Экологические проблемы энергетики
2.1. АНТРОПОГЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ Антропогенные факторы разрушают химические процессы, регулирующие основные экосистемы. Углекислый газ, который природа миллионы лет удаляла в кладовые земли в виде угля и нефти, человек за несколько десятилетий XX в. снова выбросил в атмосферу. Ежегодные выбросы пыли, копоти и сажи к 2006 г. составили 6,7 млрд т. Их концентрация в атмосфере достигла 373 единиц. Экологи считают, что такого уровня она не достигала за предшествующие 20 млн лет. Это стало одним из самых мощных факторов изменения климата, явлением, которое уже почувствовали в своей повседневной жизни все земляне. За последние 50 лет среднемировая температура повысилась почти на 1 °С, с 13,87 в 1950 г. до 14,53 в 2004 г. Со времени начала регистрации температуры, более ста лет тому назад, девять самых высоких среднегодовых температур в мире отмечены в последние 12 лет. За 250 лет промышленной революции концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась на 31%, в том числе на 18% с 1960 г. Чем больше повышается температура, тем меньше способен океан поглощать сажу. Установлено, что ее содержание в океане в 50 раз выше, чем в атмосфере. По мере повышения температуры вод океана снижается их способность абсорбировать сажу из атмосферы. Это означает, что парниковый эффект ускоренно нарастает. США, население которых составляет 4% мирового населения, выбрасывают в атмосферу четверть всей пыли, копоти и сажи — в 17 раз больше на душу населения, чем в Индии, численность населения которой приближается к миллиарду. Повышение температуры для многих людей, например для россиян, живущих в самой холодной стране, может казаться долгожданным благом. На деле оно ведет к нарушениям привыч-
Глава 2 ных природных явлений и ритмов. Тают ледники и айсберги. Глобальный уровень Мирового океана поднимается на несколько миллиметров в год. Казалось бы, что особенного: речь о миллиметрах! Но за прошлое столетие океан поднялся на 10...20 см. Ученые считают, что в XXI в. уровень океана может подняться на 50 и даже на 100 см. Это означает, что миллионы гектар суши уйдут под воду, в том числе многие островные государства на Тихом океане. Одновременно быстро увеличивается численность населения на земном шаре. Рост народонаселения сам по себе не является решающим фактором загрязнения окружающей среды. Решающим является использование энергии и то, из чего она производится и как используется. Жизнь есть потребление и отдача энергии. Энергоносители стали решающим фактором и современного производства, и современной геополитики. В экономической науке уже давно используется показатель энергоемкости, измеряемой затратой энергии на денежную единицу продукции. Подсчитано, что за 120 лет, с 1850 по 1970 г., число жителей на нашей планете утроилось, а потребление энергии увеличилось в 12 раз. Если потребление энергии будет расти прежними темпами, то к 2050 г. оно должно увеличиться еще в 5 раз. И это несмотря на известные успехи в снижении на 28% энергоемкости продукции, достигнутые после нефтяного эмбарго, объявленного в 1973 г. нефтедобывающими странами, и пятикратного роста цен на нефть. Использование возобновляемых источников энергии остается по-прежнему низким. Потребление энергии и выбросы в атмосферу углекислого газа в развитых странах несравнимо с большинством менее развитых стран, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2.1. Обращает на себя внимание не столько то, что американец в среднем потребляет электричества в 560 раз больше, чем эфиоп, а то, что он потребляет его вдвое больше, чем немец, житель не менее индустриально развитой страны. Соответственно вклад немца в загрязнение атмосферы вдвое меньше, чем вклад американца.
Добыча, производство, переработка, хранение и использование ТЭР объективно оказывают негативное воздействие на природную среду, изменяется ландшафт, потребляется большое количество пресной воды и кислорода, загрязняются все элементы окружающей среды продуктами сгорания топлива, твердыми
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ и жидкими отходами. В России с производством и потреблением топлива, включая транспорт, связано свыше 70% вредных выбросов в атмосферу, около трети сточных вод и твердых отходов всех отраслей народного хозяйства. Таблица 2.1
Доля отдельных потребителей топлива в общем объеме вредных выбросов в атмосферу составляет, %: Транспорт..................................................... 29,0 Электроэнергетика...................................... 32,0 Топливные отрасли промышленности... 11,0 Несмотря на меры, принимаемые в области охраны окружающей среды, абсолютные объемы вредных выбросов от предприятий ТЭК до 2002 г. возрастали. Состояние воздушной среды определяется в основном объемами и условиями переработки и сжигания топлива в стационарной энергетике и на транспорте. С продуктами сгорания топлива поступает в атмосферу основная масса золы, сажи, окислов серы и азота, углеводородов и канцерогенных веществ. В районах действия крупных ГРЭС и предприятий топливной промышленности ежегодно на 1 км2 территории осаждается до 20 т соединений серы, до 50 т других легкорастворимых химических соединений, до 1000 т ограниченно растворимых твердых продуктов. В составе твердых продуктов в почву поступает до 0,5 т/км токсичных микроэлементов и канцерогенных веществ.
Глава 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ
Крупные ТЭС создают повышенные локальные концентрации вредных компонентов на территории 400...500 км2, увеличивают минерализацию воды в реках, ухудшают их гидрохимические и гидробиологические характеристики. Добыча и использование твердого топлива связаны с выходом большого количества твердых отходов, свыше 1,6 млрд т в год, которые вызывают загрязнение атмосферы, почвы и поверхностных вод вредными компонентами, требуют вывода земель из полезного использования, приводят к нарушению ландшафта. Особенно велик ущерб, причиняемый окружающей среде золошла-ковыми отходами, объем которых достиг 100 млн т/год. Ученые-прогнозисты считают, что доля транспорта в потреблении энергии будет увеличиваться, если человечество не примет меры, чтобы сокращать энергоемкие виды транспорта, избегать переездов и перевозок, которые не соответствуют критерию устойчивости развития. Критерий этот должен учитывать не только требования рынка, но требования общества и природы. Только 0,5% пассажиров используют воздушный транспорт, но на неги тратится 5% всей энергии транспорта. Автоперевозки в 4-5 раз более энергоемки, чем железнодорожные, и в десятки раз — чем морские. Наиболее быстро растут затраты энергии на частный парк автомашин. По дорогам планеты в 2006 г. мчались, отравляя атмосферу, 682 млн автомобилей. Дыхание каждых девяти человек сопровождается выхлопами одной автомашины. Треть из них (214 млн) — в США, 72 млн — в крошечной Японии. Число личных пассажирских автомашин достигло 583 млн, треть из них — опять же в США. Данные о динамике роста парка автомобилей в некоторых странах приведены в табл. 2.2. Опыт показывает, что увеличение производства автомашин — дело простое, несравнимое с постройкой «Шаттлов» и «Бурана», с освоением космоса. Японцы за десять лет, с 1960 до 1970 гг., увеличили свой автопарк в 13 раз. В Китае в конце 2007 г. было 20 млн личных автомашин и ожидается 24 млн в 2010 г. и 150 млн через 20 лет. Растет потребление энергии и в жилых домах. Четверть населения планеты или не имеет вообще крыши над головой, или прозябает в трущобах. Но в богатых странах жилища становятся все просторнее и потребляют все больше энергии. За последник 20 лет более просторные жилища стали причиной 20%-го роста потребления энергии на душу. На жилища приходится 12% парникового эффекта.
Таблица 2.2 ДИНАМИКА РОСТА ПАРКА АВТОМОБИЛЕЙ, млн шт.
Средний размер жилища в США за последнюю четверть века вырос на 38%, составив 210 м2 на семью, что вдвое больше, чем в Европе, и в 26 раз больше, чем в Африке. Уже не только ученым и специалистам, но и простому обывателю становится ясным, что природа болеет. Это с запозданием в 20-30 лет начинают осознавать даже жители городов и мегаполисов, которые почти полностью оторваны от природы и ее циклов. В 1997 г. в японском городе Киото после двухлетних переговоров было достигнуто соглашение — Протокол Киото, который предусматривает сокращение к 2012 г. загрязнения атмосферы на 5,2% по сравнению с выбросами 1990 г. Япония, Канада и 15 стран Европейского союза, ратифицировали его. К концу 2003 г. его, без особых раздумий, подписали 120 государств. Протокол Киото установил для стран квоты выброса сажи, пыли, копоти и газов в атмосферу, за превышение которых предусматривается штраф. Недоиспользованные квоты могут быть проданы другим государствам, которые не укладываются в свою квоту. Россия присоединилась к Киотскому соглашению в ноябре месяце 2004 г. 2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ РАЗВИТИИ ТЭК Осуществляемые в стране социально-экономические реформы позволяют формировать варианты активной экологической Глава 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ 49
политики, направленной на обеспечение нормативных санитарно-гигиенических требований во всех регионах страны. Эту генеральную линию в экологической политике на современном этапе целесообразно осуществлять в первую очередь в регионах с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией. Реализация активной экологической политики связана с выделением дополнительных материальных ресурсов. Поэтому, принимая активную экологическую политику как основу, ее необходимо гибко осуществлять в региональном разрезе, сообразуясь с масштабностью работ и этапностью их проведения.
Объем вредных выбросов зависит от структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ), экологической чистоты используемого топлива (рис. 2.1), от технического уровня и условий эксплуатации топливоиспользующих установок и очистного оборудования, от организации управления природозащитной деятельностью. Поэтому для успешного решения проблемы защиты окружающей среды недостаточно применения каких-то отдельных разрозненных мероприятий, связанных с научно-техническим прогрессом в какой-то одной отрасли, а необходима система взаимосвязанных технических, организационных, правовых и экономических мероприятий. Учет требований защиты окружающей среды и охраны природы начинается при формировании и оптимизации ТЭБ страны и экономических районов. Энергетическая потребность, как известно, может быть покрыта различными видами топлива и энергии, которые имеют различную экологическую чистоту и экономические показатели, изменяющиеся в широком диапазоне. На объем вредных выбросов оказывает влияние качество топлива, экологическая чистота и совершенство технологии его подготовки и сжигания (табл. 2.3). Важным направлением уменьшения объема вредных выбросов является комплексная переработка топлива и утилизация отходов его сжигания. Комплексная переработка топлива не только позволяет решать остро стоящие проблемы экологии, но и существенно расширяет сырьевую базу важной для страны продукции (алюминия, кремния, галлия, серы). Особого внимания заслуживает вопрос утилизации серы, содержащейся в топливе. При сложившемся дефиците серы в народном хозяйстве увеличивается выход ее в окружающую среду в составе выбросов и отходов при использовании топлива. Причем себестоимость извлечения попутной серы из топлива меньше, чем ее производство из самородных источников. Вместе с тем в стране извлекается только около 20% попутной серы от содержания в исходном сырье. Из угля извлекается — 0,4%, из нефти — 1,8%, в газовой промышленности доля извлекаемой серы составляет 90%, что обусловлено не интересом к использованию серы, а необходимостью обеспечить требования к качеству газа. Увеличение извлечения серы из топлива до рациональных объемов позволит ликвидировать дефицит серы в народном хозяйстве без выделения капитальных вложений на добычу самородной серы. Таблица 2.3 УДЕЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА РАЗЛИЧНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, кг/т у. т.
Рис, 2.1. Сопоставление удельных выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании топлива различными потребителями, кг/т у. т.
Глава 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ
Зольные отходы электростанций являются ценным сырьем для производства строительных материалов и могут применяться в дорожном строительстве, производстве минеральных удобрений. Однако, несмотря на растущую потребность в строительных материалах и сырье, фактические объемы утилизации золошла-ковых отходов в народном хозяйстве составляют около 10%. На перспективу намечается наращивание объемов утилизации золошлаковых отходов. Строительство установок по сбору золы и шлаков электростанций, ввод необходимых мощностей для их переработки даст большой экономический и экологический эффект. Мероприятия но высвобождению светлых нефтепродуктов на транспорте и замене их альтернативными видами топлива также являются важной природоохранной мерой. Вытеснение бензина и дизельного топлива сжатым, сжиженным газом не только сокращает удельный расход топлива, но и в 2,5 раза снижает выход вредных веществ в воздушный бассейн при эксплуатации двигателей. Помимо этого, от объектов добычи и переработки газа загрязнение окружающей среды в 7 раз меньше, чем от объектов добычи и переработки нефти. В целом при замене нефтепродуктов на сжатый и сжиженный газ выход вредных веществ в атмосферу снижается на 650 кг в расчете на тонну замещаемых на транспорте светлых нефтепродуктов. Энергетическое использование метана, образующегося при шахтной добыче угля, позволило бы предотвратить более 4 млн т ежегодных выбросов углеводородов при одновременном расширении ресурсов экологически чистого газообразного топлива. Благоприятные для окружающей среды последствия будет иметь намечаемое на перспективу повышение степени хозяйственного использования попутного нефтяного газа, уменьшение потерь нефтепродуктов при переработке и хранении нефти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|