Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) Зависимость частных наук от философии.

Структура.

1. Онтология (учение о бытие); 2. Гносеология (учение о познании); 3. Логика (учение о законах мышления); 4. Аксиология (учение о ценностях); 5. Социальная философия (учение о законах общественного развития); 6. Этика (учение о нравственности и морали); 7. Эстетика (учение о законах красоты); 8. Герменевтика (учение о смыслах); 9. Теология (учение о боге); 10. Философская антропология (учение о человеке)

Философия логична, имеет внутреннюю связь, опирается на чёткие понятия и категории: бытие, сознание, пространство и время, истина, причина и следствие.

Генезис. Концепции генезиса философии:

мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития), гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления — материализм и идеализм),

мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).

Термин "философия "впервые возник в Древней Греции. Сначала появились философы, затем слово "философ" и еще позже слово "философия". По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин "философия" впервые был употреблен Платоном. Таким образом, возникновение философии в социокультурном пространстве Древней Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения

Функции философии:

1.Мировоззренческая (связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения); 2. Познавательная(гносеологическая) (связана с познанием мира и человека); 3.Методологическая (связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека); 4.Логическая (связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления); 5. Ценностная (связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества); 6. Гуманистическая (связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства,прав и свобод); 7. Эвристическая (связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания); 8. Эстетическая (связана с изучением законов красоты и ее восприятия); 9. Практическая (связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека); 10. Культурно-транслирующая (связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества).

 

3. Философия и частные науки.

Предметом философии является всеобщее, а предметом частных наук – частная, особенная область действительности. Частные науки делят на 3 группы: естественные, общественные и технические науки. Также различают фундаментальные науки, к которым относят математику, физику, химию, биологию, социальные науки.

 

А) Зависимость философии от частных наук.

Совокупный теоретич. и фактич.материал частных (особенно фундаментальных) наук – первичный материал, из обобщения которого философия выводит свою теорию. Философское исследование производит дальнейшую глубокую проработку материала науки. Философия идет дальше частных наук, формулируя понятие о всеобщих чертах, свойствах, законах реального мира. Философия исходит не из всего массива фактов и теории частных наук, а из основного и обобщенного совокупного фактич. и теоретич.материала науки. То есть, философская теория создается на основе глубокого анализа материала частных наук. Такой анализ должен иметь критич.характер, философия не должна принимать полностью на веру все факты и заключения частных наук.

 

б) Зависимость частных наук от философии.

Смысл этой зависимости в том, что особенное, как предмет частных наук, существует только в связи со всеобщим и поэтому не может быть понято вне связи со всеобщим. Т.е. частнонаучное описание и объяснение должно дополняться философским объяснением. Так или иначе, ученый исходит из представления о целостном внешнем мире, а значит он не может изучать предмет своей науки изолированно, а должен учитывать его взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Например, такие часто употребляемые в частных науках термины, как развитие, материя, реальность, бесконечность, существование, необходимость, заимствованы ими из философии. Язык и категории философии уже давно и глубоко вплетены в язык и понятийный строй частных наук. Кроме того, любая частная наука так или иначе приходит к проблеме человека, но она должна учитывать отношения человека с обществом, окружающей средой и т.д., т.е. пользоваться опытом и знаниями философии.

 

4. Генезис философского знания в истории европейской культуры.

Формирование философского знания Карл Ясперс связывает с периодом «осевого времени» (8-2 век до н.э.)

«Осевое время» - третий этап культурного развития человечества – самый важный период истории, который ознаменован появлением философской веры, лежащей в основе роста межчеловеческих связей, становления единства истории, развития личности на пути обретения все большей свободы. Ясперс пишет: «Эту ось мировой истории следует отнести, по видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э.. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, каким он пребывает по сей день»*. По мнению Ясперса в период осевого времени происходит глобальный духовный переворот, касающийся всего человечества. Он связан с переходом от мифологического сознания к рациональному, с ростом самосознания человека, что, в итоге, приводит к созданию мировых религий, появлению науки. Важнейшими центрами этого периода, как считает Ясперс, становится Китай, Индия, Иран, Палестина, а так же Греко-римский мир. В эту эпоху создают свою философию Конфуций и Лао-Цзы (Китай), проповедуют Будда (Индия) и Заратустра (Иран), в Палестине - пророки Исайя, Иеремия, Илия, в Греции - целая плеяда мудрецов-философов, осмысляющих истоки, цель и строение мироздания (Парменид, Гераклит, Платон и др.). Философская вера, формирующаяся в эпоху «осевого времени», словно бы открывает глаза человеку – он видит ужас мира и собственную беспомощность перед ним, однако новая вера дает ему знание о непознаваемом, способствует становлению личностного самосознания. Постепенно в сферу влияния культур, сущность которых определяется «осевым временем», входят все новые народы (германцы, славяне, японцы, сиамцы и пр.). Cпособствует росту коммуникации и единению истории человечества возникновение мировых религий (в эпоху «осевого времени» возникает буддизм, в 1в. н.э. распространяется влияние христианства, третья же мировая религия – ислам – формируется позднее, однако ее формирование во многом обусловлено идеями христианства).

В философии соединяются два способа постижения мира:научно-теоритический(рациональный) и духовно-практический(эмоционально-ценностный)

 

5. Основные проблемы философии.

Круг фундаментальных философских проблем:

Мир (природа) – проблема бытия (существования), первоосновы (субстанции), материи (вещества, поля), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);

Человек – проблема сущности человека, его природы, сознания, мышления, познания ("может ли человек познать мир? "). Одни из главных вопросов философии: вопросы "смысла жизни", "жизни и смерти", "стоит ли жизнь человека быть прожитой? "

Взаимодействие мира и человека – проблема соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.

Проблема № 1: Проблема БЫТИЯ (существования) Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология)

1.1) Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта ( Аспект - 1. Точка зрения, с которой рассматриваются какие-л. предметы, явления, понятия и т.п. 2. Определенная сторона какого-л. явления, понятия и т.п.):

а) что существует;

б) как доказать существования того или иного элемента бытия.

В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-х реальностей:

I. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений).

III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей.

1.2.) Проблема первоначала, первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь.

Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

· Фалес - вода;

· Анаксимен - воздух;

· Гераклит - огонь;

· Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля.

· Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей.

1.3.) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя(вещество, поле), пространство, время, движение.

Проблема № 2: Вопросы о познании мира (Познаваем ли мир? Можно ли познать мир?), об источниках наших знаний, вопрос об истине. (Теория познания - Гносеология).

Проблема № 3: Проблема сознания. Именно сознанием объясняется способность человека к духовной жизни, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей, духовные ценности (истина, добро, красота), мораль, мировоззрение.

Проблема № 4: Проблема, связанная с фактом неизбежности смерти человека.

Неизбежность смерти - своей и своих близких, всех, кого так любишь и жалеешь, тяжелым камнем ложится на сердце человека. Человеческий разум, человеческая воля не могут с этим смириться. Где-то глубоко в душе каждого человека обретается чувство личного бессмертия, на уровне подсознания каждый человек верит, что его минет "чаша сия".

Философия – это то, что отличает человека от животного.Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное,“божественное”, совершенное, вечное и бесконечное

6. Особенности русской философии.

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного христианского света.

Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д.

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — самобытные русские философы.

Особенности русский философии:
1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.
2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».
3. Обращение к проблемам нравственности.
4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»
5. Практическая направленность.
6. Связь с отечественной культурой.

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Основные особенности русской философии:

·Русская философия не могла в процессе своего возникновения опереться на философское наследие античности как на мощный фактор влияния. Через Византию Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Из-за незнания латыни и греческого читать античных цитрон в оригинале русичи не могли. В то время, как Запад получит в наследство уже готовые системы античных философов, готовое толкование понятий, философские термины.

·Русская философия почти всегда развивалась в русле религии. Это значит, что почти все произведения русской мысли вырастали на религиозной почве. Это объясняется тем, что источником цензуры в России, в отличие от Запада, почти всегда было государство, а не церковь.

·Ведущей темой русской философии была тема России, ее исторической судьбы. С этой темы начиналось становление русской философской мысли (вспомним, например, «Слово» Илариона) и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

·Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Если на Западе человек есть индивидуальность, то в русской философии человек есть универсум, тотальность, он есть микрокосмос, который несет в себе разгадку тайны макрокосмоса. Субстанциональную основу человека составляет не Я, а Мы.

 

7. Категория бытия в истории философской мысли.

В эпоху античной греческой философии в поэме «О природе» Парменид писал «Бытие вечно,никем не порождено,неизменно,неподвижно,однородно,непрерывно»Согласно Пармениду,небытие это нечто соотнесенное с пустотой.

Платон расширил понятие бытия.Он впервые дал определение высшего бытия идей,как духовной субстанции,являющихся прообразами вещей материального мира. «Идеи вечны и неизменны,а материальные вещи это всего лишь отблески подобия идей»,поэтому материальные предметы бренны,конечны и относятся к низшему виду бытия.В эпоху средневековьяфилософы признавали существование 2-х форм бытия:божественного и сотворенного.Августин Блаженный и Фома Аквинский обосновали тезис о бытии Бога как единственного и подлинного бытия.В раннее новое время Френсис Бекон и Джон Локк трактовали бытие как материальное существование природы,общества и человека.Эти философы полагали,что бытиев значительной степени формируется в результате активной целенаправленной практической и теоритической деятельности человека.Материалистические принципы бытия получили развитие в эпоху марксизма.Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали,что бытие материи неразрывно связано с движением пространством и временем.В 220 веке сложилось целое направление в философской мысли-экзистенциолизм.Жан Поль Сатр трактовал бытие как существование индивида,т.е. бытие человека понималось как совокупность его переживаний,эмоций,преимущественно отрицательных.Бытие-категория,которая в материалистическом сегменте философии обозначает весь мир,существующий бесконечно и вечно.Небытие применительно к существованию отдельного предмета-это те границы,за которыми данный предмет еще не существует или уже не существует.

 

8. Бытие, его основные формы и их взаимосвязь. Диалектика бытия.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Основные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4. Бытие общества или иначе, социальное бытие.

Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» – это, не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники.

Во взаимоотношении между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, как основе создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения «первого» бытия, что делает (при известных обстоятельствах) физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются: 1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи; 2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS; 3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.

Духовный мир человека можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, наития, откровения).

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.

 

Законы диалектики не существуют в отрыве друг от друга. Напротив, они реализуются как грани (аспекты) единого процесса развития, давая возможность постигать этот процесс во всем богатстве его содержания. Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон.

 

9. Эволюция понятия материи в истории философской мысли.

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство. Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие — из огненной материи, третьи — из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представление о материи углубляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в V в. до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII—XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц — атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Практическое воплощение знаний о строении и свойствах материи — это использование машин и пара в производственной деятельности людей. В конце XIX в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов. Совокупность открытий объективно носила диалектический характер. Революция в естествознании потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности, к пониманию связи материи, движения, пространства и времени. Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

 

10. Движение, изменение и развитие как философские категории.

Изменение – категория философского дискурса, которая характеризует состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. В соответствии с локализацией изменений в пространстве и времени выделяют изменения в пространстве (механическое движение) и изменения во времени. Различия в трактовке времени определяют понимание характера изменений – обратимых и необратимых, направленных и ненаправленных, спонтанных, самоорганизованных и организуемых. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то инвариантным, устойчивым, и, наоборот, инвариантные структуры предполагают вариативное, изменчивое.

Всякое изменение вообще - есть движение.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение- абстракция, отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры.

Развитие- необратимое качественное изменение.Оно бывает прогрессивным – проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта и регрессивным – деградация объекта, его распад, гибель. Энгельс выделил 5 основных форм движения:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

5. Социальная

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.

 

11. Пространство и время как форма бытия. Современные представления о пространстве и времени.

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

Пространство и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо. В повседневной жизни, во всем, что нас окружает, мы сталкиваемся с конечными предметами, процессами. Под бесконечностью в повседневной практике мы понимаем все достаточно большое или достаточно малое в зависимости от условий рассматриваемой задачи. Конечное — это все время появляющийся и исчезающий момент бесконечного изменения сущего. Бесконечность — это процесс, качественное многообразие, включающее в себя бесконечность пространства и времени, единство противоположностей, постоянный выход за пределы конечного, процесс его продолжения. Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие — это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня к все более высокому. Развитие необратимо: через одно и то же состояние все происходит лишь однажды. Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем — переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы. Существуют две точки зрения на отношение пространства и времени. Субстанциальная концепция. В ней пространство и время трактуются как само­стоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей пред­ставляется как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это ведёт к независимости свойств пространства и времени от характера проте­кающих в них процессов. Реляционная концепция. Её сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы пространство и время не существуют. Допускается и зависимость пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

12. Проблема происхождения и сущности сознания.

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

Функции сознания:

1.Мировоззренческая 2.Познавательная 3.Творческая 4.Регулятивно - управленческая 5.Оценочная 6.Координирующая.

Структура сознания.

1.Знание 2. Память 3. Эмоции4. Воля 5. Самосознание.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы, социализации и т.д.

Сознание и язык.

Понятие не существует без слова, а мышление в понятиях без языка.

Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речедвигательный аппарат действует и во время мышления. Язык - это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование. Язык - это форма материализации мысли. Язык - это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки.

Искусственный язык - это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках.

Причина появления таких языков — в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.

 

13. Сознательное и бессознательное.

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме сознательное характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания. Термин «бессознательное» используется для характеристики не только индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия.В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

· неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;

· поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;

· подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;

· надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

 

14. Проблемы развития сознания и искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект есть метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.

Приоритетная область использования искусственного интеллекта – компьютерные экспертные системы. Изучающие проблему искусственного интеллекта специальные дисциплины изначально ориентированы на всестороннее комплексное осмысление данной проблемы, призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели бы характер разумной, целенаправленной деятельности.

Если мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарного мышления (у животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций относительно предметных образов, но не понятий), а сознание человека связано с абстрактным понятийным мышлением, то искусственный интеллект «думающей» машины оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» особого рода. Так, компьютер, запрограммированный только на доказательство математических теорем, не сможет играть в шахматы или решать иные задачи. Иллюзия «разумности» достигается не только быстродействием, но и удачной комбинацией последовательно и параллельно работающих процессоров, осуществляющих формализованные процедуры. Но все же заменить полностью человека компьютер не может. И, прежде всего, потому, что он работает по программе, заложенной в него человеком, и поэтому находится в его власти.

Следует учитывать, что проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем копирования, имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

– воспроизводство творческих способностей человека;

– применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки);

– создание робототехники, важнейшим элементом которой является «искусственный интеллект».

Таким образом, человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее выступает партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.

 

15. Познание, его компоненты, особенности и функции. Диалектика познавательного процесса.

Все люди от природы стремятся к знанию. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Говоря о знании «вообще», следует обсудить чрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания.

Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета.

Основные формы познания:

Чувственное познание: Ощущение (отражение в сознании человека отдельных свойств,внешних предметов и внутренних сост

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...