Интеллектуальные системы управления спросом.
Управление спросом на потребление электроэнергии является важнейшим функциональным элементом создаваемой ИЭС ААС. Функциональность управления спросом должна быть обеспечена на различных временных интервалах (от долгосрочных программ, до реального масштаба времени), а также в различных режимах функционирования ИЭС ААС (как нормальных, так и аварийных). Для всех этих условий ИЭС ААС должна предлагать различные возможности и варианты активного поведения потребителей, варьирующих объемы и режимы своего потребления, используя технические возможности системы и механизмы экономической заинтересованности участия потребителей в процессе управления спросом. Технические средства управления спросом (фактически управления нагрузкой потребителя) могут устанавливаться как непосредственно у потребителей, так и на объектах ИЭС ААС (в том числе, в центрах управления ИЭС ААС). Воздействие этих систем может быть реализовано непосредственно на токоприемники потребителей, на технологические устройства управления производственным процессом (или приборами, использующими электроэнергию в домовладениях и коммунальном хозяйстве) конкретного потребителя, а также на источники электроэнергии, находящиеся в ведении потребителя (от электростанций, до накопителей электроэнергии). Интеллектуальные агенты ИЭС ААС, используя необходимую информацию по ситуации в энергосистеме, в т. ч. ценовую коньюктуру на рынках электроэнергии и системных услуг, принимают решения по управлению режимом электропотребления. Потребители, включающиеся в интеллектуальную систему управления спросом, используют систему типа «Интеллектуальный диспетчерский центр потребителя» (ИДЦП). Внешние связи этой системы обеспечивают оперативное взаимодействие как с технологической инфраструктурой (центрами технологического и диспетчерского управления в реальном времени), так и с коммерческой инфраструктурой рынка (торговыми площадками и центрами финансовых расчетов в темпе прохождения торговых сессий).
Технологические МАСУ управления электропотреблением обеспечивают: § Контроль и управление в темпе процесса режимами токоприемников потребителя, оснащенных активными управляющими элементами; § Единый гибкий интерфейс для подключения разных типов принимающих устройств в информационную сеть потребителя; § Для промышленных потребителей – синхронизацию с АСУТП потребителя (в реальном времени); § При наличии собственных генерирующих/аккумулирующих источников и сетевой инфраструктуры - возможности создания и управления режимами виртуальных электростанций и резервами пропускной способности собственной сети; § Оперативную (без нарушения основных производственных процессов) возможность перевода потребителя в автономный режим энергоснабжения и последующего обратного включения в энергосистему. Коммерческие МАСУ управления электропотреблением обеспечивают: § Скользящее планирование объемов потребления электроэнергии на различные временные периоды, с учетом текущего состояния токоприемников, изменения технологических потребностей основного производства (для крупных потребителей) и целесообразности использования собственных источников; § Формирование ценовых заявок на покупку электроэнергии с оптового и локальных рынков, отражающие текущие приемлемые затраты на энергоснабжение, дифференцированные по объемам, гарантированности и срочности поставки; § Формирование ценовых заявок на продажу электроэнергии (от собственных генерирующих источников) по сегментам оптового и локальных рынков;
§ Оптимизацию последовательности ограничения потребления в случае аварийных режимов или перехода к автономному энергоснабжению – на основе дифференцированной оценки ущербов от недополучения электроэнергии; § Поддержку локальных рынков электроэнергии и системных услуг со встроенной роботизированной торговой системой (при наличии распределенной генерации и сетевой инфраструктуры). Коммерческие и технологические агенты осуществляют непрерывное информационное взаимодействие актуальной оперативной информацией по: § Работоспособности, техническом состоянии и текущих регулировочных возможностях токоприемников, а также собственных источников электроэнергии; § Фактическому объему потребленной электроэнергии, а также о произведенной и поставленной в сеть электроэнергии собственными источниками электроэнергии; § Технико-экономическим показателям процессов потребления и производства (собственными источниками) электроэнергии; § Средневзвешенной стоимости электроэнергии (текущей и по отчетным дискретным периодам формирования ценовых заявок) и фактическом обеспечении потребности по сегментам поставок с электроэнергетического рынка. В системах управления спросом важная роль отводится автоматизированной системе интеллектуального коммерческого учета (АИСКУЭ), данные которой используются коммерческим агентом потребителя. АИСКУЭ должна обеспечить в непрерывном режиме расчет полной текущей стоимости электроэнергии, включая: § Средневзвешенную рыночную цену электроэнергии, приобретаемую по сегментам оптового рынка, а также по результатам торгов на местных площадках – на основе постоянного обмена с автоматизированными системами финансовых расчетов на оптовом и локальном рынках; § Для потребителей, имеющих собственные генерирующие/аккумулирующие мощности – средневзвешенную цену поставки электроэнергии на оптовый рынок или реализуемую на местных торговых площадках; § Средневзвешенную рыночную цену мощности и системных услуг – при выделении их в качестве отдельных рыночных продуктов для данной категории потребителей. § Объемы фактического потребления и стоимость отклонений потребления и других продуктов от плановых заявок, объемы и штрафы по отклонениям фактической поставки электроэнергии и других продуктов от плановых заявок;
§ Объемы инфраструктурных платежей в средневзвешенной рыночной цене (сетевой тариф, сбытовая надбавка, услуги коммерческого и технологического оператора рынка) с учетом выбранного тарифного плана. § Накопление данных оперативного учета с их усреднением по различным временным периодам: за час, несколько часов, сутки, неделю, месяц, сезон, год. Пример построения взаимодействия агентов в системе управления спросом приведен в Приложении 5. 4.6. Технологические элементы для управления спросом на электроэнергию у средних и мелких потребителей (коммерческий сектор, многоквартирные дома, домашние хозяйства) включают в себя: § Новые токоприемники (бытовые и промышленные) с активным откликом, оснащенные встроенными интеллектуальными модулями для информирования о текущем состоянии и удаленного управления режимами функционирования. § Существующие токоприемники (при их модернизации) требуют расширения возможности активного отклика с установкой аналогичных или более простых по функциональности интеллектуальных модулей для удаленного управления режимами. § Накопители электроэнергии (промышленные и бытовые), обеспечивающие защиту токоприемников от аварийных ситуаций в энергосистеме, а также позволяющие оптимизировать во времени объемы поставок электроэнергии с рынка и от собственных источников с учетом динамики цен в реальном времени. § Системы автоматизированного управления потреблением (EMS-порталы), объединяющие токоприемники с активным откликом и накопители, которыена основе внешней коммерческой и технологической информации осуществляют управление их режимами с учетом предпочтений (настроек) и запросов самого потребителя. § Средства оперативного информирования самого потребителя о динамике режимов электропотребления и стоимости электроэнергии, отражающие: o Запросы на поставку/продажу электроэнергии гарантированного качества;
o Запросы на поставку/продажу системных услуг гарантированного качества; o Тарифное меню (для регулируемых групп потребителей); o Возможные виды дополнительных услуг (энергоаудит, обучение и др.); o Семантический WEB –интерфейс. Для управления спросом на электроэнергию в городах и у крупных потребителей (в том числе - с присоединенной субабонентской нагрузкой) на основе моделирующей платформы реального времени могут создаваться интеллектуальные системы управления, реализующие функции локальной энергосистемы и торговой площадки: § Формирование виртуальных электростанций и управление (в т.ч. противоаварийное) режимами работы этих станций из локальных центров управления с обменом информацией с «СО ЕЭС» и НП «Совет рынка»; § Создание локальных рынков электроэнергии и системных услуг со встроенной роботизированной торговой системой организации конкурентных торгов (аукциона) на локальной торговой площадке посредством внедрения мультиагентных технологий. § Управления резервами пропускной способности сетей за счет мониторинга статической устойчивости локальной энергосистемы и систем АПНУ. § Основные функции мониторинга и управления локальной энергосистемой, включая управление режимами локальной энергосистемы при ее отделении в результате аварии (режим острова). § Дополнительные услуги (энергоаудит, обучение, доступ к интернету, теплоснабжение, оптимизация электропотребления клиента). Требования по составу и показателям назначения, основных функций субъектов интеллектуальной системы управления спросом на электроэнергию: § Расчет уровня надежности и качества электроэнергии – один раза в 10 мин. § Формирование расчетных электронных счетов фактур и платежных извещений – не позднее, чем через 5 сек. после подтверждения сделки между участниками местного рынка электроэнергии. § Расчет резервов мощности генерации виртуальной электростанции (в том числе для оказания системных услуг) – реальной время. § Прогноз потребления электроэнергии – реальное время. § Расчет гибкого меню тарифов для потребителя – реальное время, интерактивный режим. § Максимальное время торговой сессии – 5 мин. § Максимальное время расчета текущего диспетчерского графика – 3 мин. § Время восстановления ЭЭС в режиме острова после аварии– не более 10 мин, в зависимости от категории энергоснабжения потребителей. § Время ввода системы в синхронизм после отделения от ЕНЭС– не более 30 мин, в зависимости от категории энергоснабжения потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|