Формирование универсальных учебных действий проектным методом (на примере учебного предмета «физическая культура»)
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает переосмысление преподавания предмета, поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, либо «воскрешение старых», вновь ставших актуальными. К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов-новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие школьной дезадаптации. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность. Применение каких способов, методов, подходов в обучении способствует формированию универсальных учебных действий?
1. Обучение на основе «учебных ситуаций» или «учебных задач». 2. Проектный метод. 3. Использование информационных и коммуникационных технологий. В нашей статье мы покажем перспективу проектного метода в формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры. В связи со сменой парадигмы образования, целью образования становится: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, обеспечивающую школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта [5]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий (далее УУД), соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. Личностный. 2. Регулятивный (включающий также действия саморегуляции). 3. Познавательный. 4. Коммуникативный. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: Познавательные универсальные действия обеспечивают формирование аналитических возможностей учащихся. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебных действий определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возраста. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах [1]. В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов [1, 3]. Метод проектов создается в рамках педагогической теории, которая сориентирована на связь школы с жизнью, с целью обучения — с одной стороны, а с другой - с целью изменения последней [6, 7]. В последние годы в отечественном образовании наблюдается вновь возросший интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную и групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.
Причинами этого интереса являются: • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.); • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой -необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание. Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [6]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [7]. Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов [2]. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат [6, 7]. Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности ученика и готового продукта, подобрать методический материал в помощь ученику, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания ученика и многое другое.
Конечно, проектный метод не панацея на все случаи жизни, но все же педагогам, стоит открыть этот метод для себя и взять его на вооружение. Анализ эффективности проектной деятельности, особенно эффективности групповой деятельности, позволил выявить следующие преимущества этого вида учебной деятельности перед традиционной [1, 6, 8]: · школьники способны распознавать проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; · ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбивать ее на тактические шаги; · добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации умение планировать свою работу; · оценить имеющиеся ресурсы, в т.ч. собственные силы и время, распределить их; · выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; · увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем; · возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; · на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; · уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания); · снижается школьная тревожность; · возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; · возрастает сплоченность класса; · меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; · растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; · дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя; · дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей; · учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделять больше внимания менее подготовленным; · изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями; · школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности; · интегрируются знания учащегося по различным дисциплинам. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развитию информационной компетентности. Она может иметь существенный воспитательный эффект. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы. Проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, но представления о том, какой она должна быть, весьма различны. Проектом часто называют работу самого различного вида: от обычного реферата и нестандартного выполнения обычного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Анализируя научно-методическую литературу по нашей теме мы установили, что существует несколько классификаций проектов, подробнее остановились на следующей: Информационные проекты Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, подачи материала. Выполнение проектов данного вида обычно не представляют затруднений у учащихся, которые с легкостью выполняют их по предложенной структуре. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: · осознание потребности; · цель проекта – результат (интеллектуальный продукт в виде статьи, реферата, доклада, видеоматериалов и пр.); · задачи; · обозначение предмета (ов) информационного поиска – поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов; · аналитическая работа над собранными фактами; · выводы; · оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Темами информационных проектов могут быть: «Физическая культура древней Руси. Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков. Исследовательские проекты Такие проекты чаще всего используют для участия в научно-практических школьных конференциях. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных цели и задач, актуальности проекта для участников, социальной значимости, использования научных методов для отслеживания результатов исследования. Исследование предполагает: · наличие проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); · выдвижение гипотез их решения; · использование и выбор методов исследования (эксперимент, наблюдение, статистические методы обработки результатов и пр.); · сбор, систематизацию и анализ (интерпретацию) полученных данных; · обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты); · подведение итогов; · выдвижение новых проблем исследования. Как показал опрос учителей физической культуры Пермского края, обучающихся на курсах квалификации в ПГГПУ, совсем небольшое количество специалистов используют исследовательский проект в профессиональной деятельности вообще, и в подготовке учащихся к научным конференциям, в частности. По ряду разных причин. Оказалось, что большинству специалистов сложно выделить и красиво развернуть проблематику, которую может решать предмет «Физическая культура». В принципе, направления проектной деятельности подсказаны стандартами нового поколения. Например, выпускник начальной школы должен освоить содержание предмета «Физическая культура»: • первоначальные представления о значении ФК для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; • владеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); • иметь навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); • освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий, планировать их содержание, включать их в режим. Примерами проблематики исследовательских проектов, применяемых в практике могут служить «Повышение физической и умственной работоспособности средствами физической культуры», «Влияние двигательной активности на здоровье школьника в условиях экологически неблагоприятной обстановки в городе», «Развитие интеллектуальных способностей у школьника средствами физической культуры», «Влияние биоритмов на здоровье и работоспособность», «Коррекция веса средствами физической культуры» и т.д. Творческие проекты Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, стенгазеты, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме были созданы проекты «Агитбригада здорового образа жизни», «Сочи 2014», «Сказка о потерянном здоровье», и т.д. 4. Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах разрабатывается комплекс заданий, в которых соединён двигательный и интеллектуальный компоненты. Школьники придумывают задания и регламент прохождения их. Например, участники делятся на команды, каждой вручается пакет заданий, которые должны быть выполнены за назначенный промежуток времени. Разработана система бонусов и штрафов. Такие проекты могут быть тематическими (участники примеряют на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта) «Мифы Древней Греции», «Дневной Дозор» и т.д. 5. Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные запросы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. В зависимости от возраста учащихся, личностных особенностей и подготовленности проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Поэтому учитель физической культуры должен ориентироваться на личностные особенности детей, чтобы создать комфортные условия для эффективной групповой проектной деятельности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Однако, чтобы подготовить и реализовать проект необходимо знать его составляющие: 1. Наличие проблемы. 2. Определение дальней и ближайшей перспектив. 3. Нахождение и привлечение необходимых ресурсов. 4. Разработка плана действий. 5. Реализация плана. 6. Оценка (удалось ли достичь поставленных целей). 7. Коррекция действий. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Различают следующие этапы: 1. Подготовка к проекту. Представление проблемной ситуации. Формулировка проблемы. Выбор предметной области (или областей) для выполнения проекта в соответствии со своими интересами. Выдвижение гипотез, определение вида проекта. Поиск решений. 2. Организация участников проекта. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации. Выбор способов фиксации результатов, программной среды для представления проекта. 3. Выполнение проекта. Самостоятельная работа учащихся в соответствии со своим заданием. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных. Оформление отчета по проектной деятельности с применением выбранных технологий. Учителю необходимо поддерживать инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». 4. Презентация проекта. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. Весь обработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. 5. Подведение итогов проектной работы. Самооценка, взаимооценка, итоговая рефлексия. В заключение хочется отметить, что использование проектного метода в преподавании учебного предмета «Физическая культура» способствует формированию гармонично развитой личности. Развиваются все способности школьника: двигательные, интеллектуальные, духовно-нравственные, креативные и т.д. Формирование универсальных учебных действий на уроке физической культуры разными способами, используя разные подходы превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|