Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туризма в астраханской области




Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах некоторых государств.

Туристский рынок Астраханской области формировался по инициативе предпринимателей и с самого начала был ориентирован, в основном, на любительские охоту и рыбалку.

Кроме организованных туристов, которые пользуются услугами туристских фирм, в связи с увеличением численности автомобилей у населения, в том числе с высокой проходимостью, вырос поток неорганизованных туристов. Довольно длительный период с обилием солнца и тепла привлекают в наш регион сотни иногородних отдыхающих. Располагаются они, как правило, в наиболее живописных местах, где отсутствует минимальная необходимая инфраструктура, что приводит к деградации этих территорий, иногда и к их потере. Примеров негативного влияния туристов на природные комплексы достаточно (На Камчатке посещение долины гейзеров привело к нарушению режима термальных источников и некоторые гейзеры прекратили изливаться, в Архангельской области посещение Пинежских пещер нарушило тепловой и звуковой баланс и привело к массовой гибели летучих мышей, на Вааламе в 80 – х годах прошлого столетия произошла деградация ландшафтов из – за превышения рекреационной нагрузки, из – за этого же произошла деградация ландшафтов и в некоторых местах Волго – Ахтубинской поймы и дельты Волги и т.д.).

Большинство туристских фирм, работающих на астраханском туристском рынке иногородние. Их деятельность до сих пор местным населением воспринимается неоднозначно и те немногие рабочие места, которые представляют туристские фирмы, не изменили этого восприятия. В последнее время Администрация региона все настойчивее призывает руководителей туристских фирм к оказанию услуг экологической направленности. Но в Астраханской области отсутствуют яркие (кроме лотоса) объекты показа и потому формирование экскурсионных маршрутов экологической направленности и сопутствующих туризму атрибутов представляется длительным процессом по многим причинам.

Одной из таких причин является отсутствие единого банка данных об объектах, вызывающих интерес и других примечательностях.

В настоящее время почти все регионы России утвердили программы развития туризма. Не является исключением и Астраханская область.

При разработке программы руководствовались наличием достопримечательностей и природных ресурсов. В целом, такой подход верен, т.к. достопримечательности, на которые в основном планируются туристские потоки, как правило, известны. Что касается рекреационного потенциала, то тоже, как правило, используется естественно – географическая характеристика, но этого явно недостаточно, т.к. не учитываются многие местные нюансы: местоположение отдельных живописных участков, наличие красивых сочетаний зданий и ландшафта, особенности береговых линий водотоков и водоемов, наличие естественных подземных источников, обычаи проживающего населения, старинные национальные ремесла и т.д.

Естественно наибольшие экономические выгоды любому региону принесет рецептивный (принимающий) вид туризма, поэтому и особое внимание в отраслевой программе развития туризма в Астраханской области уделено крупным туристским предприятиям и туристским фирмам, ориентированным на любительские охоту и рыбалку. Но изъятие природных ресурсов, несмотря на различные ограничения в виде квот, не может гарантировать стабильность их запасов.

Увеличение экскурсионных маршрутов по городу необходимо в увязке с перечнем исторических объектов, которых в городе с таким прошлым достаточно. Но такой подход при реализации программы предполагает участие городского населения и преимущественно областного центра. Т.е. реализация программных мероприятий осуществляется практически без участия сельского населения. Те немногие рабочие места, которые представляют указанные туристские фирмы, не решают проблем занятости сельского населения. По подсчетам же западных специалистов обустройство сельского человека в городе обойдется в 20 раз дороже, чем создание условий для его жизни и работы в деревне. Сегодня в Западной Европе насчитывается примерно столько же койко – мест для отдыхающих в сельской местности дома у хозяев, сколько и в гостиницах.

Для реализации программы развития туризма в регионе необходимо провести дополнительный анализ имеющихся сведений о нем, на его основе провести дополнительную оценку эколого – туристского потенциала, особенно во время предполагаемого пребывания туристов. Основными критериями оценки считается привлекательность природных комплексов и их рекреационная емкость. Поэтому большое значение приобретают территориальная организация туристской деятельности, функциональное зонирование и такая пространственная организация рекреационных территорий, при которой максимально удовлетворялись бы рекреационные потребности людей, но не в ущерб главному ресурсу туризма – природным комплексам. Во многих странах рекреационные зоны находятся под охраной государства. Специфика эколого – туристского природопользования состоит в максимально возможном сохранении чистоты природных комплексов и создании заинтересованности местного населения в сохранении своей среды обитания. Важно соблюдение баланса интересов: природоохранных – охрана природы от неуправляемого потока туристов; экономических – получение средств от посещения туристами природных территорий; социальных – воспитание экологической культуры и любви к природе. Поэтому вовлечение сельского жителя в туристский бизнес может гарантировать сохранность природных комплексов. К тому же сегодня многие видят возможность экономического подъема деревни именно в сельском туризме: это могут быть услуги предоставления средств размещения; эксплуатация различных маршрутов с активным способом передвижения применительно к природным особенностям территории – водные, велосипедные, конные, парусные; выпуск сувенирной продукции; организация предприятий национальной кухни и т.д.

Первые опыты сельского туризма в России имеются на территориях природных и национальных парков (гостевой дом в природном парке «Нижнехоперский» в Волгоградской области; гостевые дома, коттеджи, мини гостиницы и палаточный лагерь местных жителей в национальном парке «Зюраткуль» в Челябинской области). И этот опыт показывает, что такие услуги могут приносить местным жителям стабильный заработок.

То же касается и сувенирной продукции.

Программа развития туризма в Астраханской области на протяжении многих лет через определенные промежутки времени корректируется, а выполнение особенно в части экологического и сельского туризма, практически, не сдвигается с места. Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки решение этой проблемы Министерству по спорту и туризму необходимо, на мой взгляд, создать творческую группу, которая могла бы в первую очередь выделить первоочередные мероприятия или услуги, которые можно будет оформить как туристский продукт и внедрить на туристский рынок. Во вторую очередь выделить перечень наиболее интересных объектов показа, определить степень их проработки на период составления перечня и вновь определить очередность исполнения. В том случае, если для разработки или оформления того или иного туристского продукта не будет достаточно какой – либо информации, то в качестве помощников творческой группы можно привлечь студентов астраханских ВУЗов в рамках производственных практик. В рамках производственных практик можно использовать студентов АГУ и АГТУ и для оформления документации туристского продукта и его рекламы.

Одной из самых острых проблем сельского туризма является отсутствие специальных навыков у населения в оказании туристских услуг, Образовательный уровень сельских жителей, в основном, на уровне средней школы. В связи с этим необходима организация специальных курсов для желающих оказывать тупистские услуги. В программу курсов целесообразно включить вопросы гостиничного сервиса, этики и этикета общения с туристами, организации питания. Эту работу может провести кафедра «Экологический туризм» совместно с биржей труда.

Безусловно, как и любой другой вид туризма, сельский туризм требует участия и помощи специализированных турфирм. Очевидно, что организованный сельский туризм с участием турагентов и туроператоров, выгоднее как для принимающих семей, так как освобождает их от поисков клиентов, проблем с их доставкой к месту отдыха, с оформлением документации и т.д.

Реализация программы развития туризма на мой взгляд должна начинаться не с глобальных мероприятий, требующих значительных инвестиций, а с мероприятий, направленных на уменьшение численности неорганизованных туристов, отдых которых является потенциальной угрозой природным комплексам. Участие сельского населения по оказанию туристских услуг может сократить количество таких туристов.

В прошлых отчетах Агенства по туризму (ныне Министерства по спорту и туризму) в качестве объяснения не выполнения тех или иных мероприятий, включенных в программу, было отсутствие средств на их реализацию. Для финансирования многих работ по развитию туризма Министерству и рабочей группе целесообразно рассмотреть вопрос о долевом участии туристских образований, биржи труда, участии студентов в рамках учебного процесса.

В нашей области тоже есть небольшой опыт приема иногородних сельскими жителями. Как правило, это предоставление жилья отдыхающим или рыбакам.

 


П.И. Бухарицин, А.А.Токарева

Астраханский государственный технический университет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...