Стадии законодательного процесса
Важное значение для законодательной власти и механизма ее осуществления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль. Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России и законодательным органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограничивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов. Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Государственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требуется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуждение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государственной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государственного бюджета предусматривается четыре чтения.
Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении. Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней. Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения работа комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной Думой с учетом мнения комиссии. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ. В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон. Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Субъекты нормотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе нормотворчества. Право законодательной инициативы. Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|