Билет 64. Отличительные черты международного бизнеса и международного менеджмента. Специфические задачи менеджера в международном бизнесе.
Международные компании: определение, классификация и роль в глобализации мировой экономики. International Corporation – форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. По национальной принадлежности капитала, по собственности: 1. ТНК определяют как крупные экономические компании, имеющие преимущественно однонациональный акционерный капитал и преимущественно однонациональный контроль за ее деятельностью (у нее превалирующая доля акционерного капитала, пусть даже если это 10%). Работа за рубежом организуется через сеть филиалов и дочерних компаний (отличие филиалов от дочерних компаний состоит в том, что филиалы не имеют хозяйственной самостоятельности и не ведут хозяйственной деятельностие). К крупнейшим ТНК относятся такие компании, как Exxon Mobil (США), British Petroleum (Великобритания) в нефтяной промышленности, Evergreen (Тайвань) на транспорте, Nestle (Швейцария) в пищевой промыш-ленности и другие. 2. МНК — это корпорации, концерны, производственные единицы, тресты, синдикаты, картели, которые являются международными потому, что контроль над ними осуществляет не одна страна. В свое время в их отношении применялся термин «международная монополия». Так исторически сложилось в случае с компанией Royal-Dutch-Shell, энергетической компанией, которая была создана с участием английских и голландских предпринимателей. Достаточно широко в конце 1990-х годов обсуждалась в бизнес-среде сделка о создании германо-американского концерна Daimler-Chrysler. Уже давно и успешно функционирует англо-голландский химический концерн Unilever и др. В настоящее время МНК не имеют в мире бизнеса такого влияния, как ТНК, что во многом объясняется достаточно просто: стороны не имеют доминирующего по отношению друг к другу положения, и это в принципе не вызывает излишней внешней агрессии.
М. Портер: «многонациональная компания – компания, существенная доля деятельности и интересов которой находится за пределами собственной страны».
По характеру деятельности: a) Мультилокальные (multidomestic) – приспосабливаются к условиям разных стран (своего рода конгломерат), уровень централизации управления ниже, чем в глобальных – филиалам предоставляется больше самостоятельности (самоокупаемость). b) Глобальные – распространяют свой стандарт деятельности и бизнеса на все страны, он сильнее национальных моделей (McDonald’s, Sony, Coca-Cola). · Добиваются гигантской экономии на издержках · Предлагают стандартизированные продукты для всего мира (здесь про тренд в глобализации, про глобализацию вкусов. Также можно пример про Кэдбери и печенье «Орео» в Китае). · Формируют одинаковые вкусы и традиции потребления в разных странах (тут можно про индекс «Биг Мака», придуманный The Economist) · Строят глобальные предпринимательские сети · Имеют доступ к мировым финансовым рынкам · Имеют торговые марки известные во всем мире (Сoca-Сola, McDonald’s, Sony, Apple) С точки зрения философии и корпоративной культуры: 1. Этноцентрические: ориентация на операции в стране происхождения 2. Полицентрические: ориентация на рынки отдельных зарубежных стран и особенности среды 3. Геоцентрические: глобальные, не отдают предпочтения ни одной из стран (страна происхождения при этом часто не выделяется, например, Nestle) Роль в глобализации мировой экономики: ТНК превратились в вездесущую силу, формирующую современный и будущий облик мира. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно влияя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации формируют новые связи, видоизменяют сложившиеся формы хозяйствования.
Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях: · технический уровень · качество продукции · эффективность производства · совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями. ТНК являются главным субъектом транснационализации капитала - основополагающего элемента глобализации экономики. Можно дать некоторые цифры: Роль в мировой экономике: · 82 тыс. ТНК, занято 80 млн. чел. (2010) · Добавленная стоимость ТНК (в стране происхождения и за рубежои) около 16 трлн. долл., ¼ мирового ВВП (2011) · 1/3 мирового экспорта · Зарубежное производство ТНК – 40% всего их пр-ва (по добавленной стоимости) · Важным новым источником ПИИ являются государственные ТНК (650 гос. ТНК, 8 500 зарубежных филиалов по всему миру). Их число составляет менее 1% всех ТНК, но их зарубежные инвестиции – 11% мирового ВВП (2010) · ТНК развитых стран (80% об общего числа ТНК) – 70% ПИИ (потоки) Основные тенденции развития ТНК в посл годы по World Investment Report 2005-2010
· В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли · ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). · На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР. · Сейчас из всех ТНК на Америку, Японию, Германию и Швейцарию вместе взятые приходится лишь примерно половина. Растет число и значение ТНК из развивающихся стран (особенно – из азиатских «драконов», таких как Тайвань, Южная Корея, КНР). · Ожидается, что в ближайшие годы будет продолжаться увеличение среди ТНК доли фирм из новых индустриальных стран третьего мира и из стран с переходной экономикой. · ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей, а также для развития самой этой системы.
· Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета Билет 64. Отличительные черты международного бизнеса и международного менеджмента. Специфические задачи менеджера в международном бизнесе. Международный менеджмент - это особый вид менеджмента, цели которого формирование, развитие, использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия. Международный бизнес работает в разных культурных средах, и его эффективность в большей или меньшей мере зависит от национальной культурной составляющей. Международный бизнес имеет возможность использовать мировую глобализацию: не ограниченные страновыми границами возможности. Особенности среды МБ: · Незнакомая – чуждая – агрессивная. · Незнакомы возможности и источники изучения этой среды. · Высокая степень непредсказуемости и неопределенности → МБ должен адаптироваться к изменяющейся внешней среде, в том числе и международной.
Принципиальное отличие международного менеджмента – возможность эффективного использования «культурного фактора» практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур стран базирования и стран пребывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|