Принципы всеобщего менеджмента качества
В российской практике восемь принципов менеджмента качества определены в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «Системы менеджмента качества – Основные положения и словарь» и в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004:2001 «Системы менеджмента качества – Руководящие указания по улучшению деятельности». Рассмотрим основные принципы системы менеджмента качества в той последовательности, в которой они приводятся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001 и ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Дополнительно к этому рассмотрим преимущества, получаемые от их использования, и примеры действий, которые руководители обычно предпринимают, когда применяют эти принципы для улучшения деятельности своих организаций. · Принцип 1 - Ориентация на потребителя · Принцип 2 - Лидерство руководителей · Принцип 3 - Вовлечение людей · Принцип 4 - Процессный подход · Принцип 5 - Системный подход к менеджменту · Принцип 6 - Постоянное улучшение · Принцип 7 - Основанный на фактах подход к принятию решений · Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками Принцип 1 – Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому им следовало бы понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Активно следуя этому принципу, организация с высокой степенью вероятности получит следующие выгоды и преимущества: · Повышенный оборот и доля на рынке, достигнутые за счет гибкой и быстрой реакции на рыночные возможности · Более результативное использование ресурсов организации для повышения удовлетворенности потребителей · Повышенная приверженность потребителей, приводящая к повторному бизнес-сотрудничеству
Применение принципа "ориентация на потребителя" обычно приводит к: · Изучению и пониманию потребностей и ожиданий потребителей · Обеспечению уверенности в том, что цели организации связаны с потребностями и ожиданиями потребителей · Передаче (распространению) информации о потребностях и ожиданиях потребителей по всей организации · Измерению удовлетворенности потребителей и последующим действиям, основанным на полученных результатах · Системному подходу к менеджменту взаимоотношений с потребителями Обеспечению сбалансированного подхода при удовлетворении потребителей и других заинтересованных сторон (таких как собственники, работники, поставщики, кредиторы, местные круги и общество в целом) Принцип 2 – Лидерство руководителей. Руководителю в системе менеджмента качества отдается ключевая роль. С одной стороны внедрение СМК связано с широким делегированием полномочий и ответственности, с другой стороны, именно руководство устанавливает единство цели и направления деятельности организации. Руководителю в системе менеджмента качества предстоит поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут стать полностью вовлеченными в деятельность по достижению целей организации[11]. Ключевые выгоды: · Работники будут понимать цели и задачи организации и будут мотивированы на их достижения · Различные виды деятельности оцениваются, выстраиваются и осуществляются единообразным способом · Неэффективные коммуникации (связи) между уровнями организации будут сведены к минимуму Применение принципа "лидерство руководителей" обычно приводит к следующим последствиям: · Учету потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, собственников, работников, поставщиков, кредиторов, местных кругов и общества в целом · Установлению ясных представлений о будущем организации (vision)
· Установлению перспективных целей и задач · Созданию и поддержанию общих ценностей, справедливости и этических моделей поведения на всех уровнях организации · Установлению доверия и устранению страха · Обеспечению работники необходимыми ресурсами, их подготовке и предоставлению свободы действий в рамках их ответственности и подотчетности · Стимулированию, поощрению и признанию вклада работников Принцип 3 – Вовлечение людей. Работники всех уровней являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для пользы организации. Ключевые выгоды: · Мотивированные, преданные и вовлеченные работники внутри организации · Нововведения и творческий подход при достижении целей организации · Работники становятся ответственными за свою работу · Работники стремятся участвовать и вносить вклад в постоянное улучшение Применение принципа "вовлечение людей" обычно приводит к тому, что: · Работники понимают важность своего вклада и своей роли в организации · Работники выявляют ограничения в своей деятельности · Работники признают существование проблем и свою ответственность за их решение · Работники оценивают свою деятельность на основе достижения поставленных перед ними целей и задач · Работники активно ищут возможности для повышения своей компетентности, знаний и опыта · Работники свободно делятся своими знаниями и опытом · Работники открыто обсуждают проблемы и дела Принцип 4 – Процессный подход Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это принцип, который вызывает наибольшее число сложностей при внедрении СМК. Для того, чтобы управлять деятельностью, как процессом, все процессы организации должны быть смоделированы, документированы и описаны их входы, выходы, владельцы, ресурсы и т.п. [11]. Ключевые выгоды от внедрения процессного подхода к управлению сложно переоценить. Кроме того, что при формализации процессов существенно повышается управляемость организации, существуют и более ощутимые преимущества: · Снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов
· Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты · Четко сориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения Применение принципа "процессный подход" обычно приводит к: · Систематическому определению видов деятельности, необходимых для достижения желаемого результата · Установлению четкой ответственности и подотчетности по управлению ключевыми видами деятельности · Анализу и измерению способности ключевых видов деятельности · Идентификации взаимосвязей между ключевыми видами деятельности внутри и между подразделениями организации. · Концентрации внимания на тех факторах, которые будут улучшать ключевые виды деятельности организации – таких, как ресурсы, методы и материалы · Оценке рисков, последствий и влияния видов деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны Отношение к процессам в рамках СМК отражает подход, который в практике управления называют принципом (или циклом) Шухарта-Деминга. Цикл Шухарта-Деминга предполагает циклическое управление процессами, основанное на планировании, воплощении, проверке и улучшении, и называется также цикл PDCA «Plan — Do — Check — Act». Цикл PDCA можно кратко описать так: · планирование (plan) — разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; · осуществление (do) — внедрите процессы; · проверка (check) — постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах; · действие (act) — предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов. Принцип 5 – Системный подход к менеджменту. Данный принцип естественным логическим образом вытекает из предыдущего. Восприятие предприятия как системы- позволяет настроить подразделения, и сотрудников предприятия с их индивидуальными целями на цели организации. Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Кроме того, можно ожидать получения следующих ключевых выгод: · Интеграция и выстраивание [в цепочку] тех процессов, которые будут наилучшим образом достигать желаемых результатов · Способность фокусировать усилия на ключевых процессах · Предоставление заинтересованным сторонам уверенности в том, что касается устойчивости, результативности и эффективности организации Применение принципа "системный подход к менеджменту" обычно приводит к: · Структурированию системы для достижения целей организации наиболее эффективным и результативным способом · Пониманию взаимозависимостей между процессами системы · Структурированным подходам, которые гармонизируют и интегрируют процессы · Обеспечению лучшего понимания ролей и ответственности, необходимых для достижения общих целей, и понижению за счет этого межфункциональных барьеров · Пониманию организационных возможностей и установлению требований к ресурсам до начала действий · Нацеленности и определению того, как следует осуществлять конкретные виды деятельности внутри системы. · Постоянному улучшению системы посредством [ее] измерения и оценки В качестве последствий от недооценки важности использования данного принципа, необходимо отметить, что отдельно созданная система менеджмента качества может привести к рассогласованию внутри организации и даже быть вредной для бизнеса. Принцип 6 – Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следовало бы рассматривать в качестве ее неизменной цели. Это тот принцип, который определяет дух и философию СМК. Он предлагает не зацикливаться на сбоях, проблемах и недочетах в работе, а напротив фиксировать и анализировать как недостатки в функционировании организации, так и ее сильные стороны и управленческие находки, позволяя тем самым недостатки устранять, а преимущества документировать и развивать. Именно таким образом создавались и эволюционировали все современные управленческие технологии. Кроме вышеуказанного, активное использование данного принципа дает: · Преимущества в деятельности за счет повышенных возможностей организации · Нацеленность деятельности по улучшению на всех уровнях на достижение стратегических целей организации · Гибкость с точки зрения быстроты реагирования на выявленные возможности Применение принципа "непрерывного улучшения" обычно приводит к: · Применению согласованного и распространенного по всей организации подхода к постоянному улучшению деятельности организации
· Обучению работников методам и инструментам непрерывного улучшения · Созданию такой ситуации, когда постоянное улучшение продукции, процессов и системы становится целью каждого работника организации · Установлению целей, которыми следует руководствоваться при осуществлении постоянного улучшения, и измерений, с помощью которых будет отслеживаться это улучшение · Распознаванию (выявлению) и признанию улучшений Принцип 7 – Основанный на фактах подход к принятию решений. Незыблемое требование СМК - все принимаемые решения должны основываться только на фактах, а не на интуиции или личном опыте специалиста, принимающего решение. Международный опыт показывает, что от 20 до 90% всех проектов улучшения продукта терпят провал только по причине ошибочного мнения о состоянии рынка, на базе которого принимается решение о стратегии бизнеса компании. Объяснением такого положения могут быть следующие моменты: · отсутствует полная оценка того, что потребители действительно хотят получить и как много они готовы заплатить за это; решения не базируются на конкретных фактах, характеризующих рынок; · компании имеют недостаточные знания о своем продукте в период, предшествующий его появлению на рынке, и в то же время они пренебрегают экспериментами, позволяющими улучшить продукт и процессы на раннем этапе их проектирования, упуская тем самым возможность улучшения качества продукта при меньших затратах; · факт несоответствия ожиданиям потребителей по ценности продукта и его стоимости должен устанавливаться, как уже неоднократно подчеркивалось, на наиболее ранних этапах жизненного цикла продукта, а для этого необходимо иметь наиболее полную информацию, основанную на фактах, и тогда будет уменьшена (или сведена к минимуму) вероятность того, что продукт после появления его на рынке не будет соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Таким образом, как показывает опыт, основной причиной неудач являются несовершенная работа и недостаточность знаний при принятии решения. Возможно, это основные причины всех проблем в мире. В отношении неполноты знаний существуют две ситуации: люди либо признают, что у них недостаточно знаний, либо не признают. Многие беды возникают именно во втором случае. Если люди осознают, что они не очень хорошо разбираются в ситуации, они могут провести исследование или эксперимент, пытаясь узнать то, что они не понимают. Когда же люди уверены в своей правоте, даже если они недостаточно хорошо разбираются в ситуации, решать проблемы непросто. Не претендуя на всеобъемлемость решения этой сложной проблемы, СМК предлагает цепочку взаимосвязанных процессов для принятия решения. Правильное решение требует статистического мышления, которое включает следующие основные требования: · больше доверяйте конкретным фактам, а не абстрактным идеям; · осознавайте, что наблюдения всегда ведутся над частью целого и поэтому результаты содержат ошибки и отклонения; · лишь в результате многочисленных и длительных наблюдений можно выявить устойчивую тенденцию, представляющую собой надежную информацию. · Статистическое мышление предусматривает знание и умение применять статистические методы, которые должны обеспечивать надежность интерпретации статистических данных и всеобъемлемость информации, а также простоту пользования. Что же касается выгод, получаемых предприятием от следования этому принципу, необходимо выделить: · Обоснованные решения · Повышенная способность демонстрировать результативность принятых ранее решений посредством ссылок на записи соответствующих фактов · Повышенная способность анализировать, подвергать сомнению и изменять мнения и решения Применение принципа "основанный на фактах подход к принятию решению " обычно приводит к: · Обеспечению уверенности в том, что данные и информация являются достаточно точными и достоверными · Доступности данных для тех, кто в них нуждается · Анализу данных и информации на основе санкционированных (допущенных) методов · Принятию решений и мер, основанных на анализе фактов с учетом опыта и интуиции Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и ее поставщики зависят друг от друга, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценности. Реализация этого принципа требует идентификации основных поставщиков организации, установления с ними четких и открытых прямых связей обмена информацией, постановки общих целей. Система менеджмента качества, соответствующая ISO 9001:2000, должна иметь стимулирующие механизмы по отношению к поставщику. Ключевые выгоды: · Повышенная способность создавать ценности для обеих сторон · Гибкость и быстрота совместной реакции на меняющийся рынок или потребности и ожидания потребителей · Оптимизация затрат и ресурсов Применение принципа "взаимовыгодные отношения с поставщиками" обычно приводит к: · Установлению взаимоотношений, которые обеспечивают баланс между краткосрочным выигрышем и долгосрочными соображениями · Объединению практического опыта и ресурсов с опытом и ресурсами партнеров · Идентификации и выбору ключевых поставщиков · Ясной и открытой коммуникации · Обмену информацией и планами на будущее · Созданию совместных видов деятельности по развитию и улучшению · Стимулированию, поощрению и признанию улучшений и достижений у поставщиков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|