5 оформление задания и календарного
5 ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ И КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
5. 1 Подготовка ВКР начинается с получения выпускником от научного руководителя задания на ВКР, в которой указываются: тема работы, перечень разрабатываемых вопросов, необходимый нормативный и методический материал, данные практики, перечень приложений к работе, демонстрационный материал. Форма задания на ВКР – приложение 2.
5. 2 В календарном плане должны найти отражение следующие примерные этапы: а) составление предварительного плана ВКР; б) подбор и изучение литературы и иных источниками по теме; в) сбор и обработка эмпирического материала; г) написание и оформление текста ВКР; д) передача завершенной работы научному руководителю на проверку; е) представление работы в учебную канцелярию института для проверки правильности оформления ( не позже 31 мая ); ж) передача переплетенной работы научному руководителю для подготовки отзыва; з) подготовка к защите ВКР. Форма календарного плана выполнения ВКР – приложение 3.
5. 3 Задание на работу используется выпускником в процессе подготовки ВКР и хранится у него. Задание вшивается в работу после титульного листа. Календарный план хранится у выпускника и сдается им вместе с готовой ВКР на кафедру, после чего подшивается в личное дело выпускника.
5. 4 Выпускник обязан не реже, чем 1 раз в месяц отчитываться перед научным руководителем о выполнении календарного плана, сообщать о всех сложностях, возникших при подготовке работы, представлять руководителю задание на работу и календарный план для отметки о выполнении. Руководитель, по результатам контроля, делает отметку в календарном плане о выполнении (невыполнении) соответствующих этапов работы.
Выпускник ежемесячно до 1 числа следующего месяца представляет календарный план для контроля уполномоченному методисту, о чем в плане делается отметка.
5. 5 В случае, если выпускник систематически (более 2 месяцев) не выполняет в указанные руководителем сроки установленные этапы работы, а также не представляет календарный план для отметки о выполнении этапов работы, руководитель работы имеет право отказаться от руководства, о чем письменно извещает заведующего кафедрой. В этом случае, в текущем учебном году, новый руководитель не назначается, выпускник не допускается к защите ВКР. При этом выпускник сохраняет право подготовить и защитить ВКР в следующем учебном году, но не позже, чем в течение пяти следующих лет.
5. 6 Кафедра может заслушивать научных руководителей о ходе подготовки выпускниками ВКР и прохождении преддипломной практики. При необходимости, выпускники приглашаются на такие заседания кафедры. 6 ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
6. 1 Структура выпускной квалификационной работы 6. 1. 1 ВКР должна состоять из следующих элементов, расположенных в тексте работы в указанной последовательности: а) титульный лист (см. прил. 4); б) задание на ВКР (см. прил. 2); в) реферат (см. прил. 5); г) оглавление (см. прил. 6); д) введение; е) основная часть (главы, параграфы, пункты, подпункты); ж) заключение; з) библиографический список (список использованных источников и литературы); и) приложения; к) вспомогательные указатели (необязательный раздел). 6. 2 Содержание структурных элементов выпускной квалификационной работы 6. 2. 1 Реферат представляет собой краткое изложение содержания выполненной работы. В реферате должны быть отражены цель, методика проведения и конкретные результаты работы, выводы и области возможного применения полученных результатов.
Оптимальный объем реферата не более 2000 знаков (до 20 строк). Реферат составляется в двух экземплярах, из которых один подшивается в ВКР, второй – в личное дело студента. Общие требования к реферату – см. ГОСТ 7. 9-95. Образец оформления реферата – приложение 5. 6. 2. 2 Оглавление включает перечисление частей работы (от введения до приложений), с указанием страницы начала каждой части. В работе названия глав не должны совпадать с названием работы, названия параграфов с названиями глав и т. д. В оглавление включаются также все приложения (если они имеются) с указанием их номеров, наименований и страниц, на которых начинается их текст. Образец оформления оглавления – приложение 6. 6. 2. 3 Во введении необходимо: а) обосновать актуальность выбранной темы; б) кратко охарактеризовать степень разработанности проблемы отечественными и зарубежными исследователями, упомянуть наиболее важные теоретические работы; в) сформулировать цель исследования; г) определить объект и предмет исследования; д) сформулировать гипотезу; е) определить задачи исследователя (т. е. очертить круг основных вопросов, рассматриваемых в работе); ж) определить методы исследования (эмпирические и теоретические); з) дать краткое, схематичное описание эксперимента (структуры, выборки). Объем введения обычно ограничивается 2-3 страницами. В силу ограниченности объема необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но емко характеризующей работу. Во введении не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т. д. 6. 2. 4. Основная часть включает разделы (главы), деление которых на подразделы (параграфы), пункты и подпункты зависит от темы и характера работы. Количество разделов не ограничено, но содержание и название каждого должно последовательно раскрывать избранную тему. В основной части работы должны присутствовать методологический, теоретический и практический аспекты. 6. 2. 4. 1 Методологический аспект предполагает выдвижение гипотезы, характеристику методологических и методических положений, которые автор ВКР считает наиболее приемлемыми для изучения конкретного предмета исследования.
Гипотеза – предположение, выдвигаемое как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. Касается связей, закономерностей и существенных свойств предмета исследования, наиболее вероятных с точки зрения теории, которой придерживается автор ВКР. Основное требование к гипотезе – ее проверяемость. Возможна постановка нескольких гипотез одновременно – тогда они проверяются последовательно Выбор методологии исследования должен быть аргументирован. Целесообразно не только в целом описать используемые методики, но и сформулировать особенности их применения для проводимого исследования. Также необходимо показать знание основных нормативных и методических материалов, регулирующих предмет исследования. При этом особое внимание необходимо обратить на то, как согласуются предлагаемые автором подходы к анализу с уже существующими методиками, инструкциями, положениями. 6. 2. 4. 2 Теоретический аспект должен отразить кругозор автора в выбранной для исследования сфере; в нем раскрывается сущность, роль и функции анализируемого явления, его место в системе психологической науки и практики, взаимосвязь с другими явлениями и процессами. В теоретическом разделе (главе, параграфе) должна быть четко сформулирована анализируемая проблема, а также выявлены особенности изучаемых явлений и процессов. Обязательным элементом теоретического раздела является обзор и критический анализ различных концепций, дискуссионных вопросов, отраженных в монографической и периодической литературе по исследуемой проблеме. Вместе с тем, теоретический раздел не должен иметь чисто описательный характер. Автору необходимо самостоятельно четко выделить основные характеристики исследуемого явления и критически проанализировать сложившиеся подходы к его изучению, обосновать в итоге собственные приемы, инструменты или последовательность анализа.
6. 2. 4. 3 Практический аспект условно может быть разделен на две части: расчетная и рекомендательная. Расчетная часть строится на основе количественного и графического анализа эмпирических данных, полученных в ходе самостоятельного исследования. Выбираемые для анализа методы статистической обработки должны быть обоснованы. Расчетная часть не должна сводиться к констатации фактов и обязательно предполагает авторскую оценку полученных результатов. Рекомендательная часть должна содержать аргументированные предложения автора работы, по усилению позитивных и ослаблению негативных тенденций в анализируемом предмете исследования. Практический аспект отражается в тексте работы путем описания: а) основных положений исследования: 1) цель исследования (кратко повторить цель указанную во введении); 2) задач исследования, касающихся только эмпирической части; 3) выборки испытуемых: количество, поло-возрастные параметры (средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого и др. ), социально-демографические и т. п. характеристики; 4) полный перечень использованных методик, их описание[1], обоснование выбора методик. Описания методик приводятся в приложении со ссылкой на них в тексте. 5) описание условий и процедуры эмпирического исследования;
б) результатов исследования. Необходимо начать с описания средних значений, полученных по всей выборке, подтверждая их индивидуальными результатами испытуемых в случае, если испытуемых не более 30, и процентным соотношением, если выборка представлена бó льшим количеством испытуемых. Результаты исследования должны быть не только описаны в тексте, но и представлены в виде таблиц и (или) иллюстраций, помещенных в тексте работы или приложениях.
в) результатов сравнительного, корреляционного или другого анализов. Здесь помещается математический анализ, с выдвижением статистических гипотез, с последующим принятием или отвержением и указанием уровня значимости. г) полученных значимых результатов. Необходимо обширно и глубоко проанализировать полученные достоверные различия или взаимосвязи с их наглядным изображением. Если проведен проективный тест с рисуночным или словесным материалом испытуемых, то полезно представить наиболее яркие работы, которые подтверждают полученные результаты. Данный пункт работы завершается интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием их возможного применения. В случае использования эксперимента необходимо эмпирическую часть разделить на три подчасти:
1) констатирующую – ее целью является установление начального уровня признаков у групп и эквивалентности групп – экспериментальной с контрольной; 2) формирующую или эксперимент, посвященную описанию эксперимента, в ней должна указываться цель и описываться программа эксперимента, излагаться ее сущность (подробное описание упражнений выносится в приложение); 3) контрольную - оцениваться точность и достоверность полученных данных, сравнивается с результатами, полученными на констатирующем этапе, сопоставляются с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.
д) выводов. Выводы лучше представить в тексте как самостоятельный подраздел (параграф). Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное пяти – семи. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, то есть разбивать их на группы по некоторому логическому основанию. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале практической части задач должно быть четко отражено в выводах. Выводы - это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.
Пример – В структуре обсуждаемого явления нами обнаружены следующие компоненты… Механизмы психологической защиты не являются изолированными друг от друга, а выступают взаимосвязано и структурировано с личностными факторами. При этом структура выглядит следующим образом: регрессия отрицательно связана с субъективным неблагополучием и положительно с эмоциональной сензитивностью. Студентам-психологам свойственна повышенная эмпативность и синзитивность, в то время как для студентов-менеджеров более свойственны повышенные аналитические способности.
Подробное описание сферы действия обнаруженных закономерностей, указание на категорию людей (возраст, пол, уровень здоровья, психическое состояние и т. п. ), к которым применимы выявленные характеристики. Неоправданно широкие формулировки в выводах могут рассматриваться как недостаток работы. Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых вы получили доказательства. Не следует приводить имена или псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции и другие детали. Выводы - это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной вами работы. Читатель, интересующийся частными аспектами, совокупностью доказательств и их обоснованностью, достоверностью результатов, может обратиться к тексту работы.
6. 2. 4. 4 В целом при написании основной части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями. Каждый раздел должно завершать краткое резюме, обобщающее изложенный материал и служащее логическим переходом к следующему разделу. Цитирование в работе используется в тех случаях, когда необходимо обосновать свою позицию, привести чужую точку зрения и т. п. Сплошное цитирование текста первоисточников (нормативных актов, литературы и т. д. ) недопустимо. При ссылке на автора или документ, цитировании необходимо правильно оформить библиографическую ссылку. Отсутствие кавычек и ссылок при заимствовании рассматривается как плагиат; такие работы не допускаются к защите. При написании работы недопустимо использование устаревших статистических данных, нормативных и методических документов. При анализе явлений в динамике последние данные ряда должны относиться как минимум к году, предшествующему защите. Использование более старых данных возможно при анализе зарубежной практики или в том случае, когда это обусловлено целями и задачами работы. При компоновке разделов необходимо соблюдать соответствие текстовой части, табличного и графического материалов, как с точки зрения объемов, так и с точки зрения необходимых комментариев. Ни одна таблица (диаграмма) не может быть приведена в работе, если в тексте на нее не сделана логическая ссылка, показывающая, какую именно позицию автора или какой вывод иллюстрирует данный материал. Разделение на теоретический, методологический и практический аспекты не всегда соответствует разделению на главы, однако с содержательной точки зрения все три раздела должны быть обязательно представлены. Необходимо различать перечисление точек зрения различных авторов и их анализ. Нельзя ограничиваться утверждением о согласии или несогласии с авторами. Анализ предполагает сопоставление аргументов, соотнесение позиции авторов с нормативными документами, практикой и т. д.
6. 2. 5 Заключение кратко обобщает содержание выполненной работы. При его написании целесообразно: а) упомянуть цель, которая ставилась в начале работы; б) сжато описать основные этапы работы и результаты, полученные в ходе их выполнения; в) указать возможные сферы практического применения полученных результатов. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т. д., которые до этого не рассматривались в ВКР. Объем заключения 2-3 страницы.
6. 2. 6 Библиографический список (Список использованных источников и литературы) позволяет автору ВКР подтвердить достоверность использованных данных. Список должен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании работы. В списке литературы должны быть представлены нормативные и методические документы, материалы практики, монографические издания, материалы профессиональной периодической печати. При составлении списка необходимо обратить внимание на достижение оптимального соотношения между монографическими изданиями, характеризующими глубину теоретической подготовки автора, и периодикой, демонстрирующей владение современными данными. Правила оформления библиографического списка – см. п. 9. 13.
6. 2. 7 В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: материалы, дополняющие текст, схемы, таблицы, документы, статистические и иные данные, графики, акты внедрения положений ВКР и т. п. Правила оформления приложений – см. п. 9. 14.
6. 2. 8 Вспомогательные указатели являются необязательным разделом ВКР. Их составление целесообразно в том случае, если они помогут выделить какие-либо особенности работы, помочь в процессе защиты работы. В состав вспомогательных указателей ВКР могут входить: а) список сокращений; б) список условных обозначений; в) указатель авторов; г) указатель таблиц; д) указатель иллюстраций и др. Состав вспомогательных указателей работы определяется выпускником исходя из особенностей представления ее содержания. Правила оформления вспомогательных указателей – см. п. 9. 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|