Глава 2. Дискуссия о количестве жертв и увековечивание памяти погибших.
Ведение Каждый год 9 мая вся страна отмечает великий праздник- День Победы в Великой Отечественной войне. Время, темп жизни, приоритеты нового поколения отодвигают от нас войну все дальше и дальше… Но ни в коем случае не должна уйти память- память о великих и трагических событиях того периода. Прошло чуть более 70-и лет. Историю переписали. Кто-то продолжает настаивать на десятках тысяч погибших, кто-то приводит книги, где Саласпилс якобы назвали всего лишь "трудовым лагерем, в котором погибло 2 тысячи человек". Кто-то из латышских историков пошёл дальше и заявлял, что "здесь вообще никто не погиб". Для нынешних латышей немецкие нацисты — не оккупанты, а советские солдаты — не освободители. Развить мысль Цель: углубить знания о страшных событиях, выпавших на долю нашего народа в период Великой Отечественной Войны, рассказать об изломанных судьбах людей военного поколения, в том числе и детей. Изучая данную тему, я, таким образом, отдаю дань памяти всем тем, кто погиб в застенках концентрационного лагеря. Объектом работы является страшная правда о концлагере Саласпилс. Предметом работы являются узники концлагеря. Основными методами работы является анализ исторических источников, материалов сайтов сети Интернет. При всей актуальности темы, история лагеря в Саласпилсе изучалась в узких аспектах лишь западными историками (В. Шеффлер, Д. Шуле, А. Ангрик, П. Кляйн и др.), а также латышскими (Г.Стродс, Р. Виксне, У. Нейбургс). Характеристика общая – 2-3 строчки.
Глава 1. История История Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь (нем. Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils, а также Lager Kurtenhof), созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Немцы неофициально называли его «фабрикой крови». Официально — воспитательно-трудовой лагерь, который относился к числу образцовых фабрик подавления и уничтожение личности. Так окрестили его немцы в своих документах. [8]. Он размещался в 18 км от Риги, в болотистом месте, где раньше находился военный полигон и являлся один из самых больших (из 23) концентрационных лагерей смерти в Латвии.[5]
Территория лагеря была обнесена несколькими рядами колючей проволоки с небольшими охранными вышками. В центре лагеря была большая охранная вышка, где были прожекторы и пулеметы. Рядом находилась виселица. Администрацию лагеря составляли в основном немцы. Охрана Саласпилса, вахтенная служба пулеметной башни, команды, непосредственно проводившие казни, состояли из солдат и офицеров Латышской полиции и Латышского легиона СС. Это те самые «борцы за свободу и независимость Латвии», которые сегодня маршируют в центре Риги со свастиками на рукавах, те самые «герои, которые спасали Латвию от большевиков» [2, с. 10; 6]. Вокруг вышки в три ряда размещались построенные на скорую руку деревянные бараки. Всего было 45 бараков, а самый большой — детский. Каждый барак был рассчитан на 200-250 человек, но часто в них загоняли 350-800 человек. Люди спали на нарах в 4-5 ярусов. В конце лагеря находился карцер со множеством бункеров. В них человек мог сидеть только скорчившись. Сюда обычно заключали смертников - тех, кого на следующий день расстреливали или вешали. [2,с.10; 6] Узникам на грудь и спину нашивали в качестве мишеней белые лоскуты - на случай побега. Суточный рацион состоял из 150—300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов. Отработка трудовой повинности длилась до 14 и более часов.[5]. В декабре 1942 года по поводу принадлежности лагеря состоялся спор между Главным административно-хозяйственным управлением СС (WVHA) и администрацией Рейхскомиссариата Остланд по поводу контроля над лагерем. 1 декабря Главное управление имперской безопасности в Берлине запросило командующего полицией безопасности и СД в Риге Рудольфа Ланге, является ли Саласпилс концлагерем, и если да, то по какой причине он не передан в ведение WVHA. Ланге ответил, что лагерь Саласпилс не является концентрационным, а воспитательно-трудовым, и потому находится под контролем полиции. Генрих Гиммлер счел такое объяснение неудовлетворительным и называл Саласпилс концлагерем, однако контроль над ним оставался в руках Ланге до прекращения немецкой оккупации [8].
Хотя Саласпилс не был лагерем смерти таким как Белжец или Собибор, единственными целями которых было уничтожение людей, и числился трудовым лагерем, условия жизни в нём предусматривали массовую гибель заключённых от голода, болезней, холода и истощения. Несмотря на высокую смертность заключённых от вышеуказанных причин, расстрелы, повешения и другие способы убийства были обычным наказанием за любую провинность. В конце 1942 года комендант Ланге использовал душегубки для уничтожения евреев и других расово неполноценных. Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих способов истребления людей [8]: · Убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов». · Голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти. Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания;[8] · Отравление больных детей и взрослых мышьяком;[8] · Проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей);[8] · Частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей);[8] · Применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы;[8] · Пытки;[8] · Смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников;[8] · Тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями;[8] · Тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока);[8]
· Казнь через повешение;[8] · Смерть в «душегубках» — специальных газовых камерах, установленных в автомашинах («Газвагенах»);[8] · Закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года);[8]
Узники Изначально лагерь создавался для прибывающих в Латвию депортированных из Германии евреев — с целью селекции и последующего уничтожения. Они и начали в октябре 1941 года строить этот лагерь. В строительстве лагеря были задействованы и евреи из Рижского гетто [8]. Так в своём отчёте командир эйнзатцгруппы «А» Шталекер показал: « Строительство лагеря идет при участии всех евреев и...весной все эвакуированные евреи, которые переживут зиму, могут быть собраны в этом лагере».[6] Из привезенных в Латвию иностранных евреев в Саласпилс отправляли только трудоспособных. Многие из них погибли от голода и непосильного труда. [4,c.36] По данным историка Валдиса Луманса, в дальнейшем в лагерь заключали советских военнопленных, латвийских и других участников антинацистского сопротивления.[8] Отношение немцев к советским военнопленным и условия их содержания мало чем отличались в различных лагерях. Командование вермахта формально оправдывало это тем, что СССР якобы не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. В действительности СССР подписал конвенцию 25 августа 1931 года [11]. Во всех лагерях советские военнопленные находились на самом низу лагерной иерархической лестницы, ниже них находились только евреи. Все они находились в положении «вне закона» для германского руководства. Вопреки статье № 7 Приложения 4-й Гаагской конвенции 1907 года, обязывающей воюющие страны «обеспечивать военнопленных такой же пищей, как и свои собственные войска» советских военнопленных морили голодом [11]. Так, в отличие от военнопленных других стран, они держались на голодном, смертельном пайке и были обречены на гибель от голода и эпидемий, вызванных инфекционными заболеваниями; были лишены возможности получить медицинскую помощь [2, c. 12; 11]. По воспоминаниям «В Саласпилсском лагере для военнопленных, площадью 18,82 га, люди жили под открытым небом, укрываясь в земляных норах от непогоды. Такие норы, наподобие звериных, существовали во многих лагерях» [11].
Раненые и больные (после нахождения в лесах и болотах) подлежали уничтожению, та же участь была уготована и инвалидам: в конце июля 1944 года в Саласпилс привезли около 200 калек без рук и ног. Через несколько дней их расстреляли.[11] В Саласпилсе «встречаются трупы с вырезанными ягодицами или разрезами на боку. Это дело рук людоедов. Более примитивные режут ягодицы, а более изощрённые надрезают бока и вытаскивают печень.» [11] «Весной 1942 года из-за политики голода, проводимой в лагере, большая часть деревьев в расположении лагеря стояла без коры. Одни пленные грызли кору, другие старались достать нижние ветки и ели их. Многие искали что-то на земле, и найденную грязь ели. Русские военнопленные были похожи на скелеты.» [11] В связи с тем, что советские военнопленные снимают с себя знаки различия, Верховное главнокомандование (OKH) издает приказ от 16 января 1942 года об их клеймении. [11] «Пленные в значительном количестве умирали от эпидемий дизентерии и тифа. Осенью 1941 года в Саласпилсском лагере трупы собирали в специально отведённый для этого сарай, а затем, так как сарай быстро наполнялся, три раза в день вывозили за лагерь в выкопанные рвы.» [11] В Саласпилсском лагере погибло от голода, болезней или было убито 47 000 военнопленных.[11] В марте 1943 года в лагерь начали помещать крестьян из Латгалии, уклонявшихся от поставок сельхозпродукции и уплаты налогов, женщин и детей, вывезенных из сел Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей во время карательных антипартизанских операций (так, в феврале-апреле 1943 г. во время операции «Зимнее волшебство» лишь из Освейского района Витебской области были вывезены 14 175 жителей — взрослые на работу в Германию, дети — в Саласпилс), а также дезертиров, бежавших из созданного оккупантами Латышского легиона [5;8]. Весной 1944 года в лагерь стали помещать представителей латышской интеллигенции, которые призывали население бойкотировать приказы немецкого командования и уклоняться от службы в Латышском легионе.А уже в августе 1944 года часть оставшихся в живых заключённые лагеря были вывезены в концлагерь Штуттгоф, а остальные расстреляны. Перед приходом советских войск почти все лагерные бараки были сожжены.[5;8] Было приказано раскапывать могилы, затем складывать труппы вперемешку с дровами и облив бензином, сжигать их. После окончания раскопок, евреи, участвовавшие в этом, тоже расстреливались и сжигались вместе с остальными трупами» [6].
Однако Узники использовали радиоприёмник, добывали взрывчатку и изготавливали ручные гранаты, чтобы вооружиться и восстать против ненавистного врага [2, c. 12; 11].
Детское лицо лагеря. По показаниям свидетеля Бринкмане содержавшаяся в концлагере: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей… Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей». [7] Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.[1; 7; 8]. Из показаний свидетеля Лаугалаитиса бывшего заключенного концлагеря: «Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более трёх тысяч детей.»[5] Некоторых из них продавали хозяевам хуторов для «трудового использования» — стоимость одного ребенка составляла от 9 до 15 оккупационных марок. Ослабевших детей, на которых не нашлось покупателя, просто расстреливали.[6] Из воспоминаний Микелиса Шмита: «Cтоит автомашина с металлической будкой: она была приспособлена для уничтожения людей газом. Из машины на землю выброшено несколько заморенных детей… Тощие, вспухшие от голода, дрожащие от холода и страха, одетые в лохмотья, посиневшие от стужи… Немец сказал мне:,,Если не возьмёшь - уничтожим в душегубке, живых назад не повезём”. - Мог ли не взять?..» [2 c.65]. Также, врачи концлагеря использовали детей-заключенных для проведения медицинских опытов, например испытания различных ядов, или для получения донорской крови, направлявшейся затем в госпитали, где лечились офицеры СС. Ежедневно, у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Всего в лагере такой процедуре было подвергнуто 12 тысяч детей, у которых было взято более 3500 литров крови [6;9]. О творимых беззакониях и поистине зверском обращении рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок (в концлагерь Саласпилс попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря): «Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач…Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку. Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое.Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла». Выжили в лагере Наталья и Боря.[7] Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать внутрь разные средства. После всех этих приемов дети неизменно погибали. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.[1;7] По показаниям медсестры Думпе работавшая в 12-м блоке: «больные дети спали по двое, по трое в одной кроватке. Все они получали лекарство от дизентерии, хотя у многих поноса не было. Положение больных с каждым днем становилось все хуже и хуже». Думпе прекратила давать детям нацистские лекарства, а также ставить детям клизмы из мочи. Видя, что дети умирают не так быстро, как нужно, медсестер и санитарок стали контролировать. Но женщины продолжали упрямо игнорировать распоряжения докторов из СС: «Нас эсэсовцы прямо спрашивали: " Почему дети так мало умирают?" Мы в недоумении молчали.» [10]. Каждое утро на одной из виселиц лагеря подвешивали за ноги ребенка. Несчастный умирал в мучениях. Это зрелище было видно всем узникам.[10] Трупы уничтожали в печах крематориев или сбрасывали в утилизационные ямы. В одной из них немецкая женщина случайно нашла еле дышащую белорусскую девочку Зину Казакевич: после очередного забора крови она уснула. Её сочли умершей. Проснулась она уже в доме сердобольной немки: фрау проходила мимо утилизационной ямы, заметила шевеление, вытащила девочку и выходила её.[6;9]. Для скорейшего избавления от детей по разным лагерям ездили машины с вооруженными эсэсовцами и отбирали у родителей детей. Детей вырывали из рук, швыряли в машины и увозили на истребление. Установлены случаи отравления родителями собственных детей для спасения их от страшной смерти. Умирающих детей фашисты тоже кидали в кузов и увозили. По пакозаниям свидетеля Ритова: «В концлагере в 1944 году в Риге было около 400 детей. Из Берлина поступил приказ о поголовном уничтожении этих детей. К лагерю подъехал грузовик СС, в котором находилось около 40 детей, собранных по другим лагерям. Происходили неимоверные сцены прощания родителей с детьми. Одна девочка восьми лет, стоя у борта грузовика, сказала рыдающей матери: «Не плачь, мама, это моя судьба». [7] Таким образом в последний момент своего отступления из Риги немцы уничтожили до 700 детей. Этим актов насилия руководили: генеральный комиссар Дрекслер, его сотрудники Цигенбейн, Виндгассен, Кребс.[7]
Глава 2. Дискуссия о количестве жертв и увековечивание памяти погибших.
1.1. Данные о количестве узников и жертв концлагеря противоречивы. Согласно советским источникам, в Саласпилсском концлагере было убито свыше 100 тысяч человек, в том числе 7 тысяч детей и помимо граждан СССР, также Чехословакии, Польши, Австрии, Нидерландов, Франции и др. Ряд советских исторических и энциклопедических работ уточняют, что в собственно Саласпилсском лагере было убито более 53 тысячи, а с филиалами — 100 тысяч человек. Историк Арон Шнеер отмечает, что Саласпилсский лагерь для военнопленных был неподалёку от лагеря для гражданских лиц.[8]. Эти данные подтверждаются заключением судебно-медицинской комиссии которая, обследовав территорию гарнизонного кладбища в Саласпилсе, установила, что часть кладбища площадью в 2 500 кв.м сплошь покрыта холмиками с промежутками 0,2 до 0,5 метров. При раскопке только одной пятой части этой территории в 54 могилах обнаружено 632 детских трупа в возрасте от 5 до 9 лет, в большинстве могил трупы расположены в два-три слоя. На расстоянии 150 м от кладбища по направлению к железной дороге комиссия обнаружила площадь размером 25х27 метров, грунт которой пропитан маслянистым веществом и пеплом и содержавший части несгоревших человеческих костей, в том числе множество костей детей 5-9 лет, зубы, суставные головки бедренных, плечевых, ребер и других костей. В ходе раскопок нашли страшную картину, фотография которой потом потрясла не одно поколение и была названа «Саласпилсская мадонна» — заживо погребённая мать, прижимающая к груди ребёнка [1;7;9].
Таблица 1. Наименование мест, количество истребленных, на основании свидетельских показаний, приведенных в средствах массовой информации [3 c.10]:
Американский историк Валдис Луманс, приводит данные со ссылкой на советскую ЧГК о 53 700 жертв. Немецкие историки Андрей Ангрик, Петер Кляйн заявляют, что данные ЧГК о более чем 53000 жертв должны быть «отвергнуты». Ангрик и Кляйн сообщают, что «считается, что через лагерь прошли около 12 000 заключенных».[8] Арон Шнеер отмечает, что по данным ЧГК через Саласпилс с конца 1942 г. по 1944 г. прошло около 12 тысяч детей в возрасте от грудных до 14-15 лет, однако из отношения Социального департамента от 3 ноября 1943 г. известно, что порядковые номера регистрации детей в Саласпилсском лагере были 17683, это позволяет предположить, что число детей, прошедших через лагерь было намного больше.[8] Историки Музея оккупации Латвии заявляют о желании развенчать «советские мифы о Саласпилсе». Доктор истории Улдис Нейбургс утверждает, что история Саласпилсского лагеря никогда не была по настоящему изучена.[8] Член комиссии историков при президенте Карлис Кангерис считает, что в лагере «не было систематического и массового уничтожения людей», а советские данные о числе жертв завышены в несколько раз. По его мнению здесь погибло около тысячи евреев — строителей лагеря; пара тысяч заключенных и некоторое количество советских военнопленных. Аналогичное мнение имеет член латвийско-российской комиссии историков Рудите Виксне, заявляя о том, что и сведения об использовании детей-заключенных в качестве доноров крови является мифом. При этом сотрудник Института философии и социологии Каспарс Зеллис отметил, что название «лагерь трудового воспитания» — порождение нацистской пропаганды.[8] Латвийские историки заявляют, что Саласпилсский лагерь, не более чем «воспитательно-трудовой», то есть по-сути, та же тюрьма, в которой и «погибло-то всего-ничего» — 2 тысячи человек (согласно «историку» Х. Стродсу — это официальная позиция латвийской истории). Другие, например, руководитель центра документирования последствий тоталитарных режимов, говорят, что в Саласпилсе «не был убит ни один человек». Согласно последнему, это был «пересылочный лагерь», куда «в порядке соблюдения конвенции от 1907 о ведении войны, которая предусматривает перемещение гражданского населения из мест боевых действий, переправлялись целые семьи из фронтовых районов Украины и Белоруссии».[6] Причина. Оценку как количества погибших в этом лагере, так и состава заключённых затрудняет то, что при эвакуации был уничтожен его административный архив.[8]
Мемориальный комплекс. В середине 50-х годов, по инциативе министерства культуры Латвийской ССР и бывших узников лагеря, на месте лагеря было решено устроить мемориал. Предполагалось в центре лагеря насыпать возвышение. Подготовить проект ансамбля поручилии заслуженному архитектору Латвийской ССР Я. Васильеву, скульпторам Я. Мауриню и О. Силиню. Эта идея не была реализована, в связи с большими объемами земляных работ.[5] В 1959 году было решено устроить республиканский конкурс на лучшую идею устройства мемориала. По условию конкурса нужно было предоставить два проекта: для концетрационного лагеря и лагеря для военнопленных у Саласпилса. Всего на конкурс было прислано 24 проекта.[5] Первую премию получила работа "Фиолетовый прямоугольник" авторов архитекторов О. Остенберга и И. Страутманиса. Вторую премию получил проект под названием "Нет!" авторов скульпторов Х. Фимера, О. Скарайниса, архитекторов Г. Минциса, А. Таперно и художника С. Шечелманиса.Главная идея обоих проектов была показана в пути смерти. В первом проекте она показана в виде земляного вала в конце которого находился обелиск - путь людей в вечность. По проекту "Нет!" предусматривалось поместить в центре лагеря восемь огромных фигур, символизирующих заключенных.[5] В 1962 году, на основе этих проектов был выработан окончательный вариант мемориала.[5] Строительные работы начались весной 16 мая 1963 года. Работы продолжались более четырех лет. Официально мемориал был открыт 31 октября 1967 года.[5] Его создатели - архитекторы Гунар Асарис, Ольгерт Остенберг, Ивар Страутманис, Олег Закаменный, скульпторы Лев Буковский, Янис Зариньш и Олег Скарайнис - в 1970 году были удостоены Ленинской премии.[5] Основная идея мемориала - это граница между жизнью и смертью. По краю лагеря проходит наклонная стена. Над входом в лагерь смерти надпись: ЗА ЭТИМИ ВОРОТАМИ СТОНЕТ ЗЕМЛЯ. Внутри стена полая. Здесь коридор, в нишах которого расположены фотографии о жизни в лагере. По бокам стены цифры "1941-1944" - время существования лагеря смерти. В центре лагеря находится плац. На нем установлены огромные фигуры из бетона: "Солидарность", "Протест", "Рот фронт", "Мать", "Униженная" и "Несломленный". На месте бараков находятся небольшие бетонные знаки. Отдельно отмечен детский барак, через который прошло более 7 000 детей. На месте виселицы также памятный знак. На краю плаца находится "Сердце" (Электронный метроном), отражающий продолжение биение сердец погибших. В конце стены находится памятный знак, указывающий на начало дороги смерти - по ней людей уводили на расстрел.[5] В 2006 г. на месте захоронения 146 немецких военнопленных был установлен березовый крест.[8]
Заключение
С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч. Единицы, кто смог выжить. По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии - 5,7 млн. человек. По всей видимости, Германия включила в это число и так называемых перемещённых лиц). Но как можно оценить количество погибших в Саласпилсе? По свидетельским показаниям «через ворота лагеря в Саласпилсе прошли 100 000 человек, а вышли от туда единицы». Причины пленения были самыми различными. Это было в основном гражданское население оккупированной территории СССР. Судьбы этих людей поистине трагичны и очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. Человеку свойственно думать, анализировать, делать выводы и избегать трагедий. Работа над этой темой заставила меня задать себе и своему поколению ряд вопросов: Смогла ли бы я, как яркий представитель своего поколения, выдержать все тяготы того времени, остаться самодостаточным человеком, продолжать жить с надеждой и верой в людей? Как можно «достучаться» до нынешнего поколения, ведь знания о бывших узниках краткие и поверхностные, в основном из-за недостатка информации на уроках, незаинтересованности молодежи? И самое главное! Как сделать так, чтобы трагедия никогда не повторилась?
Источники: 1. Акт об истреблении немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвийской ССР 35 000 советских детей. Рига, 5 мая 1945 г. 2. Гусев И. Н., Быль о Саласпилсе: сборник воспоминаний бывших узников, Рига, 1964 г., с.141. 3. Латвия под игом нацизма: сборник архивных документов, М.: «Европа», 2006 г., с.344. 4. Смирин Г. Холокост в Риге // Уничтожение евреев Латвии 1941−1945, 2008 г., 91 с. 5. http://www.travelzone.lv/latvija/novads/salaspils/kurtenhof/ (Концлагерь Куртенгоф (Саласпилс)) 6. http://mywebs.su/blog/history/7947/ (Лагерь смерти «Саласпилс») 7. http://www.rigacv.lv/detsk_konclag (Детское лицо войны) 8. http://fishki.net/2228449-salaspils-konclagery-kurtengof--koncentracionnyj-lagery.html (Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь) 9. http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/12232 (Детская фабрика крови для гитлеровцев — концлагерь смерти Саласпилс.) 10. http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/firstaid/11183.html (Узники концлагерей в белых халатах) 11. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1694319 (Саласпилсский концлагерь)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|