Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И несколько советов юным или начинающим художникам

Материал Сергея Заркова (актера, режиссера, сценариста).

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть…

Сергей Есенин.

 

Поля продают,
Дома продают,
Пьют вино беспробудно...
Так гибнут люди в деревне моей.
Что ж сердце тянется к ним?

Исикава Такубоку

 

Привет, друзья! Мы – Наталия Кургузова-Мирошник и Константин Мирошник рады сегодня побеседовать с вами о жизни, об искусстве, о живописи. Я никогда не думал, что буду художником. Мой папа был военным. Постоянные разъезды, новые места жительства. Я помню такой момент: мы приехали в очередную военную часть. Обживались. В один из дней шел сильный ливень. Погода стояла хмурая. Военная часть была окружена забором. И от дождя он вдруг поменял цвет. Мне непременно захотелось нарисовать этот забор. Взяв акварельные краски, вооружившись большой кистью, я принялся за дело. Но, не тут-то было! Никак мне не удавалось нарисовать этот забор. Не получалось ничего! Очень разозлившись почему-то на забор, но не на себя, бросил я кисть и краски и долго не рисовал вообще. Но Бог вел меня по жизни к призванию. И в результате я поступил в Академию Художеств к Илье Сергеевичу Глазунову, где впоследствии и познакомился со своей будущей женой Наталией. Наташа рисовала с четырех лет, и ее путь был более менее предопределен. Мастерство, конечно, художник постигает всю жизнь! Работая денно и нощно. Впрочем, не только художник. Любой профессионал, желающий достигнуть высот в своем ремесле, трудится не покладая рук.

Почти все наши работы мы пишем вместе, в две кисти. Случайно как-то вышло. Во время учебы еще. Я писал картину, а Наташа стояла и смотрела со стороны. Свои замечания она выразила кистью. Взяла кисть и подправила недостатки. Мы посмотрели друг на друга и не слова не говоря, все поняли. Так и работаем вместе и идем по жизни. Наташа еще и весь быт тянет. И дети на ней в основном. Старшая – Полина юный художник. А выберет ли она профессию художника, не знаем. Пусть решает сама! Главное, чтобы она человеком добрым была. Тем человеком, который не может пройти мимо чужой беды, боли… Саше нашему сыну три года и он очень громко любит петь. Может быть станет оперным артистом?

 

МЕЧТЫ

В детстве я очень любил мечтать. Смотрел в ночное звездное небо и загадывал желания. Кем только я себя не представлял? И флибустьером, и смелым Зорро, отважным путешественником. Кстати, путешествовать очень люблю. Только, к сожалению, путешествовать часто не получается. Жизнь в большом Мегаполисе накладывает свой отпечаток. Пишем картины, воспитываем детей, зарабатываем на жизнь, иногда ездим отдыхать. Очень любим море. У нас есть картина «Дети моря», она для нас одна из самых дорогих сердцу. Но на море мы отдыхать толком не умеем. Два дня можно полежать на пляже, на третий день такой отдых начинает раздражать, и мы берем мольберты, кисти, краски и идем рисовать.

Очень мечтал, еще с детских лет побывать в Соединенных Штатах Америки. И вот не так давно моя мечта осуществилась. Хочу с вами, друзья, поделиться своими впечатлениями от этой страны. Меня пригласили сразу в несколько штатов, дать мастер-классы в Академии искусств Бостона. Поговорим и об искусстве. Мне было интересно, знают ли американцы русских художников? Каких? Есть ли там классическая школа живописи?

ДОРОГА

Дорогу я люблю. Само ощущение дороги волнительно. Вот кончилась суета московского аэропорта. Сидя в удобном кресле самолета нашего флагмана – Аэрофлота, я нажимал кнопки бортового плеера… и случайно услышал божественные звуки! Это была музыка Сергея Васильевича Рахманинова. Весь полет я слушал Рахманинова и думал: как мог человек вдали от своей Родины писать такую русскую музыку?! Это рахманиновская тоска, только ему присущая, русская природа, ручейки… Ведь это слышишь все в его музыке!

АМЕРИКА

Открыл глаза, посмотрел в иллюминатор. Таинственный огромный океан под нашим самолетом. Я почему-то вспомнил старый русский город Юрьев-Польский. Поля… Бабу Маню (есть у нас такая картина)…

Стюардесса идет по салону, просит всех пристегнуть ремни. Садимся…

Вот она долгожданная далекая Америка! Вышли мы из здания аэропорта я посмотрел на небо. Светило яркое солнце, белоснежные облака-кони словно приветствовали нас на чужой земле. А я подумал: «Небо-то наше, родное!»

Впечатлений, конечно, много. Не хочу растекаться по древу. Поделюсь главными. Нью-Йорк – это живой организм, не засыпающий никогда. Архитектура проста и прямоугольно-угловата. Нью-Йорк цивильный поражает небоскребами, дорогими автомобилями с такими важными водителями, словно они министры; куда-то спешащей толпой людей в дорогих костюмах; магазинами с кричащими витринами; уютными кафе и шикарными ресторанами. Нью-Йорк иной, изрыгающий запахи помоек. Это снующие и вечно жующие бродяги; уличные музыканты, на которых редко кто обращает внимание; это проносящиеся с огромной скоростью даже в часы плотного трафика полицейские машины…

Орландо – Дисней Лэнд! Город – праздник! Этим все сказано! Для детей здесь раздолье. Да и взрослые тоже радуются как дети! Какое-то запредельное количество парков и аттракционов. Небоскребы не такие высокие, как в Нью-Йорке. Город компактен. Архитектура неинтересная, как, впрочем, и во всех Штатах, но есть в Орландо какой-то свой колорит. В центре города - озеро Иола, внутри которого бьет фонтан, считающийся символом города. Ночная жизнь в Орландо насыщена и интересна. Кафе, рестораны, уличные представления, перформансы артистов из разных стран и конечно два гиганта - Walt Disney World и Universal Studios – превращают этот город в туристическую Мекку. Круглый год, несмотря на то, что здесь бывают ураганы, сюда стекаются американцы со всех штатов и туристы из разных стран Мира.

Лас-Вегас. Игорная столица Мира. Казино, казино, отели. Не стоит удивляться, если вдруг на Лас-Вегас-бульваре вы повстречаете звезду Голливуда или сразу несколько. За столиком напротив в одном из ресторанов ужинал Николас Кейдж с супругой… Вегас – очень живой город, да он и не может быть иным. Дух авантюризма витает повсюду. Иллюминация, от которой больно глазам не надоедает. Напротив, все так устроено, что повторяющихся огней, огоньков, фейерверков не встретишь! Прогуливаясь по центру Лас-Вегаса я увидел броскую афишу: «Выставка Клода Моне». Спрашиваю: «А пойти можно?» Сопровождающая Джессика делает круглые глаза: «Да вы что, Константин! На это событие запись была за два месяца!»…

 

Лос-Анджелес. Город Ангелов. Второй по величине город США после Нью-Йорка. Ночью с высоты птичьего полета у меня создалось впечатление, что я внутри голливудского фильма. Здесь множество музеев, работающих бесплатно в массе своей. Вообще, музеи США работают или бесплатно или за символическую плату. Поразил Центр искусств Поля Гетти. Один из первых американских миллиардеров завещал все свое состояние Центру искусств. После его смерти Центр Поля Гетти настолько не был сдержан в средствах, что скупал картины великих Мастеров за баснословные деньги! За что был обвинен в искусственном ажиотаже. Музей спроектирован по сторонам света, корпуса которого соединяются коридорами-смотровыми площадками. Потрясающие виды открываются и на океан, и на город. Здесь собрана уникальная коллекция живописи итальянских, французских, голландских мастеров, работы импрессионистов Ренуара, Моне, Ван Гога. Шедевры прикладного искусства древнего мира. Я тогда спросил нашего гида Джессику: «А русское искусство вы знаете? Наших великих художников Репина, Серова, Левитана?» Джессика задумалась на минуту, потом ответила: «У нас в Америке знают великих русских художников Шагала и Кандинского!»…

Океан.

В начале разговора я вспомнил нашу совместную с Наташей работу «Дети моря». Мы пришли к мнению, что все люди кто-то больше, кто-то меньше – дети моря! Море для нас - тема особая. Поэтому ничего меня так сильно не впечатлило, как океан. Он меняется каждую минуту. Вот океан благородный и добродушный раскидывает свои объятия, усыпляюще нашептывая свою колыбельную песнь. Но, прошел час и словно бес в него вселился!..

Бостон. Культурная столица США. Есть в этом городе что-то европейское, азиатское… Его называют Новая Англия. Это из истории. Основали его выходцы Старого Света – ирландцы. К слову сказать, чета Кеннеди из Бостона – это потомки старого ирландского рода. Бостон – город богатейшей культуры и истории. Именно здесь множество творческих вузов, колледжей, кружков и т.д. Здесь все пропитано творческой атмосферой, здесь и мне предстояло дать мастер-класс для студентов Академии искусств.

 

МАСТЕР-КЛАСС

Перед мастер-классом нам было решено показать не только мастерские, но и жилые помещения студентов, их быт; провести по выставочным залам. Но об этом маленьком путешествии я расскажу позже.

Войдя на территорию Академии нашим взорам предстал памятник – большой носорог. По словам учащихся – это некий их символ, символ творчества и самой Академии. Носорог на меня должного впечатления не произвел. Меня сразу же привлек магазин для художников, находящийся на первом этаже и занимающий гораздо меньшую площадь, чем Носорог. Я, конечно, вошел, стал рассматривать кисти, холсты, краски. Разнообразие и невысокие относительно московских цены, поразили. Я спросил, есть ли у них «репинский» холст? Любезный продавец-консультант ответила, что есть. Я удивился, ведь Джессика сказала, что Репина в США не знают. Задаю тот же вопрос – «знаете ли вы великого русского живописца Репина» продавцу и нескольким художникам, находящимся рядом. «Нет» - был ответ. Тут уже мне стали задавать вопросы: «А почему именно репинский?», «В чем его особенности?» и т.д.

Я был слегка озадачен. Ведь выбор холста, то есть основы один из самых важных вопросов! Если неверно выбрать холст, то грунт ляжет неправильно или вовсе не загрунтуется, что естественно повлияет и на живописный слой. Также если структуру холста выбрать неправильно, то живописный слой потрескается очень быстро и т.д. Я это стал рассказывать, Джессика переводить. И минуты через две в магазине стало тесно. Все слушали. Кто-то записывал. «Это ведь у нас в художественной школе проходят!» - подумал я и продолжил: «Репинский холст – не грубый, но достаточно крупной вязки. Его еще называют «двуниток». Очень прочный. Грунтуется легко. Работать с ним приятно. Состав ткани 100% лен. Подходит для работ маслом среднего и крупного размера. Мы с Наташей предпочитаем именно такой вид холста – «репинский» за его надежность и долговечность»…

Кто-то из присутствующих сказал: «А мы ищем новые формы! Мы пишем на разных поверхностях! Холст – это вчерашний день!». Джессика представила оратора. Им оказался один из самых успешных студентов Академии. Дизайн его стикеров занял первое место на каком-то конкурсе, и сами эти стикеры облетели все Штаты. Он в Академии был на правах что-то вроде неприкасаемого. Мы с ним разговорились. Ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов он не пишет. «Не моя тема!» - говорит. О классической школе живописи он не знает. Скорее всего писать по-настоящему он не умеет. Все остальное эпатаж, вызов. Я его не осуждаю. Вся Америка помешана на дизайне. Но может ли дизайнер называться художником в полном смысле этого слова? Я ему ответил тогда: «Нет ничего более нового и эпатажного, чем шершавая поверхность холста»…

Пока студенты оживленно обсуждали услышанное, я решил выбрать кисти. Качество кистей производства США меня если не потрясло, то порадовало сильно. В Москве трудно встретить орудия нашего труда такого высокого качества. Накупил я много разных кистей. Иду к кассе. Наш бессменный гид - Джессика недоуменно посмотрела на меня и указала на ценник: «Дорого!».

«Ты на Крымском Валу не была!», - парировал я и пошел оплачивать бесценную покупку.

 

Теперь вернемся в общежитие студентов и мастерские. Войдя в здание общежития (оно соединено с учебными корпусами переходом) я подумал, что попал в спа-салон. Чистота неприличная для художников! Нигде никаких творческих беспорядков, разбросанных бутылок и поющих кривыми голосами бородатых дядек и коменданта со шваброй. Спрашиваю, дорого ли учиться? Оказывается, при поступлении самым важным является творческий конкурс. Учиться довольно дорого, но если по каким-то причинам студент не может оплатить обучение, но у него есть талант, то государство (США) возьмет его содержание на себя в независимости от гражданства данного студента. «У нас бы так!» - сказал я вслух.

Мастерские.

В Академии несколько мастерских. Меня попросили посмотреть некоторые работы студентов и выпускников. Работы хранятся в рулонах. Развернули рулоны, разложили работы на полу. В основном, это картины абстрактного характера. Есть интересные цветовые решения. Но чего-то определенного, скажем, ваза с цветами или скульптура Венеры, этого нет. Здесь дело в самом подходе. Главное, чтобы студент творил, раскрывался как творческая единица. Очень большое внимание уделяется смешению красок. А школы как таковой нет. Но у них и задачи такой нет. Как я говорил выше, дизайн, умение графически решить ту же вазу в пространстве – вот главное. С натуры рисуют, но точного сходства никто не требует.

В залах музея Академии есть прекрасные работы голландской школы живописи XVIIвека, даже портреты Рембрандта. То есть эталон есть.

Теперь перейдем к самим мастер-классам. В первый день я должен был нарисовать с натуры девушку карандашом. Да, надо отметить, что рисовать в присутствии сотни человек – довольно тяжкое и муторное дело для начинающего художника. Когда-то и я был таким. Спасибо моему хорошему знакомому художнику Юрию из Киева. Я тогда учился в Академии Художеств. На каникулы поехал в Ялту писать. Увидев мою зажатую в прямом смысле слова фигуру на пленере ялтинской набережной, он подошел и спросил: «Что, брат, тяжко на людях рисовать?» Он заставил меня делать по несколько десятков набросков и рисунков за три-четыре часа, при этом кричать отдыхающим: «Портреты недорого!». За два дня таких упражнений мне было легко и свободно писать при любом количестве людей. Сейчас я смогу и в Букингемском дворце писать без стеснений! И с Королевы попросить за труды… Юрий любил повторять: «Кто сказал, что художник должен быть голодным, пьяным и больным?! Художник – это звучит гордо!» К сожалению, у нас художникам живется не сладко. Мои знакомые – потрясающие художники из Костромы, живут почти в нищете. А что делать? Город маленький. Люди в массе своей борются за выживание. Летом работы продаются – туристы из Старого и Нового Света помогают, покупая картины… Да и склад характера надо иметь определенный, чтобы уметь себя продавать…

Опять я отвлекся. Вернемся к мастер-классу. Девушка с натуры карандашом.

Смотришь на девушку. Концентрируешься полностью. Изучаешь детали. Детали – как в кино, - одна из главных составляющих портрета и не только портрета. Что ее (девушку) отличает от других? Хорошо, что волосы темные были у нашей натурщицы. Темные волосы карандаш хорошо передает. Постепенно начинаешь. Брови…Глаза…Нос… Через двадцать минут образ стал вырисовываться. Раздались первые аплодисменты. Через час портрет был готов. Студенты были поражены сходством и быстротой работы. В рисунке есть свои плюсы. Один тон.

Второй день. Портрет с натуры той же девушки только маслом. В интерьере парка.

Писал четыре часа. Нужный тон подобран. Немного наметил фон (парк). Потом вернусь к нему, прорисую полностью. Перешел к портрету. Когда-то нам – студентам Академии А.М.Шилов говорил: «Когда пишете портрет, кистью нужно водить, как будто муха ползет». Натурщица уже знакомая. Детали известны. Все, смелее!

Когда портрет был готов, наступила полная тишина сначала. Потом аплодисменты, восторженные крики. Наверное, нескромно про это говорить…

 

И НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЮНЫМ ИЛИ НАЧИНАЮЩИМ ХУДОЖНИКАМ

Живопись – не балет. Ею можно заниматься в любом возрасте. Главное слушать свою душу. Тянет рисовать – бери карандаш и рисуй. Часто приходиться слышать такое: «Сейчас краски стоят бешенных денег! Недешевое удовольствие! А сколько еще всего нужно? И мольберт, и кисти, и бумагу, и холсты»… Несколько наших друзей-художников иногда используют краски из старых запасов, еще с советского времени. Сейчас просто купить не на что. Бережно относятся к растворителям, маслу, акварели. Сами делают рамы и подрамники из выброшенных остатков багетных мастерских и пр. Да, имеет место быть бизнес-проекция и здесь. Иногда поражает ценообразование на рамы, скажем, или итальянские кисти! Но не это главное! Если хочешь рисовать – рисуй! Карандаш стоит недорого. Есть очень хорошее упражнение для художника: пока едешь в метро, автобусе, трамвае, делай наброски. Есть свободное время, делай наброски карандашом. По пятьдесят набросков пока едешь до места назначения. Из пятидесяти один будет толковый. И так изо дня в день. Еще есть один гениальный прием – гризайль – живопись одним тоном. Берем акварель и пишем только черной краской, разбавленной водой. Мне приходилось видеть шедевры, написанные таким способом. Ведь все гениальное – просто!

Творите! Творите, друзья!

Федор Васильев – великий русский пейзажист ушел из жизни в 23 года! Картины его – мировое наследие!

Кто знает, оставят ли добрую память о себе нефтяные магнаты, олигархи, руководители разных уровней?

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот, друзья, в общих чертах я рассказал вам о своем путешествии в Соединенные Штаты Америки. Надеюсь, вам было интересно. Что хотел бы сказать в финале? Посетив один из ведущих творческих вузов США, могу выразить гордость за эту страну, что так бережно относится к людям творческим, талантливым. Там созданы все условия для учебы, раскрытия личности. Поразила защищенность студентов, их бытовая устроенность. Руководителям нашей страны есть чему поучиться в плане финансирования искусства и культуры. В США огромное количество музеев на балансе государства! Причем некоторые несут весьма сомнительную культурную миссию. У нас же в России гениально одаренные творческие люди и коллективы влачат жалкое существование, музеи общемирового значения держатся на энтузиазме служащих этих музеев, при поступлении в творческий вуз сначала изучается платежеспособность абитуриента, потом его талант (не везде, конечно) и т.д. и т.п.

Исторически так сложилось, что США – слияние нескольких культур. Собственной культуры толком нет. Нет того самостийного, индивидуального вкуса, который вырабатывается веками! Нет архитектуры как таковой. Россия же всегда была богата на гениальных писателей, художников, поэтов, музыкантов, артистов. Видимо, такой крест у людей искусства России, настоящего искусства – быть богатыми духовно и только! Может быть в этом и есть предназначение России – подпитывать культурно все остальные страны? Взять, к примеру, Японию. Казалось бы, технический и технологический прогресс таков, что скоро фантастические рассказы и повести Айзека Азимова или Рэя Бредбери о биороботах станут реальностью. Но культурный вакуум огромен и он растет! И его не заполнить техническим прогрессом!

Может быть, мои слова покажутся вам громкими и напыщенными, но я считаю, что будущее за Россией и за русским искусством! Мы не потеряли пока связи с природой, со своей исконной культурой. Пока не потеряли, а это главное!

 

До новых бесед, Ваши Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...