Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Радость общения с собой и с другими

Новый взгляд на счастье

 

Дж. Милль, "чтобы добиться подлинного улучшения судьбы человечества, необходимо изменить сами основы, определяющие ход человеческих мыслей ".

То,как мы к себе относимся, доставляет ли нам жизнь радость, в конечном итоге зависит от того, как наше сознание фильтрует и интерпретирует наш повседневный опыт. Ощущение счастья зависит от внутренней гармонии, а не от способности контролировать силы Вселенной.

Экзистенциальными проблемами традиционно занималась религия, поэтому неудивительно, что сегодня все большее число разочаровавшихся людей пытается найти ответы с её помощью. Но религия – это лишь временное решение проблемы отсутствия смысла жизни, о но не даёт окончательных ответов. Возможно, однажды возникнет новое жизнеспособное учение, а пока те, кто ищет упокоения в существующих церквях, часто вынуждены платить за внутреннюю гармонию молчаливым согласием игнорировать огромную массу всего, что известно о том, как устроен мир.

Чтобы преодолеть тревоги и неприятности, подстерегающие его в жизни, человек должен стать настолько независимым от социального окружения, чтобы не мыслить исключительно в терминах социальных вознаграждений и наказаний. Для достижения подобной автономии индивид должен научиться находить вознаграждения внутри себя, развить способность испытывать радость независимо от внешних обстоятельств. Эта задача одновременно и легче, и труднее, чем кажется: легче, потому что человек располагает всем необходимым для её решения, а труднее, потому что она требует упорства и дисциплины – качеств, которые нечасто встретишь в наши дни!(ну не скажи)))наши офигенные тренера волга спорта с железной силой воли и жизнерадостные с приятной энергетикой,которыми восхищаюсь и равняюсь на них!). Но прежде всего важно помнить, что обрести контроль над сознанием можно только при условии кардинального изменения представлений о том, что важно, а что – нет.

 

Анатомия сознания

«Люди боятся не самих вещей или событий, но того, как они воспринимают их»,- писал Эпиктет.

Сознание даёт нам возможность оценивать то, что сообщают органы чувств, и реагировать адекватно. Благодаря ему мы можем синтезировать новую, не существующую прежде информацию, мы обретаем способность мечтать, говорить неправду, сочинять прекрасные стихи и научные теории.

За тысячелетия эволюции нервная система человека стала настолько сложной, что приобрела способность влиять на собственное состояние. Это делает её до некоторой степени функционально независимой от генетических

Программ и окружающей среды. Умение не сдаваться, несмотря на препятствия и неудачи, вызывает обоснованное восхищение, поскольку, по всей видимости, эта черта чрезвычайно важна не только для того, чтобы добиться успеха в жизни, но и для того,чтобы получать от неё радость.

Человека,умеющего контролировать своё сознание, отличает способность произвольно фокусировать внимание, не отвлекаться и поддерживать концентрацию ровно столько, сколько требуется для достижения цели, не больше. Личность,способная на это, как правило, умеет и наслаждаться повседневной жизнью.

Всякий раз, когда входящая информация нарушает упорядоченность нашего сознания, подвергая опасности существующую структуру целей и приоритетов, мы оказываемся в состоянии внутреннего беспорядка, или психической энтропии. Продолжительное пребывание в таком состоянии может настолько ослабить личность, что человек лишится способности управлять своим вниманием и достигать целей.

Оптимальное переживание-это, когда поступающая в наше сознание информация находится в согласии с внутренней структурой целей, психическая энергия течёт без всяких препятствий. Оно достигается в ситуациях, когда индивид может свободно направлять внимание на достижение своих целей, потому что ему не нужно бороться с внутренним беспорядком и защищаться от каких-либо угроз. Также это состояние называют состоянием потока («это как плыть по течению», «меня нёс поток»).

После переживания потока личностная организация становится сложнее, чем была прежде. Именно в возрастании сложности и заключается личностный рост. Сложность есть результат двух масштабных психологических процессов дифференциации и интеграции. Первый предполагает движение в сторону уникальности, отделенности от других, второй стремится к противоположному-к единению с другими людьми, к надличностному единству идей и концепций. Сложной мы называем ту личность, которой удаётся успешно сочетать в себе оба этих процесса.

 

Радость и качество жизни

Удовольствие-это чувство, возникающее всякий раз, когда в наше сознание поступает информация об удовлетворении потребности, обусловленной биологической программой или социальными стереотипами.

Хотя удовольствие и является одним из важных составляющих качества жизни, само по себе оно не приносит счастья. Питание, сон, отдых, секс возвращают нас в состояние гомеостатического равновесия, восстанавливают порядок в сознании после того, как были удовлетворены вызывающие психическую энтропию потребности организма. Но эти процессы не способствуют психологическому росту и усложнению личности. Удовольствие помогает поддерживать порядок, но само по себе оно не может создавать его, т.е. перевести сознание на новый уровень. Мы говорим о радостном событии в том случае, если человек не только удовлетворил свои потребности и желания, но и сумел выйти за пределы привычных схем и действия, достиг чего-то необычного, чего прежде, возможно нельзя было даже вообразить.

 

Восемь основных компонентов переживания радости:

 

1)задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной;

 

2)он должен иметь возможность сосредоточиться;

 

3 и 4)концентрация становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь;

 

5)в процессе деятельности увлечённость человека настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.

 

6)занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями;

 

7)осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше;

 

8)изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.

 

Аутотелическое переживание (образ. от греч. слов: auto «само по себе», а telos «цель»). Другими словами, это деятельность, которая совершается не ради будущего вознаграждения, а ради неё самой. Иногда мы начинаем получать удовольствие от занятий, которые поначалу были навязаны нам против нашей воли.

Аутотелическое переживание, или состояние потока, поднимает личность на качественно иной уровень. Отчуждение уступает место вовлечённости, скуку сменяет радость, беспомощность превращается в ощущение собственной силы. Психическая энергия больше не расходуется впустую на внешние цели, а способствует укреплению нашего Я. Когда возникает чувство внутреннего удовлетворения, человек начинает ценить настоящее и перестаёт быть заложником светлого будущего.

Состояние потока, как и все на свете, не является чем-то «хорошим» в абсолютном смысле. Оно хорошо лишь постольку, поскольку может сделать нашу жизнь более насыщенной, радостной и полной смысла. Оно хорошо, потому что укрепляет и расширяет наше Я. А последствия каждого конкретного эпизода состояния потока нужно обсуждать и оценивать отдельно и в терминах более широких социальных критериев (как и в науке, религии или политике).

Наша задача-научиться получать радость от повседневности, не мешая другим заниматься тем же.

 

Условия потока

 

Семейная ситуация, стимулирующая развитие способности достигать состояния потока, отличается 5 характеристиками:

 

1)Ясность в отношениях. Подростки точно знают, чего ожидают от них родители, обратная связь в семье имеет недвусмысленный характер.

 

2)Интерес родителей к тому, что думает и чувствует их ребёнок в настоящий момент, а не озабоченность тем, в какой колледж он поступит и удаётся ли ему получить хорошо оплачиваемую работу.

 

3)Предоставляемая детям возможность выбора: они чувствуют, что могут поступать по своему усмотрению, в том числе и нарушать родительские правила, если они готовы иметь дело с последствиями.

 

4)Чувство общности, доверие между членами семьи, позволяющая подростку отбросить психологическую защиту и погрузиться в интересующие его занятия.

 

5)Наконец, родители должны обеспечивать детям достойные задачи, сложность которых постоянно возрастает, создавая тем самым возможности для самосовершенствования.

Тело и поток

«У человека нет ничего, кроме собственного тела, данного ему на непродолжительное время взаймы,- писал Джеймс Кэбелл,-однако человеческое тело способно приносить много радости».

Действительно, нет более доступного лекарства от уныния, скуки и депрессии. В наше время большинство людей осознают важность поддержания хорошей физической формы. Но тот практически безграничный потенциал радости, который предлагает нам наше тело, удаётся использовать лишь немногим. Мало кто может двигаться с ловкостью акробата, смотреть на вещи свежим взглядом художника, чувствовать радость спортсмена, побившего собственный рекорд, распознавать вкусовое разнообразие блюда, как истинный гурман, или заниматься любовью с мастерством, поднимающим секс до уровня искусства. Между тем все это достижимо, нужно лишь научиться управлять своим телом и органами чувств.

Чтобы научиться испытывать радость от того, что умеет наше тело, не обязательно становиться профессионалом, можно стать увлечённым дилетантом-в лучшем смысле этого слова- во всех этих областях.

 

Поток мысли

Некоторые люди предпочитают посвятить себя одному занятию и достичь в почти профессиональных высот. Они склонны смотреть свысока на тех, кто не дотягивает до их уровня (профессора… У них комплекс Бога и у многих доцентов!Им кажется они нашли истину и теперь можно всех называть шварью (обычных смертных, а не таких богов как они!) от таких держитесь подальше,берегите свою психику и энергию лучше!Потом будет очень сложно восстановить (к примеру я,а именно у меня после эконома,общения с великими божествами, теперь психика неполноценная, я стала социапаткой, никому не доверяю,у меня болит сердце,когда я вспоминаю как со мной обошлись в этом вузе люди, которых я считала великими, на которых я равнялась … Я краснею… И не могу себя контролировать,если вдруг увижу кого-то из эконома,я забью этого человека до смерти!Поэтому я уезжаю из этой страны безбожников … Которые превращают студентов в психопатов … Меня спасает музыка,рисование,философия,спорт,мировая история,психология… Учусь себя контролировать… А сердце так болит порой,что хочется себя убить чем-нибудь, чтобы все это кончилось!)

Любительство и дилетантство-эти два понятия используются для обозначения увлеченности какой-либо физической или умственной активностью. В наши дни эти термины приобрели несколько уничижительное звучание!Любителя, или делетанта, как бы не стоит воспринимать всерьёз, он не дотягивает до профессионального уровня. Однако изначально оба этих слова, имеющих латинское происхождение, обозначали человека, получающего радость от того, что он делает. Акцент делается на чувствах, а не на достижениях, на субъективном вознаграждении, а не на уровне развития навыков.

Если дилетант устремляется в познание, не научившись скептицизму и не освоив навыки критического мышления (предупреждаю!Таких не любят!Я сама такая!Любят бесхарактерных тряпок, которые верят всему что скажут преподов,профессора,доценты!Поймите,наконец студенты!Они люди и могут ошибиться, а не божества!Они не Библия!Они обыкновенные люди со своими взглядами и вы должны опираться на факты, а не на теории (как говорил один Вааковский профессор-профи!Факты ребят!Никакой воды!Он кстати весь мир путешествовал,воевал и в международных конференциях участвовал!Вот так вот), составляющие основу научного метода, он рискует стать более нечистоплотным и оказаться ещё дальше от истины, чем самый коррумпированный чиновник от науки.

Человек, пренебрегающий использованием своих мыслительных способностей, никогда не достигнет подлинной свободы. На его мышление будет влиять мнение-соседей,информация газет и с экрана телевизора,он будет жить во власти «экспертов»!!! В идеале, окончание насаждаемого извне образования должно стать началом обучения, мотивированного изнутри. Цель учеба отныне заключается не в оценке, дипломе или хорошей работе (а общество и политиканы вбивают это в нас ещё с яслей!). Человек учится, чтобы понять, что происходит вокруг, и найти в этом личностный смысл (наука,история,философия и т.д.).

Работа как поток

До тех пор, пока человек не примет на себя ответственность за организацию как своей работы, так и свободного времени, и то и другое скорее всего будет приносить ему разочарование. Но, как и все остальное, работу и досуг можно приспособить к нашим нуждам. Те, кто научится получать удовольствие от профессиональной деятельности и не тратить впустую свободное время почувствует, что их жизнь в целом стала существенно более наполненной.

Как писал К. Брайтбилл, «будущее принадлежит человеку не просто образованному, но научившемуся мудро использовать свободное время».

 

 

Радость общения с собой и с другими

Про человека, который редко скучает и не нуждается в благоприятных внешних обстоятельствах, чтобы наслаждаться моментом, можно сказать, что он прошёл экзамен на право называться творческой личностью.

Возможность развития, позволяющая одновременно радоваться жизни, заключается в том, чтобы из энтропии, которая является неизбежным условием существования, создавать порядок более высокого уровня. Это означает, что каждый новый вызов, бросаемый нам жизнью, следует воспринимать не как что-то, чего нужно во что бы то ни стало избежать, а как возможность для учебы и самосовершенствования. Но если не овладеть умением с пользой проводить время в одиночестве, делать это будет нелегко.

Если рассматривать возможность побыть наедине с собой как шанс сделать то, чему общество других людей только мешает, человек будет наслаждаться одиночеством и сможет освоить новые навыки. Если же стараться избегать его любой ценой, то человек лишь впадёт в панику и найдёт такие способы отвлечься, которые не дают возможность чему-то научиться.

 

Для возникновения состояния потока, у семьи должна быть цель. Здесь нельзя ограничиваться такими формулировками, как «все кругом уже женаты», «заводить детей естественно», или «двое могут прожить за те же деньги, что и один». Подобные убеждения могут подтолкнуть человека к тому, чтобы создать семью, и даже поддерживать её существование, но они не сделают семейную жизнь радостной. (У всех женатых пар так … Они плывут по течению …многие на своих детей забивают, либо душат заботой,а потом этот самый ребёнок, которого как дикаря выросли идёт в высшее учебное заведение и попадает в глубокую депрессии, потому что тебе открывают глаза на то, как несовершенен этот мир,что мы живём в хауса и что процветание даже в ближайшие годы не планируются. И этот бедный студент становится пустой оболочкой, который хочет бросить учебу и жить снова в своём маленьком идеальном мире,где добро побеждает,где политиков и чиновников недобросовестных бросают в тюрьму, где творческим людям помогают развить их способности, навыки, а не давить как букашек!).

Для того,чтобы сфокусировать психическую энергию родителей и детей на общих задачах, нужна система целей и приоритетов!!!!

Для того, чтобы эти цели способствовали возрастанию личностной сложности членов семьи, она должна быть одновременно дифференцированной и интегрированной. Дифференцированность означает, что каждого её члена поощряют развивать свои уникальные черты и навыки, ставить индивидуальные цели. Интегрированность, напротив, означает, что происходящее с одним членом семьи имеет значение для всех остальных. Если ребёнок горд своими школьными достижениями, другие члены семьи также испытывают чувство гордости и хвалят его. Если мама устала и в плохом настроении, семья попытается помочь ей и как-то ободрить её. В интегрированной семье цели каждого имеют значение для всех.

Одной из распространённых заблуждений, свойственных нашему времени заключается в том, что приятная домашняя атмосфера якобы возникшая сама собой – нужно просто расслабиться и наслаждаться ею.

Чтобы не утратить навык, музыкант должен упражняться практически ежедневно. Спортсмен, пренебрегающий тренировками, быстро потеряет форму и больше не сможет получать удовольствие от бега. Любой менеджер знает, что его компания развалится, если он не будет уделять ей достаточно внимания. При отсутсвии концентрации сложная активность неизбежна превращается в хаос. То же самое происходит и с семейной жизнью. Безусловное взаимное принятие и доверие между членами семьи имеют значение только в том случае, если подкрепляются постоянными вложениями психической энергии. Без непрерывной концентрации за этими словами будут стоять лишь лицемерие и отсутствие интереса.

 

«Больше всех страдает от одиночества тот, кто не знает искренней дружбы» - писал Фрэнсис Бэкон.

 

В самом деле, дружба позволяет нам раскрыть ту часть нашей личности, которую сложно выразить каким – либо другим образом. Навыки и умения, которыми обладают люди, можно разделить на две большие группы:

1)инструментальные;

 

2)экспрессивные.

 

Инструментальные навыки мы осваиваем, чтобы эффективно справляться с задачами, которые ставит перед нами наше окружение. К ним относятся базовые умения, необходимые для выживания, такие как быстрота охотника, мастерство ремесленника или интеллектуальные способности, без которых нельзя существовать в современном обществе: чтение, письмо, специализированные профессиональные знания.

 

Экспрессивные навыки мы называем действия, которые выражают наши субъективные переживания. Пение, танцы, рисование, понравившаяся нам шутка, даже поход в боулинг – все это является формой экспрессии, если позволяет нам выразить наши чувства и настроение. Занимаясь экспрессивной деятельностью, мы ощущаем связь с нашим подлинным Я.

 

Человек, живущий одними лишь инструментальными действиями и пренебрегающий спонтанным самовыражением, в конце концов станет неотличим от робота, запрограммированного на подражание человеческому поведению.

 

Дружба приносит радость только в том случае, если мы используем заложенные в ней возможности для самовыражения. Если человек окружает себя «друзьями», которые просто подкрепляют его общественный статус, не интересуясь его истинными мыслями и мечтами и не вдохновляя на новые дела, он лишает себя полноты ощущений подлинной дружбы. С настоящим другом мы можем иногда подурачиться, он не ожидает от нас постоянного соответствия общественным нормам поведения, разделяет наши способы самовыражения и готов принять ответственность за возрастающую сложность отношений.

Если задача семьи – обеспечивать базовую эмоциональную защиту, то дружба обычно связана с ощущениями волнующей новизны. Когда людей просят рассказать о своих наиболее воспоминаниях, они, как правило, вспоминают о праздниках и отпусках, проведённых в кругу семьи. Друзей чаще упоминают в контексте приключений и интересных открытий.

 

Человека можно считать частью семью или дружеской компании в той степени, в какой он вкладывает психическую энергию в общие с другими людьми цели. Таким же образом он может принадлежать к более широким межличностных системам, разделяя стремления общины, этнической группы, политической партии или нации. Отдельные личности вроде Махатмы Ганди или Матери Терезы всю свою психическую энергию направляли на разработку целей для всего человечества.

 

Однако следует помнить, что социальные перемены невозможны, пока не изменится сознание людей. Когда Карлейля спросили, как можно улучшить мир, он ответил: «Начните с себя. Тогда в мире станет на одного хорошего человека больше». Этот совет не утратил актуальность и в наши дни. Тому, кто пытается добиться всеобщего блага, не научившись прежде контролировать свою жизнь, как правило, удаётся только ухудшить ситуацию.

 

Как обмануть хаос

 

Аутотелическая личность преобразует переживания, чреватые энтропией, в состояние потока. Правила, следуя которым можно развить в себе качества такой личности, просты и напрямую связаны с моделью потока.

 

В кратком изложении выглядят так:

 

1)Ставить цели.

 

2)Полностью погрузиться в деятельность.

 

3)Уделять внимание происходящему вокруг.

 

4)Научиться радоваться сиюминутному переживанию.

 

 

Создание смысла

Смысл трактуется как «цель», «назначение», «значимость». Это первая трактовка.

Во-первых, о смысле можно говорить, имея в виду значимость: «В чем смысл жизни?» В этом значении слова отражается идея, что все события имеют общую конечную цель, упорядочены во времени и связаны причинно - следственными связями. Речь о том, что явления не случайны, все они встроены в единый паттерн, имеющий конечное предназначение.

Во-вторых, о смысле можно говорить, имея в виду намерения индивида: «Какой смысл делать это сейчас?». Речь здесь о том, что намерения проявляются в действиях и цели находят своё предсказуемое, последовательное и упорядоченное выражение.

Наконец, третье значение этого слова предполагает внесение структуры в информацию. Например, смысл дорожного знака с изображением волнистых линий в том, что впереди – извилистая дорога. Такое понимание слова указывает на взаимосвязь событий, предметов, помогает прояснить и упорядочить отношения между ними.

 

Второе значение слова «смысл» подразумевает преднамеренность. Поставить себе единую цель ещё не достаточно – нужно постоянно двигаться вперёд и повышать уровень сложности решаемых задач. Важна решительность, с которой человек движется к цели; Усилия затраченные на достижение цели, а не растраченные впустую, значит больше, чем достигнутый результат. Человек, который в точности знает чего хочет, однако не имеет достаточно энергии, чтобы этого добиться.

 

Смыслом жизни является наличие смысла, неважно, что за ним стоит и откуда оно берётся, но именно единая цель и придаёт осмысленность существованию индивида.

 

Третий путь обретения смысла в жизни вытекает из уже описанных двух. Если человек решительно стремится к важной цели м вся его разнообразная деятельность сливается в единое потоковое переживание, в его сознании устанавливается гармония. У личности, которая знает, чего хочет, и целенаправлено работает для реализации своих желаний, не возникает конфликтов между чувствами, мыслями и действиями; про такого индивида можно сказать, что он достиг внутренней гармонии. В 1960-х годах это назвалось «собрать мозги». Тот, кто обрёл гармонию, всегда знает, что его психическая энергия не расходуется впустую на сомнения, сожаления, чувство вины или страха, а направлена на полезное дело – неважно, чем он занимается и что происходит вокруг. Именно эта внутренняя уравновешенность и порождает силу и спокойствие, которыми мы восхищаемся в людях, живущих в мире с самими собой.

 

Система убеждений, построенная на знании об эволюции, как раз могла бы уменьшить разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть. Если мы лучше поймём, почему мы такие, какие мы есть, и разберёмся в происхождении инстинктивных влечений, социальных стереотипов, культурных различий – словом, всех тех факторов, что оказывают влияние на формирование сознания, - нам будет проще направить нашу энергию куда следует.

 

Осознав ограниченность нашей воли и смирившись с тем, что нам необходимо сотрудничать с окружающим миром, а не управлять им, мы скорее всего, ощутим облегчение, знакомое воротившемуся домой изгнаннику. Проблема смысла будет решена, когда личные цели индивидов сольются с общим потоком бытия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...