Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Представление каждой выборки в виде вариационного ряда.





Методическая разработка для проведения практического занятия по дисциплине «Статистика»

Исходные данные

Исходные данные для выполнения контрольной работы находятся в файле task001.xls[1]на листах «Задание 1-2» и «Задание 3» «Задание 4» соответственно. Все задания имеют варианты. Студент выполняет каждое задание согласно варианту, определяемому преподавателем.

Задание 1-2

Исходные данные для каждого варианта представлены в двух столбцах. Каждая строка этих двух столбцов соответствует данным одного респондента. В первом столбце находится значение некоторой психологической характеристики в баллах, во второмзначение признака, позволяющего отнести респондента к одной из двух групп (в зависимости от варианта группы формируются по возрасту, образованию или полу).

Задание 3

Исходные данные для каждого варианта задания находятся в двух столбцах с именами «Шкала n» и «Шкала m». Это некоторые характеристики личности, например, активность и способность к обучению и т.д., выраженные в баллах.

Задание 4

Исходные данные для каждого варианта задания находятся в строке под номером (от 1 до 12), которая обозначает страну Содружества[2].

Представление результатов

Результаты выполнения задания должны быть представлены в виде двух файлов: рабочей книги Excel и документа Word. Оба файла находятся в папке с фамилией исполнителя на внешнем носителе (флешпамяти, диске, дискете).

Документ Word должен быть распечатан и иметь титульный лист установленного образца.

Рабочая книга Excel состоит из трех листов, каждый лист содержит всю информацию по выполнению соответствующего задания.

В итоговый документ Word должны входить:

1. Титульный лист по установленной форме.

2. Формулировки задач.

3. Определения основных понятий.

4. Результаты выполнения заданий в оговоренном в условии виде.

5. Выводы.

Что нужно выполнить

Выполнение задания 1

1. Вычисление параметров выборки. Табличное и графическое представление информационных материалов.



1.1. Представить каждую выборку в виде вариационного ряда. В итоговый документ включить соответствующие ряды в текстовой форме, варианты перечисляются через точку с запятой.

Пример:

8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 11; 11; 11.

1.2. Представить каждую выборку в виде статистического ряда. Включить в итоговый документ две таблицы, одна из которых имеет вид (для другого признака - «техн» таблица имеет аналогичную структуру):

гум частота
Общее кол-во

Или одну общую

  Образ. (частота)
Шкала 2 гум техн

1.3. Найти моду, медиану, среднее и дисперсию (смещенную и несмещенную оценки)каждой из двух выборок, используя стандартные функции программы Excel (тогда следует указать, при помощи каких стандартных функций вычислялись значения) либо аппарат сводных таблиц (описательная статистика).

 

Представить результаты в виде следующей таблицы:

группа мода медиана среднее дисп. смещ. дисп. несмещ.
гум          
техн          

1.4. Построить полигон частот каждой из двух выборок. Задать шкалы осей в соответствии с данными.

1.5. Построить эмпирическую функцию распределения каждой из двух выборок, предварительно построив таблицы вида:

значение, шкала 2 частота относительная частота кумулятивная относительная частота
гум техн гум техн гум техн
             

Выполнение задания 2

2. Проверка гипотезы о независимости данной психологической характеристики от группопорождающего признака.

2.1. Проверить гипотезу о равенстве дисперсий двух выборок при помощи критерия Фишера.

2.2. Проверить гипотезу о равенстве средних двух выборок при помощи критерия Стьюдента.

2.3. Сделать выводы по полученным результатам

Выполнение задания 3

3. Оценка и анализ тесноты и направленности связи между переменными при их стохастической зависимости.

3.1. Найти коэффициент корреляции переменных, заданных в столбцах. Дать оценку полученному коэффициенту.

3.2. Построить график совместного распределения этих переменных.

Выполнение задания 4

4. Построение и анализ трендовой модели.

4.1. По данным о естественном приросте населения в странах Содружества построить трендовую модель естественного прироста населения одной из стран. Сделать обоснование выбора математической модели тренда.

4.2. Выполнить прогноз на один период вперед на основе выбранной трендовой модели. Привести уравнение и показатель достоверности трендовой модели.

4.3. Оценить границы возможностей прогноза (количество прогнозируемых периодов).

Подготовка данных для выполнения заданий.

Подготовка данных для выполнения заданий 1 и 2.

Для решения заданий 1 и 2 исходные данные надо разбить на две группы (представить в виде двух выборок)в соответствии со значением признака, который указывает на принадлежность этой группе. Например, отдельно будем рассматривать множество значений характеристики «шкала 2» для группы «гуманитариев» и для группы «технарей».

1. Открыть файл task001.xls.

2. Выделить соответствующие варианту задания данные (два столбца) на листе «Задание 1-2».

3. Скопировать их на новый лист новой книги. Назвать лист «Решение 1-2». Сохранить книгу в своей папке.

Подготовка данных для выполнения задания 3.

1. Открыть файл task001.xls, а если он открыт, перейти на лист «Задание 3».

2. Выделить соответствующие варианту задания данные (два столбца).

3. Скопировать их на новый лист созданной в предыдущем пункте книги. Назвать лист «Решение 3». Сохранить книгу.

Подготовка данных для выполнения задания 4.

1. Открыть файл task001.xls, а если он открыт, перейти на лист «Задание 4».

2. Выделить соответствующую варианту задания данные строки.

3. Скопировать их на новый лист созданной в предыдущем пункте книги. Назвать лист «Решение 4». Сохранить книгу.

Методические указания к выполнению заданий

Решение задания 1

Представление каждой выборки в виде вариационного ряда.

1. Открыть лист «Решение 1-2» файла с подготовленным вашим вариантом.

2. Отсортировать данные по значению группирующего признака (например, по «гум» и «техн»). Для этого сделать текущим ячейку с названием группирующего признака (в нашем примере «образ.») и щелкнуть кнопку «Сортировка по возрастанию» на пиктографическом меню (или выбрать действие меню «Данные\Сортировка…», в открывшемся окне выбрать «(Столбец В)» и «по возрастанию», далее щелкнуть ОК). Результат сортировки показан на рис.1.

3. Выделить данные столбца А, входящие в первую группу («гум»), щелкнуть кнопку «Копировать». Сделать текущей ячейку D1 и щелкнуть кнопку «Вставить». Полученный столбец отсортировать по возрастанию. Для того, чтобы полученный и отсортированный по возрастанию столбец преобразовать в строку, его нужно выделить, щелкнуть кнопку «Копировать», сделать текущей ячейку F1 и выполнить действия меню «Правка\Специальная вставка…», в открывшемся окне отметить действие «транспонировать», далее щелкнуть ОК. Результат выполненных действий приведен на рис. 2.

Полученный вариационный ряд поместить в итоговый документ Word в текстовой форме. Для этого выделить ряд (см. рис. 2), щелкнуть кнопку «Копировать», открыть итоговый документ Word и вставить копируемую информацию. Так как результат представлен в виде таблицы-строки, необходимо преобразовать эту таблицу в текст. Для этого надо выделить таблицу-строку и выбрать действия меню «Таблица\Преобразовать\Преобразовать в текст…». В открывшемся окне выбрать разделитель «Точка с запятой». В итоге получаем требуемый вариационный ряд следующего вида:

1. 8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 11; 11; 11; 11; 12; 12; 12; 12; 12; 12; 12; 13; 13; 13; 13; 13; 13; 14; 14; 14; 14; 14; 14; 14

После выполнения действий для данных, входящих в первую группу («гум»), можно удалить результаты последней операции и повторить аналогичные действия для данных, входящих во вторую группу («техн»), используя другие адреса промежуточных операций. В результате выполнения задания необходимо оставить отсортированные данные по обеим группам (в этом примере «гум» и «техн») для использования в выполнении следующего задания.

Рис.1. Вид окна программы после проведения сортировки по возрастанию столбца В.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.