Перспективы развития и место в современном мире
План семинарского занятия 1. Особенности трансформации российского общества на современном этапе развития. 2. Социальная сфера: основные проблемы и пути их разрешения в современной России. 3. Место и роль России в мировом сообществе. 4. Общенациональные задачи России в XXI веке.
Литература Основная 1. Кефели, И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике / И.Ф. Кафели. - СПб.: Северная звезда, 2004.. - Часть 3. - С. 171-264. 2. Социология: учеб. / под ред. Ю.В. Волкова. - М.: Гардарики, 2000. - С. 469-474; 350-352; 357-366; 385-389. 3. Феофанов, К.А.- Влияние глобализации на цивилизационное развитие России / К.А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 2. 4. Пастухов, В.Б. Новый формат социальной политики России / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. – 2006. - № 6. 5. Шкаратан, О.И. Социальная политика. Ориентир- новый средний класс / О.И. Шкаратан // Общественные науки и современность. – 2006. - № 4. 6. Петухов, В.В. Демократия участия в современной России / В.В. Петухов // Общественные науки и современность. – 2007. - № 1. 7. Валитов, О.К. -Россия в мировом сообществе наций / О.К. Валитов, Ф.Г. Умеркаев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. 8. Гребениченко, С.Ф.- Глобализация, интересы России и кризис СНГ / С.Ф. Гребениченко, В.П. Давыдов // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 5. 9. Ельчанинов, М.С.- Россия в контексте глобализации: синергетический ракурс / М.С. Емельчанинов // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. 10.Кефели, И.Ф.-К вопросу о формировании концепции геополитической безопасности России / И.Ф. Кафели // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №2. 11.Гребениченко, С.Ф.- Демографический взрыв в России? / С.Ф. Гребениченко, В.П. Давыдов // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6.
12.Бородин, П.П.- Новые вызовы безопасности и стабильности российского общества / П.П. Бородин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 5. 13. Девятова, С.В.- Россия в современном мире / С.В. Девятова, В.И. Купцов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 6. Дополнительная 14. Горшков, М.К.- Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения / М.К. Горшков // Социс. – 2006. - № 12. 15. Де Болт, Дж. У. –Причины и следствия неудач модернизации в России / Дж. У Де Болт // Социс. – 2006. - № 1. 16. Левашов, В.К.- Гражданское общество и демократическое государство в России / В.К. Левашов // Социс. – 2006. - № 1. 17. Бызов, Л.Г.- Бюрократия при В. Путине - субъект развития или его тормоз? / Л.Г. Бызов // Социс. – 2006. - № 3. 18.Рукавишников, В.О.- Насколько сильна Россия? Комментарий к геополитическому дискурсу / В.О. Рукавишников // Социс. - 2007 год. - № 10.
Тема 11. Прикладные социологические исследования
План семинарского занятия 1. Понятие метода, методологии и методики социологического исследования. Виды социологического исследования: пилотажные, полевые, сравнительные, повторные, панельные, лонгитюдные, трендовые, когортные. 2. Методы прикладного социологического исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; подготовка к обработке и обработка информации; анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. 1. Методы сбора социологической информации: включенное и невключенное наблюдения; свободное интервью и формализованный опрос; метод экспертных оценок; контент-анализ.
Литература Основная 1. Добреньков, В.И. Социология: учебник для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра, 2001. - Гл. 4. - С. 102-148; Гл. 5. - С. 149-163; Гл.6. - С. 164-195.
2. Социология: учеб. пособие / под общ. ред. П.С. Емшина, Д.З.Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. - Гл. 16. - С. 358-377. 3. Социология: учебное пособие / под. ред. Д.С. Клементьева. – М.: Филол. Общество «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. - Гл. 5. - С. 354-387. 4. Социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2006. - Гл. 4. - С. 138-185; Гл. 5. - С. 186-199. 5. Социология: учеб. пособие / под общ. ред. Д.В.Иванова. – М.: Высшее образование, 2005. - Гл. 4. - С. 147-178. 6. Воробьев, К. А. Социология / К.А. Воробьев. - М.: Академический Проект, 2005. - С. 86-116. 7. Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для вузов / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юнити-Дана, 2005. - С. 88-107. 8. Кравченко, А.И. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект: Григоян, 2001. - С. 433-487. 9. Филатова, О.Г. Общая социология / О.Г. Филатова. - М.: Гардарики, 2005. - С. 327-371. 10. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие для вузов / И.Ф. Девятко. - 4-е изд. – М.: КДУ, 2006. Дополнительная 11. Социология / под общ. ред. А.Н. Елсукова. - 5-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2004. - С. 430-539. 12. Социология: учеб. / под ред. Ю.В. Волкова. - М.: Гардарики. – 2000. - С. 78-88. 13. Социология. Основы общей теории / отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2003. - С. 713-836. 14. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб. для студентов вузов и аспирантов / Г.С. Батыгин. - М., 1995. 15. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998. 16. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - Самара, 1995. 17. Методы социологических исследований / отв. ред. Ю. Н. Толстова, Г. К. Балашова. сб. ст., написанных на базе выпускных квалификационных работ студентов фак. социологии ГУ ВШЭ 2004 - 2006 гг.(специализация "Прикладные методы социологических исследований") / Гос. ун-т. - Высш. школа экон. - М.: Теис, 2006.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Огюст Конт (1798-1857) – создатель позитивистской социологии. 2. Обоснование структурно-функциональной эволюции общества Гербертом Спенсером(1820-1903). 3. Субъективная социология Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). 4. «Эмоциональная» социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). 5. Многофакторный подход к анализу общества Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916).
6. Позитивно-анархистская социальная теория Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). 7. Структурный функционализм Эмиля Дюркгейма (1858-1917). 8. Диалектико-материалистическая социология Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). 9. Концепция гражданского общества в социологии Антонио Грамши (1891-1937). 10. Развитие предмета и методологии марксистской социологии в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918) и Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924). 11. Создание критической социальной теории в трудах основоположников франкфуртской школы Макса Хоркхаймера (1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Юргена Хабермаса (1929). 12. Анализ мировых систем Эммануэля Валлерштайна (1930). 13. «Понимающая» социология Маркса Вебера (1864-1920). 14. Формально-релятивистская социология Георга Зиммеля (1858-1918). 15. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931). 16. Теория «зеркального» «Я» Чарльза Хортона Кули (1864-1929). 17. Теория неструктурированных и слабоструктурированных социальных групп Герберта Блумера (1900-1986). 18. Феноменологическая социология Альфреда Шютца (1899-1959). 19. Конструирование социальной реальности в социологии Питера Людвига Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). 20. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917). 21. Структура личности и её социальные действия в социальном психоанализе Зигмунда Фрейда (1856-1939). 22. Проблема деструктивности в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма (1900-1980). 23. Социологический необихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990). 24. Теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989). 25. Социология формальных организаций Питера Михаэля Блау (1918). 26. Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). 27. Теория социальной системы Толкотта Парсонса (1902-1979). 28. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона (1910-2003). 29. Теория социальной сети Ричарда Марка Эмерсона (1925-1982). 30. Социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена (1926-1995).
31. Теория структурации Энтони Гидденса (1938) 32. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье (1930-2002). 33. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (1929). 34. Теория археологии знания Мишеля Фуко (1926-1984). 35. Постструктуралистская теория Жака Дерриды (1930). 36. Теория общества риска Ульриха Бека (1944). 37. Социология постмодерна Зигмунда Баумана (1925). 38. Симулякры и симуляции современного общества в работах Жана Бодрийяра (1929). 39. Теория макдональдизации общества Джорджа Ритцера (1940). 40. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и М.Вебера. 41. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и Э. Райта. 42. Бедные: социальные показатели (количественные и качественные) в России. 43. Геронтологические риски в сфере трудовых отношений. 44. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в Мурманской области (с начала 80-х XX века по настоящее время). 45. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия. 46. Этносоциальная стратификация современной России. 47. Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда. 48. Наемные работники: социальные признаки и факторы формирования. 49. Неравенство социального положения экономически активного населения крупных, монопрофильных и малых городов. 50. Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики. 51. Основные факторы, показатели и тенденции демографического развития Мурманской области (с 1990 года по настоящее время). 52. Партийная система современной России: федеральный и региональный уровень. 53. Политическая система современного российского общества: структура, тенденции изменения. 54. Понятие, критерии социальной дифференциации. Факторы социально-экономической дифференциации российского общества. 55. Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности. 56. Проблемы профессиональной адаптации молодежи. 57. Проблемы социальной адаптации молодежи на рынке труда. 58. Проблемы социально-экономической адаптации населения в современной России. 59. Проблемы формирования "общенациональной идеи" (идеологии) в России. 60. Процессы образования и трансформации элит в российском обществе (с конца 80-х годов XX века по настоящее время). 61. Процессы углубления социального неравенства в России: факторы, социальные последствия. 62. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.
63. Регион как объект социологического анализа. 64. Содержание основных проблем молодежного рынка труда в Мурманской области. 65. Соотношение критериев бедности и нищеты, депривации и обездоленности. 66. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. 67. Социальная сегрегация и дискриминация на рынке труда: эволюция в условиях переходной экономики. 68. Социальная структура бедных семей и факторы воспроизводства бедности в России. 69. Социальная структура региона: факторы и модели сегментации потребителей. 70. Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России. 71. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции в российском обществе. 72. Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности. 73. Социально-трудовые отношения в малом бизнесе. 74. Социально-трудовые отношения в среднем бизнесе. 75. Социальные атрибуты массы как социальной общности. 76. Социальные показатели среднедоходных групп населения и средний класс. 77. Социальные признаки и факторы формирования экономической и политической элиты, их состав, функции, динамика развития. 78. Социологический анализ бедности: понятие, признаки, виды, измеряемые показатели. 79. Социологический анализ социальной структуры трудовой организации (на конкретном примере). 80. Сравнительная характеристика моделей социальной стратификации российского общества. 81. Средний класс российского общества: структура, факторы формирования. 82. Средний класс: социальные показатели и факторы социального воспроизводства. 83. Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения. 84. Территориальные общности: содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей. 85. Социальная дифференциация и ее влияние на здоровье населения. 86. Факторы и социальные последствия воспроизводства бедности в России. 87. Факторы, тенденции, социальные последствия изменения брачных отношений (Россия – Мурманская область). 88. Формы, факторы социального неравенства в современной России. 89. Этническая структура и миграционные процессы в Мурманской области (с 1990 года по настоящее время). 90. Влияние процессов глобализации на современную Россию. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом студенты и курсанты выполняют один реферат в семестр. Каждый студент (курсант) самостоятельно выбирает тему реферата из утвержденной кафедрой тематики. Одна и та же тема, как правило, не может быть закреплена за несколькими студентами группы. В порядке исключения студент (курсант) может предложить для своего реферата тему, не предусмотренную утвержденной кафедрой тематикой. В таком случае решение о ее закреплении принимается ведущим преподавателем. Объем реферативной работы должен составлять от 18 до 20 страниц машинописного текста через полтора интервала или соответствующий объем при рукописном исполнении. При наличии приложений объем работы может быть и большим. Примерная структура реферативной работы: - титульный лист в соответствии с приложением 1; - содержание в соответствии с приложением 2; - введение (объемом 1-2 страницы); - содержание работы, состоящей из 2-5 вопросов, каждый из которых имеет заголовок и может состоять из подвопросов; - заключение объемом 1-3 страницы; - список использованной литературы; - приложения (если они имеются). Во введении студент (курсант) должен обосновать актуальность избранной темы, кратко осветить состояние ее научной разработки, сформулировать цель и конкретные задачи исследования, раскрыть методы и приемы работы. В реферативной работе подробно раскрывается содержание вопросов избранной темы. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, логической последовательности, конкретности и доказательности, связи теории с практикой. Анализ каждого вопроса темы должен заканчиваться убедительными краткими выводами. При использовании в работе источников в виде прямого и косвенного цитирования на них должны делаться ссылки. Заключение представляет собой краткое обобщение рассмотренных вопросов темы, общие выводы и предложения. Оно может включать краткую характеристику перспективы изучения и научной разработки проблемы. В список литературы студент включает только те источники, которые непосредственно он использовал при написании работы. В приложения выносятся таблицы, графики, схемы, образцы опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных вопросов темы. Приложение 1 (образец оформления 1-ой страницы)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|