Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акцентуации характера




Содержание: 1. Введение…………………………………………3стр. 2. Типы и виды акцентуаций……………………...5стр. 3. Причины возникновения акцентуаций………...13стр. 4. Заключение………………………………………..15стр. 5. Использованная литература……………………..16стр. Введение. В периоде становления характера его типологические особенности,не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолькоярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалиихарактера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Этопозволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера». Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда–“акцентуированная личность”. Личко А.Е. уточнила этот термин, так какличность, по её мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий.Она предложила называть это явление акцентуацией характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, прикоторых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживаетсяизбирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенныхвоздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадаютс типами психопатий. Но акцентуации – это крайний вариант нормы, апсихопатии – патологические аномалии характера. Отличия между акцентуациямихарактера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б.Ганнушкина — О. В. Кербикова. Психопатии — это такие аномалии характера, которые«определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь егодушевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... неподвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособлятьсяк окружающей среде». При акцентуациях характера может не быть ни одного из этихпризнаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, нитотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптациисо следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда небывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенностихарактера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь внекоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться вобычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсеотсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушениявозникают только при определенного рода психических травмах, в некоторыхтрудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “местунаименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иныетрудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят кнарушениям и переносятся стойко. Прикаждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов,“слабые места”. Типы и виды акцентуаций. Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степениопределенной черты. Эта черта личности, таким образом, становитсяакцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, какварьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те жеиндивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическоесостояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личностькак таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушаяструктуру личности. Типы акцентуаций. Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Перваяпредложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко. |Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, ||личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко ||Лабильный |Лабильный циклоид ||Сверхподвижный |Лабильный ||Эмотивный | ||Демонстративный |Истероидный ||Сверхпунктуальный |Психастенический ||Ригидно-аффективный |Эпилептоидный ||Неуправляемый | ||Интравертный |Шизоидный ||Боязливый |Сенситивный ||Неконцентрированный или |Астено-невротический ||неврастенический | ||Экстравертный |Конформный ||Слабовольный |Неустойчивый ||— |Гипертимный || |Циклоидный | Типы акцентуаций характера у подростков (Личко А.Е.) 1. Гипертимный тип. Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегкаповышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией,неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притомнеформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостьюинтересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств.Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество,размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразнуюобстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденноебезделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмернооптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить ихактивность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но короткимвспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараютсяпоказать себя более конформными, чем это есть на самом деле. 2. Циклоидный тип. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессиивыражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежатьсядлительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность,ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами,избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаютсяСерьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести намысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть ксуицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переноситсякрутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.).В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и"плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной. 3. Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. 4. Астено-невротический тип. Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки. 5. Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и чувствособственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно вобласти качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость изастенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. Снезнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми,к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни калкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильнойоказывается ситуация, где подросток оказывается объектомнеблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает теньили он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличаетсявысоким уровнем объективности. 6. Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность крассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – своеи своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновениянавязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классахшколы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себяи особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постояннойтревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманныеприметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделатьсамостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. Всамооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов,включая совершенно несвойственные. 7. Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции впроцессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты– эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость вконтакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуициипроявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других,догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостатоксопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполненувлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждениясамого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер.Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью,изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешнейасексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаютсянечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установитьнеформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжениепосторонних во внутренний мир. Самооценка обычно – неполная: хорошоконстатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих,другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркиваетсянонконформизм. 8. Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливогонастроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, накотором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связанааффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны.Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегдаокрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело – с гневоми агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать надсверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарногорежима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностьюи завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность,тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику – отмоторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочнаяаккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущербделу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются каккомпенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечаетсяприверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям ипредпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себягораздо более конформными, чем есть на самом деле. 9. Истероидный тип. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытнаяжажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целикомслужат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности наделе оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности,театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособностьк упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущейпрофессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят взаблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенствоили на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнямио своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки иненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека отобъективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный моментлегче всего произвести впечатление. 10. Неустойчивый тип. Главная черта – нежелание трудиться – ни работать, ни учиться,постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. Пристрогом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случайотлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда делокасается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят передними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаныделинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-затрусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненномположении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленностьнесвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. Ксвоему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любыхтрудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволиеи трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарногорежима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценкаобычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты. 11. Конформный тип. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность кпривычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все",поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" – от одеждыдо суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своегоокружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной средесо временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому"за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительнойнекритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный каналинформации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, чтоне могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычнойобстановке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам.Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохопереносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.Самооценка может быть неплохой. Достаточно часто встречаются смешанные акцентуации. Однако невсе сочетания выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаютсяследующие типы:Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным,психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным,истероидным, неустойчивым;Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным,истероидным, неустойчивым;Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим,сенситивным, психастеническим;Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Смешанные типы бывают: 1. Промежуточные. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всегогенетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннемдетстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы,сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последнихдруг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такиетипы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силуэндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимноготипа в циклоидный. 2. Амальгамные. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствиенапластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силунеправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятныхфакторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости иистероидности, к лабильности присоединяться сенситивность илиистероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное,эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальнойсреды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жесткихвзаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются наконформное ядро. Виды акцентуаций. Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы.Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствуетсоциальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствуетспособностям и возможностям. С возрастом особенности характера либоостаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации,либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую. Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычнымвариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типахарактера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже припродолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальномзнакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе.Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием техситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшегосопротивления. Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимическойакцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации. Различают несколько видов относительно стойких изменений: - переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастомакцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяютсядругими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимомуместу, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятсянеожиданно, внезапно в полной силе; - формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, рольиграет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, аиногда заболевание; - трансформация видов акцентуаций характера, присоединение косновному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций. В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут дажедоминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут“вытеснить”, “заслонить” черты других акцентуаций. Причины возникновения акцентуаций. На основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можносистематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуацийхарактера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появлениепсихопатий. Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера,выделяют: 1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания. 2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера. 3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п. 4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей». К социально-психологическим факторам следует отнести: 1. Нарушения воспитания подростка в семье.Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным всилу того, что семья служит основным общественным институтом социализацииличности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболеенеблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4«Диагностическая и коррекционная работа»). 2. Школьную дезадаптацию. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущеговида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина). В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьныхтрудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта,«… характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по формедезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, попроявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым исверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям вфизическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениямасоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды». 3. Подростковый кризис. В 12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент –«подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства квзрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности – распаддетского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессупознания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этотпроцесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточниквсе трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание,стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как кдетям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут бытькак межличностными, так и внутриличностными. 4. Психическую травму. Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психическиесостояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами(конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемоеэмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейныхразладов и т.п.). Заключение. Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами посебе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой,преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенныхрасстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленныхпатологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных иэндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит какизбирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам,так и особенностям клинической картины. При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могутиграть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора(шизоидная и сенситивная акцептуации в отношении вялотекущей шизофрении,циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективногопсихозов). Причинами патологического изменения личности подростка являютсясоциальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, атесно взаимодействуют. В отличие от психопатий представления об "акцентуированной личности" иоб "акцентуациях характера" оставались до последнего времени как о чем-товесьма статичном, раз и навсегда данном. Лишь в последние годы былипредприняты катамнестические и лонгитюдные исследования акцентуацийхарактера некоторых типов – неустойчивого, гипертимного, эмоционально-лабильного, конформного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...