Органы управления финансовой системой РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Если отталкиваться от научных основ социального управления, то управление финансовой системой происходит одновременно на двух уровнях, отделить которые друг от друга можно только теоретически: 1) управление людьми - человеческим поведением; 2) управление денежными потоками - финансами. Управление финансовой системой, облеченное в правовую форму, обычно сводится к администрированию, то есть административно-государственному управлению - масштабному процессу, в который вовлечены группы профессиональных агентов власти - государственных чиновников, образующих аппарат управления. Единственная легальная форма профессионального объединения чиновников - это государственный орган (орган местного самоуправления), который в соответствии с принципом разделения государственной власти на три ветви реализует функции законодательные, исполнительные или судебные. Однако органы управления финансовой системой - это также: а) не всегда органы государственной власти, принадлежащие к какой-либо ее ветви (например, Банк России или Агентство по страхованию вкладов); б) независимые контролирующие государственные органы (например, Счетная палата РФ, подотчетная Государственной Думе, не входит ни в одну из ветвей государственной власти). Управление финансовой системой подчинено особенностям федеративного устройства России и прежде всего - разделению предметов ведения федерации и субъектов, а также учитывает право граждан на местное самоуправление. Далее будет рассмотрен только федеральный уровень управления финансовой системой РФ. Законодательные (представительные) органы управления финансовой системой РФ:
- Государственная Дума - на правах нижней палаты Федерального Собрания участвует в законотворчестве, принимая федеральные законы; депутаты Думы наделены правом законодательной инициативы; все законопроекты вносятся в Думу (включая проекты федеральных законов о бюджетах), при этом только при наличии заключения Правительства РФ могут быть внесены законопроекты о: а) введении или отмене налогов; б) освобождении от их уплаты; в) выпуске государственных займов; г) изменении финансовых обязательств государства; д) другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Кроме того, нижняя палата российского парламента назначает на должность и освобождает от должности: а) Председателя ЦБ РФ; б) Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов; - Совет Федерации - на правах верхней палаты Федерального Собрания в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов, в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Счетная палата - независимый орган финансового контроля, формируемый парламентом и подотчетный ему. Направления деятельности Счетной палаты рассматриваются в главе "Пособия о бюджетном процессе".
Исполнительные органы управления финансовой системой РФ: - Правительство РФ: - разрабатывает федеральный бюджет, представляет его Государственной Думе, обеспечивает исполнение, отчитывается перед Государственной Думой о его исполнении; - обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; - Министерство финансов РФ: - вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование следующих сфер:
а) бюджетная и сфера государственного долга; б) налоговая; в) банковская деятельность; г) валютная; д) страховая; е) финансовые рынки; ж) кредитная кооперация; з) микрофинансовая деятельность; и) аудиторская деятельность; к) бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность; л) организация и проведение лотерей, азартных игр; м) производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней; н) формирование, инвестирование средств пенсионных накоплений; о) некоторые другие финансовые сферы; - разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; - координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; - координирует и контролирует деятельность подведомственных ему: а) Федеральной налоговой службы; б) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; в) Федерального казначейства. - Федеральная служба по финансовым рынкам - осуществляет нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков. Банк России - орган управления банковской (денежно-кредитной) системой РФ. Подробнее направления деятельности и полномочия Банка России рассматриваются в главе "Пособия о банковской системе".
Вопросы Для более глубокого изучения материала и обсуждения на практическом занятии (семинаре) 1. В чём заключается финансовая деятельность государства? 2. Из каких идей складываются традиционные подходы к предмету финансового права? 3. Из каких идей складываются современные подходы к предмету финансового права? 4. Какие отношения целесообразно признавать предметом финансового права? 5. На каких идеях основаны принципы отрасли? 6. Определения финансовой системы РФ. 7. Органы управления финансовой системой РФ и их функции. 8. Исполнительные органы управления финансовой системой РФ и их функции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|