Проблемно-аналитический материал к заданию 3
Задачи по базовому модулю 1 Модуль I. Тема 1. Задание 1. В учебниках и учебных пособиях по педагогике представлены различные позиции в определении предмета педагогики. Составьте таблицу, отражающую точки зрения исследователей на предмет педагогической науки. Например:
Обозначьте свою позицию по этому вопросу, свой ответ обоснуйте. Задание 2. На основе сравнительного анализа текстов (фрагмента из работы В.П. Вахтерова «Основы новой педагогики» и статьи Э.Д. Днепрова «Школа и общество») и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов. Актуальны ли эти идеи сегодня для современной педагогической теории и образовательной практики? Задание 3. «Каждый решает по-своему» Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл данного утверждения? Принижается или возвеличивается им достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Задание 4. Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка).
Вахтеров В.П. (1853-1924), педагог, методист, деятель народного образования Основы новой педагогики (1913 г.) «Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремления их к развитию также нетождественны. Ввиду этого новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. (...) Воспитание – это самое трудное из искусств, и притом требующее беззаветной любви к ребенку. И сейчас на этом пути стоят непреодолимые преграды в виде шаблонных программ, экзаменов, всевозможных формальностей, господствующих в школе и идущих в школу извне, а школьные требования не могут не отразиться и на семейном воспитании. Но когда-нибудь эти преграды будут снесены, и тогда педагог будет художником своего дела и, как художник, проникнет в основное, господствующее индивидуальное стремление ребенка и положит его в основу своей работы. Действуя таким образом, школа будущего станет служить во благо и самого ученика, и общества, в котором ему придется жить, когда он вырастет. (...) Большое благо работать там, куда влекут нас и наши преобладающие стремления, и наши индивидуальные способности. Хорошо и тому обществу, где на каждом общественном и трудовом посту стоят люди, любящие свое дело, считающие его своим призванием. Там не пропадают самые ценные богатства, какие только есть в мире, – людские дарования. Там наилучшие условия поступательного движения вперед. Старая педагогика, рассматривающая ребенка лишь как материал для развития, заботилась только об одном: научить; новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться. (...) Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что должен знать и уметь ученик.., то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвечает естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию? Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на послушании, то новая педагогика - на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого стремления. (...)
Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное - возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармонического развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием. (...) Этой идее принадлежит будущее, потому что она толкает людской род все вперед и вперед по пути прогрессивного развития, а современная жизнь показала, что народы, выступающие на дорогу прогресса, богаче, умнее, просвещеннее, здоровее, нежели остальные народы» (Основы новой педагогики// Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХв. – М., 1990. Днепров Э.Д. Школа и общество «Идея развития –... узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества... Первый аспект идеи развития – постоянно развивающаяся школа. Она снимает многие из наболевших проблем, в частности нынешнюю противоестественную ситуацию аномальности учительского творчества, педагогического новаторства. Поиск становится органическим компонентом и фактором ускорения развития школы... Второй аспект идеи развития – решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка.
Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармонического развития личности, своим дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков. Эмоциональное – примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стойкая от него отчужденность – естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узкопонятого учебного труда, безадресности его результатов. (...) Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы... Не менее существенное препятствие развитию ребенка – господствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни». Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание – от других факторов развития детей, зачастую более значимых, особенно в подростковом и юношеском возрасте, средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования. (...) Первостепенная задача новой школы – устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие. Третий аспект идеи развития – нацеленность школы как социокультурного института не на воспроизведение закосневших форм общественного бытия, а на развитие общества. В этой своей новой функции образование, школа выступают как один из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления; как условие динамичности, ускорения преобразовательных процессов в различных сферах общественной жизни; как механизм формирования образовательного общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен. Преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.
Гуманизация – это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это – ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования. Модуль I. Тема 2. 1. Разработайте и заполните таблицу по основным категориям педагогики: «воспитание», «обучение» и «образование» (основные критерии для таблицы: существенные признаки понятия, совпадающие и несовпадающие признаки). 2. Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности». Составьте схему, отражающую эти взаимосвязи. Напишите свои пояснения к этой схеме. Модуль I. Тема 3. Задание 1. Дайте характеристику основным методам педагогического исследования по следующей схеме: · определение; · характеристика; · требования к использованию; · сильные и слабые стороны. Задание 2. Какие направления, проблемы научно-педагогического исследования, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными в настоящее время? Почему? Задание 3. Сформулируйте тему педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат. Литература 1. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999. 2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998. 3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999. 4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000. 5. Введение в научное исследование по педагогике / Под. ред. В.И.Журавлева. М., 1988. 6. Полонский В.М. Исследование в педагогике // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. 7. Скалкова Методология и методы педагогического исследования. М., 1999. Модуль I. Тема 4. Задание 1. Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, формирование личности, социализация личности, становление личности, развитие личности. Являются ли эти понятия синонимами? Тождественны ли они? Что общего и что различного в этих понятиях?
Задание 2. Раскройте суть влияния на развитие личности приведенных в т аблице факторов. Что здесь самое важное?
Задание 3. О каких факторах, влияющих на развитие личности, говорят авторы приведенных отрывков? (См. проблемно-аналитический материал). Со всеми ли высказываниями вы согласны? Какие из них вызывают возражения? Почему? Задание 4. Прочитайте следующий литературный отрывок: «- Мальчики – люди, и девочки – люди. Значит между ними нет разницы. Так говорят одни. - Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, Так говорят другие. - …Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, - У девочек сердце мягче. - Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит. - Неправда. И они спорят и никак не могут согласиться». Этот диалог – извечный спор на всегда волнующую взрослых тему – воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» педагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак. «Так кто же лучше, мальчики или девочки?» - подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих последующих рассуждений, что спор о том, кто лучше, - беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга – эти мальчики и девочки.
А что думает Вы? Внесите свое мнение в таблицу.
Задание 5. Мы согласились с Вами с тем, что знание особенностей развития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности, для правильной организации педагогического процесса. Не навредить ребенку! – этот непреложный закон педагогической деятельности знают как будто все, однако… В 90-е гг. делегаты Всесоюзного съезда работников народного образования получили при регистрации удивительный по пронзительности и силе эмоционального звучания документ – «Открытое письмо врача учителю» (автор А.А. Дубровский): «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы, различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем!» Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу, запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств. Задание 6. Решение педагогических ситуаций (См. проблемно-аналитический материал)
ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К заданию 3 Я.А. Коменский Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, – мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. Его (человека) тело предназначено для трудов, однако мы видим, что, кроме голой способности, ему ничего больше не прирождено. И сидеть, и стоять, и ходить он должен быть постепенно приучаем; даже есть и пить он не умеет без приучения. Итак, необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человеком учился и действовать по-человечески. Но прежде всего необходимо, чтобы такую обработку получали те, кто должен стать зерцалом, правилом и опорой для других, т.е. кто предназначен к управлению какой-либо частью человеческого общества: семьей, школой, городом, царством. Но надо наставлять и тех, кого природа предназначила к подчинению, чтобы они умели разумно покоряться и повиноваться порядку. Надо обучать бездарных, чтобы они доставляли какую-нибудь пользу, хотя бы ремесленным трудом; надо обучать даровитых, чтобы, по чрезмерной подвижности ума, они не ударились во зло и не погибли бы от собственных заблуждений. Хорошим натурам образование нужно для того, чтобы предохранить их от испорченности; нужно оно и испорченным, чтобы исправить их природные недостатки. (О развитии природных дарований.) Ш.А. Амонашвили Рождение любого ребенка не есть случайность. Неповторимость человека я понимаю не в узкофизическом смысле, что этот человек больше не родится, что мать вторично не родит его и его не воскресит. А в том смысле, что именно он необходим был людям. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией. Активность в ребенке заложена изначально, Природой, то есть ребенок сам в себе несет источник движения, энергию активности, деятельности. И эта энергия, эти импульсы функций, по моему убеждению, сами приводят в движение нужные процессы, не дожидаясь зова среды. Природа рождает не пассивные человеческие существа, а такие, которые изначально уже активны, уже движутся; уже находятся в процессе целостного развития. Инициатива активности принадлежит самому ребенку, самой Природе в ребенке. Есть, так сказать, досредовая поисковая активность, когда задатки сами начинают искать соответствующую среду и не ждут, наступит ли счастливая случайность. Своей способностью вести поисковую деятельность функция создает ребенку больше шансов на успех, чем на неудачу. Функции начинают прощупывать среду, как будто решая для себя вопрос: будем ли мы нужны нашему ребенку для его жизнеобеспечения и достижения успехов? И если среда поощряет их попытки, то у ребенка в результате такой взаимности начнут интенсивно развиваться те или иные задатки. Возвращаюсь к проблеме развития. Хочу заострить Ваше внимание на исключительной важности нацеленности педагогического процесса на развитие и потому приведу для сравнительного анализа два примера. Оба они известны в психологической литературе. Первый пример. Французский ученый-этнограф Веллар в джунглях Парагвая разыскивал племя гуайкилов. Это племя – самое отсталое среди известных в настоящее время древних племен. Питается оно в основном медом диких пчел, в поисках пищи ведет кочевой образ жизни, не вступает в контакт с посторонними, имеет крайне примитивный язык. На стоянке, покинутой племенем, ученый нашел двухлетнюю девочку. Хочу, чтобы Вы, уважаемый Учитель, обратили внимание на возраст девочки – двухлетняя. Он привез ее во Францию и отдал на воспитание своей матери. Спустя двадцать лет, в 1958 году, она ничем не отличалась по своему развитию от интеллигентных европейских женщин, стала этнографом, изучила французский, испанский, португальский языки. А теперь попытаемся провести такой мысленный эксперимент. Если бы Веллар привез не двухлетнюю, а 16-летнюю девушку племени гуайкилов и
отдал бы ее на воспитание своей матери, как Вы думаете, могла бы она достичь успеха? (Размышления о гуманной педагогике.) Н.П. Дубинин Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномерно. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедления... Каждая из способностей человека формируется в определенном возрасте, например, ходьба в 1 год, речь – в два года. Соответственно и действие разных социальных факторов (например, воспитания и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах. Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофункционального развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т. д. Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений. При этом важно помнить, что хотя в эмбриогенезе и в момент рождения человек есть не больше, чем особого вида животное, целиком подчиненное законам биологии, его биология – человеческая. Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани – для членораздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т. п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношениях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного. (Что такое человек.) А.С. Макаренко Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами; поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперед. Таких случаев масса... Где-то в моей книге сказано, что самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива очень быстро становятся дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте около них плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов (Флаги на башнях). К заданию 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ I. Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен имел шепелявый выговор. Над ним смеялись, не слушали его речей. К.С. Станиславский в детстве отличался исключительной неловкостью, был неуклюж и косноязычен; он даже и не помышлял быть актером. Исаак Ньютон в детстве был слабоуспевающим учеником. Проанализируйте альтернативные суждения об этих явлениях. 1. У названных лиц никаких особых способностей не было. Счастливые случайности, стечение благоприятных обстоятельств жизни помогли им прославиться. 2. Очевидно, у них были задатки к определенным видам деятельности, но они не могли проявиться в детстве в силу отсутствия социальных условий, воспитания. 3. У названных людей не было каких-то определенных задатков к деятельности, с которой была связана их жизнь. Их успех – это исключительно результат труда и самовоспитания. 4. Бессмысленно говорить о каких-то показателях способностей людей к определенному виду деятельности. II. Исследуя причины появления способных, талантливых людей, некоторые ученые утверждают, что талантливые дети рождаются от родителей, которым в это время исполнилось 35-40 лет и которые к этому времени приобрели достаточный социальный опыт. В подтверждение своей точки зрения такие ученые говорят: «По-видимому не так уж абсурдно будет предположить, что существует какой-то биологический канал передачи информационных способностей родителей детям». 2. Как Вы относитесь к этому утверждению? 3. На позициях какой теории стоят авторы подобных суждений? «Родители, – писал Л.Фейербах, – допускают громадную ошибку, когда, опираясь на собственный разум, хотят вмешаться в естественное развитие своих детей, когда априорно хотят построить их жизнь». 1. Проанализируйте данное высказывание с научных позиций о развитии человека. 2. Правомерно ли утверждать, что развитие человека детерминировано генетической программой? 3. Можно ли надеяться, что анатомо-физиологическое и психосоциальное становление личности может осуществляться без воли и вмешательства воспитателя? III. Еще в прошлом столетии некоторые ученые всерьез полагали, будто ребенок изобрел бы язык, даже будучи предоставлен сам себе. Рассказывают, что некогда жестокий тиран вознамерился узнать, на каком языке заговорят дети, которых никто не познакомит с языком. Для этого повелел держать группу детей в изоляции, с тем чтобы они не услышали человеческой речи. Нечего и говорить, что все дети умерли, так и не проявив якобы изначально свойственного им инстинкта языкотворчества. 1. Проанализируйте это явление с позиций различных концепций развития личности. 2. Что, на Ваш взгляд, послужило ведущим тормозом в социальном развитии этих детей? IV. А.Н. Радищев писал: «Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих: живущий с мусульманами – мусульманин, с куклами – кукла общества, в коем мы обращаемся. Общежитие вселяет в нас род своих мыслей и побуждает нас то называть добрым, что оно добрым почитает. Мы усвояем помалу страсти, в обществе господствующие; наипаче мы склонны к восприятию того, что нас прельщает…» 1. В чем состоит философский смысл аналогии человека с хамелеоном у Радищева? 2. В какой мере данное суждение А.Н. Радищева отражает научный подход к концепции развития личности? V. В пьесе английского драматурга Вильяма Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывается о слепоглухонемой Елене Келлер. Отправляя к маленькой Елене Келлер учительницу, директор знаменитой Перкинской школы для слепых и глухих детей напутствует ее, сравнивая слепоглухонемого ребенка с сейфом, к которому надо подобрать ключ. Задача молодой учительницы, таким образом, вовсе не в том, чтобы наполнить сейф сокровищами человеческой психики; ей надо лишь дать оттуда выход. 1. Ошибочно или верно такое суждение? 2. Что является решающим фактором в развитии психики человека? ЗАДАЧИ ПО МОДУЛЮ II. Задание 1. Прочитайте приведенные фрагменты статей выдающихся ученых прошлого, раскрывающих различные аспекты проблем педагогического процесса, трактовки его отдельных принципов и закономерностей. Ответьте на вопросы, обозначьте свою позицию. 1) Прочитайте следующий отрывок. В чем вы согласны с автором? В чем не согласны? Аргументируйте свою позицию. П.Ф. Каптерев Обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещание, взыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого -педагогического процесса. Что такое педагогический процесс? Если рассматривать педагогический процесс с внешней стороны, то он представится в виде передачи старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков; от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, ранее жившего и ныне живущего, объединяются в одном слове «культура», то педагогический процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему. Необходимость такого процесса ясна. Культура – дело слишком, сложное и слишком важное, чтобы не позаботиться о постепенном введении в нее новых поколений, о приобщении к ней. 3абросить культуру нельзя, потому что это значило бы отказаться от наиболее ценного, что создало человечество. Нужно сделать юнейшие поколения настоящими наследниками их предшественников, т.е. подготовить молодежь к самому широкому пользованию благами культуры. Такой цели и служит образование, учение, воспитание, - словом, педагогический процесс. Изложенное понимание педагогического процесса правильно передает его внешний характер: в воспитании постоянно заботятся о научении, сообщении, внушении, запоминании, убеждают, выговаривают, исправляют, все свое лучшее хотят передать воспитываемому. Многим все воспитание представляется просто весьма продолжительным обучением разным разностям. Но остановиться на таком понимании педагогического процесса невозможно, так как внутренняя сторона его остается при этом совершенно незатронутой, все дело представляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому и неправильно. Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения другому, неудобно. Подобный педагогический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений. Таковы дети крестьян, о воспитании и образовании которых родители мало заботятся; уход за ними настолько плох, что часто не обеспечивает им жизни, не предохраняет от увечья, поранений, сильных ожогов, ушибов и т.п.; духовное же их развитие остается в полном небрежении; в этом отношении дети предоставляются самим себе. Педагогический процесс в нем совершается, но очевидно, далеко не в форме внешней передачи, сообщения, научения. Школа своим учением оказывает наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т.е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере, средств и возможности помогать этому процессу. Сущность педагогического процесса с внутренней стороны, заключается в саморазвитии организма... (Педагогический процесс) 2) Актуален ли принцип народности при организации современного учебно-воспитательного процесса? Почему вы так думаете? Какой современный принцип педагогического процесса является созвучным принципу народности? К.Д. Ушинский Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития. (О народности в общественном воспитании.) 3) Согласны ли вы с такой трактовкой принципа индивидуализации и взаимосвязи школьного образования и самообразования? Аргументируйте свою позицию. Н.И. Кареев Во-первых, школа должна совершенно отказаться от роли сита, просеивающего только тонкую муку и задерживающего грубые отруби, или веялки, отделяющей зерно от мякины, как это принято было некоторой педагогической системой. Школа, наоборот, должна быть питомником, хозяин которого желал бы, чтобы взошло и выросло в дерево каждое посаженное им семя, и ради этого стал бы прилагать все свои старания к тому, чтобы устранить всякие помехи к прорастанию отдельных семечек и дальнейшему росту разводимых деревьев. Должен быть поэтому установлен известный минимум требований, доступный для учеников средних способностей и среднего прилежания. Этот минимум, конечно, сам потребует немалых усилий со стороны большинства учеников, и принцип индивидуализации в прохождении общего для всех курса может выразиться лишь в необходимости по временам подгонять отстающих приватными, внеклассными занятиями. Но главное не в этом. Во-вторых, – и вот это главное – прохождение школьной программы не должно поглощать все время учащихся, какое они вообще могут посвящать умственным занятиям, дабы каждый ученик вне часов, занятых классными занятиями и приготовлением уроков, мог не только отдыхать и развлекаться, но и читать книги, свойственные его возрасту и способные лично его заинтересовать. У учащихся всегда есть любимые предметы, те, которыми они с большей охотой занимаются, которые им легче даются, этими индивидуальными склонностями и способностями своих воспитанников школа должна пользоваться, чтобы посредством внеклассного чтения и другими способами учащиеся могли расширять и углублять разные сведения, приобретаемые ими из учебников и на уроках преподавателей. Поощрение любознательности (конечно, не наградами, а удовлетворением самой потребности или содействием ее пробуждению) должно быть одной из главных задач школы. Со школьным, гуртовым образованием рука об руку должно идти самообразование, и знания юноши, кончающего курс в общеобразовательной школе, тогда складывались бы из того минимума, который обязана ему прямо дать сама школа, и известного запаса фактов и идей, приобретенных
по личному побуждению и личными усилиями, как собственных плодов индивидуального развития. Педагогам пора было бы вполне проникнуться убеждением, что школа, т. е. классное преподавание, одна не в состоянии давать общее образование и что ей даже прямо следует приучать своих питомцев искать научного знания и вне школы и при этом указывать, где можно его находить. Школьное образование и индивидуальное самообразование вообще должны идти рука об руку к одной цели, взаимно одно другому помогая. (Общественная школа и личное самообразование) 4) Внимательно прочитайте предлагаемые педагогические законы. Насколько они согласуются с современным определением основных законов и закономерностей в педагогике? М.И. Демков В заключение перечислим те педагогические законы, рассмотрением которых мы здесь занимались: 1. Все физические и духовные силы человека подлежат развитию сообразно индивидуальным его особенностям (закон природосообразности). 2. Для достижения полноты развития физических и духовных сил необходимы упражнения. 3. Тело посредством воспитания и упражнения должно сделаться органом духа. 4. Упражнению подлежат по преимуществу органы движения и органы 5. Упражнения естественные должны быть предпочитаемы 6. Упражнения должны быть направлены к равновесию и гармонии 7. Учи сообразно природе. 8. Частое повторение и упражнение есть могучее средство культуры ума. 9. Обучение должно быть интересно.
10. Образование ума должно стоять в тесной связи с воспитанием воли и чувства (закон воспитывающего обучения). 11. Воля подлежит воспитанию.
12. В деле воспитания воли пример есть могучее средство, на нем должна быть построена вся система нравственного воспитания. 13. Воля организуется и укрепляется только тогда, когда создаются хорошие Ц прочные привычки.
14. Воспитание должно быть народным. 15. Воспитание чувства любви важнее всего среди других чувствований. 16. Любовь достигается только любовью. Люби детей искренно, и дети полюбят тебя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|