Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вредные и опасные производственные факторы.




Физиология и безопасность труда

СНИЖАЮТ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

Конфликты, которые рассматривается как негативная сторона интерактивного аспекта общения, и в настоящее время приковывает к себе пристальное внимание в силу того, что в современном мире постоянно увеличивается число конфликтов разных типов и различных по силе проявления (от разногласий между личностями до войн), что достаточно опасно для жизнедеятельности человека на любом уровне. Под конфликтом понимают поведение лица или группы, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его цели, при этом он может носить признак продуктивного или непродуктивного взаимодействия, в основе которого лежит противоборство мотивов или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.). Причина конфликта определяет свойства конфликта составляющие его сущность:

- это противоречия между целями, мотивами, потребностями, интересами, взглядами, ценностями субъектов общения;

- это противодействие между субъектами взаимодействия;

- это негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Среди причин возникновения конфликтов выделяют общие: социально-политические и экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические и частные, например, нарушение служебной этики, неудовлетворительные коммуникации, неудовлетворенностьусловиями деятельности. В конфликтной ситуации важно то, как субъекты себе представляют конфликт, на этом основании выделяют: ложные конфликты, не имеющие под собой оснований и подлинные, длякоторых характерно наличие реальных противоречий и стороны конфликта осознают их; смещенные или двойные, в которых за явным конфликтом можно обнаружить скрытый, лежащий в его основе.

Конфликтное взаимодействие характеризуется применением силового воздействия (физического, морального, юридического), эмоциональным настроем и переживаниями сторон, их позициями: внутренней (желаемой целью) и внешней (формальное выражение интересов).

Крах доверия. Доверие служит основой взаимоотношений на работе, в семьи, с друзьями. К сожалению, доверие - это то, чего мы ожидаем от других, но сами не очень с готовностью вкладываем в отношения.

Скрытые внутренние ожидания. Часто человек не делает чего-нибудь лишь потому, что мы не говорим, чего хотим. Наши ожидания относительно его действий часто скрыты.

УТОМЛЕНИЕ

Усталость. Для жизнедеятельности организма обязательно необходимо выполнять работу. Тело человека и его части при сокращении мышц изменяют свое положение, приходят в движение, преодолевают силу тяжести или уступают ей. Иногда тело удерживается в определенном положении без выполнения движения.

Выделяют динамическую работу мышц, связанную с перемещением тела в пространстве или частей тела относительно друг друга, и статическую работу, связанную с удерживанием частей тела в определенном положении (при этом обеспечивается определенная поза тела и противодействие внешним силам, стремящимся эту позу изменить). Эти две формы работы взаимосвязаны, т.к. динамическая работа обеспечивается исходным положением тела (статической работой).

Переутомление возникает при нарушении ритма деятельности организма, что мешает восстановлению функций органа или организма в целом.

Характерным симптомом утомления и переутомления является нарушение сна. Безсонница приводит к сонливому состоянию днем. А это может привести к снижению жизненного тонуса, плохому настроению, а отсюда к авариям на производстве, конфликтам..

Ритмы человека четко выражены в периодичности двигательной активности и многих физиолого-биохимических функций (температурные колебания, синтез РНК, деление клеток и т.д многоклеточных организмов группы клеток или отдельные клетки берут на себя роль синхронизаторов, управляя ритмикой органов и всего организма в целом. Биологические ритмы наследственно закреплены и являются важнейшими факторами естественного отбора и адаптации организмов.

Суточные ритмы – изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений, повторяющиеся с суточной периодичностью. Суточные ритмы свойственны большинству биохимических и физиологических процессов (частота деления клеток, колебание температуры тела, интенсивность обмена веществ и т. д.). С ними связана суточная ритмичность активности и пассивности. У человека отмечено более 100 физиологических функций, имеющих суточный ритм. При нарушении суточных ритмов нарушается и согласованность физиологических действий. Это наблюдается при перемене часового пояса, при изоляции человека. Это может привести к патологии.

При организации посменной работы следует учитывать часы оптимального состояния организма, т.к. именно в это время возможна максимальная напряженность в работе. В противном случае учащаются аварии.

Лунные ритмы – повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов, соответствующие циклу фаз луны (29,4 суток – лунно-месячный ритм, 24,8 – лунно-суточный ритм). Некоторые люди очень чувствительны к изменению фаз луны, что сказывается на их самочувствии, настроении, работоспособности

Обычно ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ происходит при смене видов деятельности выполнявшего работу органа, например, это чередование активного и пассивного отдыха. Переутомление бывает физическое и психическое, при патологическом состоянии наступает астения.

Одним из вариантов восстановления сил является отдых. Для людей умственного труда, лучше заняться физическим и наоборот. Активный отдых наиболее полезен для организма. Пеший ход, преодоление препятствий способствует тренировке сердца, сосудов, укреплению нервной системы и всего организма. Чистый воздух оказывает положительное влияние на здоровье людей, укрепляет сопротивляемость организма вредным влияниям инфекции. Поэтому многих привлекает отдых в лесу, горах, на реке или у моря, а в черте населенного пункта уютные озелененные уголки. Возрастает рекреационное значение этих мест, т.е. их роль в восстановлении духовных и физических сил человека во время отдыха.

НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ: экологическая, психологическая, валеологическая (наука о здоровье) с одной стороны знания этих дисциплин необходимы для обеспечения личной безопасности и безопасности близких и окружающих, а с другой стороны они важны для выполнения профессиональных обязанностей, с точки зрения сохранения безопасности общества.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. За счет алкоголя и наркотиков резко снижается трудоспособность у лиц, профессиональная деятельность которых требует усиленного внимания и значительного напряжения. Под их влиянием снижает скорость двигательной реакции, стойкость и интенсивность внимания, замедляется его переключение, подавляется нормальное функционирование головного мозга вследствие его отравления, поэтому снижается интенсивность процессов мышления и памяти. За счет алкоголя нарушается координация движений, их точность. Появляются обманнчивые ощущения:

- бодрости, при наличии усталости и снижении трудоспособности;

- тепла в холодную погоду, в то время как за счет расширенных сосудов кожи тепло отдается в окружающую среду, что может привести к переохлаждению

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Согласно законодательной базе каждый человек имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы соответственно призванию, способностей, профессиональной подготовки, образования и с учетом потребностей общества. Отсюда вытекает, что выбор профессии должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, отвечать как интересам личности, так и интересам общества.

Физическая работа описывается прежде всего показателями состояния нервно-мышечной системы (сила, выносливость отдельных мышечных групп), показателями гемодинамики, дыхания, временем условно-двигательных реакций. При продолжительной работе следует говорить о физической усталости и переутомлении. В последнем случае человек может оказаться не в состоянии выполнять работу, что связано с болями в мышцах. На восстановление потребуется определенное время.

Умственная работа отличается малой подвижностью, при этом ослабляются обменные процессы и отмечаются застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза. Умственная работа отличается определенным однообразием и задействованием в работе главным образом головного мозга. Для его работы требуется кислород и питательные вещества, поэтому прилив крови увеличивается примерно в 10 раз. Вследствие застойных явлений снабжение мозга кислородом ухудшается, уменьшается содержание глюкозы, некоторых незаменимых аминокислот, витаминов группы В. При умственной работе задействуется зрительный анализатор, функции которого со временем ухудшаются (острота зрения, чувствительность). При продолжительной работе следует говорить об умственной усталости, которая может привести к переутомлению. Вересаев описывает, что вследствие умственного переутомления он не мог ни писать, ни читать, ни выполнять какую –либо физическую работу. Но такое состояние развивается при продолжительном переутомлении, что.вызывает нарушение сна (бессонницу или сонливость), снижением адаптации к воздействию среды, нарушением работы нервной системы (перевозбуждение или торможение), общей слабостью, болями в области сердца, головными болями, ухудшением аппетита..

И физическая и умственная работа могут сопровождаться эмоциональной усталостью, которая возникает под влиянием однообразной работы. У человека возникает состояние, которое характеризуется апатией, вялостью, появлением отвлекающих мыслей, которые не касаются выполняемой работы.

При наличии хронического переутомления, как при умственной, так и физической работе, часто уменьшается масса тела, повышаются сухожильные рефлексы, потливость, возрастает лабильность показателей сердечно-сосудистой системы, снижается сопротивление организма к инфекциям и т.п.. Ухудшается качество работы, увеличивается количество ошибок и брак в работе. При наличии этих симптомов обязательно следует обратиться к врачу, уменьшить или приостановить работу, т.к. переутомление может привести к серьезным нарушениям здоровья, например, к неврозу.

Любая выполняемая работа характеризуется определенной нервной напряженностью. Степень ее определяется интенсивностью работы нервных центров по координации движений и направлении мыслительных процессов.

Период вхождения в работу выражается в постепенном повышении трудоспособности и колебаниями производительности труда (длится до 1 ч и большее).

Период высокой и стойкой трудоспособности характеризуется оптимальной трудоспособностью, которая обеспечивается адекватностью рабочей нагрузки и физиологических функций, которые находятся в границах физиологических норм (длится до 2,5 – 3 ч). В этот период достигается высокая эффективность работы при минимальных затратах энергии.

Период снижения трудоспособности. Интенсивность снижения трудоспособности зависит от индивидуальных характеристик человека (тренированностью, физическим состоянием, устойчивостью к нервно-психическим напряжениям, возрастом, силой воли), гигиеничными условиями работы, интенсивностью, напряженностью.

Для восстановления сил необходимо сменить вид деятельности. На работе период падения трудоспособности прерывается обеденным перерывом, после которого все три периода повторяются, но не достигают своей интенсивностью ту, что отмечается в первой половине дня. Следует напомнить о «совах», трудоспособность которых более высока во второй половине дня или ночью, но периодичность их работы будет той же.

Для безопасной работы важным является выбор человеком такой профессии, которая лучше всего отвечала бы его психическим возможностям. Этой проблемой занимается психотехника, которая решает ряд других вопросов (оптимальная продолжительность дня, проблемы развития утомления, методы анализа профессиональной пригодности, выбор профессии и т.д.), прежде чем ответить на вопрос об организации НОП (научной организацити производства). Установлено, что антропологические, физиологические, психологические особенности человека могут приводить к возникновению опасности. Они являются постоянными или временными (ухудшение слуха и зрения, притупленость реакции и ориентации, неумение сосредоточиться, плохая координация движений, плохая память).

 

Вредные и опасные производственные факторы.

1. Классификация опасных и вредных производственных факторов

1.1. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

физические;

химические;

биологические;

психофизиологические.

1.1.1. Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие:

движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственногооборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенный уровень ультразвука;

повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенная или пониженная ионизация воздуха;

повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень статического электричества;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

повышенная напряженность электрического поля;

повышенная напряженность магнитного поля;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная яркость света;

пониженная контрастность;

прямая и отраженная блесткость;

повышенная пульсация светового потока;

повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;

повышенный уровень инфракрасной радиации;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

невесомость.

1.1.2. Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

по характеру воздействия на организм человека на:

токсические;

раздражающие;

сенсибилизирующие;

канцерогенные;

мутагенные;

влияющие на репродуктивную функцию;

по пути проникания в организм человека через:

органы дыхания;

желудочно-кишечный тракт;

кожные покровы и слизистые оболочки.

1.1.3. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности;

микроорганизмы (растения и животные).

1.1.4. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:

а) физические перегрузки;

б) нервно-психические перегрузки.

1.1.4.1. Физические перегрузки подразделяются на:

статические;

динамические.

1.1.1 - 1.1.4.1. (Измененная редакция, Изм. N 1);

1.1.4.2. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

умственное перенапряжение;

перенапряжение анализаторов;

монотонность труда;

эмоциональные перегрузки.

1.2. Один и тот же опасный и вредный производственный фактор поприроде своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным в п. 1.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...