Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шат-карма (шесть очистительных процессов)




Шивананда Свами

"Наука Пранаямы "

Шри Свами Шивананда Официальная биография
Шри Свами Шивананда родился 8 сентября 1887 года в известной в Индии семье, к которой принадлежали мудрец Аппайя Дикшита (1554 —1626) и несколько других известных святых и ученых. Шри Свами Шивананда нашел свое призвание в изучении и практике веданты. Он был наделен стремлением служить людям и врожденным чувством единства со всем человечеством. Он вырос в ортодоксальной семье, но отличался, наряду с набожностью и благочестивостью, необыкновенной широтой взглядов.

Стремление посвятить свою жизнь служению людям определило его медицинскую карьеру, и вскоре он оказался там, где, как он считал, в его-усилиях нуждались больше всего. Он отправился в Малайзию. Ранее он издавал медицинский журнал и писал статьи на медицинские темы. Он понял, что людям в первую очередь необходимы знания и что его миссия состоит в распространении этих знаний.

Божьим промыслом и благословением человечеству было то, что этот врачеватель тела и души отказался от своей карьеры и посвятил свою жизнь служению людям. В 1924 году он обосновался в Ришикеше в суровой простоте и аскетизме и вскоре воссиял как великий йог, святой и дживанмукта (освобожденная душа).

В 1932 году он основал Шивананда-ашрам. В 1936 году родилось Общество Божественной Жизни. В 1948 году была организована Лесная Академия Йоги и Веданты. Целью и назначением этих организаций было распространение духовного знания и обучение людей. В 1950 году он совершил поездку по Индии и Цейлону. В 1953 году он созвал Всемирный Парламент Религий. Шри Свами Шивананда является автором более 300 книг и имеет множество последователей среди людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений по всему миру. Читать его книги — значит пить из фонтана мудрости и расти духовно, быть бессмертным и наслаждаться вечным покоем и счастьем. 14 июля 1963 года он вошел в Махасамадхи.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
Йогическая наука релаксации стала постоянным терапевтическим спутником, прекрасно взаимодействующим совместно с другими медицинскими процедурами при лечении даже таких заболеваний, как рак, бронхиальная астма, колиты и язвы желудка. В этих недугах психологический фактор играет немаловажную роль, порой даже ведущую. Приступы астмы, рост злокачественных опухолей, обострение язвенных симптомов, раздражение толстой или ободочной кишки часто сопровождаются или является следствием комплекса психофизиологических реакций на эмоциональную незащищенность, внутриличностный стресс, ин-трапсихический конфликт, гиперсенситивность, отторженность, фрустрацию и подавленность и глубокий эмоциональный кризис. Терапия йога нидры ведет к сознательному и подсознательному распознаванию и расщеплению этих глубоко лежащих психологических факторов и освобождению от их пагубных влияний на здоровье и судьбу человека.

Алекситимья
Сравнительно недавно ученые установили, что психосоматические пациенты чаще всего страдают от подавленных или доведенных до истощения фантазий. Такое состояние получило название алекситимья /подавленная функция вилочковой железы/ и проявляется обычно, как утилитарный способ мышления и неспособность выразить более глубокие чувства и змоции адекватным образом. Вместо этого эмоции, не находящие выхода, подавляются и блокируются, оттесняясь все глубже в подсознание и формируясь там, как психосоматические неврозы, которые проявляются в виде гипертонии, колитов, астмы и экзем.
Вот почему именно данный контингент пациентов так благотворно реагирует на йога нидру. Такие люди, страдавшие ранее от заблокированных комплексов, начинают испытывать симптоматическое облегчение, у них пробуждаются внутренние переживания, визуализируются архотипические образы, которые были подавлены и оставались неизвестны. Пациенты воспринимают облегчение, как некое чудо, ибо до сих пор им не помогли никакие средства и никакие попытки...

Астма
Астма - это состояние, характеризующееся атаками респираторного типа и сопровождающееся страданиями вследствие бронхиальных спазм и чрезмерных продуцирований густой и клейкой слизи в дыхательных путях. Здесь свою лепту вносят как психологические, так и физиологические факторы. Исследования и наблюдения за больными астмой /взрослыми и детьми/ показали, что различные стадии и технологии йога нидры, эффективно воздействующие на мышечное, эмоциональное умственное расслабление, в значительной степени понижают порог чувствительности, если больные используют йогические приемы визуализации, санкальпы /само-утверждения/ и др. Эти результаты сейчас уже по достоинству оценены. Улучшение самочувствия больных и объективные данные, полученные в результате клинических исследований, говорят сами за себя. Конечно, эффект во многом зависит от степени запущенного заболевания и возраста пациента, но и с учетом этих факторов процент выздоровления значительно повысился у тех, кто практиковал йога нидру. И если одни пациенты смогли значительно снизить свою зависимость от лекарств, то другие полностью отказались от них. Один из докладов исследователей привел следующие показатели: 18 из 27 астматиков обнаружили улучшение дыхательной функции, более свободное незатрудненное дыхание после занятий йога нидрой, пра-наямой и другими йогическими крийями, а 63% больных в процессе пере тестирования на спирометре обнаружили значительное расширение бронхиальных труб и спад напряжения/4/.
Благотворное воздействие йога нидры подтвердили и техасские педиатры, лечившие сложные случаи астмы у юношей.Их обучали искусству самораслабления и самопогружения в мир прекрасных образов. После того, как дети научились самостоятельно применять йогические приемы самооздоровления, они все реже сбращались к врачам и по существу уже не нуждались в госпитализации. Все пациенты вскоре прекратили прием лекарств без всяких последствий. Улучшение вплоть до выздоровления продолжалось около 7 месяцев. Один из мальчиков, который любил себя рисовать бегущим с чистыми легкими и глубоко дышащий, вскоре победил в состязаниях на скачках в реальной жизни.

Колиты и язва желудка.
Раздражения толстой и ободочной кишки, а также язвенные колиты - это два родственных психосоматических нарушений нормальной работы толстого кишечника, который постепенно изъязвляется и становится все тоньше и тоньше. Рецидивы диар-реи - главный симптом болезни. Хотя причину следует искать в психике, положение усугубляется еще и пищевыми злоупотреблениями. Состояние, как правило, обостряется во время стресса и затем, переходит в ремиссию /спад/ после медицинской терапии. В одних случаях /более мягких/, когда наступает период пред экзаменационной диареи у студентов, кризис проходит быстро, а в других /служба в армии, постоянные семейные неурядицы/ -хронический кризис может привести к острому исходу и приступу.
Шведские ученые принимали участие в исследованиях департамента аюрведической медицины Банарасского университета /Индия/ и зафиксировали результаты в своем отчете о ремиссии симптомов раздражения ободочной кишки, последовавшей после 3-недельной релаксации, пока язвенные колиты в серьезной форме подвергались лечению или эффективно контролировались ежедневной программой специальных асан, включающих шава-сану, вместе с аюрведическим лечением и установленной диетой.
Язва желудка - это состояние избыточной кислотности и гастрической возбудимости, ведущей к эрозии слизистой оболочки и постепенному образованию язвенной ямки на стенках желудка или дуоденальной перегородке. Беспокойства, суета, низкое самосознание являются предрасполагающими факторами, которые сопровождаются чрезмерным потреблением таких желудочных раздражителей, как сигареты, алкоголь и жирная пища, сдобренная специями.

Язвы реагируют наиболее благоприятно на терапию йога нидры и регулирующую диету как с применением, так и без лекарств, если пациента отделить на один месяц от привычной раздражающей обстановки и поселить в йогический ашрам или больницу, вдали от домашних и служебных ситуаций. Так можно отвратить хирургическое вмешательство и сохранить организм целостным.

Йога нидра в раковой терапии
Йога нидру можно смело использовать в лечении рака всех стадий и типов. Особенно успешно она помогает, если ее сочетать с медитативной терапией. Имеется в виду интенсивная медитация в одной из сидячих поз со скрещенными ногами, а вслед за этим шавасана вместе с йога нидрой. В этих случаях формируется решающий баланс между концентрацией и релаксацией. Если концентрация предполагает определенное усилие, то релаксация свободна от усилий.
Йога нидру можно вводить в ракотерапию различными путями. Так, например, можно вновь пережить прошлые события жизни, извлекая их из подсознания таким образом, что они могут быть узнаны, пережиты и отброшены, как хлам. Это приводит к укреплению иммунных механизмов и создает благоприятные условия для психофизиологического противостояния процессу роста опухолевых клеток. Хорошо использовать также образы и архетипиче-ские символы для пробуждения подавленных воспоминаний, переживаний и фантазий. В процессе йога нидры пробуждается, развивается и всасывается организмом прана /биоплазмическая энергия/ и пропорционально рассредотачивается по всему телу. В Тантре подобная специфическая техника известна как прана ви-дья, которая проявляется в йога нидре, как глубочайшая ее стадия, формирующая основу психического, пранического и ментального здоровья. Мостик между йога нидрой и прана видьей постепенно возникает благодаря осознанной визуализации, осознанной проекцией, а также олицетворенных исцеляющих сил и форм различных типов. Исцеление может быть визуализировано как поток света или энергии, направленной внутрь физического тела. Возможны и другие варианты. Можно начать с сознательного воображения и тем не менее действительно пережить определенное состояние исцеления или праническое исцеление. Можно, наконец, творчески использовать образную визуализацию и представить, как раковая опухоль сжимается все больше и больше вследствие атак белых кровяных клеток, которые постепенно разрушают и расщепляют раковую опухоль. Что происходит во всех этих случаях? - Развивается подсознательная воля /санкальпа шакти/. Для излечения от рака необходима несокрушимая воля и стойкая выносливость. Для достижения этого культивируется санкальпа, т.е. своего рода личностная резолюция /решение, утверждение/, которая представляет собой как бы семя, забрасываемое в почву подсознания именно в то наиболее благоприятное время, когда расслабление становится глубоким и проникнуть в недра подсознания уже легко. Наши собственные многочисленные эксперименты показали, что когда семя прорастает из подсознания в сознание, даже невозможное превращается в возможность.

Исследовательское изучение рака
В настоящее время исследовательское изучение рака находится в той стадии развития, когда необходимо определить, когда именно следует воздействовать на раковую опухоль при помощи -йогической релаксации и медитации и как воздействовать - отдельно или в сочетании с хирургией, химиотерапией и облучением. Пока же работа австралийского психиатра д-ра Айнслай Мее-риз остается наиболее убедительной очевидностью: он ясно продемонстрировал регрессию /убывание/ рака прямой кишки вслед за медитацией и ремиссию /временное приостановление/ метастазов /вторичных раковых новообразований/, развивающихся из первичного рака в легких.
Американские исследователи провели также ряд клинических испытаний весьма обнадеживающего свойства: д-р О.К.Симонтон, радиотерапевт из Техаса, обнаружил при контрольном испытании, что специфическая форма йога нидры значительно повышает жизненный тонус раковых больных, прошедших радиотерапию. В модернизированной практике Симонтона пациенты представляли мысленно, как их белые кровяные клетки активно атакуют и разрушают раковые клетки. Выяснилось, что эта воображаемая картина совершенно отчетливо поддерживает иммунную реакцию пациента и улучшает его состояние, доводя до частичного, а затем до окончательного прекращения симптомов и самих признаков болезни.
Обычно медики считают, что в течение 5 лет рак можно излечить, если только он поддается лечению и пока еще слишком рано делать окончательные выводы и точные оценки конкретной рели медитации и йога нидры в деле исцеления от рака. И все же несмотря на это, результаты обнадеживают, и многие физиологи и ученые во всем мире все более убеждаются в том, благотворная роль йога нидры несомненна, ибо она мобилизует собственные усилия пациента стать здоровым и полноценным и потому является эффективной формой раковой терапии.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь в сегодняшнем мире проходит на высоких скоростях благодаря железным дорогам, пароходам и самолетам, однако йоги утверждают, что с помощью йоги человек может настолько уменьшить вес своего тела, что будет способен в мгновение ока преодолевать любые расстояния по воздуху. Они знают секрет магического снадобья, которое, если им натереть подошвы стоп, дает им возможность как угодно быстро перемещаться по поверхности земли. С помощью практики кхечари-мудры, перекрывая удлиненным языком носоглотку, они могут летать по воздуху. С помощью магического средства они также могут перемещаться в пространстве на любые расстояния за один миг. Когда мы хотим узнать о том, все ли в порядке у наших близких, живущих в чужих краях, мы посылаем им срочные или обычные телеграммы. А йоги утверждают, что с помощью медитации (дхьяны) могут в считанные секунды узнавать все, что происходит в любой точке земного шара, используя методы проецирования ума или ментального путешествия. Йог Лахири, чье самадхи до сих пор находится в Варанаси, таким образом побывал в Лондоне, чтобы узнать о состоянии здоровья жены своего хозяина. Материальный мир предлагает нам телефоны и радиостанции, с помощью которых мы можем услышать голос друга, находящегося далеко от нас, а йоги утверждают, что могут слышать все на любом расстоянии, даже голоса Бога и других невидимых обитателей небесного свода. Сегодня, когда человек страдает от какой-нибудь болезни, материальный мир предлагает ему докторов, лекарства, инъекции и т. д., а йоги утверждают, что одним лишь взглядом, прикосновением или чтением мантр можно не только излечивать любые болезни, но и оживлять мертвых.

Путем регулярных и усердных занятий концентрацией йоги приобретают различные йогические силы, или сиддхи, и становятся сиЬдхами. Этот процесс называется садханой. Пра-наяма — одна из самых важных садхан. С помощью практики асаны вы обретаете контроль над своим физическим телом, а с помощью пранаямы — над тонким, астральным телом, или линга-шарирой. Так как между дыханием и нервными токами существует самая непосредственная связь, контроль над дыханием означает контроль над внутренними жизненными токами.

Пранаяма занимает очень важное место в индийской религии. Каждый брахмачари (ученик, соблюдающий целибат) и грихастха (женатый домохозяин) должны выполнять ее три раза в день — утром, в полдень и вечером. Следует выполнять пранаяму перед едой, перед питьем и перед любым важным делом. Если начинать важное дело с пранаямы, ваши усилия обязательно увенчаются успехом — прежде всего потому, что сознание будет направлено на достижение поставленной цели. Здесь уместно вспомнить о чудесах памяти, демонстрируемых индийскими йогами и называемых «концентрацией на сотне вещей» (шатавадхана). Разные люди очень быстро задают йогу сто вопросов различного типа — рассчитанные на вербальную память, на вычисления в уме, на художественные способности, — не давая ему возможности размышлять над ними. Затем йог в любом порядке повторяет эти вопросы и свои ответы. Обычно он делает это в три или более приемов, каждый раз давая лишь часть ответа и затем продолжая с того места, на котором он остановился в прошлый раз. Если вопросы связаны с решением математических задач, он дает ответы вместе с постановкой задач, решая их в уме.

Подобная способность к концентрации часто демонстрируется не только по отношению к интеллекту, но и по отношению к пяти чувствам. Например, йоги могут различать звучание нескольких колокольчиков, неразличимое для обычного человека, запоминать и различать тончайшие нюансы внешнего вида, запаха, текстуры предметов и т. п. Такие необычайные способности развиваются благодаря регулярным занятиям пранаямой.

Прану можно определить как тончайшую жизненную силу, присутствующую во всем, что воспринимается на физическом плане как движение и действие, а на ментальном — как мысль. Таким образом, слово пранаяма означает «сдерживание жизненной энергии». Это контроль над жизненной энергией, которая течет по нервам человеческого организма, движет мышцами человека, управляет его органами чувств и умом. Именно эту жизненную силу йоги стараются подчинить себе с помощью пранаямы. Тот, кому это удается, становится властелином не только своего собственного существования на физическом и астральном планах, но и всего мира, так как пряма является основой космической жизни, тем тонким элементом, который позволил вселенной развиться и стать такой, какой мы видим ее сейчас, и который непрерывно движет ее к конечной цели. Для йога вся вселенная содержится в его теле. Его тело и вселенная состоят из одной материи. Энергия, пульсирующая в его нервах, ничем не отличается от энергии, которая пульсирует повсюду в этой вселенной. Поэтому овладение своим телом означает для него овладение силами вселенной. Согласно индуистской философии, все состоит из двух основных субстанций: акаши, или «эфира», и праны, или энергии. В современной науке этим двум субстанциям соответствуют материятл сила. Все в этом мире, что имеет форму, или материально, развилось из этой вездесущей и всепроникающей тонкой субстанции, акаши. Газы, жидкости и твердые тела, вся вселенная, включая нашу и миллионы других солнечных систем, все формы существования, о которых можно сказать, что они «созданы», являются продуктами этой единой тонкой и невидимой акаши и в конце каждого цикла возвращаются в исходное состояние. Подобным образом, все известные человеку силы природы — гравитация, свет, тепло, электричество, магнетизм, все, что можно объединить под общим названием «энергия», животные силы, мысли и другие интеллектуальные силы, — можно назвать проявлениями космической праны. Из пра-ны они возникли в этом мире, в пране они в конце концов растворятся. Любую силу в этом мире, физическую или ментальную, можно свести к этой первичной силе. Нет ничего, кроме этих двух факторов в той или иной форме. Сохранение материи и сохранение энергии — два фундаментальных закона природы. Первый говорит о том, что общее количество акаши, образующей эту вселенную, постоянно, а второй — о том, что общее количеств энергии в этой вселенной также постоянно. В конце каждого цикла различные проявления энергии затихают и переходят в потенциальную форму, то есть акаша становится неразличимой, однако в начале следующего цикла эти энергии вновь пробуждаются и восстанавливают свое разнообразие. Когда изменяется акаша, переходя из тонкой в грубую форму и наоборот, соответственно изменяется и прана. Так как для йога человеческое тело — только лишь микрокосм, он рассматривает свою нервную систему и внутренние органы восприятия как совокупность микрокосмической акаши, нервных токов, мысленных токов и космической праны. Таким образом, понять секреты их функционирования и научиться управлять ими для него означает получить высшее знание и завоевать вселенную.

Тот, кто овладел праной, — овладел самой сутью космической жизни и деятельности. Тот, кто овладел этой сутью, — подчинил себе не только свой ум и тело, но и все умы и тела в этой вселенной. Таким образом, пранаяма, или контроль над праной, — это способ, с помощью которого йог пытается реализовать в своем маленьком теле всю широту космической жизни и достичь совершенства путем овладения всеми силами этой вселенной.

К чему медлить? Медлить — значит умножать свои страдания и скорбь. Давайте двигаться быстрее, действовать решительнее и настойчивее до тех пор, пока мы не преодолеем эту широкую временную пропасть. Давайте прилежной садханой достигнем цели в этом теле, прямо сейчас, в этот самый момент. Почему бы нам не получить это бесконечное знание, бесконечное блаженство, бесконечный покой и бесконечную силу прямо сейчас и самим?

Решение этой проблемы — это смысл и цель йоги. Цель всей науки под названием «йога» — позволить человеку пересечь океан сансары, увеличить свою силу, расширить свои познания и достичь бессмертия и вечного блаженства.

ГЛАВА 1 ПРАНА И ПРАНАЯМА

Пранаяма — точная наука. Это четвертая анга, или «член» (раздел), аштанга-йоги.

Тасмин сати шваса прашвасайоргативиччхедах пранаямах

«Регулирование дыхания, или контроль над праной,это прекращение вдохов и выдохов, которое следует за достижением устойчивости в позе, или асане».

Такое определение пранаямы дает Патанджали в «Йога-сутрах» (11:49).

Шваса означает вдох, прашваса — выдох. Дыхание — это внешнее проявление праны, жизненной силы. Дыхание, подобно электричеству, является грубой праной. Дыхание — стхула, грубое. Пранасукшма, тонкая. Научившись управлять дыханием, вы сможете управлять тонкой праной. Контроль над праной означает контроль над умом. Ум не может функционировать без праны. Только благодаря вибрациям праны в нем появляются мысли. Прана приводит ум в движение. Сукшма-пра-на, или психическая прана, непосредственно связана с умом. Дыхание можно сравнить с важным маховиком механизма. Как останавливаются остальные шестеренки в механизме, если остановить этот маховик, так и органы тела перестают функционировать, когда йог останавливает дыхание. Если вы управляете маховиком, вы управляете и всеми остальными шестеренками. Точно так же, если вы научитесь управлять внешним механизмом дыхания, вы сможете управлять внутренней жизненной силой, праной. Процесс управления праной посредством управления дыханием называется пранаямой.

Как ювелир выплавляет из золота все нечистые вкрапления, нагревая его в тигле, изучающий йогу устраняет все нечистое из своего тела и чувств, занимаясь пранаямой.

Главная цель пранаямы состоит в объединении праны с апаной и медленном подъеме объединенной праны-апаны вверх к голове. Результатом, или плодом, занятий пранаямой является удгхата, или пробуждение кунЬалини.

ЧТО ТАКОЕ ПРАНА?

«Тот, кто знает Ирану, знает Веды-» — так утверждают шру-ти (священные писания). В «Веданта-сутрах» можно также найти такие слова: «Дыхание есть Брахман». Прана — это суммарная энергия вселенной. Это сумма всех сил, скрытых в человеке и окружающих его. Тепло, свет, электричество, магнетизм — все это проявления праны. Все физические силы, все энергии и прана проистекают из общего источника, Атмана. Все физические и ментальные силы являются праной. Эта сила действует на всех планах бытия, от низшего до высшего. Все, что движется, функционирует, живет, — является выражени-. ем, или проявлением, праны. Акаша, или эфир, — также проявление праны. Прана связана с умом, через ум — с волей, через волю — с индивидуальной душой, а через душу — с Высшей Сущностью. Если вы умеете управлять малыми волнами праны, проходящими через ум, вам известен секрет контроля над всеобщей праной. Йог, овладевший этим искусством, не боится ни одной силы, так как контролирует все силы этого мира. То, что называют силой личности, — всего лишь природная способность человека управлять своей праной. Некоторые люди более удачливы, влиятельны и привлекательны, чем другие. Это объясняется силой их праны. Они постоянно манипулируют праной, но, конечно же, бессознательно. Йог использует ее сознательно, усилием воли. Некоторые случайно обретают бессознательный контроль над праной и используют его в низменных целях. Работа праны проявляется в сокращениях сердечной сумки, когда сердце качает кровь по артериям, в каждом вдохе и выдохе, в переваривании пищи, в выделении мочи и фекальных масс, в выработке спермы, млечного сока, пищевой кашицы, желудочного сока, желчи, кишечных жидкостей и слюны, в поднятии и опускании век. Она действует, когда мы ходим, играем, прыгаем через скакалку, думаем, спорим, чувствуем и желаем. Прана — это связь между физическим и астральным телом. Когда тонкая ниточка праны обрывается, астральное тело покидает физическое тело. Наступает смерть. Прана, которая действовала в физическом теле, возвращается в астральное.

Во время космической пралайи прана пребывает в тонком, неподвижном, неразличимом состоянии. Когда возникают вибрации, прана приходит в движение, начинает взаимодействовать с акашей и порождает различные формы. Макрокосм (брахманда) и микрокосм (пинданда) —это комбинации праны (энергии) и акаши (материи).

Прана приводит в движение паровозы, пароходы и самолеты, движет воздух в легких, является самой жизнью этого дыхания. Теперь, я думаю, вы поняли термин прана, о котором у вас было лишь смутное представление вначале.

Контролируя дыхание, вы эффективно контролируете всевозможные движения и нервные токи организма. Контроль над дыханием и праной позволяет вам легко и быстро контролировать и развивать свое тело, ум и душу. С помощью прана-ямы вы можете управлять своей судьбой и характером, сознательно приводить свою индивидуальную жизнь в согласие с космической.

Дыхание, управляемое мыслью под контролем воли, —это оживляющая, регенерирующая сила, которую можно сознательно использовать для саморазвития, лечения сложных болезней и многих других полезных целей.

Эта сила доступна вам в любой момент. Используйте ее с умом. Многие йоги древности, такие, как Шри Джнянадэва, Трилинга Свами, Рамалинга Свами и другие, использовали эту силу, прану, множеством способов. Вы также сможете делать это, если будете регулярно выполнять специальные дыхательные упражнения пранаямы. Вы дышите «раной, а не атмосферным воздухом. Вдыхайте медленно и ровно, сконцентрировав ум. Задерживайте дыхание на столько, на сколько способны без особых усилий. Затем медленно выдыхайте. Ни на одной стадии, ни в одном упражнении вы не должны испытывать напряжение. Осознайте скрытые внутренние жизненные силы, которые лежат в основе дыхания. Станьте йогом и излучайте радость, свет и силу.

Пранавадины, или хатха-йоги, считают, что прана-таттва превосходит манас-таттву (ум), так как прана активна даже во время глубокого сна, когда ум отключается. Таким образом, прана играет более важную роль, чем ум. Если вы прочтете в «Кауиштаки-упаниишде» и «Чхандогья-упанишаде» аллегорические рассказы о том, как индрии (органы чувств), сознание и прана оспаривали верховенство, то узнаете, что прана была признана главной. Прана — самая старшая, потому что появляется в человеке с момента его зачатия. Органы же слуха и других чувств начинают функционировать только тогда, когда формируются их внешние приспособления — уши и т. п. В Упанишадах прана называется джьештха и срештха (старейшей и лучшей). Именно благодаря вибрациям психической энергии праны функционирует ум и рождаются мысли. Вы видите, слышите, говорите, чувствуете, думаете, ощущаете, желаете, знаете и т. д. благодаря пране, поэтому шрути и утверждают: «Прана есть Брахман».

ОБИТЕЛЬ ПРАНЫ

Обитель праны — сердце. Хотя антахкарана (сознание) едина, она принимает четыре формы, выполняющие различные функции: а) манас, б) буддхи, в) читта и г) ахамкара. Прана также принимает пять форм, выполняющих различные функции. Это: 1) прана, 2) апана, 3) самана, 4) удана и 5) вьяна.

Основная прана называется мукхья-праной. Эта прана обитает в сердце вместе с ахамкарой. Из пяти форм главными являются прана и апана.

Обителью праны является сердце, апаны —анус, саманы — район пупка, уданы — горло, а вьяна находится повсюду. Она движется по всему телу.

СУБПРАНЫ И ИХ ФУНКЦИИ

Нага, курма, крикара, дэвадатта и дхананджайя — вот пять «субпран».

Функция праны — дыхание, апаны — выделение, саманы —пищеварение, уданы — проглатывание пищи. Она усыпляет дживу и отделяет астральное тело от физического в момент смерти. Въяна отвечает за кровообращение.

Нага отвечает за отрыжку и икоту. Курма отвечает за открывание глаз. Крикара вызывает голод и жажду. Дэвадатта отвечает за зевание. Дхананджайя вызывает разложение тела. Тот, чье дыхание во время смерти выходит из головы через брахмарандхру., когда бы он ни умер, никогда не рождается вновь.

ЦВЕТ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРАНЫ

Прана имеет цвет крови, рубина или коралла. Апаш имеет цвет индрагопы (насекомого белого или красного цвета). Самана имеет цвет молока, хрусталя или маслянисто-блестящий цвет, то есть нечто среднее между цветом праны и апаны. Удана имеет бледно-белый цвет, а въяна напоминает по цвету солнечный луч.

ДЛИНА ВОЗ ДУШНЫХ ПОТОКОВ

Стандартный «поток» вайю (воздуха) имеет 96 пальцев (6 футов) в длину. Обычная длина воздушного потока при выдохе равна 12 пальцам (9 дюймам). При пении длина такого потока достигает 16 пальцев (одного фута), при еде она достигает 20 пальцев (15 дюймов), во время сна — 30 пальцев (22,5 дюйма), при совокуплении — 36 пальцев (27 дюймов), а при выполнении физических упражнений длина увеличивается еще больше. Уменьшая естественную длину (9 дюймов) выдыхаемых воздушных потоков, можно продлить жизнь; если же длина увеличивается, то жизнь укорачивается.

ФОКУСИРОВКА ПРАНЫ

Вдыхая прану, наполняя ею желудок, сознательно фокусируя прану в районе пупка, на кончике носа и на пальцах ног во время сандхьи (то есть на рассвете и в вечерних сумерках) или в любое время дня, йог освобождается от всех болезней и усталости. Фокусируя прану на кончике носа, он добивается господства над элементом воздуха; фокусируя ее на области пупка, он уничтожает все болезни; фокусируя ее на пальцах ног, достигает легкости в теле. Тот, кто пьет воздух языком, побеждает усталость, жажду и много других болезненных состояний. В речи того, кто пьет воздух ртом в течение двух сандхий и в последние два часа ночи, через три месяца проявляется милостивая Сарасвати (богиня речи), то есть он становится красноречивым и ученым. Через шесть месяцев он освободится от всех болезней. Втягивая воздух у корня языка, мудрец пьет нектар и наслаждается благополучием.

ЛЕГКИЕ

Будет уместным сказать несколько слов о легких и их функциях. Органы дыхания состоят из двух легких и дыхательных путей, ведущих к ним. Легкие расположены в верхней части туловища, по одному с каждой стороны. Они отделены друг от друга сердцем, крупными кровеносными сосудами и дыхательными путями. Легкие по структуре пористы, мягки, их ткани очень эластичны. Легочная ткань содержит огромное число воздушных мешочков, в которых находится воздух. Если после вскрытия тела легкие поместить в емкость с водой, они будут плавать. Они покрыты тонкой серозной мембраной, которая называется плеврой; в ней содержится серозная жидкость, которая предотвращает трение при дыхании. Одна стенка плевры плотно прилегает к легким. Другая стенка прилегает к грудной клетке. Этой мембраной легкие и прикреплены к грудной клетке. Правое легкое имеет три доли. В левом легком только две доли. В каждом легком различают верхушку и основание. Основание обращено к диафрагме, мускульной стенке, отделяющей грудь от желудка. Верхушка легкого находится у основания шеи. При пневмонии воспаляются основания. Верхушки легких, не получая достаточно кислорода, истощаются. Возникает благоприятная обстановка для размножения туберкулезных бактерий. Занимаясь капалабхати и бхастрика-пранаямой, вы обеспечиваете верхушкам хороший приток кислорода и предупреждаете возникновение туберкулеза. Пранаяма развивает легкие. У того, кто занимается пранаямой, сильный, приятный, мелодичный голос.

Дыхательные пути состоят из носовой полости, горла, гортани, где находятся две голосовые связки, трахеи (воздушной трубки), левого и правого бронхов и малых бронхиальных путей. Когда мы дышим, воздух втягивается через нос, затем, проходя через горло и гортань, опускается в трахею, а потом в бронхи. Из бронхов по бесчисленным маленьким трубочкам — бронхиолам — воздух попадает в воздушные мешочки легких (которых там миллионы). Если бы развернуть все эти мешочки на плоскости, они покрыли бы 140 тысяч квадратных футов.

Воздух втягивается в легкие под действием диафрагмы. Когда она расширяется, размер грудной клетки и легких увеличивается и наружный воздух устремляется в образовавшийся вакуум. Когда диафрагма сокращается, легкие и грудная клетка уменьшаются в размерах и воздух выходит наружу.

Звуки получаются благодаря двум голосовым связкам, расположенным в гортани. Гортань является резонатором. Когда голосовые связки перенапрягаются, например при пении и длительном чтении лекций, голос становится хриплым. У женщин эти связки короче, поэтому у них более приятный, мелодичный голос. Человек делает шестнадцать вдохов-выдохов в минуту. При пневмонии это число возрастает до 60, 70 и даже 80. При астме происходит спазм бронхиальных путей. Они сокращаются. Поэтому человеку становится трудно дышать. Пранаяма устраняет эти спазмы. Верхнюю поверхность гортани покрывает небольшая мембрана, называемая надгортанником. Он препятствует попаданию в дыхательное горло частиц еды и воды. Он действует как предохранительный клапан.

Если частица пищи попадает в дыхательное горло, человек кашляет и она выталкивается наружу.

Легкие очищают кровь. Кровь отправляется в путешествие по артериям ярко-алой и насыщенной дающими жизнь веществами и элементами. Она возвращается по венам темной, истощенной, наполненной отходами жизнедеятельности. Артерии — это сосуды, которые несут чистую, наполненную кислородом кровь от сердца к различным органам. Вены — это сосуды, которые несут нечистую кровь от этих органов обратно к сердцу. Правая сторона сердца содержит венозную кровь. Оттуда эта нечистая кровь направляется к легким для очищения. Она расходится по миллионам крошечных воздушных мешочков в легких. Во время вдоха кислород из воздуха попадает в нечистую кровь через стенки тонких, как волос, кровеносных сосудов легких, называемых легочными капиллярами. Стенки капилляров очень тонкие. Они как муслин, как решето. Кровь легко просачивается сквозь них. Кислород поступает в кровь через тонкие стенки этих капилляров. Когда кислород соприкасается с тканями, происходит процесс окисления.

Кровь вбирает кислород и выделяет углекислый газ, образующийся из шлаков и ядовитых веществ, которые поступили в кровь из всех органов тела. Очищенная кровь по четырем легочным венам поступает в левое предсердие, а затем в левый желудочек. Из левого желудочка кровь перекачивается в самую крупную артерию, в аорту. Из аорты она поступает во множество других артерий. Подсчитано, что за день около 35 тысяч пинт крови очищается, проходя по легочным капиллярам.

Из артерий очищенная кровь поступает в более тонкие сосуды — капилляры. Из капилляров в ткани выходит находящаяся в крови лимфа, омывая и питая их. Ткани дышат. Ткани используют кислород, отдавая обратно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...