Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики

 

К началу 70-х гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился в основных технико-экономических показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась. Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Вместо пудлингования нашли применение более производительные томасовский и мартеновский методы выплавки металла. Производительность труда превышала соответствующие показатели во Франции и Англии. Расширились объемы внешней торговли.

Ведущую роль в этом сыграли победа во франко-прусской войне (1870—1871) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871).

Так, победа над Францией принесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную на оснащение немецкого производства [3, с. 170].

Кроме того, Германия заполучила богатые французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и железные руды из Франции существенно пополнили германскую угольно-металлургическую базу Рейнского и Саарского бассейнов. Это вывело тяжелую промышленность Германии, особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции в стране. Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленность захваченных французских провинций, Германия удвоила выпуск ситценабивной продукции.

В свою очередь, образование единой Германской империи разрешало ряд важнейших проблем, ранее тормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственный аппарат управления. Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был получен выход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В 70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер и весов, общегерманское железнодорожное и почтовое право. Гражданам Германской империи декретировались гарантия частной собственности, свобода промысла и договорного соглашения.

В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнему государственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство. Многие железные дороги были национализированы.

С завершением в конце 70-х гг. промышленного переворота рост производства особенно усилился. Немецкая индустрия опиралась на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, передачу электроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала масса наемных работников. Источником ее пополнения был как самый высокий среди ведущих стран уровень рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников и крестьян.

Ускорились темпы железнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х гг. было построено железных дорог больше, чем за предыдущее десятилетие.

За 1870—1910 гг. протяженность железных дорог выросла более чем в 33 раза и составила около 60 тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось создание системы ширококолейных железных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждому городу или заводу [3, с. 170].

На столь крупное железнодорожное строительство были направлены капиталы из разных источников: это и собственные денежные средства акционерных обществ, и иностранные, особенно английские инвестиции, а также контрибуция, полученная от Франции.

Масштабное железнодорожное строительство способствовало подлинному расцвету германской индустрии.

Особенно мощным толчком для развития технической базы производства, машиностроения и транспорта в конце XIX — начале XX вв. послужило использование двигателей внутреннего сгорания и электроэнергии. Продукция металлургии и машиностроения стала основой германского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла на первое место в мире.

В конце XIX в. получили мощное развитие новые отрасли, особенно электротехническая, алюминиевая, химическая. Нехватка сырья несколько сдерживала развитие легкой и пищевой промышленности.

В целом за последнюю треть XIX в. объем производства немецкой промышленности вырос в пять раз, в то время как во Франции — в три раза, а в Англии — всего в два раза. В итоге к концу XIX в. Германия превратилась из аграрно-индустриальной в мощную индустриально-аграрную державу.

Неуклонно возрастало городское население, увеличившееся за 70—90-е гг. с 33 до 50%, а в 1910 г. составившее уже 60% [3, с. 170].

К 70-м годам аграрные реформы завершились. Однако рост продукции этой отрасли хозяйства несколько сдерживался феодальными пережитками, а также сохранившимся крупным феодальным землевладением и высоким размером абсолютной ренты. В ряде крупных поместий Восточной Пруссии многие крестьяне получили свободу, но не получив земли, стали наемными работниками в поместьях юнкеров [3, с. 171].

Государство продолжало принимать меры по подъему уровня сельскохозяйственного производства. В частности, был принят закон об ограничении произвола ростовщиков. Пропагандировалась агрокультура в специально созданном агрономическом обществе, опытных станциях и сельскохозяйственных школах. Складывались сельскохозяйственные товарищества. Все шире применялись сельскохозяйственная техника и минеральные удобрения.

Такие методы интенсивного ведения сельскохозяйственного производства дали положительные результаты: наполовину выросла урожайность, расширились посевы технических культур, увеличилось поголовье скота.

В последней трети XIX века концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации. Преобладали картели и синдикаты, особенно в отраслях добывающей и связанной с ней тяжелой промышленности. Объединения этого типа монополизировали лишь сферу сбыта. В технико-экономическом и организационном отношениях предприятия сохраняли свободу.

Особенно крупные монополии сформировались в горной, металлургической, машиностроительной и строительной отраслях.

За 80—90-е гг. число предприятий с количеством рабочих свыше одной тысячи человек увеличилось в четыре раза. Был создан Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат. Он подчинил себе 95% добычи угля Рурского бассейна и более 40% всей угледобычи страны. Крупные монополистические объединения сформировались в электротехнической (АЭГ-Всеобщее общество электричества и «Сименс»), в сталелитейной и военной (фирма «Крупп»), химической (Г. Фарбениндустри), судостроительной (Северо-Германский Ллойд и Гамбургско-Американская компании) и других отраслях промышленности. Число картелей и синдикатов выросло в 50 раз: с шести в 1870 г. до 300 в 1900 г. Своеобразие германских монополий сводилось их величине — порою они объединяли десятки и даже сотни предприятий [3, с. 172].

Монополизация затронула и банковскую сферу.

В начале XX в. девяти крупнейшим банкам принадлежала половина все вкладов или более четырех пятых банковского капитала Германии. Значительные внутренние инвестиции направлялись на подъем немецкой индустрии.

В конце XIX века Германия активизировал пропаганду плана империалистических аннексий, оправдывая его острой нехваткой рынков сырья и сбыта. Страна переросла рамки внутреннего рынка, а большой колониальной империи, откуда могли бы поставляться по низким ценам сырье и куда беспошлинно сбывались бы товары, у Германии не было.

Идея расширения жизненного пространства проявилась создании Пангерманского союза (1891), в необходимости захвата новых территорий. Были захвачены Того, Камерун, Северо-Западная Африка, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова и др. И все же германские колониальные владения оставались меньше английских более чем в 11 раз по площади и 32 раза по населению [3, с. 173].

Агрессивные аппетиты Германии, подогреваемые внешнеторговой конкуренцией с Англией и Францией, росли. Внешнеэкономические столкновения коснулись и российско-германских взаимоотношений. Так, в конце XIX в. юнкеры добились увеличения таможенных пошлин на импорт российской сельскохозяйственной продукции. А когда Россия ответила тем же на ввозимые из Германии машины и оборудование, разгорелась таможенная война. Победа оказалась за экономически более зрелой Германией. Но взаимоотношения между странами не смягчились.

В Германии складывался мощный военно-промышленный комплекс, на который работала индустрия страны. Значительно увеличились расходы на армию и флот. Совершенствовалось вооружение сухопутных войск. Формировался крупный военно-морской флот. Страна серьезно приступила к подготовке войны за передел мира, захват не только английских и французских колоний, но и территорий в Европе, установление мирового господства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному необходимо сделать ряд важных выводов.

Промышленный переворот в Германии начался значительно позднее остальных стран. Сдерживающим фактором экономического развития в этой стране было существование множества феодальных пережитков, которые препятствовали дальнейшему эффективному экономическому развитию в стране.

Тем не менее, к 30 – м годам XIX века в Германии были решены ряд насущных проблем и создались все предпосылки для вступления страны в стадию промышленного переворота, который затем и начался.

Промышленному перевороту в Германии присущ ряд специфических особенностей, которые на наш взгляд были обусловлены объективным ходом исторического процесса в сфере экономики, а также теми задачами, которое решало Германское государство, в частности четко прослеживается зависимость проведения экономического переворота с военными целями Германии.

Ход дальнейшего развития промышленного переворота в этой стране способствовал дальнейшему экономическому росту и развитию в основном отраслей тяжелой промышленности, а также активизации железнодорожного строительства.

В последней трети XIX века концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации. Преобладали картели и синдикаты, особенно в отраслях добывающей и связанной с ней тяжелой промышленности.

В Германии складывался мощный военно-промышленный комплекс, на который работала индустрия страны. Значительно увеличились расходы на армию и флот. Совершенствовалось вооружение сухопутных войск. Формировался крупный военно-морской флот.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Делепляс, Г. Лекции по истории экономической мысли/ Пер. с франц. Н. Шехман, И. Блам.- Новосибирск: Издательство НГУ, 2000.- 328с.

2. Заславская, М. А. История экономики/ М. А. Заславская.- М.: Издательство «Московский государственный индустриальный университет», 2009.- 200с.

3. История мировой экономики/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2002.- 727с.

4. История экономики: Учебник/Под общ ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина.- М.: Инфра – М, 2002.- 384с.

5. Конотопов, М. В., Сметанин, С. И. История экономики зарубежных стран/ М. В. Конотопов, С. И. Сметанин.- М.: Кнорус, 2007.- 320с.

6. Стрыгин, А. В. История мировой экономики. Учебное пособие для вузов/ А. В. Стрыгин.- М.: Кнорус, 2009 – 159с.

7. Титова, Л. А. История экономики: Учебное пособие/ Л. А. Титова.- Ярославль, 2007.- 125с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...