Технология общей подготовки учителя к преподаванию курса «Основы предпринимательства».
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Понятийно-терминологический аппарат курса включает такие понятия как «образовательная технология», «технологическое обеспечение», «предпринимательская деятельность», «предпринимательские качества». Образовательная технология - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, который представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я.Савельев). Технологическое обеспечение — набор педагогических технологий и методов, применяемых для обучения студентов (определение, принятое нами в исследовании в качестве рабочего). Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (Гражданский кодекс Российской Федерации, Ст.2). Предпринимательские качества - профессионально важные качества личности, необходимые для предпринимательской деятельности. К ним относятся: творческий потенциал, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, лидерство, решительность, целеустремленность, конкурентоспособность, способность идти на риск. Как преподавание предпринимательства в школе, так и подготовка учителя технологии и предпринимательства к практикоориентированной профессиональной деятельности - дело новое. При подготовке учителя технологии и предпринимательства важное значение имеет содержание образования по курсу "Основы предпринимательской деятельности". Состав предпринимательских дисциплин и их структура представляется различными исследователями по-разному. Например, С.Д.Чуркин, рассматривающий данную проблему, отождествляет экономические и предпринимательские дисциплины. Он включает в их совокупность макро- и микроэкономику, историю экономической мысли, основы менеджмента и маркетинга, экономику семьи, предпринимательство и бизнес. При построении курса "Основы предпринимательской деятельности" необходимо, прежде всего, проанализировать его содержание, которое отражено в многочисленных учебниках и учебных пособиях по этому курсу. Так, в настоящее время разработаны учебники и учебные пособия по основам предпринимательства как для школьников, так и для студентов. Например, "Экономика и бизнес" под редакцией В.Д.Камаева; "Предпринимательство. Основной курс" - автор А.В. Бусыгин; "Основы экономики и предпринимательства", написанные Б.А.Райзбергом; "Основы предпринимательского дела" под редакцией Ю.М.Осипова; "Экономика предприятия и предпринимательства" под редакцией В.П. Грузинова и другие. Однако, как отмечают ученые-исследователи, пока еще в учебниках и учебных пособиях слабо отражается междисциплинарный подход к изложению учебного материала, использованию исторического опыта экономической науки как мировой, так и отечественной; доминирующим фактором в осуществлении попыток создания какого-либо стандартного учебника по экономической теории является некритическое, часто просто начетническое отношение отечественных авторов к западным курсам, бездумное их воспроизведение на страницах своих пособий и учебников без учета специфики российской действительности, менталитета русского народа. Тем не менее, во многих учебниках и учебных пособиях очень широко представлен теоретический материал по курсу "Основы предпринимательской деятельности". Это позволило выделить основные темы и разделы курса "Основы предпринимательской деятельности", входящие в большинство учебников и учебных пособий. Содержание курса "Основы предпринимательской деятельности" оговорено в Государственном образовательном стандарте (ГОС) высшего профессионального образования. Учебники и учебные пособия в основных своих темах и разделах соответствуют ГОС. В подготовке учителя предпринимательства главным направлением на сегодняшний день является развитие у обучающихся предпринимательских качеств, часто именуемых предприимчивостью. Так, в работах Л.М.Фуксона, С.Д.Коняева, Н.В. Чигринской подробно рассматривается вопрос формирования основных предпринимательских качеств. Но они рассматривают этот процесс с различных точек зрения. Л.М.Фуксон акцентирует внимание на развитии деловых качеств у школьников, при этом под деловыми качествами понимается совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств личности. В его исследовании представлена модель развития деловых качеств, включающая функциональный, творческий, структурный и целевой аспекты. Такое деление позволяет понять, в каких условиях происходит развитие деловых качеств и акцентировать внимание на тех аспектах, которые подлежат педагогическому моделированию.
69. Тактический и оперативный уровни планирования в предпринимательской деятельности. Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей, т. е. стратегических планов. В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса. На основе этих планов устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, осуществляется разработка смет по видам деятельности и контроль за их использованием. в результате тактического планирования составляется план социально-экономического развития предприятия, представляющий собой комплексную программу его производственно-хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды.
Оперативное планирование – это процесс реализации тактического планирования. Оно является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности. Его задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений. в процессе оперативного планирования определяется время выполнения отдельных операций, изготовления отдельных единиц продукции, устанавливаются сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю; осуществляется оперативная подготовка производства (доставка сырья, инструмента на рабочее место и др.); проводится систематический контроль, учет, анализ и регулирование производственного процесса. Оперативное планирование позволяет сократить перерывы в производстве, обеспечить равномерность загрузки оборудования и площадей, своевременно реагировать на отклонения в технологическом процессе и обеспечивать эффективную работу подразделений. Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм – начиная от технической подготовки производства и заканчивая сбытом продукции.
70. Стратегический уровень планирования в предпринимательской деятельности. Планирование — это важный инструмент производственной деятельности, составляющая успеха любой предпринимательской структуры. Все, с кем связана компания, — государство, клиенты, поставщики, конкуренты, банки — имеют планы развития, которые необходимо учитывать, значит, надо синхронизировать свои процессы развития с процессами, разворачивающимися во внешней среде. И в итоге очертить новое потенциальное место для компании в масштабе региональных и государственных процессов. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Под стратегией при этом понимается план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.Процесс стратегического планирования включает определение миссии предприятия, формулирование целей и задач функционирования предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия), разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей), выбор оптимального варианта стратегического плана.В условиях неопределенности внешней и внутренней среды стратегическое планирование по времени бывает в основном средне– или краткосрочным.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д. ВНУТРЕННЯЯ КООРДИНАЦИЯ. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|