьников.

В юности нередко встречается обостренное чувство одино­
чества, которое, как считает Э.Фромм, если оно длится долго и
не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к
психическому разрушению «так же, как физический голод — к
смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и
физическое; более того, физическое одиночество становится не­
выносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и оди­
ночество моральное»1. К счастью, это чувство в юности не яв­
ляется стабильным. При установлении хороших личных кон­
тактов с окружающими людьми оно быстро исчезает.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-миро­воззренческая, готовность старших школьников ставить и ре­шать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуаль­ного развития немалого числа современных юношей и деву­шек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех стар­шеклассников и многими из них практически реализуются.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюда­ется тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свобо­дой выбора в них учебных предметов.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нор­мам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придер­живаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную струк­туру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифферен­циация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях обще­ния с разными людьми и по различным поводам.

Большинство старших школьников к окончанию школы само­определяются в будущей профессии. У них складываются профес­сиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном вы­боре. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобрета­ют. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть зна­чительными или незначительными независимо от того, насколь­ко рано или поздно происходит окончательное профессиональ­ное самоопределение.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризует­ся большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возра­сте, причем между отдельными чертами характера и их прояв­лениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

Ранний юношеский возраст — это пора первой любви, воз­никновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколь­ко раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными ус­тановками они порождают определенный, индивидуально сво­еобразный ответ на вопрос «каким быть?».

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пре­делами школы. Однако многое из того, что человек как лич­ность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Формирование и развитие морали

1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юноше­ском возрасте.

2.Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.

3.Основные нравственные вопросы ранней юности.

4.Особенности решения нравственных проблем современными старшеклас­сниками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...