Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность




 

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы стали условием становления и развития малого предпринимательства. Как показывает мировой опыт, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В соответствии с международными стандартами к малым предприятиям относятся фирмы, удовлетворяющие следующим, условиям:

фирма владеет небольшой долей рынка;

управление фирмой осуществляется ее владельцем;

фирма является независимой.

В России "малым предпринимательством" признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях). В Федеральном законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государства и других организаций не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не более следующих предельных уровней.

Согласно этому же Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Основными особенностями малого предпринимательства являются, в первую очередь гибкость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и таким образом, быстро реагировать на изменение потребительского спроса. Относительно небольшое число занятых и небольшие масштабы производства позволяют оперативно организовывать мелкосерийное производство или экспериментальное производство.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить его основные преимущества:

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий малых предприятий;

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

большая возможность, индивида реализовать свои идеи и возможности, проявить свои способности;

более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требование местных рынков;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше. Капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные трудовые ресурсы. У собственников малых предприятий высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на локальных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, малые предприятия дают средства к существованию большому количеству наемных работников.

Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения на развитие производства;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

более эффективное использование творческих возможностей людей, раскрытие их талантов, развитие различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения;

формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

В Европе малые предприятия дают 50% промышленной продукции, а в России - лишь 4,3%.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской. Федерации. Во-первых, нестабильная экономическая обстановка, присущая экономике переходного периода. Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей. В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне. В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Так, например, одной из основных проблем, мешающих нормальному функционированию малого предприятия, являются проверки многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или "отступного" проверяющим за то, чтобы они закрыли на них глаза.

В Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" отмечено, что государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает следующие направления:

формирование структуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;

предоставления государственной статистики и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Целями осуществления мер по государственной поддержке малого предпринимательства являются:

обеспечение отечественного рынка новыми товарами и услугами при помощи малого бизнеса;

формирование рыночной структуры малого бизнеса;

стабилизация малого бизнеса;

создание условий устойчивого роста и развития малого предпринимательства;

социальная адаптация и эффективная занятость в малом бизнесе;

развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Меры государственной поддержки малого бизнеса подразделены на политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные.

Политическая поддержка означает провозглашение и разработку государственной политики поддержки малого предпринимательства в целом и по отдельным направлениям. Определение направлений государственной политики закладывается всеми субъектами: государственной властью, гражданским обществом и бизнесом. Диалог и выражение интересов бизнеса и гражданского общества с государственной властью ведется через сектор некоммерческих организаций.

Меры законодательной поддержки включают разработку законов, закрепляющих государственную политику в нормах права, и определяющих практические мероприятия по ее реализации. Нормы права, установленные в законах, исполняются всеми субъектами, попадающими в сферу действия законов. Общественный контроль за соблюдением законодательства осуществляется бизнесом, а также некоммерческими организациями.

Финансовая поддержка заключается в предоставлении малому бизнесу финансовых (субсидии, целевые программы, государственные гарантии) и других материальных ресурсов (недвижимость, оборудование), в ряде случаев - нематериальных ресурсов (технологий, патентов). Распределение ресурсов в рамках финансовой поддержки осуществляется исполнительной властью как напрямую, так и через специализирующиеся на поддержке малого бизнеса некоммерческие организации (НКО).

Меры информационно-консультационной поддержки включают провозглашение открытости государственной политики поддержки малого бизнеса и практических мер по ее реализации, установление стандартов обеспечения малого бизнеса информацией, предоставление малому бизнесу информации напрямую или через специализированные НКО. Некоммерческие организации также оказывают необходимую консультационную поддержку, проводят обучение субъектов государственной власти и малого бизнеса. Также существует сектор коммерческого консалтинга, связанного с получением малым бизнесом государственной поддержки.

Институциональная поддержка - это создание и функционирование институтов, прежде всего специализирующихся на поддержке малого бизнеса некоммерческих организаций. Через специально создаваемые институты государству проще проводить свою политику, а малому бизнесу - вести диалог с властью и реализовывать возможности, предусмотренные государственной поддержкой. НКО, работающие с малым бизнесом, служат проводником волеизъявления малого бизнеса, обеспечивают взаимодействие всех субъектов системы государственной поддержки малого бизнеса между собой, обеспечивают распределение финансовых и прочих, ресурсов, реализуют информационную и консультационно-методическую поддержку.


Список литературы

 

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...