Приёмы психологического раскрытия героини в драме А. Н. Островского «Бесприданница». Трактовка образа Ларисы и Паратова на сцене и в кинематографе.
А. Н. Островский – драматург, которого называют основоположником современного русского театра. Он пишет пьесы с 1840-х годов, и практически сразу они попадают на театральные подмостки. А. Н. Островский создал театральную школу в её современном понимании, а также новую театральную концепцию, развернув сценическое искусство к проблемам быта, повседневной жизни, глубокому психологизму, человечному и человеческому. В его пьесах отсутствуют экстремальные ситуации, обычно способствующие актёрской экзальтации на сцене. В театре Островского главная ставка делается на обычные ситуации с обычными людьми. При этом драматург утверждал, что театр должен быть построен на условностях (существует «четвёртая стена», отделяющая зрителей от актёров), почти всё о героях может быть выражено через мастерство речевых характеристик, все актёры, а не один, участвуют в хорошем разыгрывании спектакля. Всё это требовало формирования новой сценической эстетики, к тому же тематическая направленность пьес Островского отвечала запросам времени – в центре внимания драматурга оказывались актуальные социально-нравственные проблемы, А. Островский писал о народе и для народа. Его творчество стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. Герои его пьес – вольные люди, протестующие против патриархальных, изживших себя устоев, и противостоящие им, они защищают своё человеческое достоинство, утверждая идеалы гуманности, доброты и нравственности. Столкновением благородного чистого сердца с закоснелым, циничным миром в пьесах Островского задается основной конфликт. Над пьесой «Бесприданница» писатель работал на протяжении 4-х лет – с 1874 по 1878 год. Её героями становятся представители бедного провинциального дворянства и люди уже новой переходной формации – купечества, а также выходцы из других народных прослоек (мелкопоместный актёр, буфетчик, слуга). Лариса – девушка из обедневшей дворянской семьи, дочь Хариты Огудаловой, имеющей цыганские корни – становится жертвой неприглядных нравов купечества, построенных на торгашеских принципах и по отношению к людям, а также жертвой своего страстного чувства к Сергею Паратову. Паратов – обаятельный, но едва не промотавшийся дворянин, которым отныне руководит один лишь расчёт и выгода. Завоевав некогда сердце Ларисы, он на год пропадает из Бряхимова и возвращается уже к тому моменту, когда Лариса, перестав ждать и надеяться, от безысходности соглашается выйти замуж за бедного, жалкого и мстительного Карандышева. Всколыхнув память, новая встреча дарует Ларисе напрасную надежду на счастье, чем Паратов безжалостно пользуется, увлекая девушку своим очарованием и страстными обещаниями, которые заведомо не сможет выполнить, будучи обрученным с другой, более выгодной для себя партией. Обман оборачивается трагедией.
Увидев свет, пьеса сразу оказывается на подмостках. Первая её постановка проходит 10 ноября 1878 года в Малом театре Москвы и вызывает шквал эмоций. По мнению большинства рецензентов, пьеса терпит полнейший провал, провоцируя протест и негодование. Однако сам А. Н. Островский считает её одним из лучших своих произведений. Как и многие постановки той поры, первая постановка «Бесприданницы» была осуществлена за 10 дней. Роль Ларисы Огудаловой исполняла Гликерия Николаевна Федотова, но особого успеха не имела. В частности в столичной газете «Биржевые ведомости» за 1878 год отмечалось, что Гликерия Федотова «совсем не поняла роли и играла плохо». «Русские ведомости» писали о ««рисовке и фальши от первого шага до последнего слова» в актрисе. Роль Паратова исполнил Александр Павлович Ленский. Его игра отличалась жизненностью и тонкостью, чем восхитила К. Станиславского. Среди публики этот актёр прослыл «великим очарователем», что отразилось на его исполнении роли Паратова. Ленский показал Паратова как человека страстного, лиричного и меланхоличного, вероятно, потому, что хотел изобразить героя более благородным и объяснить тем самым любовь Ларисы к нему. Артист избегал чрезмерной декламации, углубляясь в тонкий, одухотворенный лиризм. Изящность, пластичность, внутренняя динамика, неповторимый авторский стиль оставались приметами его игры. Все зрители, включая К. Станиславского, в очередной раз остались под огромным впечатлением от того, как А. П. Ленский сыграл Паратова. Однако и А. Ленский со стороны газетчиков также не избежал укола в свою сторону: по мнению тех же «Русских ведомостей» он сделал слишком явный акцент на белых перчатках, которые его герой надевал ««без всякой надобности ежеминутно». В 1890 году Паратова сыграет и сам К. Станиславский: у него герой окажется более противоречивым - главным образом, актер передаст противоречие между его внешним изяществом и красотой (которая вызвала всеобщий восторг зрителей) и его внутренней бесчеловечностью.
Однако все достоинства игры А. Ленского не смогли спасти первую постановку от провала: критики писали, что «драматург утомил всю публику». Через несколько дней после первого представления роль Ларисы в Малом театре перешла к одной из талантливейших актрис в истории этого театра, Марии Ермоловой. В её обрисовке образа Ларисы не было налёта «цыганщины» и не было излишнего мелодраматизма. М. Ермолова исполняла роль с изяществом и благородством. 22 ноября 1878 года в Александринском театре состоялась петербургская премьера «Бесприданницы». Роль Ларисы в постановке сыграла Мария Гавриловна Савина. Отличительной чертой её игры оставалась поэтическая лёгкость наряду с глубоким трогающим драматизмом и развитой до совершенства мимикой. В роль Ларисы Савина привнесла несколько интерпретированные черты характера Катерины из «Грозы». Роль Паратова исполнил А. А. Нильский. В Петербурге пьесу приняли более благосклонно, нежели в Москве.
На этих же подмостках, после долгого перерыва «Бесприданница» появляется вновь 17 сентября 1896 года. На этот раз роль Ларисы достаётся В. Ф. Комиссаржевской, и вначале это вызывает знакомое раздражение критиков: писали, что актриса «играла неровно, в последнем акте ударилась в мелодраматизм». Однако именно исполнение В. Комиссаржевской вдыхает в пьесу новую жизнь: так, Лариса Огудалова впервые не мечется между ухажерами, а приподнимается над ними. По словам самой актрисы, в ее героине нет типических цыганских черт, нет отпечатка старой провинции, хотя другие исполнительницы этой роли именно эти черты считали основными в Ларисе. Комиссаржевская играла Ларису по-своему, и признавала, что ее Лариса отличается от той, какую создал Островский. Таким образом, В. Комиссаржевская вернула «Бесприданницу» не только на подмостки Александринского театра, но и на столичную и провинциальную сцены. Впоследствии же, в целом, критика была благосклонна к обрисовке В. Комиссаржевской этой роли. Так, Юрий Беляев писал, что своим исполнением актриса «поднимает престиж» Ларисы — девушки, упавшей до положения «драгоценной безделушки, на которую бросают жребий». Он считал, что Вера Фёдоровна показала Ларису какой-то «белой чайкой», а вовсе не девушкой с кипучей цыганской кровью. Федор Степун также оценил в игре Комиссаржевской то, что с первой же своей фразы («Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне») она подымает внутренний мир Ларисы на огромную духовную высоту. Игра Комиссаржевской была слишком «надбытовой», что другой критик, А. Кугель, считал обаятельной, но неправильной трактовкой. По его мнению, Лариса вышла слишком грустной и элегической. Однако не стоит забывать, что Лариса была существом сложным, пребывающим в двух мирах – в своём воображении (ведь недаром Кнуров говорит, что в Ларисе Дмитриевне «земного, житейского нет… это ведь эфир») и в тех обстоятельствах, в которые ее вовлекают самолюбивые, хищные поклонники.
За свою долгую жизнь «Бесприданница» переживала и продолжает переживать множество постановок не только на отечественной сцене, но и за рубежом. Так, в 1953 г. пьеса была поставлена в варшавском театре «Повшехны». В ХХ-XXI вв., начиная с 30-х годов ХХ века по наши дни «Бесприданница» имела более 30-ти постановок как в театрах бывших союзных республик, так и в провинциальных театрах, Ярославском, Башкирском, Воронежском, Татарском драматических театрах и многих других. В 2008 –ом выходит постановка «Бесприданницы» в театре «Мастерской Петра Фоменко». П. Фоменко перерабатывает классику, вводя современные сценические приёмы: вводит приемы театра теней, работает со светом, музыкой, цыганский хор на сцене создаёт впечатление мистерии и таинства. Роль Паратова здесь исполняет Илья Любимов, отходя от привычной трактовки персонажа. Он перерабатывает образ, исходя из своих внешних данных, и, конечно, глубокого звучного голоса, создавая в итоге совершенно оригинальный и живой персонаж. Исполняя роль Ларисы, Полина Агуреева избегает наигранной и неприятной девичьей жеманности. Мы видим молодую женщину, во всей глубине ее чувств: её страдания, ее любовь, тщетную борьбу, надломленность. В 2012 году пьеса возрождается на подмостках Малого театра. В 2014 г. «Бесприданница» появляется на сцене Московского академического театра им. Маяковского в постановке Льва Эренбурга, в 2018 г. – на сцене Самарского Художественного Театра (в постановке Павла Карташова). Нашла «Бесприданница» своё достойное место и в кинематографе, будучи экранизированной несколько раз. Первая экранизация пьесы выходит ещё в «век немого кино» в 1912 году. Режиссёром картины становится Кай Ганзен. Главные роли исполняют Вера Пашенная и Николай Васильев. Каких-либо других подробностей об этой кинокартине нам неизвестно. В 1936 году «Бесприданница» снята во второй раз известным режиссером Яковом Протазановым. Роль Ларисы - дебют молодой актрисы Нины Алисовой. Роль Паратова исполняет Анатолий Кторов. Режиссер стремился найти своё видение драмы, придумав начальную сцену, в которой Лариса Огудалова выходит из церкви. Она хочет сесть в экипаж, но не знает, как перейти весенний талый ручей, и тогда Паратов роскошным жестом кидает ей под ноги дорогую шубу со своего плеча (впоследствии этот фрагмент будет несколько переработан и интерпретирован в рязановской экранизации «Бесприданницы»). Восторженные взгляды вокруг, минутное промедление – и Лариса гордо ступает по шубе к своему экипажу. Достоинством этого фильма становится то, что в нём показывается предыстория драмы, описанной Островским в пьесе – мы видим события, предшествующие моменту возвращения Паратова в Бряхимов, то есть экранизируются слова из разговора Кнурова и Вожеватова в первом действии. Хоть картина впоследствии и получила восторженные отзывы, а самой актрисе роль Ларисы очень полюбилась, но всё же исполнение Нины Алисовой грешит чрезмерной театральностью, сценической экзальтацией: здесь и чрезмерные жесты с заламыванием рук и переигрывание. Истинного глубокого психологизма в таком исполнении не так уж и много, основная ставка делалась актрисой на драматизм проживания роли, и у неё это получилось. В исполнении Нины Алисовой Лариса Огудалова выглядит очень чувствительной и наивной девушкой, смотрящей на окружающий её жестокий мир широко распахнутыми, жаждущими признания и любви глазами. И ближе ко второй части фильма в них всё усиливается мотив внутреннего страдания. Определенной степенью психологизма обладают сцены с зеркалом: в одной из них зрителю крупным планом демонстрируется упавшее и разбившееся перед приездом Паратова зеркало (дурное предзнаменование, народная примета о череде несчастий). В другой – уже Лариса долго всматривается в собственное отражение, как бы вопрошая себя о собственных чувствах, пытаясь найти ответ на то, что неизбывно мучает её грудь, и порывисто бросается прочь.
Музыкальным обрамлением фильма становятся романсы, в частности, на стихи М. Лермонтова «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», и другие – «Догорай, моя лучина, догорю с тобой и я…», «Нет, не любил он…». Образ Паратова в исполнении А. Кторова являет собой некий типичный для XIX столетия образ франта, человека, любящего покрасоваться на публику, сверкающего взором ястребиных глаз. Это персонаж, наиболее близкий к обрисовке А. Н. Островского, человек, не имеющий духовной глубины, понимания ответственности за некогда близкую душу. В целом данная экранизация хоть и не лишена сценической, постановочной театральности, но обладает рядом достоинств для своего времени. В 1974 году выходит фильм-телеспектакль «Бесприданница» от режиссёра Константина Худякова. Главные роли в нем исполняют Татьяна Доронина и Валентин Гафт. Эта постановка в отличие от предыдущей уже обладает значительными преимуществами: контрастная чёрно-белая съёмка, подкрепленная тревожной музыкой, придаёт кадру глубокую психологическую напряженность. Череда молчаливых крупных планов с пронзительным взглядом в камеру придаёт главной героине глубины. Эта глубина в «говорении» невысказанного, в разговоре одного взгляда, который, как вспышка, как немой удар болью. Лариса Огудалова в обрисовке Т. Дорониной становится роскошной женщиной, действительно созданной для роскошной жизни («Дорогой бриллиант дорогой оправы требует»). В ней уже нет наивности, нет простоты. Она – действительно «эфир», но эфир, живущий своей сложной, затаённой жизнью. В ней грусть бессловесного страдания, полного внутреннего драматизма. И те немногочисленные фразы, которые произносит Лариса, с фирменным доронинским содроганием в интонациях, формируют для нас совершенно иной тип героини – непонятой окружающими, сильной и грациозной. Трагизм финальной сцены достигает наивысшей точки благодаря режиссерской находке: выстрел, произведенный из пистолета Карандышевым, задевает керосиновую люстру, она падает – и тюлевые занавески занимаются пламенем, которое словно бы охватывает всё пространство. Бездыханное тело Ларисы в кольце огня как намёк на то, что вот так же, в жестокости мира, сгорела её сильная душа. Паратов в исполнении В. Гафта на фоне личности Ларисы словно бы отходит на второй план: он неожиданно проникновенен в своей внезапной сердечной теплоте и крайне убедителен в своих заверениях. В сцене обеда у Карандышева, когда герои остаются один на один и решают сбежать на прогулку по Волге, Паратова охватывает сильный душевный порыв, который насколько правдоподобен, что не позволяет Ларисе усомниться в искренности чувств возлюбленного. Паратов В. Гафта – это герой, которому сложно не поверить, человек, который ведом своими сиюминутными чувствами, и в то же время ему ничего не стоит предать их. Самой известной экранизацией пьесы является «Жестокий романс» (1974) Эльдара Рязанова. В этой двухсерийной картине главные роли исполняют Лариса Гузеева и Никита Михалков. Главным в ней становится романтическое притяжение между героями через ряд эффектных сцен, рассчитанных на зрительное восприятие. Отсюда – особый лиризм этого фильма одновременно и в тургеневском, и в чеховском духе. Действие фильма выходит на широкий волжский простор, на широкие улицы, избегая замкнутых локаций (как то: кофейня или дом Карандышева). Меняющийся пейзаж не только задает рисунок кадру, заставляя зрителя любоваться красотами природы, но и добавляет пространственной динамики сюжету. В киноповествование вплетаются сцены, не предусмотренные текстом самой пьесы, и развивают лиризм. Такова сцена на теплоходе «Ласточка», в которой рука Паратова в перчатке обнимает руку Ларисы, готовящейся подать сигнал об обгоне впереди идущему теплоходу. Такова сцена с экипажем, увязшем в весенней грязи, когда Лариса с Харитой Игнатьевной не решаются подойти, и тогда Паратов в своём роскошном белом пальто ступает в грязь и подтаскивает повозку поближе. Ларису восхищают его сила, учтивость и благородство. Такова сцена с посещением кладбища зимой, на котором якобы похоронен отец Ларисы. Всё это делает киноповествование более свободным, нежели слепо следующим тексту пьесы. У героев появляется некое прошлое, о котором до этого мы ничего не знали. Наконец, более детально прорисовывается сцена с прогулкой по Волге: если в пьесе это пикник на катерах, то в «Жестоком романсе» это весёлое застолье с цыганскими песнями и танцами на «Ласточке» как преддверие неминуемой развязки. В самой трактовке образов героев также сильны чеховские мотивы с их «подводными течениями». Печаль, затаенная в Ларисе, передается через взгляд, наполняющийся слезами. Это уже в некотором смысле чеховская «чайка», нежели просто героиня Островского. Паратов Н. Михалкова – сильный и уверенный в себе человек, считающий себя не столько дворянином, сколько судовладельцем, близким к народу и много почерпнувшим из народа. Он не боится испачкаться в грязи, в его руках уже мужицкая могучая сила, которая с легкостью поднимает повозку и в минуты гнева со стальным спокойствием во взоре расшибает кулаком яблоко. Он – тот, кто не терпит дураков, вроде Карандышева, и с изощренной изысканностью своей силы над ними насмехается. Мы видим это в эпизоде, когда Паратов предлагает Карандышеву выпить «на брудершафт», наливая себе и ему стаканы до краев. Карандышев в стельку пьян, ему не хватает силы выпить, и он захлёбывается, тогда как Паратов осушает стакан до дна, даже не дрогнув. Образ Паратова в «Жестоком романсе» - это воплощение того очаровательного типа, сильного и смелого, который так нравится дамам. Его расчётливость здесь отступает на второй план, и мы видим то, как он с горечью и сам становится заложником своего выбора. Таковы основные психологические трактовки образов Ларисы Огудаловой и Паратова на сцене и в кинематографе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|