Тема 2. Общение как восприятие понимание других людей
Автор В.А. Дорофеев, кандидат психологических наук Ростовского филиала Российской таможенной академии, доцент
Ответственный за выпуск В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты: А.В. Сидоренков, заведующий кафедрой психологии управления и акмеологии ЮФУ, доктор психологических наук, профессор; О.В. Барсукова, доцент кафедры психологии образования ПИ ЮФУ, кандидат психологических наук, доцент
©Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Психологическая структура и функции общения. Реализация функций общения в деятельности юриста. I. Задания для самостоятельной работы а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы: 1. Что называют общением? 2. Каковы характеристики общения как психологического феномена? 3. Чем отличается общение от видов психической деятельности? 4. В чем психологические функции общения? 5. В чем социальная роль общения? 6. Какие стороны общения выделяются? 7. Перечислите механизмы перцепции. 8. Перечислите средства общения. II. План практического занятия 1. Виды общения и их специфика в деятельности юриста. 2. Структура общения. 3. Формальное и неформальное общение.
III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий Необходимо уяснить, что общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс.
Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них: 1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели; 2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения; 3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление или правонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях; 4) формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации: - защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок; - усиление активности участников общения; 5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии; - повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения; - доминирование отрицательных эмоциональных состояний; 6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.
IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1. Аминов, И. И. Психология делового общения: учебник / И. И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106739. 2. Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106740. 3. Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. – Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106741. Дополнительная литература 1. Баронин, А. С. Этническая психология – Киев: Тандем, 2000. – 264 с. 2. Васильев, В. Л. Юридическая психология. СПБ.: Питер, 2000. – 612 с. 3. Добрович, А. Общение: наука и искусство. – М.: АОЗТ «Яуза», 1996. – 253 с. 4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с. 5. Вербицкий, А. А., Бакшаева, Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М.: ИЦ, 2000. – 200 с. 6. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение/ пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000. – 1039 с. 7. Прыгунов, П. Я. Практикум по психологии ролевого поведения для сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие. –2-е изд. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 288 с. 8. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: 2001. – 252 с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Психологическая газета. — Режим доступа: http://www.psy.su/. 2. Библиотека психологической литературы BOOKAP. — Режим доступа: http://bookap.info/. 3. Библиотеке учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета. — Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx/.
4. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". – Режим доступа: http://window.edu.ru/. 5. Научный электронный журнал «Психологические исследования». — Режим доступа: http://www.psystudy.com/. 6. Портал «Гуманитарное образование» — Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/. 7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/. 8. Федеральный портал Российское образование — Режим доступа: http://www.edu.ru/. 9. Флогистон: Психология из первых рук. – Режим доступа: http://flogiston.ru/. 10. Электронный журнал Психологическая наука и образование. — Режим доступа: http://www.psyedu.ru. 11. Электронный журнал PSYCHOLOGIES. — Режим доступа: http://wday.ru/psychologies/.
Тема 2. Общение как восприятие понимание других людей I. Задания для самостоятельной работы а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы: 1. Определите общение. 2. Что такое содержание, цели и средства общения? 3. Виды общения по содержанию, средствам и целям. 4. Чем отличается непосредственное общение от опосредованного общения? 5. Какая сторона общения связана с деятельностью? 6. Что происходит с информацией в ходе общения? II. План практического занятия 1. Феномен когнитивной атрибуции. 2. Атрибутивные процессы. 3. Аттитюды, перцептивная защита.
III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д.
IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1. Аминов, И. И. Психология делового общения: учебник / И. И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106739. 2. Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106740. 3. Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. – Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106741. Дополнительная литература 1. Андреева, Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. - 286 с. 2. Абалакина, М. А., Агеев, В. С. Анатомия взаимопонимания. - М.: Знание,1990.-64с. 3. Алексеев, А. А., Громова, Л. А. Поймите меня правильно. - С.-Пб.: Эконом. шк., 1993. - 352с. 4. Бодалев, А. А. Личность и общение. - М.: МПА, 1995. - 328 с. 5. Арнольдов, А. И. Культура общения: современные концепции. – М.: Изд. дом МГУКИ, 2005. – 93 с. 6. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 318 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|