Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек как природное, чувственно-телесное существо




Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия - учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе физиологию, в универсальную науку.

Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных, из опыта. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагает философ.

Теория антропологического материализма(в противовес объективному идеализму Гегеля):
1)единственными существующими реальностями являются природа и человек
2)человек является частью природы
3)человек есть единство материального и духовного
4)человек должен стать главным интересом философии
5)идея существует не сама по себе,а есть продукт сознания человека
6)природа(материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима
7) все, что нас окружает(предметы, явления),- различные проявления материи.
Чувственность и разум
Фейербах разработал теорию познания на основе материализма. Исходным пунктом познания являются ощущения, чувства, источником которого является материальный мир. Он критиковал теорию Канта, утверждая, что Кант ложно растолковал границы разума. Фейербах считает, что нельзя считать чувственные влечения чем-то греховным. Не существует никакого «первородного греха», на котором основывается религиозное учение. Наши пороки - это неудавшиеся добродетели, говорил философ. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии.
Фейербах выступал с критикой религиозного сознания, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако критика религии не означала попытку ее упразднения. Фейербах бытался заметить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя.

1)Бога как самостоятельной реальности нет
2)Бог-порождение сознания человека
3)религия-глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью
4)распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям
5)корни религии- в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности
6)мысль о Боге- сверхсильном разумном существе- утешает человека, притупляет его страх и аффекты
7)Бог- идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек
8)Бог в действительности не является творцом, он- творение человека, его разума, в то время как истинный творец- человек.

Любовь как основа общения
Главное в жизни человека по Фейербаху-любовь, дружба, преданность. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Билет №51. Система и метод в философии Г. В.Гегеля. Значение его идей для философии права.
Система
— это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания.

Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.Логика- важнейшая часть системы. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытие, о сущности и понятии. По Гегелю, субъективной логике(учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная- учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля- доказать,что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития(в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Гегель считает,что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность он называет идеей. Философия-это постижение мира в идеях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему идей и старается вывести из одной идеи последующую. Философия у Гегеля становится наукой идей, логикой движения идей, диалектической логикой.

От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. Природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования. Третья ступень гегелевской системы — философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Саморазвитие духа идет по трем ступеням: 1) «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание. 2) «объективный дух» — человеческое общество, и три главные формы: право, нравственность, государство. 3) «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Диалектический метод
Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)- Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.).

Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает: а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существования данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в конечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не. «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...