Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа





ЛЕКЦИЯ № 14

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Раздел IV. Макроэкономика

Тема 14.Макроэкономика: цели, задачи и структура

Занятие 1. Макроэкономика: цели, задачи и структура

 

 

Обсуждены на заседании

предметно-методической комиссии

экономической теории

«___» __________ 200_ г.

 

протокол №__


Учебно-воспитательные цели:

 

1. Изучить предмет макроэкономики как составной части экономической теории и особенности макроэкономического анализа.

2. Уяснить сущность общественного производства как процесс непрерывного производства производительных сил и производственных отношений с присущей ему структурой и пропорциями.

3. Формировать у студентов навыки комплексного подхода к анализу экономических процессов на макроуровне.

4. Воспитывать у студентов любовь к будущей профессии, пробуждать интерес к изучению экономической науки.

 

Содержание

 

Введение

Учебные вопросы (основная часть):

1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа. Модель круговых потоков.

2. Общественное производство и воспроизводство: структура, пропорции и показатели эффективности.

Заключение

 

Литература:

 

а) основная

1. Экономика: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. докт. экон. наук, проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. - С. 81-91.

2. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 378-390.

3. Экономическая теория: Учебник (Научн. ред. и рук. авт. коллект. В. Д. Камаев. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.256-275.

4. Ефимова Е.Г. Экономика. Учебное пособие. 3-е изд., стер. – М.: МГИУ. 2008. – 368 с.

б) дополнительная

1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. проф. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ, изд. «ДИС», 1997. – С. 14-35.

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров, изд. «АСА», 1997. – С. 277-289.

3. Луссе А. В. Макроэкономика: краткий курс /Учебн. пособие. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – С. 7-22.



Введение

Данной лекцией начинается изучение Макроэкономики – важнейшего составного раздела экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. Сама приставка «макро» (большой) указывает на то, что данный раздел экономической теории посвящен анализу крупномасштабных народнохозяйственных проблем, в числе которых выделяются следующие:

1. Формирование объема и структуры общественного продукта, измерение национального объема производства.

2. Выявление и формальное описание условий макроэкономического равновесия.

3. Экономический рост, его факторы и механизмы.

4. Причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.

5. Взаимодействие денежного и реального секторов экономики.

6. Природа и социально-экономические последствия инфляции.

7. Проблемы занятости в масштабах национальной экономики.

8. Воздействие экономической политики государства на результаты функционирования экономики и тенденции их изменения.

9. Влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.

10. Роль государства в экономике и методы его воздействия на экономическое развитие и др.

Макроэкономика представляет собой один из самых молодых и быстро развивающихся разделов экономической теории. Ее особый предмет и специфические методы исследования стали формироваться в 30-х годах XX в., когда значительный и продолжительный спад производства во время великой депрессии (конец 20-х – начало 30-х гг.) предопределил обостренный интерес экономистов к практическому изучению и теоретическому осмыслению закономерностей развития экономики как единого целого.

Основоположником современной макроэкономики по праву считается британский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) , который показал, что национальная экономика, как единое целое, обладает некоторыми свойствами, которых нет у ее отдельных составляющих. Это и позволило выделить изучение национальной экономики в самостоятельный раздел экономической теории. В ходе изучения курса макроэкономики мы неоднократно будем обращаться к основным положениям его учения.

Необходимо отметить одну характерную особенность макроэко­номики – это ярко выраженная концептуальность. Ни в одном раз­деле экономической теории мы не наблюдаем такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Объясняется это спецификой предмета макроэкономики, а также различиями в понимании характера рыночной экономики, роли и значения государства в экономической жизни общества.

Одни экономисты – представители неоклассической школы – исходят из того, что рыночная экономика – это саморегулируемая система, и не видят необходимости государственного вмешательства в экономику.

Другие – представители кейнсианского направления – подчеркивают несовершенства рыночной экономики и настаивают на необходимости государственного вмешательства в экономику. Эти две концепции в основном и будут рассматриваться в данном курсе.

Макроэкономика теснейшим образом связана с микроэкономикой, изучение которой завершено в предыдущем семестре:

- во-первых, макроэкономика изучает те народнохозяйственные последствия, к которым приводят решения, принимаемые на микроуровне, и которые составляют исходную основу построения большинства макроэкономических моделей и функциональных зависимостей;

- во-вторых, на макроуровне анализируется реакция фирм и домашних хозяйств на решения, которые принимаются органами государственного регулирования. Это позволяет оценить результативность экономической политики государства и ее социально-экономические последствия.

Изучение курса макроэкономики закладывает прочный теоретический фундамент для изучения целого ряда специальных научных дисциплин, предусмотренных программой подготовки специалистов финансово-экономической службы, способствует развитию экономического мышления, позволяет глубоко разбираться в сущности сложных экономических процессов, происходящих в современной реформируемой российской экономике.

 

Учебные вопросы (основная часть):

Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа

Макроэкономика – часть экономической теории, изучающая условия, факторы и результаты развития национальной экономики в целом.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны, т.е. совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Национальной экономика есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Как и экономическая теория в целом, макроэкономика выполняет двоякую функцию – позитивнуюинормативную.

Позитивнаяфункция состоит в описании и объяснении экономических процессов на макроуровне, выявлении закономерностей функционирования экономики в целом.

Нормативнаяфункция состоит в разработке инструментария практического воздействия на экономику в целях проведения наиболее эффективной макроэкономической политики.

Эти обе функции обычно осуществляются вместе, в тесной взаимосвязи, что дает более полную как теоретическую, так и практическую картину экономического макромира.

Если целью деятельности отдельного предприятия является прибыль, то развитие национальной экономики преследует совсем иные цели.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического развития[1]:

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- бюджетно-налоговая (фискальная) политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (монетарная) политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов социально-экономическая политика) (от свободного установления заработной платы и цен до контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.