Процедура публичной защиты дипломной работы
Первое и самое главное, с чего обычно начинается подготовка студента к защите диплома – это его работа над выступлением по результатам дипломного исследования в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведённой работы. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение дипломной работы. Рубрики этой части соответствуют тем смысловым аспектам, применительно к которым характеризуется актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировки цели работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал, а также охарактеризовать состав исследования и его общую структуру. После первой вводной части следует вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу дипломной работы. При этом особое внимание обращается на итоговые результаты. Отмечаются также критические сопоставления и оценки. Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения дипломной работы. Здесь целесообразно перечислить общие выводы из ее текста (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части) и собрать воедино основные предложения. К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений, обоснования сделанных выводов и предложенных рекомендаций. Примерный состав информации, представляемой на демонстрационных плакатах (в «раздаточном материале») на защите выпускной квалификационной работы приведен в Приложении 11.
Когда текст доклада выступления на защите составлен, целесообразно вначале подготовить письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания, которые содержатся в отзыве и рецензии. Письменная форма подготовки ответов необходима для того, чтобы во время защиты излишнее волнение не смогло помешать правильно и спокойно отвечать на вопросы. Ответы должны быть краткими, четкими и хорошо продуманными. Если возможны ссылки на текст работы, то их нужно обязательно делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволит подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования. При подготовке к защите дипломной работы желательно еще раз внимательно перелистать весь текст, сделать нужные пометки на страницах, вложить в нужные места закладки. Особое внимание следует обратить на аналитические таблицы, графики и схемы, содержащие в наглядной и концентрированной форме наиболее значимые результаты проделанной студентом работы. Часть из таких материалов желательно подготовить для демонстрации в зале заседания аттестационной комиссии. Они оформляются так, чтобы студент мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале. Ко дню защиты каждый студент должен разработать тезисы своего доклада, подготовить ответы на замечания руководителя, рецензента и согласовать их с руководителем. Защита происходит на открытом заседании Итоговой аттестационной комиссии. На защите имеют право присутствовать руководитель, преподаватели техникума, студенты техникума и другие лица. На защиту одной выпускной квалификационной работы отводится до 30 – 45 минут, включая 10 – 12 минут на доклад выпускника. Примерный порядок защиты работы студента: 1. Приглашение выпускника к заседанию (секретарь комиссии).
2. Объявление защиты с указанием ФИО выпускника и темы работы (председатель или ответственный член комиссии). 3. Характеристика выпускника (специализация, руководитель, консультант, рецензент, наличие документации, иная информация) (секретарь комиссии). 4. Доклад выпускника. Доклад необходимо начинать с обращения к членам комиссии: «Уважаемый Председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, Вам представляется дипломная работа, выполненная на тему….»; 5. Ответы студента на вопросы членов комиссии и аудитории должны быть четкими, краткими и конкретными. 6. Содержание отзывов руководителя (секретарь комиссии). 7. Оглашение рецензии на работу (секретарь комиссии). 8. Обсуждение работы членами комиссии и присутствующими на заседании. 9. Завершение защиты (ответы студента на замечания руководителя, рецензента и выступивших оппонентов). Доклад не должен сводиться к механическому чтению подготовленных тезисов, следует свободно излагать его содержание. Доклад призван показать высокий уровень теоретической подготовки его автора, его эрудицию и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования. Необходимая иллюстрированная часть доклада может состоять из плакатов (примерного формата А1), содержащих основополагающие схемы, диаграммы, формулы и т.п. Содержание наглядных материалов согласовывается с руководителем. В верхней части первого плаката указываются фамилия, инициалы автора и тема работы. Оформление должно обеспечивать читаемость содержания плаката с расстояния 3 – 5 метров. Каждый плакат должен быть подписан автором (в правом нижнем углу). При защите вместо плакатов (или наряду с ними) разрешается использовать слайды, фотографии, видеоматериалы, диапроекторы, компьютер и иные современные средства презентации материалов. Все демонстрационные материалы должны оформляться так, чтобы студент мог показать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале. Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл сообщить некоторые правила публичного выступления.
Особенно важно, чтобы речь студента была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не значит, что доклад готовится в какой-то упрощенной форме. Наоборот, студент должен поставить себе задачу делать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Речь выступающего должна быть не только ясной для понимания и уверенной, но и выразительной. Можно дать несколько советов, помогающих студенту читать текст доклада: - все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать нули; - подчеркивайте выделяемые слова; - оставляйте большие поля при печатании текста выступления, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями; - повторяйте существительные, избегая местоимений; - используйте простые слова и простые утвердительные предложения; - не перегружайте текст подчиненными предложениями. После выступления студента члены комиссии в устной или письменной форме могут задать любые вопросы по положениям, затронутым в дипломной работе, методам исследования, уточнить результаты и процедуру экспериментальной работы и задать все те вопросы, которые их интересуют. Кроме того, задавать вопросы и получать на них ответы имеют право все присутствующие на защите специалисты и гости. Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. После ответов студента на вопросы членов комиссии и приглашенных слово предоставляется научному руководителю и рецензенту, которые в своих выступлениях обычно раскрывают отношение соискателя к работе над дипломом, а также затрагивают другие вопросы. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГАК. При оценке дипломной работы учитываются: 1. Степень разработки темы. 2. Полнота охвата различных подходов к рассмотрению исследуемой проблемы.
3. Полнота использования литературных источников. 4. Творческий подход к написанию дипломной работы и самостоятельность. 5. Правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность. 6. Стиль изложения, ораторские и полемические навыки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции. 7. Аккуратность и правильное оформление дипломной работы. Опыт свидетельствует, что в дипломных работах чаще всего имеют место следующие недостатки: 1. Описательный характер работ в ущерб глубине проработки исследуемых проблем. 2. Слабость доказательств, отсутствие или неубедительность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования. 3. Недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями законов в ущерб рассуждениям и взглядам автора. 4. Использование устаревшей нормативной базы. 5. Нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала. 6. Бессистемное изложение материала. 7. Расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания дипломной работы. Именно на эти места в работе следует обратить внимание при доработке первого варианта дипломной работы. Результаты защиты итоговая аттестационная комиссия оценивает по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Обсуждение результатов защиты каждой работы производится на закрытом заседании комиссии. Решение об оценке принимается составом итоговой аттестационной комиссии по Положению об итоговой аттестации выпускников. Секретарь комиссии заносит оценку защиты в зачетную книжку студента, на титульном листе работы отмечает прием защиты (номер протокола и дата защиты). Результаты защиты объявляются студентам после оформления протоколов (в тот же день) председателем итоговой аттестационной комиссии. При неудовлетворительной оценке работы выпускник имеет право на повторную защиту после доработки и внесения исправлений, но не более одного раза и не ранее следующего периода работы Итоговой аттестационной комиссии. Выполненные и защищенные работы со всеми сопроводительными материалами (акты о внедрении, плакаты, дискеты, слайды и пр.) на руки студентам не выдаются и хранятся в архиве техникума. Дипломная работа оценивается по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»). Оценка «отлично» ставится, если:
1. Работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер и отличается определенной практической направленностью. 2. Изучаемая проблема достаточно актуальна, студент показал знание рассматриваемой проблемы, понимание направлений и путей ее решения. 3. Теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разрешению рассматриваемой проблемы, а также с предложениями по совершенствованию законодательства. 4. Собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны теоретические выводы. 5. Проанализированы различные подходы к рассмотрению темы и аргументирован выбор собственной позиции и направления в разрешении рассматриваемой темы. 6. Работа правильно и аккуратно оформлена, представлены все необходимые компоненты, составлена достаточно полная библиография по теме работы. 7. В процессе защиты студент показал глубокие и всесторонние знания, исследуемой проблемы, навыки ведения научной дискуссии, свободное владение юридической терминологией, высокую культуру речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам. 8. Были использованы технические средства и наглядные пособия для аргументации основных положений дипломной работы. Оценкой «хорошо» оценивается работа, в которой: 1. Исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы. 2. Отдельные вопросы работы изложены самостоятельно, но без глубокого теоретического обоснования. 3. Есть отдельные неточности при освещении вопросов темы. 4. Ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированные и полные либо содержат неточности. Оценкой «удовлетворительно» оценивается работа, если: 1. Исследуемая проблема в основном раскрыта. 2. В работе не использован весь необходимый для освещения темы нормативный, научный и методический материал. 3. Изложение отдельных вопросов было поверхностным. 4. Студент недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытывал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии. Оценкой «неудовлетворительно» оценивается дипломная работа, которая: 1. Содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений. 2. Носит откровенно компилятивный характер. 3. Студент при защите показал слабые, поверхностные знания по исследуемой проблеме.
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|